РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Ессентуки 25 января 2018 года
Ессентукский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Хетагуровой М.Э.,
при секретаре Гладченко Е.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации города Ессентуки Ставропольского края о признании незаконным распоряжения, признании незаконным отказа в выплате единовременного поощрения, возложении обязанности, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Администрации г. Ессентуки о признании незаконным распоряжения Администрации г. Ессентуки *** от ***; признании отказа Администрации г. Ессентуки в выплате единовременного поощрения за безупречную и эффективную муниципальную службу незаконным; возложении обязанности выплатить ей единовременное поощрение за безупречную и эффективную муниципальную службу в размере *** должностных окладов в сумме 174 340 рублей; взыскать компенсацию морального вреда в сумме 50 000 рублей. В обоснование заявленных требований указано следующее.
*** ФИО1 принята в порядке перевода на главную муниципальную должность заведующего отделом учета и отчетности - главного бухгалтера в Администрацию города Ессентуки. *** ФИО2 в соответствии с Распоряжением администрации города Ессентуки ***-к от *** освобождена с занимаемой должности, в связи с выходом на страховую пенсию по старости. Вместе с тем, общий стаж муниципальной службы ФИО1 составляет *** лет, что подтверждается записями в трудовой книжке и справкой Министерства Труда и социальной защиты населения СК *** от ***. За все время муниципальной службы ФИО1 выполняла свои обязанности добросовестно и не имела никаких взысканий и замечаний.
Согласно пункту 4 статьи 55 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» выплата единовременного поощрения производится в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет.
В соответствии с пунктом 6 статьи 55 Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» Законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации устанавливаются порядок и условия выплаты единовременного поощрения государственным гражданским служащим субъекта Российской Федерации с учетом положений настоящей статьи.
Частью 2 статьи 13 Закона Ставропольского края от 24.12.2007 года № 78-КЗ «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Ставропольском крае» установлено, что в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет муниципальному служащему осуществляется выплата единовременного поощрения за безупречную и эффективную муниципальную службу, определяемое по должности, замещаемой на день увольнения с муниципальной службы, с внесением соответствующих сведений в его трудовую книжку и личное дело.
При наличии стажа муниципальной службы от 25 до 30 лет - выплата единовременного поощрения осуществляется в размере двадцати должностных окладов. При увольнении ФИО1 с выходом на государственную пенсию администрацией города Ессентуки не исполнены обязательства, установленные действующим законодательством, и не произведены указанные выплаты и записи в трудовую книжку и личное дело.
*** ФИО1 направила в адрес Администрации города Ессентуки претензию с требованием выплатить причитающиеся ей в соответствии с действующим законодательством единовременное поощрение за безупречную и эффективную муниципальную службу.
*** письмом администрации города Ессентуки *** ФИО1 было отказано в выплате со ссылкой на то, что Распоряжением администрации города Ессентуки *** от *** за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей к ФИО1 было применено дисциплинарное взыскание в форме выговора. И при таких обстоятельствах, выявленные нарушения в процессе исполнения ФИО1 своих должностных обязанностей не соответствует критериям «безупречности» и «эффективности» и, следовательно, не влекут возможности осуществления выплаты единовременного поощрения.
*** ФИО1 письмом потребовала у Администрации города Ессентуки предоставить ей копию Распоряжения администрации города Ессентуки *** от ***.
*** сопроводительным письмом *** в адрес ФИО1 направлена копия Распоряжения администрации города Ессентуки ***-к от ***.
В представленной копии распоряжения администрации города Ессентуки *** от *** проставлена запись, согласно которой якобы ФИО1 ознакомлена с указанным распоряжением, но от подписи отказалась. В графе «С распоряжением ознакомлены» подпись ФИО1 отсутствует.
Однако о существовании данного распоряжения ФИО1 до *** ничего не знала. Никто ее с ним не знакомил, копию ей не направлял, соответствующая запись в трудовую книжку не проставлена.
В соответствии со статьей 193 Трудового кодекса РФ - Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе. Если работник отказывается ознакомиться с указанным приказом (распоряжением) под роспись, то составляется соответствующий акт. В нарушение указанной нормы закона соответствующий акт не составлен.
Из текста распоряжения администрации города Ессентуки ***-*** от ***, непонятно за какое именно нарушение должностных обязанностей ФИО1 вынесено взыскание. В чем выразилось указанное нарушение.
Считает, распоряжение Администрации города Ессентуки *** от *** о применении к ФИО1 дисциплинарного взыскания в форме выговора незаконным и нарушающим ее права. В результате вынесения данного распоряжения администрация города Ессентуки отказала ей в выплате единовременного поощрения за безупречную и эффективную муниципальную службу.
