Р Е Ш Е Н И Е № 2-205/2018
Именем Российской Федерации
29 января 2018 года город Зерноград
Зерноградский районный суд, Ростовской области в составе председательствующего судьи Дробот Н.В., с участием помощника прокурора Зерноградского района Рябченко Л.С.,
при секретаре Чуриковой И.О.
в открытом судебном заседании, рассмотрев гражданское дело по иску прокурора Зерноградского района в интересах неопределенного круга лиц к ООО ПКП ЖКХ «Стройсервис», третье лицо на стороне ответчика Администрация Зерноградского района, Ростовской области, об обязании произвести капитальный ремонт объектов водопроводно-канализационного хозяйства,
Установил:
Прокурор обратился в Зерноградский районный суд, Ростовской области с исковыми требованиями к Администрации Зерноградского района, Ростовской области об обязании до 31 декабря 2019 года произвести капитальный ремонт объектов водопроводно-канализационного хозяйства, имеющих степень физического износа 68 % и выше, расположенных в Большеталовском, Гуляй-Борисовском, Донском, Конзаводском, Красноармейском и Россошинском сельских поселениях. Требования мотивированы тем, что централизованное холодное водоснабжение населения указанных сельских поселений осуществляет ООО ПКП ЖКХ «Стройсервис» с использованием находящихся в муниципальной собственности муниципального образования «Зерноградский район» артезианских скважин и водопроводных сетей, переданных эксплуатанту в период с 03.03.2017 по 10.03.2017 на основании дополнительных соглашений о перемене лиц в обязательстве к договорам о передаче в безвозмездное пользование недвижимого имущества, являющегося муниципальной собственностью. Согласно актов технического обследования объектов водопроводно-канализационного хозяйства, проведенного в апреле 2017 года, следует, что большинство из них требуют капитального ремонта (замены), либо подлежат модернизации вследствие высокого физического износа, поскольку за период эксплуатации капитальному ремонту они не подвергались. Так, в х. Б-Таловая, Пятая Сотня, Попов Большеталовского сельского поселения водопровод изношен на 75 процентов. В х. Г-Борисовка, х. Кугоейский, с. Ново-Ивановка, с. Октябрьское Гуляй-Борисовского сельского поселения водопроводные сети изношены на 85%, в х. Большие Эльбуздовские водопроводная сеть изношена на 84 процента, в с. Ленинка и Ново-Александровка водопроводные сети изношены на 83 %, в х. Займище на 83 %, в х. ФИО1, х. Заречный, х. Новая Поляна на 82 %, в х. Болдиновка, п. Нижнекугоейский на 80%, в п. Нижнекугоейский, х. Заречный скважины изношены на 85 % и 80 % соответственно. В х. Донском, Донского сельского поселения наружные сети канализации по улицам Цветной Бульвар, Черемушки, Южная, Промышленная водопроводные сети изношены на 85 процентов, в х. Донском, Красноармейском, с. Ново-Кузнецовка, х. ФИО2 на 82 %, в х. ФИО2 водопроводная башня Рожновского изношена на 89 %, в с. Ново-Кузнецовка три артезианские скважины изношены на 85-88%. В х. Чернышевка, Конзаводского сельского поселения 2 водопроводные башни изношены на 70% и 85 % соответственно, в х. ФИО3 водопроводная сеть - на 81%. В х. Заполосный, х. Путь Правды Красноармейского сельского поселения водопроводные сети изношены на 70 и 68 процентов соответственно. В х. 1-й Россошинский, Россошинского сельского поселения водопровод и артезианская скважина изношены на 85 процентов, водопроводная башня на 80 %, в х. Водяный водопровод изношен на 85 %, в с. Светлоречное водопровод изношен на 82 процента, в х. Революционный водопроводная сеть изношена на 82 %, в х. Вишневка на 81%, в пос. Крайний на 80 %, в х. 2-й Россошинский водопровод изношен на 68 процентов. По информации собственника объектов систем коммунальной инфраструктуры в сфере водоснабжения от 27.11.2017г., а также на основании дополнительных соглашений о передаче в безвозмездное пользование недвижимого имущества, обязанность по осуществлению капитального ремонта объектов, расположенных на территориях указанных сельских поселений, возложена на ООО ПКП ЖКХ «Стройсервис».
В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования и просил удовлетворить в полном объеме, дополнительно пояснив, что срок, до которого прокурор просит суд обязать ответчика выполнить капитальный ремонт (замену) объектов водопроводно-канализационного хозяйства, расположенных на территории сельских поселений является разумным, в случае, если, ответчиком в данный срок решение суда не будет исполнено, ответчик не лишен возможности обратиться в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда.
