Дело № 2-1917/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Н.Е. Колосовой,
с участием представителя прокуратуры г. Сыктывкара Л.В. Загидулиной,
истца ФИО1,
представителя ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 21 марта 2016 года гражданское дело по иску Прокурора города Сыктывкара в защиту прав и законных интересов ФИО1 к Администрации МО ГО «Сыктывкар» о возложении обязанности,
у с т а н о в и л :
Прокурор г. Сыктывкара обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов ФИО1 к Администрации МО ГО «Сыктывкар» о возложении обязанности включить в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до ** ** **, относящихся к категориям, установленным ст. ст. 14, 16 и 21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» и ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» с датой постановки на учет - ..., сославшись на незаконность ее исключения из списка.
Представитель прокуратуры г. Сыктывкара Л.В. и истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержали.
Представитель ответчика Администрации МО ГО «Сыктывкар» ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признала.
Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению.
При рассмотрении настоящего спора установлено, что прокуратурой города Сыктывкара по обращению ФИО1 осуществлена проверка соблюдения администрацией МО ГО «Сыктывкар» жилищного законодательства.
ФИО1 проживала в ... с ** ** ** по ... год. Указанная квартира являлась неблагоустроенной (отсутствовали водопровод, канализация, ванная), в связи с чем ** ** ** ФИО1 решением ... поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в общую очередь.
** ** ** внук истицы Т.А., ... (... установлена ** ** **), и ФИО1 как член семьи Т.А. поставлены на учет в списке инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Основанием для постановки на учет истицы и её внука явилась нуждаемость в улучшении жилищных условий.
Согласно справке медико-социальной экспертизы самой ФИО1 установлена ... с ** ** **.
Решением жилищно-бытовой комиссии по жилищным вопросам администрации МО ГО «Сыктывкар» от ** ** ** ФИО1 была исключена из общей и льготной очереди на получение жилья в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма. Данное решение утверждено постановлением главы администрации МО ГО «Сыктывкар» от ** ** **№....
Решением Сыктывкарского городского суда от ** ** ** указанные действия органа местного самоуправления признаны, незаконными, на администрацию МО ГО «Сыктывкар» возложена обязанность по восстановлению ФИО1 в очереди на получение жилого помещения на территории МО ГО «Сыктывкар» с первичной даты постановки на учет -** ** **.
Постановлением главы администрации МО ГО «Сыктывкар» от ** ** **№... утвержден протокол заседания общественной комиссии по жилищным вопросам от ** ** **, согласно которому ФИО1 во исполнение решения суда восстановлена в списках лишь общей очереди, в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с ** ** **.
ФИО1 неоднократно обращалась в администрацию МО ГО «Сыктывкар» с заявлением о включении в списки инвалидов, обеспечиваемых единовременной денежной выплатой на приобретение или строительство жилья. Однако органом местного самоуправления отказано во включении в указанные списки по причине того, что ФИО1 была поставлена в льготную очередь граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по категории ...» с ** ** ** как член семьи внука истицы ФИО3 в связи с наличием у него инвалидности. Самой же ФИО1 впервые установлена ...** ** ** на основании справки ГУ ... «Филиал №...» серии ...№..., то есть после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с чем истица не подлежит включению в списки инвалидов, обеспечиваемых единовременными денежными выплатами на строительство или приобретение жилья.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд считает, что ФИО1 не законно была исключена из списков льготной очереди и подлежит восстановлению.
К такому выводу суд пришел в силу следующего.
Закрепляя право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище и предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ст. 40 Конституции РФ).
Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд РФ, закрепленные в Конституции РФ цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования. В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее -Федеральный закон № 181-ФЗ) предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет до 01.01.2005, как следует из ч. 2 ст. 17 Федерального закона № 181-ФЗ, финансируется за счет средств федерального бюджета и осуществляется в соответствии с положениями ст. 28.2 Федерального закона № 181-ФЗ, которая, в свою очередь, предусматривает возможность определения формы реализации данного права нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В силу Закона Республики Коми от 06.10.2006 № 69-РЗ «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» и Порядка предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, установленного Постановлением Правительства Республики Коми № 58 от 22.03.2010, для принятия положительного решения по вопросу предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения необходимо два обязательных условия в их совокупности: постановка гражданина на учет до 01.01.2005 и отнесение его к категориям граждан, установленным ст.ст. 14, 16, 21 Федерального закона «О ветеранах» и ст. 17 Федерального закона № 181-ФЗ.
Анализ п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации и ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» свидетельствует о том, что основанием для снятия гражданина с учета на получение жилья является улучшение его жилищных условий и обеспеченность жильем в соответствии с нормами закона.
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 01.12.2009 № 1549-О-П по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» не предполагает возможность снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, до 01.03.2005 принятых на учет для предоставления жилья по договорам социального найма, по причине изменения после указанной даты в законодательном порядке оснований постановки на такой учет.
На момент постановки истицы на учет Жилищный кодекс РСФСР, утвержденный ВС РСФСР ** ** **, в ст. 29 устанавливал основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в ..., утвержденные Постановлением ..., ...... от ** ** **№..., а также последующие Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в ..., утвержденные Указом Главы Республики Коми от 27.05.1999 № 190, определили основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Отказывая истцу во включении в список инвалидов, обеспечиваемых единовременными денежными выплатами на строительство или приобретение жилья, орган местного самоуправления исходил из вывода о том, что ФИО1 до ** ** ** не обладала статусом инвалида, соответственно, не могла состоять в очереди на получение мер социальной поддержки инвалидов по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до ** ** **.
С указанной позицией администрации МО ГО «Сыктывкар» нельзя согласиться по следующим причинам.
С момента постановки на учет ФИО1 не улучшила свои жилищные условия, из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий исключалась, однако на основании решения суда была восстановлена в указанном списке.
Основания, которые давали ФИО1 право на улучшение жилищных условий до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, не отпали.
Она относится к категории лиц, перечисленных в ст. 17 Федерального закона № 181-ФЗ, до 01.01.2005 будучи поставленной на учет на улучшение жилищных условий в составе семьи внука Т.А., не реализовала право на обеспечение жилым помещением, ранее была законно поставлена на учет в соответствии с действующим жилищным законодательством РСФСР.
Вышеизложенное свидетельствует о нарушении администрацией МО ГО «Сыктывкар» жилищных прав ФИО1
На основании изложенного, исковое заявление прокурора г. Сыктывкара в защиту прав и законных интересов ФИО1 к Администрации МО ГО «Сыктывкар» о возложении обязанности восстановить в списках граждан, относящихся к категориям, установленным ст. ст. 14, 16 и 21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» и ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» подлежит удовлетворению. Так как ФИО1 состояла в таком списке с ** ** ** как член семьи Т.А., то она подлежит восстановлению в приведенном списке с этой даты.
Руководствуясь ст. 194 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Обязать администрацию МО ГО «Сыктывкар» включить ФИО1 в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до ** ** **, относящихся к категориям, установленным ст. ст. 14, 16 и 21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» и ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» с датой постановки на учет - ** ** **.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми, через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня составления в окончательной форме, то есть с .
Судья Н.Е. Колосова