Дело № XXX
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
XX.XX.XXXX г.Санкт-Петербург
Василеостровский районный суд Санкт-Петербурга в составе председательствующего судьи Валентова А.Ю. при секретаре Захаровой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Деминой Е.И. к Администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга об установлении факта постоянного проживания,
УСТАНОВИЛ:
Истец Демина Е.И. обратилась в суд с иском к Администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга об установлении факта постоянного проживания на территории Санкт-Петербурга в общей сложности не менее 10 лет, признании права состоять на учете в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, обязании ответчика поставить истца на учет.
В обоснование исковых требований истец указала, что с 27.02.2004 года проживала в ... вместе с Финогеновым В.Г.
В 2010 году Финогенов В.Г. умер, и истец была выселена из квартиры.
20.10.2014 истец встала на учет в качестве лица БОМЖ в Санкт-Петербургской благотворительной организации помощи бездомным «Ночлежка». 22.05.2015 истец встала на учет в качестве лица БОМЖ в Санкт-Петербургском государственном казенном учреждении «Центр учета и социального обслуживания граждан Российской Федерации без определенного места жительства». В обоих учреждениях продолжает состоять на учете до настоящего времени.
При обращении в администрацию Василеостровского района Санкт-Петербурга с требованием поставить ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, получила отказ в связи с непредставлением документов, подтверждающих факт постоянного проживания в Санкт-Петербурге более 10 лет.
Считает возможным признать в судебном порядке факт ее постоянного проживания в Санкт-Петербурге более 10 лет, и обязать администрацию Василеостровского района Санкт-Петербурга поставить ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Истец, представитель истца в судебное заседание явились, доводы искового заявления поддержали, просили иск удовлетворить.
Представитель ответчика в судебное заседание явился, иск не признал, считает исковые требования не обоснованными.
Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, оценив доказательства, приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что истец с 27.02.2004 по 04.02.2011 была зарегистрирована по адресу: ... (выселена по решению суда как утратившая право пользования жилым помещением).
Согласно пояснениям истца и исковому заявлению истец проживала по указанному адресу до 2010 года, поскольку в 2010 году Финогенов В.Г. умер, и истец была выселена из квартиры наследниками и снята с регистрационного учета.
20.10.2014 истец встала на учет в качестве лица БОМЖ в Санкт-Петербургской благотворительной организации помощи бездомным «Ночлежка».
22.05.2015 истец встала на учет в качестве лица БОМЖ в Санкт-Петербургском государственном казенном учреждении «Центр учета и социального обслуживания граждан Российской Федерации без определенного места жительства».
Регистрации по месту жительства не имеет.
В силу положений ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п.3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. При этом, исходя из смысла приведенных норм, бремя доказывания факта постоянного проживания на территории Санкт-Петербурга лежит на истце.
Между тем, истцом в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств, свидетельствующих о ее постоянной регистрации или проживании на территории Санкт-Петербурга в течение 10 лет.
В соответствии с Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.08.2007 г. № 1010 «Об учете граждан Российской Федерации без определенного места жительства», СПБ ГКУ «Центр учета и социального обслуживания граждан Российской Федерации без определенного места жительства» осуществляет учет граждан без определенного места жительства в целях оказания им мер социальной поддержки и не является органом регистрационного учета граждан по месту жительства и по месту пребывания.
Поэтому справки, представленные СПБ ГКУ «Центр учета и социального обслуживания граждан Российской Федерации без определенного места жительства», о нахождении истца на учете, не могут являться безусловным основанием для включения этого периода в период 10-летнего проживания в Санкт-Петербурге, необходимого для принятия граждан на жилищный учет.
Представленные истцом доказательства, в том числе справки Музыкально-просветительского колледжа имени Б.И. Тищенко., ООО «Космопроф», медицинские документы, не могут достоверно свидетельствовать о ее постоянном проживании в Санкт-Петербурге.
