Дело № 2-1913/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 августа 2020 года г. Нефтеюганск
Нефтеюганский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:
председательствующего судьи Кузнецова А.Ю.,
при ведении протокола помощником судьи Харченко Н.Н.,
с участием
истцов ФИО1, ФИО2,
представителя ответчика ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковым заявлениям ФИО1, ФИО2 к департаменту жилищно-коммунального хозяйства администрации города Нефтеюганска о признании права быть участниками мероприятия по расселению и ликвидации приспособленных для проживания строений,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО4 обратился в суд с исковыми требованиями к ДЖКХ администрации города Нефтеюганска (далее Департамент) о признании права быть участниками мероприятия по расселению и ликвидации приспособленных для проживания строений. С аналогичным иском к Департаменту обратился ФИО2 Определением суда дела объединены в одно производство.
Требования мотивированы тем, что 23.12.2019г. Департаментом истцам отказано в признании участниками мероприятия по расселению и ликвидации приспособленных для проживания строений, расположенных на территории города Нефтеюганска по адресу: (адрес)
21.03.2012 года семья И-вых обратилась в Департамент градостроительства и земельных отношений администрации города Нефтеюганска с заявлением о бесплатном предоставлении земельного участка в собственность согласно пункта 1 статьи 7.4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 6 июля 2005 года N 57-03 «О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре», в соответствии с которым граждане, имеющие трех и более детей могут без торгов однократно бесплатно для индивидуального жилищного строительства приобрести земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства.
31.05.2017 года исх. № 01-34-3073/17 Департамент градостроительства и земельных отношений администрации города Нефтеюганска, сообщил, что в соответствии с полученной информацией, в порядке информационного взаимодействия, согласно пункта 23, 24 Порядка 15 постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.10.2013 № 408-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Ханты-Мансийского автономного руга - Югры в 2016-2020 годах», на основании приказа департамента градостроительства земельных отношений № 99 от 31.05.2017, заявления и предоставленных документов, принято решение о выдаче ФИО5 свидетельства о праве на получение социальной выплаты участнику указанного мероприятия.
В отказе о признании И-вых участниками мероприятия по расселению и ликвидации приспособленных для проживания строений ответчик считает, что истцы не могут являться участниками мероприятия по расселению и ликвидации приспособленных для проживания строений, расположенных на территории города Нефтеюганска, на основании того что, 17.08.2017 года ФИО1, ФИО2, ИАН, ИГИ, ИНФ воспользовались государственной поддержкой на приобретение жилого помещения взамен земельного участка в рамках мероприятия «Предоставление гражданам, имеющим трех и более детей социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно» ими куплена квартира по адресу: (адрес).?
Однако истцы считают, что они имеют право на участие в программе по реализации мероприятия по расселению и ликвидации приспособленных для проживания строений, расположенных на территории города Нефтеюганска.
Ответчик до 2020 года направлял уведомления о включении балка (адрес) в реестр приспособленных для проживания строений.
Для признания участником программы по расселению и ликвидации приспособленных для проживания строений истцы обращались в суд об установлении факта проживания в строении приспособленном для проживания - балке (адрес).
11.02.2019 года Решением Нефтеюганского районного суда требования удовлетворены.
Исходя из этого следует, что ответчик после выплаты денежных средств за не предоставленный земельный участок в мае 2017 года, не обращался к истцам о выселении из занимаемого ими жилого помещения расположенному по адресу: (адрес) а наоборот включил балок в реестр приспособленных для проживания строений, подлежащих расселению, то есть впоследствии одобрил право истцов о включении в программу по расселению и ликвидации приспособленных для проживания строений. Также ответчик перед выплатой денежной компенсации за не предоставленный земельный участок не ставил перед истцами условий о необходимости выселиться из проживающего ими жилого дома.
Истцы в судебном заседании исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признала, предоставила возражения, из которых следует, что с заявленными требованиями И-вых Департамент не согласен по следующим основаниям.
