Дело № 2-1915/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 мая 2016 года г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:
судьи Богомолова С.В.,
при секретаре Низамовой Д.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственной инспекции труда в Ульяновской области о признании предписания незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением.
Исковые требования мотивированы тем, что 12.02.2016г. предписанием №242-T3/35/3/3, выданным Государственной инспекцией труда в Ульяновской области, на него, как <данные изъяты> ООО «Импульс», возложена обязанность устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а именно, осуществить передачу сведений в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения СОУТ по организациям, в которых проведена СОУТ во 2-ом полугодии 2014г. и по 413 организациям, в которых проведена СОУТ в 2015г. в срок до 14.03.2016г.
С предписанием Государственной инспекции труда по Ульяновской области №242-ТЗ/3 5/3/3 от 12.02.2016г. не согласен, считает его незаконным и необоснованным по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 1 Трудового кодекса Российской Федерации целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей, в том числе при осуществлении задач по государственному контролю (надзору) за соблюдением трудового законодательства.
В силу ст. 353, 354 Трудового кодекса Российской Федерации федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда и ее территориальными органами.
При этом в силу ст. 358 Трудового кодекса Российской Федерации государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы работодателей - физических лиц и работодателей - юридических лиц (организаций).
Как отражено в спорном предписании основанием для возложения обязанности внесения сведений о результатах проведения СОУТ в организациях во 2-ом полугодии 2014г. и по 413 организациям, в которых проведена СОУТ в 2015г. является: ст.ст.18, п.3 28 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Однако, в соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» результаты проведения специальной оценки условий труда подлежат передаче в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда. Обязанность по передаче результатов проведения специальной оценки условий труда возлагается на организацию, проводящую специальную оценку условий труда.
В соответствии с ч. 2 ст. 28 Федерального закон № 426-ФЗ данная стать вступила в силу 1 января 2016 года.
П.2 Приказа Министерства труда и социальной защиты населения РФ от 03.07.2014г. № 436 Н «об утверждении Порядка передачи сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда». Частью 3 ст. 28 Федерального закона № 426-ФЗ установлено, что до 1 января 2016 года сведения, указанные в статье 18 Федерального закона № 426-ФЗ, передаются в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере труда.
В соответствии с п. 2 Положения о Федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875 федеральный государственный надзор в сфере труда осуществляется Федеральной инспекцией труда, состоящей из Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов (Государственных инспекций по труду).
Порядок передачи результатов проведения СОУТ, до вступления в силу 18 статьи Федерального закона № 426-ФЗ, установлен приказом Минтруда РФ от 3 июля 2014 г. № 436н «Об утверждении порядка передачи сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда».
В соответствии с п. 2 Приказа № 43 6н сведения о результатах проведения СОУТ передаются организацией, проводящей СОУТ, в течение десяти рабочих дней со дня утверждения отчета о ее проведении, за исключением сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, и с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных: на бумажных и (ши) электронных носителях - в территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости (далее - Роструд) по месту нахождения рабочих мест, в отношении условий труда, на которых проводилась специальная оценка условий труда, а в случае проведения специальной оценки условий труда в отношении условий труда на рабочих местах, расположенных на территории нескольких субъектов Российской Федерации - в Федеральную службу по труду и занятости; в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью, в автоматизированную систему анализа и контроля в области охраны труда.
ООО «Импульс» исполняло приказ № 436н, а именно, представляло информацию на бумажных и (или) электронных носителях - в территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости (далее - Роструд) по месту нахождения рабочих мест, в отношении условий труда, на которых проводилась специальная оценка условий труда, а в случае проведения специальной оценки условий труда в отношении условий труда на рабочих местах, расположенных на территории нескольких субъектов Российской Федерации - в Федеральную службу по труду и занятости.
В тексте приказа нет прямой отсылки к передаче информации в какую-то конкретную систему, говорится о некоей автоматизированной системе анализа и контроля.
