Дело № 2-1917/2023
УИД 74RS0031-01-2023-001168-04
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 августа 2023 года
Орджоникидзевский районный суд г. Магнитогорска Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Дмитриевой П.А.,
при секретаре Шибанове Н.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Орджоникидзевского района г. Магнитогорска обратившегося в защиту интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Алмаз» о приостановлении деятельности до устранения нарушений федерального законодательства,
установил:
Прокурор Орджоникидзевского района г. Магнитогорска обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с исковым заявлением к ООО «Алмаз», с учетом уточнения исковых требований (т. 3 л.д. 217-240) просил о запрещении хозяйственной деятельности ответчика по адресу: г. Магнитогорск, ул. Шоссейна, д. 48/1 стр. 1, до устранения нарушений:
- исключить из государственного реестра опасные производственные объекты «Цех литейный (алюминий)» А56-72396-0002, III класс опасности и «Сеть газопотребления ООО «Алмаз» А56-72396-0001, III класс опасности;
- ликвидировать свалку с северной стороны земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен>, отходы производства (шлак), которые складированы на почву, общая площадь приблизительно составляет 400 кв.м. высота навалов составляет около 2 м., также по периметру земельного участка <номер обезличен> вдоль забора на открытой почве с северной стороны, и восточной стороны от цеха имеются отвалы отходов производства высотой около 3 м, общей площадью примерно около 550 кв.м.;
- получить паспорта на газоочистные установки и установленные п. 33 Правил эксплуатации установок очистки газа, утверждённых приказом Минприроды России от 15 сентября 2017 года № 498 к нему документы;
- исполнить обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2021 год;
- провести инвентаризацию источников выбросов в соответствии с требованиями Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризаций и корректировки, утверждёнными приказом Минприроды России от 19 ноября 2021 года № 871, Методики разработки (расчета) и установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденной приказом Минприроды России от 11 августа 2020 года № 581, приказа Минприроды России от 06 июня 2017 года №273;
- согласовать с Министерством экологии Челябинской области план мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
- разработать журнал записи прогнозов о НМУ с перечнем проведенных мероприятий по уменьшению выбросов в соответствующий период НМУ;
- согласовать с Министерством экологии по Челябинской области мероприятия в период неблагоприятных метеорологических условий (НМУ);
- произвести производственно-экологический контроль в полном объёме в соответствии с утверждённой программой производственного экологического контроля;
- обеспечить осуществление производственного экологического контроля в полном объёме в соответствии с утверждённой программой производственного экологического контроля;
- произвести расчеты нормативов допустимых выбросов, которые должны быть разработаны в соответствии с требованиями Методики разработки (расчета) и установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденной приказом Минприроды России от 11 августа 2020 года № 581;
- сделать отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля за 2021 год;
- получить техническую документацию на техническое оборудование, необходимое осуществления лицензируемого вида деятельности;
- разработать инструкции о порядке проведения радиационного контроля, о порядке действий при обнаружении радиационных отходов, о порядке проверки лома металлов и отходов на взрывобезопасность, о прядке действий при обнаружении взрывоопасных объектов;
- обеспечить наличие на производственной площадке контролера лома и отходов металла с квалификацией второго разряда; лицо, ответственное за проведение радиационного контроля лома и отходов металлов; лицо, ответственное за проведение контроля лома и отходов металлов на взрывобезопасность, средства измерения для проведения радиационного контроля (дозиметр), весовые средства измерений, сведения о которых содержатся в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений, и которые поверены в порядке установленном законодательство РФ, оборудование для идентификации и сортировки лома и отходом цветных металлов, сведения о которых содержатся в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений, и которые поверены в порядке установленном законодательство РФ, оборудование, а именно пресс для пакетирования или брикетирования лома черных металлов; пресс-ножниц; установка для дробления и сортировки легковесного лома; оборудование для сортировки или измельчения стружки, оборудование, а именно пресс для пакетирования или брикетирования лома цветных металлов; пресс-ножниц; установка для дробления лома и отходов цветных металлов; установка для разделки кабеля, ответственное лицо, назначенное руководителем юридического лица, ответственное за прием лома и отходов металлов, журнал отгруженного лома;
- поставить на учет пять роторные металлургические печи, установленные в производственном помещении;
- обеспечить ведение учёта отходов производства и потребления, возникающих в процессе деятельности;
- получить соответствующее разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ Меди (0,046+-0,014)г/с, Цинка (0,047+-0,014)г/с, Свинца (0,0301+-0,0090)г/с в атмосферный воздух.