Представитель ответчика ФИО4, действующий на основании доверенности от 10.01.2017 года исковые требования не признал, пояснил, что на 2017 год ООО ПКП ЖКХ «Стройсервис» разработало, согласовало с собственником муниципальным образованием «Зерноградский район», утвердило в Министерстве ЖКХ Ростовской области производственную программу, исполнение которой включено регулятором (РСТ –Региональной службой по тарифам по Ростовской области) в тарифное решение 2017 года, иных обязательств на осуществление капитального ремонта объектов водно-коммунального хозяйства не включенных в тарифное решение ООО ПКП ЖКХ «Стройсервис» на себя не брало. В исковом заявлении прокурором изложены обстоятельства, которые не соответствуют действительности, а именно, с 1 декабря 2017 года ответчик не осуществляет холодное водоснабжение населения Г-Борисовского сельского поселения водонапорные башни в х. ФИО2, с. Н-Кузнецовка, <...> Россошинский, х. Вишневый, заменены за счет средств сельских поселений, водопроводные сети в х. ФИО3 протяженностью 1445 м в 0,63 км на северо-восток от восточной окраины хутора не являются сетями водоснабжения населения х. ФИО3.
Представители третьего лица Администрации Зерноградского района ФИО5, действующий на основании доверенности от 28.11.2017г., и ФИО6, действующий на основании доверенности от 26.01.2018 года, полагают, что исковые требования не подлежат удовлетворению, пояснив, что 13 марта 2017 года утверждена дорожная карта мероприятий по капитальному ремонту объектов ВКХ на территории сельских поселений Зерноградского района, в которую 26.06.2017 года внесены изменения, связанные с решением вопросов по финансированию капитального ремонта объектов ВКХ на территории сельских поселений Зерноградского района. В период с 03.03.2017 года по 10.03.2017 года заключены дополнительные соглашения о перемене лиц в обязательстве к договорам о передаче в безвозмездное пользование муниципального имущества между администрацией Зерноградского района и ООО ПКП ЖКХ «Стройсервис». В соответствии с данными договорами имущество передается для исполнения полномочий Администрации Зерноградского района. Кроме того, обязанности по выполнению капитального ремонта объектов водопроводно-канализационного хозяйства, расположенных на территории сельских поселений не могут быть возложены на ООО ПКП ЖКХ «Стройсервис», в связи с тем, что Администрацией Зерноградского района в ближайшее время будет заключено концессионное соглашение, и капитальный ремонт будет обязана проводить организация, с которой будет заключено данное соглашение холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и объектов или по концессионным соглашениям, которые заключаются путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения. Указанная процедура является длительной, до настоящего времени конкурс не проведен, так как 26 декабря 2017 года были внесены изменения в конкурсную документацию, только 14 февраля 2018 года будут известны конкурсные предложения, и дальше будет продолжена работы по подписанию протокола о результатах конкурса, опубликования результатов проведения конкурса, и подписания концессионного соглашения. Обязанности по выполнению капитального ремонта объектов водопроводно-канализационного хозяйства, не могут быть возложены на Администрацию Зерноградского района, в связи с тем, что Администрацией не заключено концессионное соглашение и проводить капитальный ремонт будет обязана организация, с которой по результатам конкурса, объявленного Администрацией Зерноградского района, будет заключено такое концессионное соглашение. После определения концессионера, будут осуществляться работы по определению объема работ, подлежащих выполнению и размера финансирования.
Суд, заслушав объяснения сторон, исследовав представленные письменные доказательства и оценив их в совокупности, приходит к следующему:
В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 416-ФЗ от 07.12.2011г. «О водоснабжении и водоотведении» (в редакции от 29.07.2017 года) государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение цели охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения.
Общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения являются: обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению.
Статьей 10 указанного Федерального закона предусмотрено, что собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера, и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.
В соответствии со ст. 23 Федерального закона организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона. Органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.
Технические требования по эксплуатации объектов водопроводно-канализационного хозяйства и их соответствия санитарным нормам регламентируются Правилами технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утвержденными Приказом Госстроя России от 30 декабря 1999 года N 168, согласно п. 2.10.1 которых, системы водоснабжения водоводы и водопроводная сеть должны обеспечить бесперебойное и надежное снабжение потребителей водой, которая по своему качеству отвечает требованиям стандарта.
В соответствии с п. 2.10.20 Правил технической эксплуатации системы водоснабжения, к капитальному ремонту на сети относятся работы по сооружению новых либо полной или частичной реконструкции колодцев (камер), прокладке отдельных участков линий с полной или частичной заменой труб, замене гидрантов, водоразборных колонок, задвижек, поворотных затворов, вантузов, другого оборудования или их изношенных частей, а также ремонту отдельных сооружений на сети, устройств и оборудования по очистке и защите трубопроводов от обрастания внутренней поверхности труб и т.д.
Согласно п. 2.10.21 Правил технической эксплуатации системы водоснабжения, авариями на водопроводной сети считаются повреждения трубопроводов, сооружений и оборудования на сети или нарушение их эксплуатации, вызывающие полное или частичное прекращение подачи воды абонентам, затопление территории.