В соответствии со статьей 391 Трудового кодекса РФ - в судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям работника, работодателя или профессионального союза, защищающего интересы работника, когда они не согласны с решением комиссии по трудовым спорам либо когда работник обращается в суд, минуя комиссию по трудовым спорам, а также по заявлению прокурора, если решение комиссии по трудовым спорам не соответствует трудовому законодательству и иным актам, содержащим нормы трудового права.
ФИО1 добросовестно, честно работала, не допуская уклонения от исполнения поставленных перед ней задач, на протяжении 28 лет. За свою работу она неоднократно премировалась, постоянно повышала свою квалификацию, проходила различные специализированные курсы,
В соответствии со статьей 392 Трудового кодекса РФ - работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
В связи с тем, что ФИО1 впервые стало известно о применении к ней дисциплинарного взыскания только из письма администрации города Ессентуки *** от ***, при этом копию самого приказа о наложении дисциплинарного взыскания она получила только ***, считает, что трехмесячный срок для обращения в суд с заявлением об обжаловании данного распоряжения следует исчислять с ***.
ФИО1 считает, что ее лишили единовременного денежного поощрения при увольнении, без каких- либо законных оснований. Своим отказом администрация города Ессентуки проявила к ней незаслуженно пренебрежительное отношение, в связи с чем, она испытала нравственные страдания, а поэтому она считает, что имеет право на компенсацию морального вреда, как работник, которому причинен моральный вред неправомерными действиями работодателя.
*** от ФИО1 поступило заявление в порядке ст.39 ГПК РФ, в котором она просит суд взыскать с Администрации г. Ессентуки компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей, так как Администрация г. Ессентуки добровольно отказывается принять соответствующие решения, произвести положенные выплаты, тем самым продолжая нарушать права ФИО1 и причинять ей нравственные страдания.
Также от ФИО1 в лице представителя по доверенности ФИО3 поступили дополнения к исковому заявлению, в которых указано следующее.
Из текста распоряжения администрации города Ессентуки *** от *** непонятно, за какое именно нарушение должностных обязанностей ФИО1 вынесено взыскание, в чем оно выразилось.
Вместе с тем, незадолго до увольнения ФИО1, а именно *** в адрес главы администрации г. Ессентуки поступила служебная записка управляющего делами администрации О.А. о том, что заведующим общим отделом администрации города М.К. и заведующей отделом учета и отчетности ФИО1 нарушен раздел V Регламента аппарата администрации города Ессентуки, утвержденный постановлением администрации г. Ессентуки от ****** «Об утверждении Регламента аппарата администрации города Ессентуки» (порядок подготовки и издания распоряжений). Якобы по просьбе заведующей отделом учета и отчетности администрации города Ессентуки ФИО1, заведующая общим отделом М.К., *** «забронировала» регистрационный номер от *** для проекта распоряжения, подготовленного отделом учета и отчетности Администрации. Кроме того, М.К. выдала ФИО1 экземпляр вышеуказанного распоряжения с печатью общего отдела для передачи его в казначейство, проект которого еще не поступил на подпись Главе города.
Действительно в рамках исполнения своих должностных обязанностей сотрудниками отдела учета и отчетности администрации города Ессентуки был подготовлен проект распоряжения об уточнении КБК. В связи ограниченными сроками издания указанного распоряжения проект распоряжения был передан ФИО1, заведующему общим отделом М.К. для его подписания и регистрации. При этом к должностным обязанностям ФИО1 в данном случае относится только подготовка проекта распоряжения и его визирование.
Передача проекта распоряжения на подпись Главе и его регистрация, а также простановка печати администрации на распоряжении после его подписания Главой в соответствии с порядком подготовки и издания распоряжений относится к должностным обязанностям заведующего общим отделом М.К.
В результате рассмотрения Главой города Ессентуки ФИО4 указанной служебной записки были даны указания по предоставлению от ФИО1 объяснений по данному факту и о подготовке распоряжения о дисциплинарном взыскании М.К., что подтверждается визами Главы города Ессентуки на служебной записке.
В соответствии с указанными решениями Главы администрации города Ессентуки ФИО1 в срок до *** подготовила на имя главы ФИО4 объяснительную, в которой пояснила, что указанный проект распоряжения был подготовлен с целью уточнения КБК для зачисления денежных средств, перечисленных Министерством строительства и архитектуры СК в виде субсидий по переселению граждан из ветхого жилья. И с целью соблюдения сроков его издания «зарезервирован» в общем отделе регистрационный номер от *** для регистрации указного распоряжения. Однако заведующий общим отделом М.К., в чьи должностные обязанности входила передача проекта распоряжения на подпись и его регистрация, не имела права регистрировать его без подписи главы города.