В обоснование требований указано, что прокуратурой Орджоникидзевского района г. Магнитогорска после изучения материалов Орджоникидзевского межрайонного следственного отдела следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Челябинской области по расследованию уголовного дела в отношении «Алмаз» и материалов Уральского межрегионального управления Росприроднадзора о многочисленных и систематических не устраняемых нарушениях природоохранного законодательства в отношении указанного лица проведена проверка исполнения требований законодательства об охране окружающей среды ООО «Алмаз» по адресу: г. Магнитогорск, ул. Шоссейна, д. 48/1 стр. 1. В соответствии с решением № 1336-РШ от 07 декабря 2022 года, № 1405-РШ от 21 декабря 2022 года Уральским межрегиональным управлением Росприроднадзора в период с 09 декабря 2022 года по 28 декабря 2022 года проведена внеплановая выездная проверка, по итогам проверки в отношении ООО «Алмаз» выявлены многочисленные нарушения законодательства об охране окружающей среды, в связи с чем в отношении юридического лица составлены протоколы о привлечении к административной ответственности. Считает, что выявленные в результате проверки нарушения, создают опасность причинения вреда в будущем, что является основанием для прекращения деятельности ООО «Алмаз».
Истец помощник прокурора Орджоникидзевского района г. Магнитогорска Челябинской области Побелянский Д.В. в судебном заседании на удовлетворении требований настаивал.
Ответчик ООО «Алмаз» в лице директора Голованова А.П., представитель Жаркова К.И. в судебном заседании возражали против удовлетворения требований, ссылаясь на устранение выявленных нарушений. Указывают, что предприятие не работает, отходы, размещенные на территории организации являются предметом сделок, вывозятся с территории ответчика. Представили письменные возражения.
Третьи лица Дибро Н.Н., ООО «Приоритет», в судебное заседание при надлежащем извещении о месте и времени не явились.
Представители третьих лиц Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» по Челябинской области, представили письменные мнения по иску, в которых поддержали исковые требования.
Дело рассмотрено в отсутствии не явившихся лиц.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела и оценив их в совокупности с представленными суду доказательствами, находит исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Согласно ст. ст. 42, 58 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В силу ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с нормами Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде (п. 1 ст. 11).
Эксплуатация сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды (ст. 34).
В силу ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
На основании ч. 1 ст. 55 Федерального закона «Об охране окружающей среды» органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридические и физические лица при осуществлении хозяйственной и иной деятельности обязаны принимать необходимые меры по предупреждению и устранению негативного воздействия шума, вибрации, электрических, электромагнитных, магнитных полей и иного негативного воздействия на окружающую среду в населенных пунктах, зонах отдыха, местах обитания диких зверей и птиц, в том числе их размножения, на естественные экологические системы и природные ландшафты.
В силу ст. 56 главы 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» при нарушении предусмотренных настоящей главой природоохранных требований деятельность, осуществляемая с нарушением указанных требований, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с положениями ст. 1065 Гражданского кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
Суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам. Отказ в приостановлении либо прекращении такой деятельности не лишает потерпевших права на возмещение причиненного этой деятельностью вреда (п. 2).
Как установлено в судебном заседании, на основании решения и.о. заместителя руководителя Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № 1336-рш от 07 декабря 2022 года, проведена проверка производственной деятельности ООО «Алмаз» (т. 1 л.д. 28-71). Согласно акту выездной проверки от 28 декабря 2022 года № 1336-рш установлено:
В области охраны атмосферного воздуха:
в нарушение ч.4 ст. 31.2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» не представлены расчеты нормативов допустимых выбросов при подаче декларации о воздействии на окружающую среду;
в нарушение п. 4 ст. 22 Федерального закона от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» проведена инвентаризация источником выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух с нарушением установленного порядка проведения инвентаризации;
в нарушение абз. 1 п. 4 Порядка проведения работ по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, утвержденного постановлением Губернатора Челябинской области от 25 августа 2005 года № 343 осуществляет хозяйственную деятельность в отсутствии согласованных с Министерством экологии по Челябинской области мероприятий в период неблагоприятных метеорологических условий, не представлен журнал записи прогнозов НМУ с перечнем проведенных мероприятий по уменьшению выбросов в соответствующий период НМУ.
в нарушение п. п. 1, 2 ст. 67 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» не обеспечено осуществление производственного экологического контроля в полном объеме в соответствии с утвержденной программой производственного экологического контроля.
в нарушение п. 1 ст. 16.1 Федерального закона № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» не разработан паспорт ГОУ, не обеспечивается проверка показателей работы ГОУ, подлежащих контролю и указанных в паспорте ГОУ, включая проведение лабораторных измерений.
В нарушение п.п. 1, 3 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» не выполнена обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду в установленном законом порядке за 2021 год.
