ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1911/2015 от 29.09.2015 Ингодинского районного суда г. Читы (Забайкальский край)

Дело № 2-1911/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 сентября 2015 года г. Чита

Ингодинский районный суд г. Читы в составе:

председательствующего судьи Цыдендамбаевой О.Ч.,

при секретаре Самедовой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кравцовой А. Г. к публичному акционерному обществу «Территориальная генерирующая компания № 14», открытому акционерному обществу «Служба заказчика» о защите прав потребителей,

установил:

Кравцова А.Г. обратилась в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на следующие обстоятельства. Она является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Публичное акционерное общество «Территориальная генерирующая компания » (далее – ПАО «ТГК-14»), открытое акционерное общество «Служба заказчика» (далее – ОАО «Служба заказчика») являются теплоснабжающими организациями, видом деятельности которых является оказание услуг по поставке тепловой энергии в горячей воде. Обязательства ответчиком исполняются ненадлежащим образом, горячая вода систематически отсутствует, отопление своевременно не осуществляется. Так, заявки в связи с отсутствием горячей воды были поданы истцом 4, 5, 9, 19, 23, 29, 30 сентября, 30 декабря 2014 года, 6 января, 24 февраля, 22 июня, 8, 21, 23, 25, 26 июля, 4, 7 августа 2015 года.

На основании изложенного просила:

- обязать ПАО «ТГК-14», ОАО «Служба заказчика» устранить недостатки при оказании Кравцовой А.Г., проживающей по адресу: <адрес>, коммунальных услуг в части горячего водоснабжения, подавать горячую воду непрерывно;

- обязать, ОАО «Служба заказчика» произвести перерасчет Кравцовой А.Г. по оплате услуг за техническое обслуживание инженерных сетей отопления и горячего водоснабжения за период с 4 сентября 2014 года по 7 августа 2015 года;

- взыскать с ответчиков в пользу Кравцовой А.Г. компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты> рублей, штраф в пользу потребителя в соответствии с законодательством РФ, компенсацию оплаты услуг представителя в сумме <данные изъяты> рублей.

В судебном заседании истец Кравцова А.Г., ее представитель Огородник М.И. требования поддержала.

Представитель ответчика ПАО «ТГК-14» Ветрогонова Т.В. с требованиями не согласилась, представила письменный отзыв, пояснив, что с 1 сентября 2014 года ПАО «ТГК-14» не обслуживает внутридомовые сети отопления и горячего водоснабжения, плату не взимает. В указанные истцом периоды нарушений при предоставлении коммунальных ресурсов по их причине не было, каких-либо заявок от управляющей компании не поступало. При этом, в случае, если нарушение качества коммунальной услуги и (или) перерывы в предоставлении коммунальных услуг, превышающие их установленную продолжительность, возникли во внутридомовых инженерных сетях, то изменение размера платы не производится, потребители вправе требовать возмещения причиненных убытков.

Представитель ответчика ОАО «Служба заказчика» Дремин А.П., в предыдущем судебном заседании представитель Яровой С.С. требования полагали не подлежащими удовлетворению, пояснили, что в случае отсутствия горячего водоснабжения жильцам производится перерасчет взимаемых платежей. Отсутствие горячей воды в указанные истцом дни имело место не по их вине, а по причине проведения ремонтных работ ПАО «ТГК-14».

Изучив материалы дела, заслушав участвующих в деле лиц, суд приходит к следующему.

В силу статьи 4 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О защите прав потребителей» (далее – Закон «О защите прав потребителей») исполнитель обязан оказать услугу потребителю, качество которой, соответствует договору.

Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354.

Как видно из материалов дела, истец проживает и является собственником квартиры по адресу: <адрес>, пользуется услугами горячего водоснабжения и отопления, оплачивая их.

ПАО «ТГК-14» является ресурсоснабжающей организацией, оказывающей услуги отопления и горячего водоснабжения данной квартиры.

С 1 января 2014 года обслуживание внутридомовых сетей отопления и горячего водоснабжения в указанном многоквартирном доме прекращено, фактически их обслуживанием занимается ОАО «Служба заказчика».

Согласно пункту 31 Правил № 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; вести учет жалоб (заявлений, обращений, требований и претензий) потребителей на качество предоставления коммунальных услуг, учет сроков и результатов их рассмотрения и исполнения, а также в течение 3 рабочих дней со дня получения жалобы (заявления, требования и претензии) направлять потребителю ответ о ее удовлетворении либо об отказе в удовлетворении с указанием причин отказа; при поступлении жалобы (заявления, обращения, требования и претензии) от потребителя об обнаружении запаха газа в помещениях либо на дворовой территории немедленно принимать меры по проверке полученной жалобы и в случае обнаружения утечки газа обеспечить безопасность людей и ликвидацию обнаруженной утечки.

В соответствии с пунктом 3 Правил № 354 одним из условий предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) является предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении № 1.

Согласному данному приложению допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды: 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно, при аварии на тупиковой магистрали - 24 часа подряд; продолжительность перерыва в горячем водоснабжении в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09).

Пунктом 98 Правил № 354 предусмотрено, что при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.