Единственная существовавшая система (АС АКОТ) была введена в промышленную эксплуатацию с 1 января 2012 г. приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 1604 от 23 декабря 2011 г. в целях организации сбора, обработки и хранения данных по вопросам охраны труда, в том числе о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда.
На момент вступления в действие Приказа № 436н отсутствовали какие-либо нормативно правовые акты о признании АС АКОТ системой, предназначенной для сбора сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда.
26 ноября 2015 года был подписан приказ № 897 (на официальном сайте министерства опубликовано в 22.12.2015) Министерства труда РФ о внесении изменений в приказ № 65 от 31 января 2014 года. Вот тогда, в связи с публикацией приказа № 897, организации, занимающиеся СОУТ, впервые узнали о том, что был еще 31 января 2014 года подписан приказ о вводе в эксплуатацию Автоматизированной системы анализа и контроля в области охраны труда.
В первоначальном тексте приказа № 65 не было ни слова о том, что автоматизированная система анализа и контроля в области охраны труда введена в действие, в том числе, и для формирования, хранения сведений о СОУТ.
Окончательный текст приказа от 31 января 2014 г. N 65 сформировался в связи с внесением в него изменений приказом № 897 от 22.12.2015
Таким образом, почти через два года после подписания (но не публикации) приказа № 65 стало известно, что есть система, введенная в эксплуатацию в 2013 году, в которую можно было отправлять отчеты о проведенных СОУТ.
Если бы приказ № 65 был опубликован, мы могли бы предположить, что введенная им в действие автоматизированная система анализа и контроля в области охраны труда, это та система, на которую указывалось в приказе № 436н.
А так как публикация приказа № 65 на официальном сайте Министерства труда России состоялась только 03.02.2016 года, для нас АС АКОТ оставалась введенной в промышленную эксплуатацию приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 1604 от 23 декабря 2011 г. в целях организации сбора, обработки и хранения данных по вопросам охраны труда, в том числе о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда.
П. 6 приложения к приказу Минтруда РФ от 03.11.2015г. №843н «Об утверждения порядка формирования, хранения и использования сведений, содержащихся в Федеральной государственной информационной системе учета результатов проведения специальной оценки условий труда». Приказ вступил в силу с 01.01.2016г.
Именно по указанным причинам ООО «Импульс» (т.е. в силу действовавшего законодательства), не обязано было осуществлять передачу в Федеральную государственную информационную систему учета результатов СОУТ по организациям во 2-ом полугодии 2014г. и по 413 организациям, в которых проведена СОУТ в 2015г., а предписание №242-ТЗ/35/3/3 от 12.02.2016г., выданное Государственной инспекцией труда Ульяновской области, является незаконным и подлежит отмене.
Кроме того, считает незаконным возложения на него, как на <данные изъяты> Общества, обязанности изложенной в предписании, поскольку в соответствии с Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» обязанность по передаче результатов проведения специальной оценки условий труда возлагается на организацию, проводящую специальную оценку условий труда, а не <данные изъяты>.
В силу статьи 356 Трудового кодекса Российской Федерации федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 сентября 2012 года N 875 предметом федерального государственного надзора в сфере труда является соблюдение работодателями в процессе осуществления ими своей деятельности требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее - обязательные требования), в том числе полноты и своевременности выплаты заработной платы, соблюдения государственных нормативных требований охраны труда, а также выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе осуществления федерального государственного надзора в сфере труда нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений обязательных требований и по защите трудовых прав работников.
В соответствии со статьей 357 Трудового кодекса Российской Федерации государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
По смыслу данных положений закона при проведении проверок государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства.
Трудовые споры, в том числе, неурегулированные разногласия по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права рассматриваются в рамках статей 381 - 397 Трудового кодекса Российской Федерации комиссиями по трудовым спорам или судами.
В данном случае в предписание фактически заложено требование об устранении разногласий по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Вместе с тем, осуществляя функцию по надзору и контролю, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, но не решает споры, так как не является органом по их рассмотрению и не может его заменить.
Просит признать незаконным предписание №242-ТЗ/3 5/3/3 от 12.02.2016.