В нарушение п. 1 Порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, утверждённого приказом Минприроды России от 18.02.2022 №109 не обеспечено представление в уполномоченный государственный орган отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля за 2021 год в установленный законом срок
В области обращения с отходами:
в нарушение п. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» при осуществлении хозяйственной деятельности не исполняются обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления
в нарушение п. 3 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» при осуществлении хозяйственной деятельности допускается размещение отходов производства и потребления на почву.
Так же в судебном заседании установлено, что основным видом деятельности ООО «Алмаз» является торговля оптовая цветными металлами в первичных формах, кроме драгоценных. Дополнительными видами деятельности является производство алюминия, производство свинца, цинка и олова, производство меди, производство строительных металлических конструкций, изделий и их частей, торговля прочими машинами и оборудованием, торговля оптовая черными металлами в первичных формах, торговля оптовая неспециализированная, деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам, деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий, прочая.
Производственная деятельность ООО «Алмаз» осуществляется по адресу: Челябинская область, г. Магнитогорск, ул. Шоссейная, д. 48/1, стр. 1., общество поставлено на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, как объект II категории (т. 4 л.д. 166).
ООО «Алмаз» 16 октября 2013 года выдана лицензия № 105 без указания срока действия, на осуществление заготовки, хранения, переработку и реализацию лома черных металлов, цветных металлов, включающую виду работ по: заготовка, хранение, переработку и реализация лома черных; заготовка, хранение, переработку и реализация лома цветных металлов (т. 2 л.д. 112).
Так же 21 октября 2016 года выдана лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортированию. Обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, включающая виды работ по сбору отходов III класса опасности, транспортировании отходов III класса опасности, утилизации отходов III класса опасности. Срок действия лицензии установлен бессрочно (т. 3 л.д. 113-114).
Кроме того, 29 января 2014 года выдана лицензия на осуществление эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности. Срок действия лицензии – бессрочно (т. 3 л.д. 115-116).
ООО «Алмаз» имеет разрешение на выброс вредных (загрязняющих веществ) в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ), на период с 04 апреля 2018 года по 07 июня 2022 года (т. 4 л.д. 167).
Земельный участок по адресу: Челябинская область, г. Магнитогорск, ул. Шоссейная, д. 48/1, с кадастровым номером <номер обезличен>, принадлежит ООО «Паритет» в размере ? доли в праве собственности, полностью расположен в границах зоны с реестровым номером <номер обезличен> от 12 августа 2020, ограничение использования земельного участка в пределах зоны: санитарно-защитная зона для левобережного промышленного узла г. Магнитогорска, с учетом перспективы развития предприятия ПАО «ММК», тип: санитарно-защитная зона предприятий, сооружений и иных объектов.
Между ООО «Паритет» и ООО «Алмаз» заключен договор аренды № 2 недвижимого имущества и оборудования от 01 ноября 2022 года, по условиям которого ООО «Алмаз» предоставлено за плату во временное владение и пользование недвижимое имущество: нежилое здание — производственный цех, общей площадью 379,6 кв.м., нежилое здание — холодный склад, общей площадью 379,2 кв.м., нежилое здание — литейный цех, общей площадью 1324,2 кв.м., земельный участок, площадью 16202 кв.м., сооружение — подводящий газопровод к производственному зданию, протяженностью 51 п.м., а так же комплект оборудования: печь роторная наклонная типа РПН-0,45 для плавки цветного металла, зав. № 7-011, печь роторная наклонная типа РПН-0,45 для плавки цветного металла, зав. № 32, печь роторная наклонная типа РПН-0,45М для плавки цветного металла, зав. № 7-007, оптико-эмиссионный спектометр ПАПУАС-4И (т.4 л.д. 21-24).
В подтверждение доводов о совершении ответчиком правонарушений истцом представлены постановление о назначении административного наказания от 03 февраля 2023 года вынесено директор ООО «Алмаз» Голованов А.П. признан виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования по ст. 8.1., ч. 1 ст. 8.2, ч. 10 ст. 8.2, ст. 8.5, ч. 3 ст. 8.21, ст. 8.41 КоАП РФ, назначено наказание в виде предупреждения (л.д. 74-92).
Так, <дата обезличена> составлен протокол <номер обезличен> об административном правонарушении по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ (несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.2.3 КоАП РФ (т. 1 л.д.109-112).
<дата обезличена> составлен протокол <номер обезличен> об административном правонарушении по ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ (неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления) (т. 1 л.д. 113-117).
<дата обезличена> составлен протокол <номер обезличен> об административном правонарушении по ч. 3 ст. 8.21 КоАП РФ (нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры – невнесение установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду) (т. 1 л.д. 118-122).
<дата обезличена> составлен протокол <номер обезличен> об административном правонарушении по ст. 8.41 КоАП РФ (невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду) (т. 1 л.д. 123-126).