В настоящее время осуществляются мероприятия по ликвидации приспособленных для проживания строений, расположенных в городе Нефтеюганске.
11.03.2020 Департамент направил адрес ФИО1 и ФИО2 уведомление об отказе в признании участниками мероприятия по расселению и ликвидации приспособленных для проживания строений, расположенных на территории г. Нефтеюганска, в связи с тем, что 17.08.2017 ФИО1, ФИО2, ИАН, ИГИ, ИНФ воспользовались на состав семьи 5 человек государственной поддержкой на приобретение жилого помещения взамен земельного участка в рамках мероприятия «Предоставление гражданам, имеющим трех и более детей, социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно». ИГИ и ИНФ, являющимися родителями истцов, с использованием социальной выплаты в размере 1 144 071 руб., была приобретена квартира по адресу: (адрес) общей площадью 43,8 кв.м. Согласно нотариально удостоверенному обязательству от 12.07.2017 ИГИ и ИНФ обязались оформить указанную квартиру в общую собственность детей - ФИО1, ФИО2, ИАН, с определением размера долей по соглашению в течение шести месяцев после снятия обременения с жилого помещения. Согласно выписке из ЕГРН от 17.12.2019 в отношении жилого помещения, расположенного по адресу (адрес), установлено ограничение прав и обременение в виде ипотеки в силу закона на период с 07.07.2017 по 07.07.2027 на 120 месяцев .
Вместе с тем, как следует из выписки из ЕГРН по состоянию на 19.11.2019 после приобретения в собственность жилого помещения за счет средств предоставленной субсидии ИГИ и ИНФ приобрели в общую долевую собственность жилой дом площадью 35,9 кв.м, и земельный участок площадью 2 741 кв.м., расположенные по адресу (адрес), по договору купли-продажи земельного участка с жилым домом от 17.07.2017.
Таким образом, приобретя в собственность жилой дом, ИГИ и ИНФ, родители истцов, утратили свое право на участие в Мероприятии по расселению и ликвидации строений, приспособленных для проживания, на основании абз. 3 и 5 п. 1.4 Порядка.
Согласно выписке из ЕГРН по состоянию на 15.07.2020 ИАН с 19.10.2015 и ИНФ с 23.01.2018 являются собственниками жилого помещения, расположенного по адресу (адрес), общей площадью 23,1 кв.м., на праве общей долевой собственности.
При этом, как следует из выписки из ЕГРН по состоянию на 06.12.2019, 1/2 доля в праве собственности ФИО2 на указанное жилое помещение была прекращена 23.01.2018, право собственности перешло к ИНФ Тем самым, ФИО2 ухудшил свои жилищные условия в течение 5 лет, предшествующих году реализации Мероприятия, что также, помимо абз. 5 п. 1.4 Порядка, является основанием для отказа в признании ФИО2 участником мероприятия по абз. 4 п. 1.4 Порядка.
ФИО1, воспользовавшись государственной поддержкой на приобретение жилого помещения взамен предоставления земельного участка, в силу абз. 5 п. 1.4 Порядка также не имеет оснований быть признанным участником Мероприятия по расселению и ликвидации приспособленных для проживания строений.
С учетом изложенного департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации города Нефтеюганска считает, что отсутствуют основания для предоставления ФИО5 мер социальной поддержки, связанных с реализацией мероприятий по расселению и ликвидации приспособленных для проживания строений, и удовлетворения исковых требований.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
На территории города Нефтеюганска осуществляются мероприятия по ликвидации приспособленных для проживания строений, расположенных в городе Нефтеюганске, в соответствии с государственной программой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие жилищной сферы», утвержденной Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05.10.2018 № 346-п, Уставом города Нефтеюганска, муниципальной программой города Нефтеюганска «Развитие жилищной сферы города Нефтеюганска», утвержденной постановлением администрации города Нефтеюганска от 15.11.2018 № 602-п, Порядком реализации мероприятий по расселению и ликвидации приспособленных для проживания строений, расположенных на территории города Нефтеюганска, утвержденным постановлением администрации города Нефтеюганска от 18.03.2019 № 67-нп (далее по тексту - Порядок).