В судебное заседание стороны, представитель третьего лица ООО «Импульс» не явились, извещались.
Суд определил рассмотреть дело по существу в отсутствие сторон.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ суд дает оценку тем доводам и доказательствам, которые были представлены сторонами и исследовались в судебном заседании.
Судом установлено, что ФИО1 является <данные изъяты> ООО «Импульс» - организации организацией осуществляющей деятельность по специальной оценке условий труда.
12.02.2016г. предписанием №242-T3/35/3/3, выданным Государственной инспекцией труда в Ульяновской области, на него, как <данные изъяты> ООО «Импульс», возложена обязанность устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а именно, осуществить передачу сведений в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения СОУТ по организациям, в которых проведена СОУТ во 2-ом полугодии 2014г. и по 413 организациям, в которых проведена СОУТ в 2015г. в срок до 14.03.2016г.
Правовые, организационные основы и порядок проведения специальной оценки условий труда, правовое положение, права, обязанности и ответственность участников специальной оценки условий труда, установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее Закон № 426-ФЗ).
Порядок проведения специальной оценки условий труда регламентирован главой 2 данного Закона.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона № 426-ФЗ, специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 настоящего Федерального закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора.
Согласно частям 1 - 3 ст. 15 данного Закона, организация, проводящая специальную оценку условий труда, составляет отчет о ее проведении, в который включаются результаты проведения специальной оценки условий труда.
Отчет о проведении специальной оценки условий труда подписывает членами комиссии и утверждается председателем комиссии. Член комиссии, который не согласен с результатами проведения специальной оценки условий труда, имеет право изложить в письменной форме мотивированное особое мнение, которое прилагается этому отчету.
Форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкция по ее заполнению утверждаются федеральным органом исполнительной осуществляющим функции по выработке и реализации государственной по: нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Статьей 18 Закона № 426-ФЗ, которая вступила в силу в силу с 1 января 2016 года, входит в его главу 2 («Порядок проведения специальной оценки условий предусмотрена обязанность организации, проводящей специальную оценку условий труда по передаче результатов проведения специальной оценки условий труда в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда (далее - информационная система учета).
Согласно ч. 3 ст. 28 Закон № 426-ФЗ, до 1 января 2016 г. сведения, указанные в ст. 18 настоящего Федерального закона, передаются в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в порядке, установленном федеральным исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда
В соответствии с Положением о федеральном государственном надзоре соблюдением трудового законодательства, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 1 сентября 2012 г. № 875, федеральный государственный надзор в сфере труда осуществляется федеральной инспекцией труда, состоящей из Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов (государственных инспекций труда).
Приказом Минтруда России от 3 июля 2014 г. № 436н был утвержден Порядок передачи сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда, в соответствии с п. 2 которого сведения о результатах проведения специальной условий труда передаются организацией, проводящей специальную оценку условий труда, в течение десяти рабочих дней со дня утверждения отчета о ее проведении: на бумажных и (или) электронных носителях - в территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости по месту нахождения рабочих мест, в отношении условий труда, на которых проводилась специальная оценка условий труда, а в случае проведения специальной оценки условий труда в отношении условий труда на рабочих местах, расположенных на территории нескольких субъектов Российской Федерации - в Федеральную службу по труду и занятости; в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью, в автоматизированную систему анализа и контроля в области охраны труда.
Из перечисленных правовых норм прямо следует, что передача со стороны организации, проводящей специальную оценку условий труда сведений (отчета) о такой оценки в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью, в автоматизированную систему анализа и в области охраны труда является составной частью законодательно регламентированного порядка проведения специальной оценки условий труда.
Истцом в иске не оспаривается, что указанная обязанность в 2014 и в 2015 г.г. была исполнена ООО «Импульс» не в полном объеме.
Учитывая, что <данные изъяты> ООО «Импульс» является ФИО1 у ответчика имелись все основания для возложения указной в предписании обязанности именно на него.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Государственной инспекции труда в Ульяновской области о признании предписания незаконным, – отказать.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья С.В. Богомолов.