<дата обезличена> составлен протокол <номер обезличен> об административном правонарушении по ст. 8.1 КоАП РФ (несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства – нарушение порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредны (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, отсутствие согласованных с Министерством экологии по Челябинской области мероприятий в период неблагоприятных метеорологических условий) (т. 1 л.д. 127-133).
<дата обезличена> составлен протокол <номер обезличен> об административном правонарушении по ст. 8.5 КоАП РФ (сокрытие или искажение экологической информации – не представлены расчеты нормативов допустимых выбросов при подаче декларации о воздействии на окружающую среду, не обеспечено представление в уполномоченный государственный орган отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля за 2021 год в установленный законом срок) (т. 1 л.д. 134-138).
Кроме того, <дата обезличена> составлен протокол <номер обезличен> об административном правонарушении по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ (несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса) (т. 1 л.д. 143-147).
<дата обезличена> составлен протокол <номер обезличен> об административном правонарушении по ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ (неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления) (т. 1 л.д. 148-152).
При составлении протокола произведен отбор проб отходов, проведены лабораторные испытания отобранных проб.
Согласно экспертному заключению от <дата обезличена><номер обезличен> установлено, что:
отход с <номер обезличен> относится к IV классу опасности для окружающей природной среды, в соответствии с приказом МПР РФ <номер обезличен> от <дата обезличена> «Об утверждении Критериев отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду;
отход с <номер обезличен> относится к IV классу опасности для окружающей природной среды МПР РФ <номер обезличен> от <дата обезличена> «Об утверждении Критериев отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду;
отход с <номер обезличен>, относится к I классу опасности для окружающей природной среды, в соответствии с приказом МПР РФ <номер обезличен> от <дата обезличена> «Об утверждении Критериев отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду;
отход с <номер обезличен>, относится к II классу опасности для окружающей природной среды, в соответствии с приказом МПР РФ <номер обезличен> от <дата обезличена> «Об утверждении Критериев отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду (т. 1 л.д. 72-73, т. 2 л.д. 3-16).
Представлены протоколы испытаний <номер обезличен>.БТ.ОТ, <номер обезличен>.БТ.ОТ, <номер обезличен>.БТ.ОТ, <номер обезличен>.БТ.ОТ от <дата обезличена>, <номер обезличен>.АКПО.ОТ, <номер обезличен>.АКПО.ОТ, <номер обезличен>.АКПО.ОТ от <дата обезличена>, <номер обезличен>.АКВА.АВ, <номер обезличен>.АКВА.АВ, <номер обезличен>.АКВА.АВ, <номер обезличен>.АКВА.АВ, <номер обезличен>.АКВА.АВ, <номер обезличен>.АКВА.АВ от <дата обезличена> (т. 1 л.д. 176-238)
Так же представлены протоколы испытаний образцов атмосферного воздуха <номер обезличен>.М.АВ, <номер обезличен>.М.АВ, <номер обезличен>.М.АВ от <дата обезличена> (т. 1 л.д. 239-258).
Согласно экспертному заключению <номер обезличен> от <дата обезличена> проведенному по результатам проведения отбора проб атмосферного воздуха, установлено отсутствие превышения концентрации загрязняющих веществ (т. 2 л.д.1-2)
<дата обезличена> составлен протокол <номер обезличен> об административном правонарушении по ст. 8.5 КоАП РФ (сокрытие или искажение экологической информации – не представлены расчеты нормативов допустимых выбросов при подаче декларации о воздействии на окружающую среду, не обеспечено представление в уполномоченный государственный орган отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля за 2021 год в установленный законом срок) (т. 1 л.д. 153-158).
<дата обезличена> составлен протокол <номер обезличен> об административном правонарушении по ст. 8.1 КоАП РФ (несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства – нарушение порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредны (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, отсутствие согласованных с Министерством экологии по Челябинской области мероприятий в период неблагоприятных метеорологических условий) (т. 1 л.д. 159-165).
<дата обезличена> составлен протокол <номер обезличен> об административном правонарушении по ч. 3 ст. 8.21 КоАП РФ (нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры – невнесение установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду) (т. 1 л.д. 166-170).
<дата обезличена> составлен протокол <номер обезличен> об административном правонарушении по ст. 8.41 КоАП РФ (невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду) (т. 1 л.д. 171-175).
Кроме того, согласно заключению технической судебной экспертизы ООО «СитиБиз» на технические устройства – роторные металлургические печи (5 шт.), в соответствии с которым в ходе проверки <дата обезличена> выявлено, что из пяти роторных металлургических печей, установленных в производственном помещении ответчика в работающем состоянии находились три печи. Так же установлено, что ООО «Алмаз» относится к категории опасных производственных объектов III класса опасности.