Соблюдение порядка подготовки и издания распоряжений относится к должностным обязанностям заведующего общим отделом М.К. и, следовательно, нарушение указанного порядка было допущено исключительно заведующим общим отделом М.К.
ФИО1 не имеет отношения к указанным нарушениям порядка подготовки и издания распоряжений, так как действия нарушающие порядок ФИО1 не совершались и не входят в ее должностные обязанности. Следовательно, указанные нарушения не могут служить основанием для применения дисциплинарного взыскания к ФИО1 за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей.
Истец ФИО1 в судебном заседании *** поддержала заявленные ею требования в полном объеме. Просит признать незаконным распоряжение администрации города Ессентуки *** от ***; признать отказ Администрации города Ессентуки в выплате единовременного поощрения за безупречную и эффективную муниципальную службу не законным; обязать Администрацию города Ессентуки выплатить ей единовременное поощрение за безупречную и эффективную муниципальную службу в размере двадцати должностных окладов в сумме 174340 рублей; взыскать с Администрации города Ессентуки в ее пользу компенсацию морального вреда в сумме 100 000 рублей.
Представитель истца по доверенности ФИО3 поддержал позицию своего доверителя.
Представитель ответчика Администрации г. Ессентуки ФИО5 в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных ФИО1 исковых требований, считал обжалуемый отказ Администрации города Ессентуки в выплате единовременного поощрения за безупречную и эффективную муниципальную службу законным и обоснованным по следующим основаниям.
Пунктом 2 ст. 13 Закона Ставропольского края от 24.12.2007 года №78-кз «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Ставропольском крае» установлено, что в связи с выходом на страховую пенсию по старости (инвалидности) муниципальному служащему выплачивается единовременное поощрение за безупречную и эффективную муниципальную службу, определяемое по должности, замещаемой на день увольнения с муниципальной службы, с внесением соответствующих сведений в его трудовую книжку и личное дело.
Таким образом, положения ст. 13 Закона Ставропольского края № 78-кз, регулирующие вопросы поощрения муниципальных служащих, указывают, в частности на то, что выплата единовременного поощрения за безупречную и эффективную муниципальную службу, в связи с выходом на пенсию за выслугу лет, осуществляется муниципальному служащему в период его работы. Однако ФИО1 с заявлением о выплате такого поощрения при своем увольнении, находясь на муниципальной службе, в администрацию города Ессентуки не обращалась. Претензию с требованием выплатить единовременное поощрение истец направила в администрацию города после увольнения ***, уже не являясь муниципальным служащим.
Кроме того, как гласит вышеуказанный пункт Закона, единовременное поощрение выплачивается за безупречную и эффективную муниципальную службу.
При этом, как сообщалось в письменном отказе администрации города Ессентуки, распоряжением от ****** к ФИО1 было применено дисциплинарное взыскание за ненадлежащее исполнение возложенных должностных обязанностей в форме выговора.
Статьей 194 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания работник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не имеющим дисциплинарного взыскания.
На дату увольнения у ФИО1 имелось дисциплинарное взыскание.
Таким образом, само наличие дисциплинарного взыскания говорит об отсутствии факта «безупречности» муниципальной службы и является самостоятельным основанием для отказа в выплате единовременного поощрения.
С учетом изложенного, оснований для признания отказа администрации города Ессентуки в выплате единовременного поощрения за безупречную и эффективную муниципальную службу не законным не имеется.
В соответствии со ст. 10 Закона Ставропольского края от 24.12.2007 года №78-кз «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Ставропольском крае» оплата труда муниципального служащего в соответствии с Федеральным законом производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее - должностной оклад), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых настоящим Законом и иными законами Ставропольского края.
К дополнительным выплатам относятся:
ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет;
ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы;
ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, единовременное поощрение не относится к дополнительным выплатам и не является обязательным, а выплачивается по решению работодателя.
Оспариваемое распоряжение вынесено в порядке, предусмотренном действующим законодательством РФ, что подтверждается представленными в гражданское дело доказательствами.
В соответствии с должностной инструкцией заведующего отделом учета и отчетности администрации города Ессентуки, кроме основных обязанностей, заведующий выполняет другие обязанности, предусмотренные нормативными актами администрации города Ессентуки.
Согласно разделу V Регламента аппарата администрации города Ессентуки, утвержденного постановлением администрации города Ессентуки от 25.01.2016 года №70, правовые акты Администрации города оформляются на специальном бланке постановлений (распоряжений Администрации), подписываются Главой города, заверяются печатью, регистрируются в специальных журналах для каждого вида правового акта с присвоением порядкового номера и приобретают статус подлинника правового акта Администрации города.
Так заведующей общим отделом администрации города М.К. и заведующей отделом учета и отчетности администрации города ФИО1 нарушен раздел V Регламента аппарата администрации города Ессентуки, утвержденный постановлением администрации города Ессентуки от ****** «Об утверждении Регламента аппарата администрации города Ессентуки» (порядок подготовки и издания распоряжения).
