ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1916/20 от 23.06.2020 Ялтинского городского суда (Республика Крым)

Производство №2-1916/2020

(уникальный идентификатор дела

91RS0024-01-2020-002747-15)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 июня 2020 года город Ялта

Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Дацюка В.П., при помощнике ФИО1,

с участием представителя истца ФИО2, представителя ответчика ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО4 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ялте о возложении обязанности совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратилась в Ялтинский городской суд Республики Крым с настоящим исковым заявлением, в котором просит возложить на ответчика обязанность по учесть данные о заработной плате истца, указанные в архивных справках от 12 мая 2017 года исх. М-78 и исх. М-90, выданных отделом по работе с ликвидированными учреждениями Управления по архивным делам администрации города Ялты Республики Крым, которая выплачивалась за период с 01 августа 1991 года 11 ноября 1992 года в рублях, с 12 ноября 1992 года по 02 сентября 1996 года в украинских карбованцах, а с 02 сентября 1996 года по 07 декабря 1998 года в гривнах.

Требования мотивированы тем, что в архивных справках не указаны денежные единицы, в которых осуществлялась выплата заработной платы. Истцу сообщено, что поскольку в указанных справках о заработной плате не указаны денежные единицы, в которых осуществлялась выплата заработной платы, то они не могут быть принята к расчету размера пенсии. Истец полагает, что данные о том, какая денежная единица являлась средством платежа в определенные периоды, являются общедоступными, и отсутствие указание на единицы не должно препятствовать в реализации ее прав на пенсию с учетом всех периодов ее работы.

В судебное заседание истец не явилась, извещена надлежащим образом, причин неявки не предоставила, обеспечила явку предстаивтеля, которая исковые требования поддержала, просила удовлетворить в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Ответчик обеспечил явку представителя, которая исковые требования не признала, указала, что в справке отсутствуют денежные единицы, в связи с чем она правомерно не была принята к зачету.

Выслушав пояснения лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела и представленные доказательства оценив эти доказательства с учетом требований закона об их допустимости, относимости и достоверности как в отдельности, так и их взаимной связи в совокупности, а установленные судом обстоятельства с учетом характера правоотношений сторон и их значимости для правильного разрешения спора, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющими принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Судом установлено, что 12 мая 2017 года за исх. М-78 отделом по работе с ликвидированными учреждениями Управления по архивным делам администрации города Ялты Республики Крым выдана архивная справка о заработной плате ФИО4 за период с августа 1991 года по 31 декабря 1994 года, а также выдана справка за исх. М-90 о заработной плате того же лица за период с 01 января 1995 года по 07 декабря 1998 года.

Согласно примечаниям к справкам денежные единицы в карточках лицевых счетов по заработной плате за соответствующие годы не указаны.

Материалами настоящего гражданского дела подтверждается факт работы истца в указанных в справках учреждениях и в обозначенные периоды.

Письмом ответчика от 12 мая 2020 года №5-19-000391 истцу сообщено, что приведенные справки не могут быть приняты к зачету, поскольку в них отсутствуют денежные единицы.

В соответствии с Соглашением от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств-участников содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения» правительства государств - участников настоящего Соглашения, согласились о том, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Настоящее Соглашение распространяется на все виды пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством государств – участников Соглашения.

Назначение пенсий гражданам государств – участников Соглашения производится по месту жительства.

Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств – участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж.

Ч. 6 ст. 11 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города Федерального значения Севастополя», законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании, включая обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 01 января 2015 года, за исключением случаев, предусмотренных ч. 6.1 настоящей статьи.

С 1 января 2015 года назначение и перерасчет пенсий на территории Республики Крым осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В соответствии с пунктом 17 Порядка предоставления и оформления документов для назначения (перерасчета) пенсий в соответствии с ЗУ «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», утвержденным постановлением Правления Пенсионного фонда Украины N22-1 от 25.11.2005 г., справка о заработной плате (доходе) лицу выдается на основании лицевых счетов, платежных ведомостей и иных документов о начисленной и выплаченной заработной плате предприятием, учреждением или организацией, где работало лицо, обратившееся за пенсией. Если такие предприятия, учреждения или организации ликвидированы или прекратили свое существование по иным причинам, то справки о заработной плате выдаются правопреемником этих предприятий, учреждений или организаций или архивными учреждениями. В случаях, когда архивные учреждения не имеют возможности выдать справку по установленной форме с расшифровкой выплаченных сумм по видам заработка, они могут выдавать справки, которые соответствуют данным, имеющимся в архивных фондах, без соблюдения этой формы.