Так установлено, что на роторных металлургических печах наклонного типа отсутствуют идентификационные таблички (надписи) позволяющие установить их завод-изготовитель. На четырех печах отсутствует вытяжной зонт (предусмотренный комплектом поставки) из-за чего дымовые газы поступают в производственное помещение ООО «Алмаз» с последующим их уносом в атмосферу.
Установлено, что роторные металлургические печи не пригодны для эксплуатации без приведения их в соответствие с паспортной комплектностью, эксплуатация роторных металлургических печей ведется ненадлежащим образом согласно требованиям Федерального закона № 116-ФЗ от 21 июля 1997 года «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности процессов получения или применения расплавов», роторные металлургические печи изготовлены промышленным (заводским) способом, имеются иные признаки опасных производственных объектов у представленных на экспертизу роторных (металлургических) печей (т. 2 л.д. 17-250, т. 3 л.д. 1-35).
<дата обезличена> на основании постановления <номер обезличен> о назначении административного наказания ООО «Алмаз» признано виновным в совершении административного правонарушения по ст. 8.1 КоАП РФ (несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства – нарушение порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредны (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, отсутствие согласованных с Министерством экологии по Челябинской области мероприятий в период неблагоприятных метеорологических условий) и ст. 8.5 КоАП РФ (сокрытие или искажение экологической информации – не представлены расчеты нормативов допустимых выбросов при подаче декларации о воздействии на окружающую среду, не обеспечено представление в уполномоченный государственный орган отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля за 2021 год в установленный законом срок), ст. 8.41 КоАП РФ (невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду) ), ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ (неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления) назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 руб.
<дата обезличена> выдано предписание <номер обезличен>-рш об устранении выявленных нарушений до <дата обезличена> (т. 3 л.д. 177-179).
Ранее ООО «Алмаз» так же привлекалось к административной ответственности, о чем представлены постановления <номер обезличен> о привлечении к административной ответственности от <дата обезличена> о признании пост. 8.1 КоАП РФ с назначением в виде административного штрафа в <данные изъяты> руб., <номер обезличен> от <дата обезличена> по ст. 8.46 КоАП РФ с назначением наказания административного штрафа в <данные изъяты> руб., <номер обезличен> от <дата обезличена> с назначением наказания административного штрафа в <данные изъяты> руб., <номер обезличен> от <дата обезличена> по ст. 8.1 назначением наказания административного штрафа в <данные изъяты> руб., <номер обезличен> от <дата обезличена> по ст. 8.46 КоАП РФ с назначение наказания административного штрафа в <данные изъяты> руб., <номер обезличен> от <дата обезличена> по ст. 8.1 КоАП РФ с назначением наказания административного штрафа в <данные изъяты> руб., <номер обезличен> от <дата обезличена> по ст. 8.41 КоАП РФ с назначением наказания административного штрафа в <данные изъяты> руб., <номер обезличен> от <дата обезличена> по ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ с назначением наказания административного штрафа в <данные изъяты> руб., <номер обезличен> от <дата обезличена> по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ с назначением наказания административного штрафа в <данные изъяты> руб., <номер обезличен> от <дата обезличена> по ст. 8.41 КоАП РФ с назначением наказания административного штрафа в <данные изъяты> руб., <номер обезличен> от <дата обезличена> по ст.8.41 КоАП РФ с назначением наказания административного штрафа в размере 3000 руб.За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность, в соответствии с действующим законодательством.
<дата обезличена> в отношении ООО «Алмаз» были выданы предписания <номер обезличен>-Ч об устранении выявленных нарушений обязательных требований. Предписано устранить выбросы вредных (загрязняющих) веществ, внести плату за негативное воздействие за окружающую среду, нарушение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, а именно сброса отходов производства на почву, не обеспечено ведение учета отходов производства и потребления, возникающих в процессе деятельности (т. 3 л.д.172-174).
<дата обезличена> выдано предписание <номер обезличен>-рш об устранении нарушения требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, а именно сброса отходов производства на почву, не обеспечено ведение учета отходов производства и потребления, возникающих в процессе деятельности (л.д. 175-176).
Согласно ст.12 Гражданского процессуального кодекса РФ к способам защиты гражданских прав относится, среди прочего, восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также присуждение к исполнению обязанностей в натуре (понуждение к совершению действий).
Обстоятельства нарушения ответчиком законодательства нашли свое подтверждение в ходе судебного заседания.
Вместе с тем, суду не представлено доказательств того, что истцом были приняты исчерпывающие меры по устранению нарушений закона их причин и условий, им способствующих.