В силу пункта 150 Правил № 354 исполнитель, допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги вследствие предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, обязан произвести в соответствии с положениями настоящих Правил перерасчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги. Исполнитель освобождается от ответственности за нарушение качества предоставления коммунальных услуг, если докажет, что такое нарушение произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине потребителя. К обстоятельствам непреодолимой силы не относятся, в частности, нарушение обязательств со стороны контрагентов исполнителя или действия (бездействие) исполнителя, включая отсутствие у исполнителя необходимых денежных средств.

Согласно пункту 3.1.11 «СанПиН 2.1.4.2496-09. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы».

Истец ссылается на отсутствие горячей воды и подачи тепла в период с 4 сентября 2014 года по 7 августа 2015 года.

Так ею зафиксировано следующее:

«4 сентября 2014 года 9 часов 20 мин. нет горячей воды, , домоуправление, заявка № указали в качестве причины вину ОАО «ТГК-14», которое якобы дало воду ночью, но в квартире горячей воды нет;

5 сентября 2014 года 11 часов 35 мин. нет горячей воды, оператор домоуправления не берет трубку, горячую воду дали около 19 часов вечера;

9 сентября 2014 года 11 часов 33 мин. нет никакой воды, в домоуправлении телефонную трубку не берут. После неоднократных попыток дозвониться в домоуправление пришлось звонить по тел. в аварийную службу. Заявки принять отказались, но пообещали выяснить причину отсутствия воды;

19 сентября 2014 года 14 часов 30 мин. не берут трубку, идет постоянный сигнал занятости, нет горячей воды и не дали тепла, , в домоуправлении бросили трубку, отказавшись регистрировать заявку, но сообщили причину – авария. Потом позвонила руководитель домоуправления и пояснила, что кроме аварии на трассе производится розлив до 17 часов, потом дадут воду, так все выходные работают все организации, отвечающие за решение данного вопроса;

23 сентября 2014 года 12 часов 30 мин. не берут трубку и подняв ее сразу же бросают. Нет горячей воды и не дали тепла, заявка принята домоуправлением № . Пояснили, что тепло дали вчера, но случайно отключили, что с водой неизвестно, придут сантехник и на планерку и расскажут;

29 сентября 2014 года весь день нет горячей воды и тепла;

30 сентября 2014 года 9 часов 23 мин. нет горячей воды и не дали тепла, , в домоуправлении отказались принимать заявку, после неоднократных звонком сообщили номер заявки , перезвонила ФИО., сообщила, что будет перерасчет;

30 декабря 2014 года 13 часов 30 мин. заявка нети никакой воды, , в домоуправлении ответили: «как сделают, так и будет»;

6 января 2015 года нет горячей воды, заявка , причина – порыв горячей воды в подвале, в течение вечера устранят;

24 февраля 2015 года 9 часов 18 мин. нет никакой воды, 26-38-41, заявку приняли;

22 июня 2015 года 17 часов 3 мин. трубку не берут, по тел.заявка оформлена , вода не была включена до ДД.ММ.ГГГГ;

8 июля 2015 года 11 часов 40 мин. нет никакой воды, , заявку отказались оформлять на том основании, что порыв на теплотрассе устранят до обеда;

21 июля 2015 года заявка , 26-38-41, диспетчер пояснила, что происходит опрессовка трассы, параметры давления снижены, горячей воды не было с 20 июля;

23 июля 2015 года 6 час. 20 мин. заявка , диспетчер пояснила, что горячая вода отключена до ДД.ММ.ГГГГ, горячей воды не было с 20 июля;

25 июля 2015 года 8 час. 25 мин. диспетчер ФИО1 номер заявки назвать отказалась, 26-68-43, мотивируя, что теплосеть запущена и надо ждать, горячей воды не было с 20 июля;

26 июля 2015 года 9 час. 38 мин. заявка , виноваты теплосети, горячей воды не будет до ДД.ММ.ГГГГ, горячей воды не было с 20 июля;

с 4 августа 2015 года нет горячей воды, ДД.ММ.ГГГГ 14 час. 43 мин. нет никакой воды, заявка , отключена шесть домов;

7 августа 2015 года 18 час. 58 мин., 26-68-43, заявка , воду должны дать когда-нибудь, сейчас ребята работают на других участках.»

В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно части 1 статьи 68 ГПК РФ объяснения сторон и третьих лиц об известных им обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, подлежат проверке и оценке наряду с другими доказательствами. В случае, если сторона, обязанная доказывать свои требования или возражения, удерживает находящиеся у нее доказательства и не представляет их суду, суд вправе обосновать свои выводы объяснениями другой стороны.

По смыслу статьи 401 ГК РФ, Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств, лежит на исполнителе коммунальных услуг. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.

Из представленного ответчиком ПАО «ТГК-14» журнала приема заявок от юр.лиц следует, что в спорный период заявок от ОАО «Служба заказчика» не поступало.