Как уже указывалось выше, согласно примечаниям к справкам денежные единицы в карточках лицевых счетов по заработной плате за соответствующие годы не указаны.

Таким образом, судом установлено, что архивное учреждение не имеет возможности выдать справку по установленной форме с расшифровкой выплаченных сумм по видам заработка, справки выданы на основании имеющихся данных; соответствуют форме и выданы в соответствии с требованиями, установленными п. 17 вышеуказанного Порядка.

В соответствии с Указанием Минсоцзащиты Российской Федерации от 20.08.1992 года №1-68-У «О порядке оформления справки о заработке для назначения государственной пенсии» справка о заработной плате для назначения пенсии по старости должна быть оформлена в соответствии с установленными требованиями. К установленным требованиям относятся: указание фамилии, имени, отчества; указание наименования денежной единицы в которой исчислялась заработная плата; основание выдачи справки (лицевые, счета, платежные ведомости и др.).

При этом оформление справки о заработной плате в соответствии с установленными требованиями является обязанностью работодателя и отсутствие в справке наименования денежной единицы, в которой исчислялась заработная плата, является виной работодателя.

В силу ст. 6 Соглашения о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 года, назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства, а для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а так же на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего соглашения. При этом исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за период работы, которые засчитываются в трудовой стаж. В случае, если в государствах-участниках Соглашения введена национальная валюта, размер заработка (дохода) определяется исходя из официально установленного курса к моменту назначения пенсии.

Необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств – участников Содружества Независимых государств и государств, входивших в состав СССР, или до 01 декабря 1991 года, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации. Документы, оформленные на иностранных языках, принимаются при назначении пенсии при условии их перевода на русский язык, если верность перевода (подлинность подписи переводчика) засвидетельствована нотариусами нотариальных конторах, а так же консульскими учреждениями Российской Федерации.

В соответствии с Указанием Минсоцзащиты РФ от 18 января 1996 г. N 1-1-У, при представлении лицами, переселившимися на жительство в Россию из государств - бывших республик Союза ССР, сведений о заработной плате в рублях, в том числе за периоды, когда на территории этих государств действовала национальная валюта, принимается во внимание дата введения национальной валюты и с учетом этого рассматривается вопрос о возможности исчисления пенсии по представленным сведениям о заработке (п.11).

Согласно пункту 10 данного Указания, в случае, когда курс валюты, действующий на территории какого-либо из государств – участников Соглашения от 13.03.92, Центральным Банком России не установлен (например, переходных денежных единиц), соответствующие суммы заработка исключаются из подсчета. Исчисление пенсии может быть произведено из заработка за периоды работы, предшествующие введению переходных денежных единиц (национальной валюты) либо за последующие периоды работы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В приложении №1 к указанию №1-1-У дана Информация о наименовании, сроках введения и периоде действия национальных валют (переходных денежных единиц) в государствах, ранее входивших в состав СССР, указаны компетентные органы иностранных государств, передавших эту информацию для выполнения ст. 6 Соглашения.

В соответствии с Постановлением Президиума Верховной Рады Украины «О введении в обращение на территории республики купонов многоразового использования» от 09 сентября 1991 года № 1519-XII введены на территории Украины купоны многоразового использования для расчетов населения за товары с розничной торговой сети с 1 января 1992 года. Установлено, что купоны с начала их введения используются населением для покупки в торговой сети продовольственных товаров, а со временем и промышленных товаров, а также могут зачисляться на специальные текущие счета во вклады.

В силу Постановления Кабинета Министров и Национального Банка Украины «О мерах в связи с введением в оборот купоном многоразового использования» от 29 декабря 1991 года следует, что рубли СССР будут с 10 января 1991 года заменяться купонами многоразового использования.

Согласно Постановлению Кабинета Министров Украины от 04 апреля 1992 года №171 «О расширении введения в обращение купонов многоразового использования» установлено, что с 1 апреля 1992 года все денежные выплаты населению Украины, включая заработную плату, пенсии, стипендии, компенсации, помощь, плату за сданную сельхозпродукцию и другие виды денежных выплат, осуществляемых в купонам многоразового использования на полную сумму этих выплат. По желанию граждан до 30 процентов этих выплат могут производиться в рублях.