Как установлено в судебном заседании между ООО «Паритет» и ООО «Алмаз» заключен договор аренды <номер обезличен> недвижимого имущества и оборудования от <дата обезличена>, по условиям которого ООО «Алмаз» предоставлено за плату во временное владение и пользование недвижимое имущество: нежилое здание — производственный цех, общей площадью 379,6 кв.м., нежилое здание — холодный склад, общей площадью 379,2 кв.м., нежилое здание — литейный цех, общей площадью 1324,2 кв.м., земельный участок, площадью 16202 кв.м., сооружение — подводящий газопровод к производственному зданию, протяженностью 51 п.м., а так же комплект оборудования: печь роторная наклонная типа РПН-0,45 для плавки цветного металла, зав. <номер обезличен>, печь роторная наклонная типа РПН-0,45 для плавки цветного металла, зав. <номер обезличен>, печь роторная наклонная типа РПН-0,45М для плавки цветного металла, зав. <номер обезличен>, оптико-эмиссионный спектометр ПАПУАС-4И. Указанное имущество используется для хозяйственной деятельности по приемке, хранению и переработке лома цветных металлов (л.д. 21-24).
На производственной площадке ООО «Алмаз» эксплуатируются печи производства ООО «МетМашСтрой» и ООО «НПК Проммаш».
Согласно информационному письму ООО «МетМашСтрой» о разъяснении по характеристикам роторно-наклонных печей, изготовленных по паспорту <номер обезличен> ПС, что печи, произведенные ООО «МетМашСтрой» и ООО «НПК Проммаш» по данному паспорту не относятся к опасным производственным объектам согласно Федерального закона № 116-ФЗ от 21 июля 1994 года «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (т. 3 л.д. 20).
Как следует из протокола осмотра вещественных доказательств от <дата обезличена> подготовленного нотариусом <ФИО>4 по результатам осмотра проведенного в присутствии ООО «Алмаз», ООО «Паритет», а так же представителя Следственного управления Следственного комитета РФ по Челябинской области, по адресу: г. Магнитогорск, у. Шоссейная, д. 48/1 расположен литейный цех. В литейном цехе установлены: печь роторная наклонная РНП, 2019 года выпуска, заводской <номер обезличен>, печь роторная наклонная РНП-045М, 2016 года выпуска, заводской <номер обезличен>, печь плавильная отражательная МКПА-0,45, 2016 года выпуска, заводской <номер обезличен>, печь роторная наклонная РНК-5, 2018 года выпуска, заводской <номер обезличен>, печь роторная наклонная РНП-045, 2016 года выпуска, заводской <номер обезличен>.
На роторных печах отсутствуют радиальные вентиляторы, двигатель вращения печи, соединительные муфты печи с двигателем вращения, с двери печи срезаны газовые горелки.
На плавильной печи также отсоединена газовая горелка.
Кроме того, проведен осмотр подводящего газопровода. Запорная арматура для подачи газа к производственному зданию находится в закрытом состоянии – установлена металлическая заглушка, опломбированная металлической пломбой.
Таким образом, на момент проведения осмотра установлено, что имеющиеся во владении ООО «Алмаз» печи в настоящее время находятся в нерабочем состоянии, сведений о превышении предельной массы сливаемого металла материалы дела не содержат, в связи с чем прийти к выводу о том, что указанные печи относят к опасным производственным объектам и подлежат постановке на учет в РосТехНадзоре прийти нельзя.
Согласно свидетельству о регистрации выданному <дата обезличена> ООО «Алмаз» в государственном реестре опасных производственных объектов зарегистрированы сеть газопотребления ООО «Алмаз» III класса опасности, и цех литейный (алюминий) III класса опасности (т. 3 л.д. 117).
На основании п. 6 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежат актуализации в связи с представлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведений: о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, реорганизации юридического лица в форме преобразования, об изменении его наименования, адреса (места нахождения), а также об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность; об изменении места нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду; об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды; об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления.
В отношении требований ликвидировать свалку с северной стороны земельного участка ответчиком ООО «Алмаз» представлены договоры поставки отходов меди, заключенные <дата обезличена> с ООО «МетАльянс» с приложением приемосдаточных актов <номер обезличен> от <дата обезличена>, <номер обезличен> от <дата обезличена>, <номер обезличен> от <дата обезличена> и от <дата обезличена><номер обезличен>, а так же (т. 3 л.д. 73, 74, 109-111, т. 4 л.д. 224), и договор <номер обезличен> поставки лома и отходов черных и цветных металлов от <дата обезличена> заключенный между ООО «Тех Торг-Групп» и ООО «Алмаз» с приложением приемосдаточного акта от 01 и <дата обезличена>.