Из акта обследования от 10 августа 2015 года, составленного совместно начальником д/у 2 ОАО «Служба заказчика» и инспектором ПАО «ТГК-14», усматривается, что в многоквартирном доме по <адрес> отсутствовало горячее водоснабжение, так как работниками ТГК проводились ремонтные работы на сети: с 20 до 26 июля 2015 года, с 4 по 6 августа 2015 года (отключил МКД <адрес>), 7 августа с 9.00 час. по 17.00 час. отключил МКД <адрес> – проводились ремонтные работы на сетях т/снабжения). Данный акт также подписан жильцом квартиры указанного жилого дома. ПАО «ТГК-14» представлен график испытаний, ремонтов и реконструкции магистральных тепловых сетей г. Читы на 2015 год, однако суд не может принять во внимание данный документ, поскольку сопоставить указанные в нем участки, в пределах которых осуществляются работы, с многоквартирным жилым домом, в котором проживает истец, суду не представляется возможным, каких-либо пояснений относительно данного обстоятельства не дано, подтверждающих документов не представлено.

Из акта обследования от 4 августа 2015 года, составленного совместно начальником д/у 2 ОАО «Служба заказчика» и инспектором ПАО «ТГК-14», усматривается, что на время гидравлических испытаний, ремонта тепловой трассы согласно графику жилой дом по <адрес> отключен: 7 августа с 9.00. до 17.00 часов, а также с 04.08.15 – 06.04.15 отключил по ГВС ТГК -14. Акт подписан лишь инспектором ТГК-14, иных подписей не имеется, в связи с чем данный акт также не может быть принят во внимание.

В соответствии с пунктом 21 Правил № 354 договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), заключаемые с ресурсоснабжающими организациями, должны содержать положения об определении границы ответственности за режим и качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида. Если иное не определено в договоре, заключенном с ресурсоснабжающей организацией, то такая ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми собственниками помещений в многоквартирном доме или собственниками жилых домов по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых инженерных систем в таком доме, или такими собственниками самостоятельно, если законодательством Российской Федерации выполнение ими таких работ не запрещено.

Исходя из указанных норм, ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи воды на границе сети.

Пунктом 8 Правилам содержания общего имущества, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила № 491), установлено, что внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.

На основании вышеприведенных положений нормативных правовых актов и обстоятельств дела, суд приходит к выводу, что услуги по горячему водоснабжению предоставлялись истцу ненадлежащего качества по вине обоих ответчиков.

Доказательств отсутствия виновных действий по предоставлению услуг ненадлежащего качества ответчиками не представлено.

Статьей 15 Закона «О защите прав потребителей» предусмотрено, оральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Таким образом, требования о компенсации морального вреда с ответчиков, связываемого с предоставлением услуг ненадлежащего качества, представляются обоснованными.

При определении размера денежной компенсации морального вреда, суд на основании части 2 статьи 1101 ГК РФ учитывает степень вины ответчиков, последствия их виновных действий, степень нравственных страданий истца и с учетом принципов разумности и справедливости, полагает возможным взыскать в пользу истца по <данные изъяты> рублей с каждого ответчика.

В соответствии с пунктом 6 статьи 13 Закона о защите прав потребителей при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Принимая во внимание указанное выше, в пользу истца с ответчиков подлежит взысканию штраф в размере 50 процентов от компенсации морального вреда, присужденной в пользу истца, что составляет по <данные изъяты> рублей с каждого из ответчиков.

Согласно правилам части 3 статьи 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Принимая во внимание, что отсутствие вины ОАО «Служба заказчика» в предоставлении услуг ненадлежащего качества не доказано, ОАО «Служба заказчика» обязано в границах своей ответственности произвести перерасчет в соответствии с Приложением № 1 к Правилам № 354 по оплате услуг за техническое обслуживание инженерных сетей отопления и горячего водоснабжения за период с 4 сентября 2014 года по 7 августа 2015 года. В связи с чем требования истца в данной части требований также подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьями 98, 100 ГПК РФ с ответчика подлежат взысканию в пользу истца понесенные им по делу судебные расходы на оплату услуг представителя, с учетом сложности дела, категории спора, требований разумности и справедливости, пропорционально удовлетворенным требованиям в сумме по <данные изъяты> рублей с каждого из ответчиков.

Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Кравцовой А. Г. удовлетворить частично.

Обязать публичное акционерное общество «Территориальная генерирующая компания № 14», открытое акционерное общество «Служба заказчика» оказывать Кравцовой А. Г. услуги по горячему водоснабжению в жилом доме по адресу: <адрес>, в соответствии Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354.

Обязать открытое акционерное общество «Служба заказчика» произвести перерасчет Кравцовой А. Г. по оплате услуг за техническое обслуживание инженерных сетей отопления и горячего водоснабжения за период с 4 сентября 2014 года по 7 августа 2015 года.

Взыскать с публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 14» в пользу Кравцовой А. Г. компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей, расходы на оплату услуг представителя <данные изъяты> рублей, штраф <данные изъяты> рублей.

Взыскать с открытого акционерного общества «Служба заказчика» в пользу Кравцовой А. Г. компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей, расходы на оплату услуг представителя <данные изъяты> рублей, штраф <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ингодинский районный суд г. Читы.

Судья О.Ч. Цыдендамбаева

Решение в окончательной форме изготовлено 02.10.2015.