В соответствии с п. 6 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 года N 167, централизованные системы коммунального водоснабжения, являющиеся важнейшими системами жизнеобеспечения, предназначены для хозяйственно-питьевого водоснабжения населения, производства пищевой продукции и пожаротушения.
Судом установлено, что централизованное холодное водоснабжение населения Большеталовского, Гуляй-Борисовского, Донского, Красноармейского, Конзаводского и Россошинского сельских поселений осуществляет ООО ПКП ЖКХ «Стройсервис», с использованием находящихся в муниципальной собственности муниципального образования «Зерноградский район» артезианских скважин и водопроводных сетей, переданных ответчику в период с 03.03.2017г. по 10.03.2017г. на основании дополнительных соглашений о перемене лиц в обязательстве к договорам о передаче в безвозмездное пользование недвижимого имущества, являющегося муниципальной собственностью (л.д. 108, 109-110, 111-113, 114, 115-117, 118, 119, 120, 121-123, 124, 125, 126,127,128, 129-130,131,132,133, 134,135,136, 138-140142-144145-147, 148-149151, 152), обязанность по осуществлению капитального ремонта объектов водоснабжения и водоотведения возложена на ответчика.
В обоснование исковых требований прокурором представлены акты технического обследования водопроводных сетей и артезианских скважин, расположенных на территориях Большеталовского сельского поселения (л.д. 10-15), Гуляй-Борисовского сельского поселения (л.д. 16- 49), Донского сельского поселения (л.д. 50-68), Конзаводского сельского поселения (л.д. 68- 73), Красноармейского сельского поселения (л.лд. 74-77), Россошинского сельского поселения (л.д. 78—107), выполненные директором МУП ФИО7 ЖКХ ФИО8, инженером указанного предприятия ФИО9, согласованные с заместителем главы администрации Зерноградского района по жилищно-коммунальному и дорожному хозяйству ФИО6 Согласно указанных актов процент износа водопроводных сетей составляет от 80 до 85 процентов.
В соответствии с ч.1, 2 ст. 41.1 ФЗ № 416-ФЗ от 07.12.2011г. «О водоснабжении и водоотведении» передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
Осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа водоснабжения населения и водоотведения посредством передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением случаев передачи прав владения, пользования, распоряжения такими системами и (или) объектами в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ главой администрации Зерноградского района объявлен конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении систем коммунальной инфраструктуры в сфере водоснабжения, водоотведения, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования «Зерноградский район», дата вскрытия конвертов с конкурсными предложениями была обозначена 27 декабря 2017 года, срок подписания соглашения, обозначен до ДД.ММ.ГГГГ, однако, в связи с внесением изменений в конкурсную документацию по распоряжению главы Администрации Зерноградского района от ДД.ММ.ГГГГ дата вскрытия конвертов с конкурсными предложениями определена ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с проектом Концессионного соглашения, концессионер обязуется за свой счет реконструировать имущество, состав и описание которого приведены в разделе П настоящего соглашения, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать концеденту, и осуществлять холодное водоснабжение, водоотведение, транспортировку холодной воды, добычу холодной воды и водоподготовку, подключение к централизованным системам водоснабжения, подключение к централизованной системе водоотведения и подвоз воды на территориях Мечетинского и других сельских поселений.
Исходя из установленных в судебном заседании обстоятельств, суд полагает, что исковые требования в той формулировке, в которой они обозначены прокурором удовлетворению не подлежат. Суд исходит из следующего: прокурором не представлено доказательств в обоснование процента износа водопроводных сетей, расположенных на территории сельских поселений, а также разумности, обозначенного прокурором срока выполнения капитального ремонта объектов водопроводно-канализационного хозяйства. По мнению суда, субъективное мнение прокурора в обоснование срока выполнения капитального ремонта при разрешении данного спора не может быть принято во внимание в качестве доказательства, так как не имеет определяющего значения при рассмотрении данного спора по существу. Кроме того, с учетом того, что в настоящее время проводится конкурс на определение организации, с которой будет заключено концессионное соглашение в отношении систем коммунальной инфраструктуры в сфере водоснабжения, водоотведения, в отношении объектов, расположенных на территории сельских поселений, обращение прокурора с указанным иском, по мнению суда, носит преждевременный характер, может привести к невозможности исполнения судебного решения. Довод прокурора относительно возможной замены в последующем ответчика Администрации Зерноградского района на организацию, определенную по итогам конкурса, с которой будет заключено в последующем концессионное соглашение, является не обоснованным.
С учетом изложенного, суд полагает, что исковые требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований прокурора Зерноградского района в интересах неопределенного круга лиц к ООО ПКП ЖКХ «Стройсервис», третье лицо на стороне ответчика Администрация Зерноградского района, Ростовской области, об обязании произвести капитальный ремонт объектов водопроводно-канализационного хозяйства,
отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Зерноградский районный суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 02 февраля 2018 года.
Судья Н.В.Дробот