Исходя из представленных договоров отвалы шлака вывозятся с производственной территории ООО «Алмаз».
Согласно заключению специалиста <номер обезличен>.07ПР установлено, что учитывая направление ветра и расположение места отбора проб, места расположения промплощадки относительно места расположения площадки ООО Алмаз«, наличия большого количества производственных площадок сторонних предприятий, наличия в целом территории в зоне повышенного загрязнения атмосферного воздуха в результате детальности ПАО «ММК», недопустимо однозначно утверждать, что превышение предельно-допустимых концентраций оксида Азота (II) в 2 раза в момент отбора проб атмосферного воздуха на границе ближайшей жилой постройки возникло в результате деятельности ООО «Алмаз».
Так же установлено, что на территории ООО «Алмаз» зафиксировано хранение твердых отходов, хранение отходов 1-4 классов на производственной территории ООО «Алмаз» при соблюдении требований СанПиН <дата обезличена>-21 не запрещено.
Кроме того, в представленном протоколе дополнительного осмотра места происшествия от <дата обезличена> старшего следователя Орджоникидзевского межрайонного следственного отдела СУ СК РФ по Челябинское области отражено, что на производственной площадке имеются насыпи шлака со следами его перемещения специальной техникой.
По исковому требованию об исполнении обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2021 год ответчиком представлено платежное поручение от <дата обезличена><номер обезличен>, в соответствии с которым ООО «Алмаз» внесена плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами за 2021 года, представлена декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2022 год с расчетом суммы платы за выбросы загрязняющих веществ (т. 4 л.д. 45, 75-84).
В соответствии со ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
Частью 2 ст.67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.
Приказом Минприроды России от 18.02.2022 № 109, утверждены требования к содержанию программы производственного экологического контроля.
В опровержение доводов иска по требованию о нарушении норм о производственно-экологическом контроле, об обеспечении осуществления производственного экологического контроля, направлении отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля за 2021 год ООО «Алмаз» представлена опись вложения ценного письма Почта России, в соответствии с которым <дата обезличена> в адрес Уральского межрегионального Управления Росприроднадзора <дата обезличена> было направлено письмо с отчетом об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля за 2021 года на 32 листах, представлена программа производственного экологического контроля для ООО «Алмаз», утвержденная <дата обезличена> (т. 4 л.д. 91-167).
Кроме того, представлен отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля на производственной площадке в печатном виде за 2021 года датированный <дата обезличена>, за 2022 года датированный <дата обезличена> и датированный <дата обезличена>, с учетом изменений.
Представлены договор с ООО «Центр коммунального сервиса» на вывоз твердых коммунальных отходов.
Сведений о неполучении указанных отчетов, либо о непринятии указанных документов материалы дела не содержат.
В соответствии с п.1 Требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, утвержденных Приказом Минприроды России от 28 ноября 2019 года №811 Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (далее - Требования, мероприятия, выбросы, НМУ) распространяются на разработку, согласование и организацию работ по реализации мероприятий в периоды НМУ на объектах I, II и III категорий, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды (далее - категории, ОНВ), на которых расположены источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Согласно п.4 Требований хозяйствующие субъекты, имеющие источники выбросов, разрабатывают мероприятия с учетом степени опасности прогнозируемых НМУ, определяемых в соответствии с приказом Минприроды России от 17 ноября 2011 года № 899 «Об утверждении порядка представления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требований к составу и содержанию такой информации, порядка ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам».
В силу п.5 Требований разработка мероприятий при НМУ осуществляется для всех источников выбросов на ОНВ I, II и III категорий, подлежащих нормированию в области охраны окружающей среды.
Истцом завялено требований разработать журнал записи прогнозов о НМУ с перечнем проведенных мероприятий по уменьшению выбросов в соответствующий период НМУ, согласовать с Министерством экологии Челябинской области план мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласовать с Министерством экологии по Челябинской области мероприятия в период неблагоприятных метеорологических условий (НМУ).
Ответчиком ООО «Алмаз» представлен журнал регистрации неблагоприятных метеорологических условий ООО «Алмаз», начатый <дата обезличена> с приложением перечня мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, утвержденный директором ООО «Алмаз» в 2022 году, согласованный с Министром экологии Челябинской области 23 января 2023 года (т. 4 л.д. 54-56).
В соответствии с заключением Министерством экологии Челябинской области от 23 января 2023 года в адрес директора ООО «Алмаз» дано заключение на план мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ для производственной площади ООО «Алмаз», в соответствии с которым мероприятия по уменьшению выбросов в периоды НМУ для производственной площадки ООО «Алмаз» согласованы (т. 4 л.д. 46-47).
Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона от 04.05.1996 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, обязаны проводить инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, а также документировать и хранить полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.