По просьбе заведующей отделом учета и отчетности администрации города ФИО2, заведующая общим отделом администрации города М.К.*** «забронировала» регистрационный номер от *** для проекта распоряжения, подготовленного отделом учета и отчетности администрации. Кроме того, М.К. выдала ФИО2 экземпляр вышеуказанного распоряжения с печатью общего отдела для передачи его в казначейство, проект которого еще не поступил на подпись Главе города.
ФИО1, зная, что распоряжение администрации города Ессентуки еще официально не принято, в нарушение регламента аппарата администрации города, передала его в территориальное отделение Федерального казначейства, а также разместила его в программном обеспечении «Система удаленного финансового документооборота» (СУФД), которое предназначено для автоматизированного выполнения функций кассового обслуживания бюджета территориальным отделением Федерального казначейства для обеспечения защищенного документооборота между администрацией города и органами финансового контроля.
Указанные виновные действия ФИО1 в нарушение правовых актов администрации города Ессентуки послужили основанием для применения к ней мер дисциплинарного взыскания.
Исходя из смысла статей 151 и 1101 ГК РФ истец, заявивший требования о возмещении морального вреда, должен представить суду не только доказательства причинения ему морального вреда, но и доказательства того, какие конкретно физические и (или) нравственные страдания перенесены им, с тем, чтобы суд имел возможность оценить степень этих страданий в их связи с индивидуальными особенностями истца.
В чем выражались нравственные страдания истца, а также доказательства их существования истцом не представлены.
В рамках настоящего дела истец, заявляя требования о компенсации морального вреда, должен доказать факт претерпевания морального вреда, противоправность поведения причинителя вреда, а также наличие причинно-следственной связи между противоправным поведением причинителя вреда и наступившим вредом.
Поскольку причинно-следственная связь между указанными истцом нравственными страданиями и действиями ответчика истцом не подтверждена, его довод о причинении ему ответчиком морального вреда, несостоятелен, и не может служить основанием для удовлетворения исковых требований.
Кроме того, пунктом 2 ст. 13 Закона Ставропольского края от 24.12.2007 года №78-кз «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Ставропольском крае» установлено, что в связи с выходом на страховую пенсию по старости (инвалидности) муниципальному служащему выплачивается единовременное поощрение за безупречную и эффективную муниципальную службу, определяемое по должности, замещаемой на день увольнения с муниципальной службы, внесением соответствующих сведений в его трудовую книжку и личное дело:
при наличии стажа муниципальной службы от 5 до 10 лет - в размере трех должностных окладов;
при наличии стажа муниципальной службы от 10 до 15 лет - в размере шести должностных окладов;
при наличии стажа муниципальной службы от 15 до 20 лет - в размере десяти должностных окладов;
при наличии стажа муниципальной службы от 20 до 25 лет - в размере пятнадцати должностных окладов;
при наличии стажа муниципальной службы от 25 до 30 лет - в размере двадцати должностных окладов;
при наличии стажа муниципальной службы свыше 30 лет - в размере двадцати пяти должностных окладов.
В своем иске истец требует выплатить ей поощрение в размере 20 должностных окладов.
Вместе с тем, из представленных в материалы дела документов не усматривается наличие стажа на муниципальной службе у ФИО1 от 25 до 30 лет. По данным трудовой книжки истца ее стаж муниципальной службы составляет ***. Таким образом, учитывая стаж муниципальной службы ФИО1, она могла рассчитывать только на *** должностных окладов, согласно критериям, указанным в ст. 13 Закона Ставропольского края № 78- кз.
Истцом также пропущен срок давности по оспариванию бездействия администрации города Ессентуки и распоряжения о применении дисциплинарного взыскания, так как о применении к ней дисциплинарного взыскания и о невыплате ей единовременного поощрения за безупречную и эффективную муниципальную службу ФИО1 узнала ***, что подтверждается служебной запиской ФИО1 на имя Главы города Ессентуки от ***, а исковое заявление подано в конце октября 2017 года.
Пояснил также, что распоряжение от *** в последующем было подписано главой г. Ессентуки, не отменено. Реальный ущерб действиями ФИО1 работодателю не нанесен.
С учетом изложенного, Администрация города Ессентуки просит отказать в удовлетворении исковых требований ФИО1 в полном объеме.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных ФИО1 исковых требований по следующим основаниям.