При этом суд учитывает, что Санкт-Петербургская благотворительная организация помощи бездомным «Ночлежка» является некоммерческой организацией, не обладающей государственными полномочиями по учету граждан БОМЖ. Указанные функции выполняет Санкт-Петербургский государственное казенное учреждение «Центр учета и социального обслуживания граждан Российской Федерации без определенного места жительства»,.
Иные представленные истцом доказательства суд полагает также не подтверждающими достоверно факт проживания истца в Санкт-Петербурге более 10 лет с учетом требований действующего законодательства.
Показания допрошенного в судебном заседании свидетеля Сочинской Н.В. о том, что она часто общалась и периодически встречалась с истцом, которую знает с 2009 года, не являются достаточным доказательством факта постоянного проживания истца в Санкт-Петербурге, поскольку свидетель в гостях у истца длительное время не была, о проживании в Санкт-Петербурге знает со слов истца.
В соответствии с требованиями ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Согласно Правилам регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года № 713, место жительства гражданина по общему правилу должно совпадать с местом его регистрации. По смыслу приведенных норм в их взаимосвязи действующее законодательство связывает постоянное место жительства гражданина с наличием у него регистрации в жилом помещении, однако, не исключает возможность признания местом жительства гражданина иного жилого помещения, занимаемого им на законных основаниях.
В силу ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
В соответствии с Положением об учете граждан Российской Федерации без определенного места жительства, утвержденным постановлением Правительством Санкт-Петербурга от 17.08.2007 № 1010, постановка на учет граждан без определённого места жительства осуществляется Санкт-Петербургским государственным казенным учреждением «Центр учета и социального обслуживания граждан Российской Федерации без определенного места жительства». В соответствии с Положением, учету в заявительном порядке подлежат бездомные граждане, ранее имевшие последнюю регистрацию (прописку) по месту жительства в Санкт-Петербурге (Ленинграде). Постановка граждан на учет осуществляется на основании письменного заявления гражданина и необходимых документов.
В соответствии с требованиями ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В силу ст. 52 ЖК РФ порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно требованиям ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В соответствии с требованиями ст. 1 Закона Санкт-Петербурга № 407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге » жилые помещения государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также иным категориям граждан, признанным по установленным законами Санкт-Петербурга основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно требованиям ст. 2 Закона Санкт-Петербурга «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге » на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются граждане, в том числе граждане без определенного места жительства, и признанные по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Совокупное толкование приведенных положений в смысле, придаваемом им положениями статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации придает свидетельству о регистрации по месту пребывания или жительства, статус того доказательства, которое может быть признано судом единственно допустимым тому факту, что гражданин постоянно проживает в определенной местности.
Отступление от такого понимания приведенных положений закона возможно только в исключительном случае, когда осуществление регистрационного учета для физического лица было невозможно в силу объективных причин, доказательства наличия которых подлежат представлению суду.
Согласно статье 265 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов
Таким образом, для установления соответствующего факта должны быть представлены доказательства совершения каких-либо установленных действий к регистрации по месту жительства (пребывания) в установленном порядке, или доказательства невозможности проведения такой регистрации по независящим от заявителя причинам.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 02 февраля 1998 года № 4-П указал, что регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
Согласно конституционно-правовому смыслу регистрационного учета, именно он является в гражданском обороте способом доказывания факта нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
Однако доказательств невозможности регистрации по месту жительства, пребывания в Санкт-Петербурге, либо регистрации в социальном учреждении Санкт-Петербурга и получении соответствующей услуги в качестве лица без определенного места жительства за период с 2010 года по 22.05.2015 суду не представлено.
При таком положении, суд приходит к выводу, что факт постоянного проживания истца более десяти лет в Санкт-Петербурге не подтвержден материалами дела. В связи с изложенным, суд полагает необходимым отказать в требованиях истца об установлении факта ее постоянного проживания в Санкт-Петербурге более 10 лет.
На основании изложенного, суд также полагает необходимым отказать в удовлетворении требований о принятии истца на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, так как истец проживает в Санкт-Петербурге менее 10 лет и в связи с этим не подлежит принятию на учет по основаниям, установленным законодательством и изложенным в иске.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 56, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Судья А.Ю. Валентов