Порядок инвентаризации утвержден Приказом Минприроды России от 19.11.2021 № 871.
В силу п. 3 Порядка инвентаризации, при проведении инвентаризации выбросов выявляются и учитываются все стационарные и передвижные источники загрязнения атмосферного воздуха, устанавливаются их характеристики, а также определяются количественные и качественные показатели выбросов из всех стационарных, а также передвижных источников загрязнения атмосферного воздуха, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, систематизируются и документируются полученные результаты.
В соответствии с п. 34 Порядка инвентаризации, по результатам инвентаризации выбросов составляется отчет, содержащий данные инвентаризации и утверждаемый хозяйствующим субъектом, с указанием даты утверждения указанного отчета.
В нарушение п. 1 ст. 22 Федерального закона от 04.05.1996 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», приказа Минприроды России от 19.11.2021 № 871, ООО «Алмаз» инвентаризация источников выбросов в атмосферный воздух не проведена.
Вместе с тем, исковые требования о проведении инвентаризации источников выбросов в соответствии с требованиями Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризаций и корректировки, утверждёнными приказом Минприроды России от 19.11.2021 № 871, Методики разработки (расчета) и установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденной приказом Минприроды России от 11.08.2020 № 581, приказа Минприроды России от 06.06.2017 №273, произвести расчеты нормативов допустимых выбросов, которые должны быть разработаны в соответствии с требованиями Методики разработки (расчета) и установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденной приказом Минприроды России от 11.08.2020 № 581; и получение разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ Меди (0,046+-0,014)г/с, Цинка (0,047+-0,014)г/с, Свинца (0,0301+-0,0090)г/с в атмосферный воздух не могут быть выполнены, поскольку стационарные источники выбросов находятся в нерабочем состоянии.
Вопреки требованию об отсутствии ведения учёта отходов производства и потребления, возникающих в процессе деятельности представлен журнал учета отходов.
При этом требование об обеспечении наличия на производственной площадке контролера лома и отходов металла с квалификацией второго разряда; лица, ответственного за проведение радиационного контроля лома и отходов металлов; лица, ответственного за проведение контроля лома и отходов металлов на взрывобезопасность, средства измерения для проведения радиационного контроля (дозиметр), весовых средств измерений, сведений о которых содержатся в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений, и которые поверены в порядке установленном законодательство РФ, оборудование для идентификации и сортировки лома и отходом цветных металлов, сведения о которых содержатся в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений, и которые поверены в порядке установленном законодательство РФ, оборудование, а именно пресс для пакетирования или брикетирования лома черных металлов; пресс-ножниц; установки для дробления и сортировки легковесного лома; оборудования для сортировки или измельчения стружки, оборудование, а именно пресс для пакетирования или брикетирования лома цветных металлов; пресс-ножниц; установки для дробления лома и отходов цветных металлов; установки для разделки кабеля, ответственного лица, назначенного руководителем юридического лица, ответственного за прием лома и отходов металлов, журнала отгруженного лома ранее в адрес ответчика не направлялось.
Требование о получении паспорта на газоочистные установки и установленные п. 33 Правил эксплуатации установок очистки газа, утверждённых приказом Минприроды России от 15 сентября 2017 года № 498 к нему документы так же не могут быть выполнены, поскольку стационарные источники выбросов находятся в нерабочем состоянии, отключены от газоочистной установки.
Суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам. Отказ в приостановлении либо прекращении такой деятельности не лишает потерпевших права на возмещение причиненного этой деятельностью вреда.
Как следует из апелляционного определения Челябинского областного суда от 28 июня 2023 года об отмене постановления Орджоникидзевского районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 05 мая 2023 года, в отношении ООО «Алмаз» возбуждено уголовное дело, при производстве по которому на территории ООО «Алмаз» было изъято оборудование, вопрос о принадлежности изъятого имущества и вопрос об использовании его в производственном процессе ООО «Алмаз», следствием которого могло явиться причинение вреда окружающей среде в ходе предварительного расследования не установлены.
Гражданско-правовая ответственность в виде приостановления деятельности юридического лица наступает лишь в случае, прямо предусмотренном ч. 2 ст. 1065 Гражданского кодекса РФ.
В нарушение положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ истцом не представлено допустимых и достоверных доказательств причинения предпринимательской деятельностью ООО «Алмаз» вреда или угрозы причинения вреда.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований прокурора Орджоникидзевского района г. Магнитогорска обратившегося в защиту интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Алмаз» о приостановлении деятельности до устранения нарушений отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Орджоникидзевский районный суд г. Магнитогорска Челябинской области.
Председательствующий:
Мотивированное решение составлено 04 сентября 2023 года.