Правовые основы привлечения муниципального служащего к дисциплинарной ответственности определяются Федеральным законом от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" и Трудовым кодексом Российской Федерации. Согласно указанному правовому регулированию решение вопроса о привлечении работника к дисциплинарной ответственности, будучи одним из способов защиты нарушенных прав работодателя, отнесено к его правам (статья 27 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" и статья 22 Трудового кодекса Российской Федерации). При этом решение работодателя о наложении на работника дисциплинарного взыскания может быть обжаловано в государственную инспекцию труда и органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, в том числе в суд, который устанавливает факт совершения дисциплинарного проступка, соблюдение работодателем порядка привлечения работника к дисциплинарной ответственности, соразмерность наложенного на работника дисциплинарного взыскания, оценивая всю совокупность конкретных обстоятельств дела, предшествующее поведение работника, его отношение к труду (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2014 года N 738-О).
В соответствии со статьей 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором; соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, соблюдать трудовую дисциплину.
Согласно части 1 статьи 192 Трудового кодекса Российской Федерации, за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) увольнение по соответствующим основаниям.
Дисциплинарным проступком является виновное, противоправное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником возложенных на него трудовых обязанностей, в том числе нарушение должностных инструкций, положений, приказов работодателя.
Неисполнением работником без уважительных причин является неисполнение трудовых обязанностей или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей (нарушение требований законодательства, обязательств по трудовому договору, правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций, положений, приказов работодателя, технических правил и т.п.).
В соответствии с частью 1 статьи 193 Трудового кодекса Российской Федерации, до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт.
В соответствии со статьей 192 Трудового кодекса Российской Федерации за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям. При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.
Совершение дисциплинарного проступка является юридически значимым обстоятельством при привлечении работника к дисциплинарной ответственности.
Во-первых, юридически значимым обстоятельством при совершении работником дисциплинарного проступка является неисполнение или ненадлежащее исполнение работником трудовых обязанностей, возложенных на него в соответствии с трудовым законодательством, соглашениями, локальными нормативными правовыми актами и трудовым договором.
Во-вторых, обстоятельством, которое требуется доказать при совершении дисциплинарного проступка, является вина работника в неисполнении или ненадлежащем исполнении возложенных на него трудовых обязанностей.
В-третьих, обстоятельством, требующим доказывания при совершении работником дисциплинарного проступка, является неправомерность действий (бездействия) работника.
В-четвертых, обстоятельством, которое подлежит доказыванию при совершении работником дисциплинарного проступка, является наличие причинной связи между совершенными работником виновными и неправомерными действиями (бездействием) и нарушением или ненадлежащим исполнением возложенных на него трудовых обязанностей.
В связи с изложенным дисциплинарный проступок может быть определен как совершение работником виновного и неправомерного действия (бездействия), которое находится в причинной связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных на него с соблюдением требований законодательства трудовых обязанностей.
Для применения меры дисциплинарной ответственности должен быть доказан состав дисциплинарного проступка. В данный состав входит, прежде всего, субъект дисциплинарной ответственности, субъективная сторона, объект (то есть конкретное положение правил внутреннего трудового распорядка или конкретные трудовые обязанности, которые не исполнены работником или исполнены им ненадлежащим образом), объективная сторона (заключается в наступлении неблагоприятных для работодателя последствий, находящихся в причинной связи с совершенными работником виновными и неправомерными действиями (бездействием).
Доказательства, свидетельствующие не только о том, что работник совершил дисциплинарный проступок, но и о том, что при наложении взыскания учитывались тяжесть этого проступка, обстоятельства, при которых он был совершен, предшествующее поведение работника, его отношение к труду, представляются работодателем (п. 53 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 N 2).
Как установлено в судебном заседании, *** ФИО1 принята в порядке перевода на главную муниципальную должность заведующего отделом учета и отчетности - главного бухгалтера в Администрацию города Ессентуки.
*** ФИО2 в соответствии с Распоряжением администрации города Ессентуки *** от *** освобождена с занимаемой должности, в связи с выходом на страховую пенсию по старости
ФИО1 исполняла обязанности в соответствии с утвержденными *** должностными обязанностями заведующего отделом учета и отчетности – главного бухгалтера Администрации г. Ессентуки.
На основании утвержденных должностных обязанностей заведующий отделом учета и отчетности - главный бухгалтер должен знать Регламент Администрации г. Ессентуки (п. 1.2), владеть профессиональными навыками оперативного принятия и реализации управленческих решений; контроля, анализа и прогнозирования последствий принимаемых решений (п. 1.3). Заведующий отделом обязан правильно начислять и своевременно перечислять платежи в бюджеты и внебюджетные фонды (п. 2.2.1.3). Заведующий отделом несет ответственность за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей; за нарушение сроков подготовки документов во исполнение поручений Главы города Ессентуки.
Распоряжением главы Администрации города Ессентуки *** от *** за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, нарушение порядка подготовки и издания распоряжений, прописанного в разделе V Регламента аппарата Администрации г. Ессентуки, утвержденного ***, к заведующему отдела учета и отчетности – главному бухгалтеру ФИО1 применено дисциплинарное взыскание в виде выговора.