На основании п. 1.3 Порядка участниками Мероприятия признаются совершеннолетние граждане Российской Федерации и члены их семей - граждане Российской Федерации, не имеющие жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности или предоставленных по договорам социального найма на территории Российской Федерации, фактически проживающие по настоящее время в приспособленных для проживания строениях, включенных в Реестр приспособленных для проживания строениях по состоянию на 01.01.2012, вселенные в них до 01.01.1995 либо в период с 01.01.1995 по 01.01.2012, с целью предоставления субсидии на приобретение жилья на территории Российской Федерации, с целью предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда коммерческого использования по договору найма жилого помещения муниципального жилищного фонда коммерческого использования.
К членам семьи участника Мероприятий относятся супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки.
Также участниками Мероприятия признаются граждане, постоянно проживающие и имеющие регистрацию в приспособленном для проживания строении до 01.01.2012, либо установившие факт проживания в судебном порядке по состоянию на 01.01.2012 и фактически проживающие по настоящее время в приспособленных для проживания строениях.
При этом, как следует из п. 1.4 Порядка, к участникам Мероприятия не относятся:
- совершеннолетние граждане Российской Федерации и члены их семей, проживающие в приспособленных для проживания строениях, установленных на земельных участках, относящихся к частным домовладениям, а также на садовых, огородных и дачных участках;
- совершеннолетние граждане Российской Федерации и члены их семей, проживающие в приспособленных для проживания строениях, имеющие жилые помещения, принадлежащие им на праве собственности, или предоставленные по договорам социального найма на территории Российской Федерации;
- совершеннолетние граждане Российской Федерации и члены их семей, проживающие в приспособленных для проживания строениях, ухудшившие свои жилищные условия в течение 5 лет, предшествующих году реализации Мероприятия, путем продажи, дарения или отчуждения иным способом жилого помещения, принадлежащего гражданину или членам его семьи на праве собственности на территории Российской Федерации, если общая площадь отчуждаемого жилого помещения превышала норму предоставления общей площади жилого помещения;
- совершеннолетние граждане Российской Федерации и члены их семей, проживающие в приспособленных для проживания строениях, воспользовавшиеся мерами государственной поддержки на улучшение жилищных условий за счет средств бюджетной системы Российской Федерации (за исключением получения материнского (семейного) капитала).
Согласно п. 1.4.1 Порядка основаниями для отказа в признании участником мероприятия являются:
- непредставление документов, предусмотренных подпунктом 2.4 пункта 2 Порядка;
- установление факта недостоверности сведений, содержащихся в представленных документах;
- факт постоянного не проживания граждан(на) в строении, приспособленном для проживания, подтвержденный правовым актом уполномоченного органа.
В соответствии с п. 8 ст. 7.4 Закона ХМАО - Югры от 06.07.2005 № 57-оз "О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» (далее по тексту - Закон № 57-оз) гражданам, имеющим трех и более детей, с их согласия взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно может быть предоставлена мера социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями в размере, порядке и на условиях, установленных Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
В судебном заседании установлено, что 11.02.2019 года решением Нефтеюганского районного суда требования ИНФ, ФИО1, ФИО2, ИГИ, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ИАН, об установлении факта проживания в строении, приспособленном для проживания, удовлетворены.
Установлен факт проживания ФИО1, (дата) года рождения, в строении №, приспособленном для проживания, расположенном по адресу: (адрес), с 23 октября 1996 года по настоящее время.
Установлен факт проживания ФИО2, (дата) года рождения, в строении №, приспособленном для проживания, расположенном по адресу: (адрес) с 29 мая 1999 года по настоящее время.