Согласно Указу Президента Украины «О реформе денежной системы Украины» от 07 ноября 1992 года №549/92 следует, что начиная с 23-00 часов 12 ноября 1992 года прекращается функционирование рубля в денежном обороте на территории Украины. Установлено, что единственным средством платежа на территории Украины становится украинский карбованец, представителем которого в наличном обороте выступает купон Национального банка Украины.

17 ноября 1992 года между Центральным Банком России и Национальным Банком Украины подписано Соглашение «Об организации межбанковских расчетов в связи с введением украинского карбованца» от 17.11.1992 года, этим же соглашением установлен плавающий курс карбованца.

Из пункта 1 Указа Президента Украины от 25 августа 1996 года №762/96 Л.Д. Кучмы «О денежной реформе на Украине» следует, что со 2 сентября в Украине проведена денежная реформа, в обращение введена гривна и ее сотая часть копейка. Украинские карбованцы подлежат обмену на гривны по курсу 100000 карбованцев на 1 гривну (пункт 3). Со 2 сентября 1996 года по 16 сентября 1996 на территории Украина функционируют в наличном обращении гривна, а также украинский карбованец, который постепенно изымается из обращения. Начиная с 24 часов 16 сентября 1996, функционирование украинского карбованца в наличном обращении прекращается. С этого момента единственным законным средством платежа на территории Украины является гривна.

Для использования в работе Пенсионным Фондом Российской Федерации в нижестоящие подразделения было направлено письмо от 31 марта 2005 года № ЛЧ-25-26/3195 «Об изменении наименования и нарицательной стоимости денежных единиц государств – бывших республик СССР, к которому было приложено письмо Департамента эмиссионно-кассовых операций Центрального банка Российской Федерации от 14 марта 2005 года № 29-5-1-3/756, в котором указано, что в Украине со 02 сентября 1996 года в обращение введена денежная единица украинская «гривна». Украинские «карбованцы» обменивались на «гривны» в соотношении 100000:1.

Следовательно, в соответствии с вышеперечисленными нормативными правовыми актами, в период до апреля 1992 года денежной единицей Украины являлся рубль СССР (советский рубль), с апреля 1992 года по октября 1992 года - купоны (карбованцы) Украины, а с ноября 1992 года по августа 1996 года – карбованцы Украины, с сентября 1996 года – гривны Украины, соответственно именно в этих валютах осуществлялась выплата заработной платы в период их действия, в иных валютах начисление и выплата заработной платы являлось невозможным.

Таким образом, исковые требования подлежат частично удовлетворению с возложением на ответчика обязанности учесть при назначении пенсии ФИО4, данные о её заработной плате на основании архивных справок от 12 мая 2017 года исх. М-78 и исх. М-90, из расчета выплаты заработной платы за период с августа 1991 года по март 1992 года в денежной единице – рубли СССР, с апреля 1992 года по октябрь 1992 года в денежной единице – купонах (карбованцах) Украины, с ноября 1992 года по август 1996 года в денежной единице – карбованцы Украины, а с сентября 1996 года в денежной единице – гривны Украины.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования ФИО4 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ялте о возложении обязанности совершить определенные действия – удовлетворить частично.

Возложить на Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ялте обязанность учесть при назначении пенсии ФИО4, <дата> рождения, данные о её заработной плате за период с 01 августа 1991 года по 31 декабря 1994 года на основании архивной справки от 12 мая 2017 года исх. М-78, выданной отделом по работе с ликвидированными учреждениями Управления по архивным делам администрации города Ялты Республики Крым, и за период с 01 января 1995 года по 07 декабря 1998 года на основании архивной справки от 12 мая 2017 года №М-90, выданной отделом по работе с ликвидированными учреждениями Управления по архивным делам администрации города Ялты Республики Крым, из расчета выплаты заработной платы за период с августа 1991 года по март 1992 года в денежной единице – рубли СССР, с апреля 1992 года по октябрь 1992 года в денежной единице – купонах (карбованцах) Украины, с ноября 1992 года по август 1996 года в денежной единице – карбованцы Украины, а с сентября 1996 года в денежной единице – гривны Украины.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.

Председательствующий судья В.П. Дацюк

Мотивированное решение составлено в окончательной форме 29 июня 2020 года