Как следует из возражений представителя Администрации г. Ессентуки ФИО5, основанием для применения к ФИО1 мер дисциплинарного взыскания послужили ее виновные действия в нарушение правовых актов администрации города Ессентуки. По просьбе заведующей отделом учета и отчетности администрации города ФИО1, заведующая общим отделом администрации города М.К.*** «забронировала» регистрационный номер от *** для проекта распоряжения, подготовленного отделом учета и отчетности администрации. Кроме того, М.К. выдала ФИО2 экземпляр вышеуказанного распоряжения с печатью общего отдела для передачи его в казначейство, проект которого еще не поступил на подпись Главе города. ФИО1, зная, что распоряжение администрации города Ессентуки еще официально не принято, в нарушение регламента аппарата администрации города, передала его в территориальное отделение Федерального казначейства, а также разместила его в программном обеспечении «Система удаленного финансового документооборота» (СУФД), которое предназначено для автоматизированного выполнения функций кассового обслуживания бюджета территориальным отделением Федерального казначейства для обеспечения защищенного документооборота между администрацией города и органами финансового контроля.
По результатам проведения служебного расследования *** было составлено заключение о правомерности применения к ФИО1 дисциплинарного взыскания.
В соответствии с частью 1 статьи 193 Трудового кодекса РФ ФИО1 даны объяснения, согласно которым *** Минстрой края направил денежные средства на счет Администрации города Ессентуки на основании Постановления Правительства *** от *** субсидии по переселению граждан из ветхого жилья. *** был издан приказ Финансового управления администрации города Ессентуки за ***, в котором были прописаны КБК, закрепленные за администратором доходов Администрации города Ессентуки. На основании приказа отделом учета и отчетности администрации города Ессентуки был подготовлен проект распоряжения, дата которого должна была совпадать с датой приказа ФУ. *** утром отделом учета и отчетности был «зарезервирован» регистрационный номер от *** для проекта распоряжения, который нужно было вместе с номером и датой приказа ФУ, указать в реестре администрируемых платежей в программе СУФД новых КБК, закрепленных за администратором доходов. Данная процедура была произведена для предотвращения поступления денежных средств в сумме *** рублей на невыясненные доходы.
В судебном заседании ФИО1 также пояснила, что если бы были нарушены эти сроки, то обвинили Главу, и был нанесен материальный ущерб, потому что ни Ессентуки этими деньгами не воспользовались, никакой другой орган Ставропольского края не смог. Чтобы уложиться в сроки и не нарушать их, тем более нужно было готовить полугодовой отчет, и это было бы очень сложно отражать в нем, был зарезервирован номер.
С учетом вышеустановленных обстоятельств по делу, суд приходит к выводу о том, что действия ФИО1 лишь формально содержат признаки дисциплинарного проступка, данные действия не повлекли никаких негативных последствий для ответчика, что указывает на незначительность данного проступка. С учетом отсутствия таких последствий, а также принимая во внимание, что распоряжение Администрации г. Ессентуки *** от *** не содержит ссылок на нарушение истцом пунктов должностных обязанностей, ранее истец к дисциплинарной ответственности не привлекался, оспариваемое распоряжение нельзя признать законным.
При этом ответчиком не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что при принятии в отношении ФИО1 решения о наложении на нее дисциплинарного взыскания учитывалась тяжесть вменяемого ей в вину дисциплинарного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен, а также то, что ответчиком учитывалось предшествующее поведение ФИО1, ее отношение к труду.
Далее, в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами (ст. 42).
В силу требований ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.
Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
Согласно Федеральному закону от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", муниципальная служба представляет собой профессиональную деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель), которым может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (ст. 2).
Муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета (ч. 1 ст. 10).
Оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации (ч. 1 ст. 22).
Виды поощрения муниципального служащего и порядок его применения устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (ст. 26).
Финансирование муниципальной службы осуществляется за счет средств местных бюджетов (ст. 34).
Особенности муниципальной службы в Ставропольском крае в случаях и в пределах, установленных Федеральным законом от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", иными федеральными законами, определены Законом Ставропольского края от 24.12.2007 года №78-кз «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Ставропольском крае».
Как следует из требований ст.2 Закона Ставропольского края от 24.12.2007 г. №78-кз «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Ставропольском крае» правовые основы муниципальной службы в Ставропольском крае составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «О муниципальной службе в Российской Федерации» и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие отношения, связанные с муниципальной службой, Устав (Основной Закон) Ставропольского края, Закон Ставропольского края «О местном самоуправлении в Ставропольском крае», настоящий Закон, иные нормативные правовые акты Ставропольского края, регулирующие отношения, связанные с муниципальной службой, уставы муниципальных образований Ставропольского края, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
На муниципальных служащих муниципальной службы в Ставропольском крае распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Ставропольского края о муниципальной службе.