Установлен факт проживания ИАН, (дата) года рождения, в строении №, приспособленном для проживания, расположенном по адресу: (адрес) с 16 августа 2008 года по настоящее время.
Установлен факт проживания ИГИ в строении №, приспособленном для проживания, расположенном по адресу: (адрес) с 18 мая 1996 года по настоящее время.
Установлен факт проживания ИНФ в строении №, приспособленном для проживания, расположенном по адресу: (адрес) с 17 мая 1997 года по настоящее время.
11.03.2020 года Департамент уведомлением отказал ФИО1 и ФИО2 в признании участниками мероприятия по расселению и ликвидации приспособленных для проживания строений, расположенных на территории г. Нефтеюганска.
Основанием к отказу послужило то обстоятельство, что 17.08.2017 года ФИО1, ФИО2, ИАН, ИГИ, ИНФ воспользовались на состав семьи 5 человек государственной поддержкой на приобретение жилого помещения взамен земельного участка в рамках мероприятия «Предоставление гражданам, имеющим трех и более детей, социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно», утвержденного постановлением Правительства ХМАО-Югры от 09.10.2013 № 408-п.
ИГИ и ИНФ, являющимися родителями истцов, с использованием социальной выплаты в размере 1 144 071 руб. приобретена квартира по адресу: (адрес), общей площадью 43,8 кв.м.
Согласно нотариально удостоверенному обязательству от 12.07.2017 ИГИ и ИНФ обязались оформить указанную квартиру в общую собственность детей - ФИО1, ФИО2, ИАН, с определением размера долей по соглашению в течение шести месяцев после снятия обременения с жилого помещения.
Согласно выписке из ЕГРН от 17.12.2019 в отношении жилого помещения, расположенного по адресу (адрес), установлено ограничение прав и обременение в виде ипотеки в силу закона на период с 07.07.2017 по 07.07.2027 на 120 месяцев .
Из выписки из ЕГРН по состоянию на 19.11.2019 следует, что после приобретения в собственность жилого помещения за счет средств предоставленной субсидии ИГИ и ИНФ приобрели в общую долевую собственность жилой дом площадью 35,9 кв.м, и земельный участок площадью 2 741 кв.м., расположенные по адресу (адрес), по договору купли-продажи земельного участка с жилым домом от 17.07.2017, в связи с чем ИГИ и ИНФ, родители истцов, утратили свое право на участие в Мероприятии по расселению и ликвидации строений, приспособленных для проживания, на основании абз. 3 и 5 п. 1.4 Порядка.
Согласно выписке из ЕГРН по состоянию на 15.07.2020 ИАН с 19.10.2015 и ИНФ с 23.01.2018 являются собственниками жилого помещения, расположенного по адресу (адрес), общей площадью 23,1 кв.м., на праве общей долевой собственности, при этом, 1/2 доля в праве собственности ФИО2 на указанное жилое помещение прекращена 23.01.2018, право собственности перешло к ИНФ Тем самым, ФИО2 ухудшил свои жилищные условия в течение 5 лет, предшествующих году реализации Мероприятия, что также, помимо абз. 5 п. 1.4 Порядка, является основанием для отказа в признании ФИО2 участником мероприятия по абз. 4 п. 1.4 Порядка.
Исследовав предоставленные доказательства, суд приходит к выводу, об отсутствии оснований для признания истцов участниками Мероприятия по расселению и ликвидации строений, приспособленных для проживания.
Доводы истцов о том, что на предоставленную меру социальной поддержки они смогли купить только квартиру в 17 микрорайоне с использованием кредитных средств, правового значения для разрешения заявленного спора не имеют.
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ФИО1, ФИО2 к департаменту жилищно-коммунального хозяйства администрации города Нефтеюганска о признании права быть участниками мероприятия по расселению и ликвидации приспособленных для проживания строений, отказать за необоснованностью.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры с подачей апелляционной жалобы через Нефтеюганский районный суд.
Судья: подпись