Как уже установлено в судебном заседании, ФИО1 занимала должность муниципальной службы – заведующего отделом учета и отчетности главного бухгалтера с ***.
По распоряжению Администрации *** от *** года ФИО1 уволена по собственному желанию, в связи с выходом на страховую пенсию по старости, на основании ее заявления.
В силу требований ч.2 ст. 13 Закона Ставропольского края от 24.12.2007 г. №78-кз «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Ставропольском крае» в связи с выходом на страховую пенсию по старости (инвалидности) муниципальному служащему выплачивается единовременное поощрение за безупречную и эффективную муниципальную службу, определяемое по должности, замещаемой на день увольнения с муниципальной службы, с внесением соответствующих сведений в его трудовую книжку и личное дело:
- при наличии стажа муниципальной службы от 5 до 10 лет - в размере трех должностных окладов;
- при наличии стажа муниципальной службы от 10 до 15 лет - в размере шести должностных окладов;
- при наличии стажа муниципальной службы от 15 до 20 лет - в размере десяти должностных окладов;
- при наличии стажа муниципальной службы от 20 до 25 лет - в размере пятнадцати должностных окладов;
- при наличии стажа муниципальной службы от 25 до 30 лет - в размере двадцати должностных окладов;
- при наличии стажа муниципальной службы свыше 30 лет - в размере двадцати пяти должностных окладов.
Согласно ч.3 ст.13 Закона Ставропольского края от 24.12.2007 г. №78-кз «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Ставропольском крае» единовременное поощрение, указанное в части 2 настоящей статьи, не выплачивается муниципальному служащему, ранее замещавшему государственные должности Ставропольского края, муниципальные должности, должности гражданской службы, должности муниципальной службы и получившему единовременное поощрение при увольнении (освобождении от должности, досрочном прекращении полномочий) в связи с выходом на страховую пенсию по старости (инвалидности).
Истец обращалась в Администрацию г. Ессентуки с требованием о выплате единовременного поощрения.
Основанием для отказа, как следует из письма *** от ***, послужили нарушения, допущенные ФИО1 в процессе исполнения должностных обязанностей, за что распоряжением Администрации г. Ессентуки *** от *** к ней применен выговор.
С учетом признания судом указанного распоряжения незаконным, суд приходит к выводу, что на ФИО1, не имеющую нареканий со стороны работодателя, распространяются положения ч.2 ст. 13 Закона Ставропольского края от 24.12.2007 г. №78-кз «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Ставропольском крае».
В тоже время, истец считает, что единовременное поощрение определяется в размере *** должностных окладов, исходя из наличия стажа муниципальной службы *** лет. При этом, указанные сведения в трудовую книжку ФИО1 не внесены. Как считает представитель ответчика, по данным трудовой книжки ФИО1 ее стаж муниципальной службы составляет ***.
Между тем, данные обстоятельства не входили в предмет исследования по настоящему делу, основанием заявленных требований не являлись.
Таким образом, ФИО1 не лишена права на обращение в суд с иском о правомерности включения определенных периодов ее работы в стаж муниципальной службы.
Из материалов дела следует, что должностной оклад истца на момент увольнения составлял *** рублей. При наличии стажа муниципальной службы от 15 до 20 лет - выплата единовременного поощрения осуществляется в размере десяти должностных окладов. Общая сумма единовременного пособия в размере *** должностных окладов составляет *** рублей, за вычетом 13% НДФЛ – *** рублей. Данная сумма подлежит взысканию в пользу истца.
В рассматриваемом случае сторонами не ставился под сомнение уровень профессионального образования ФИО1, качество выполненной ею работы до вынесения оспариваемого выговора, стаж муниципальной службы и работы истца по специальности в течение *** лет, профессиональные знания и навыки, необходимые для исполнения ее должностных обязанностей. Напротив, как следует из материалов дела, ФИО1 неоднократно поощрялась за добросовестный труд, образцовое исполнение служебных обязанностей.
Как установлено в судебном заседании, муниципальный правовой акт городского округа город-курорт Ессентуки, устанавливающий порядок применения поощрения за безупречную и эффективную муниципальную службу в связи с выходом на страховую пенсию по старости (инвалидности) муниципального служащего органами местного самоуправления не был принят. До настоящего времени указанный правовой акт городского округа город-курорт Ессентуки не принимался. Орган, уполномоченный выплачивать указанный вид поощрения, не определен.
Суд отмечает, что основаниями для выплаты поощрения муниципальным служащим, наиболее типичными являются:
- безупречная и эффективная муниципальная служба;
- успешное и добросовестное исполнение муниципальным служащим своих должностных обязанностей;
- продолжительная и безупречная служба;
- выполнение заданий особой важности и сложности органами местного самоуправления либо муниципальными служащими;
- особые заслуги при исполнении муниципальным служащим своих обязанностей как основание для представления служащего к государственным наградам либо наградам субъекта Российской Федерации.
Как указано выше, органами местного самоуправления издаются акты, определяющие виды и порядок поощрения муниципальных служащих. Данные акты принимают как главы муниципальных образований, так и представительные органы местного самоуправления, в зависимости от того, в чьем ведении согласно уставу муниципального образования находится данное полномочие.
Исходя из положений ст.ст. 5 и 8 Трудового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, которые могут улучшать положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Такого нормативно - правового акта, повышающего уровень гарантий работников муниципальных служащих, органом местного самоуправления г. Ессентуки не принято.
Вместе с тем, федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусмотрена бланкетная норма Закона №78 в СК, а именно ст. 13, которая подлежит обязательному исполнению.
Кроме того, суд отмечает то, что лишение лица, замещавшего муниципальную должность, права на получение единовременного поощрения за безупречную и эффективную муниципальную службу приводит к необоснованным различиям в реализации данного права лицами, проходившими муниципальную службу в одном и том же муниципальном образовании.
В тоже время, требования ФИО1 о признании незаконным отказа Администрации города Ессентуки в выплате единовременного поощрения за эффективную и безупречную муниципальную службу, удовлетворению не подлежат, поскольку спорные правоотношения, не являются возникающими из административных и иных публичных, настоящее дело не связано с осуществлением контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных и иных публичных полномочий. Избранный истцом способ защиты права в виде взыскания единовременного поощрения, в связи с выходом на страховую пенсию по старости, по мнению суда, обеспечит восстановление ее прав в полном объеме.
Далее, представителем ответчика Администрации города Ессентуки, заявлено ходатайство о применении срока исковой давности к возникшим правоотношениям.
В соответствии со ст.ст. 84.1, 140 Трудового кодекса Российской Федерации выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, при увольнении, производится в день увольнения работника.
В силу требований ст. 392 ТК РФ Работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
За разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
Как следует из материалов дела, ФИО1 предпринимала меры к восстановлению нарушенных прав*** она впервые обратилась в суд в порядке административного судопроизводства. Определением суда от *** производство по делу было прекращено, ФИО1 разъяснено право на обращение в суд в порядке искового производства, что ею и было сделано ***.
Учитывая изложенное, ФИО1 срок на обращение с настоящим иском в суд не пропущен.
В соответствии с ч.ч. 1,2 ст. 237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Учитывая, что Кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда в случаях нарушения трудовых прав работников, суд вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав.
Согласно ст. 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность возмещения денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
С учетом того, что судом установлено нарушение трудовых прав истца со стороны ответчика, заявленные требования о компенсации морального вреда подлежат удовлетворению.
Учитывая обстоятельства дела, объем и характер причиненных ФИО1 нравственных страданий, степень вины работодателя, требования разумности и справедливости, суд определяет размер компенсации морального вреда в сумме 2000 рублей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковое заявление ФИО1 к Администрации города Ессентуки Ставропольского края о признании незаконным распоряжения, признании незаконным отказа в выплате единовременного поощрения, возложении обязанности, компенсации морального вреда – удовлетворить в части.
Признать незаконным распоряжение Администрации города Ессентуки *** от *** о применении к заведующему отделом учета и отчетности – главному бухгалтеру Администрации города Ессентуки ФИО1 дисциплинарного взыскания в форме выговора.
Взыскать с Администрации города Ессентуки Ставропольского края в пользу ФИО1 единовременное поощрение за безупречную и эффективную муниципальную службу, в связи с выходом на страховую пенсию по старости в размере 75 838 (Семьдесят пять тысяч восемьсот тридцать восемь) рублей.
Взыскать с Администрации города Ессентуки Ставропольского края в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в сумме 2 000 (две тысячи) рублей.
В удовлетворении исковых требований ФИО1 в части признания незаконными действий Администрации города Ессентуки Ставропольского края по отказу в выплате единовременного поощрения за безупречную и эффективную муниципальную службу – отказать.
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Администрации города Ессентуки Ставропольского края в части взыскания единовременного поощрения за безупречную и эффективную муниципальную службу, в связи с выходом на страховую пенсию по старости в размере 98 502 (Девяносто восемь тысяч пятьсот два) рублей, компенсации морального вреда в сумме 98 000 (Девяносто восемь тысяч) рублей – отказать.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Ессентукский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме. Решение изготовлено в окончательной форме 30 января 2017 года.
Председательствующий: