ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1919/18 от 17.09.2018 Красноармейского районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

Дело 2-1919/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Красноармейский районный суд г. Волгограда

в составе: председательствующего судьи Бахтигузиной Н. Ф.,

при секретаре судебного заседания Тен А.А.

17 сентября 2018 года в г. Волгограде, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Новикова Дмитрия Николаевича к отраслевой комиссии Минэнерго России по аттестации аварийно-спасательных служб (формирований) и спасателей нефтяной и газовой промышленности о возложении обязанности рассмотреть заявление,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд к ответчику «Отраслевой комиссии Минэнерго РФ по аттестации аварийно-спасательно-спасательных служб (формирований), спасателей и граждан приобретающих статус спасателей» с указанным иском, ссылаясь на то, что 21 февраля 2018 года истцу было направлено уведомление работодателя ООО «Лукойл-Волгограднефтепереработка» о том, что ему, как газоспасателю профессионального аварийно-спасательного формирования (газоспасательного отряда) предписывается самостоятельно собрать пакет документов и пройти периодическую аттестацию по профессии спасатель. Истец направил ответчику заявление с пакетом документов для прохождения аттестации, однако ответчик на данное заявление не отреагировал, решения по данному заявлению не принял.

С учетом изложенного, просит обязать Отраслевую комиссию Минэнерго РФ по аттестации аварийно-спасательных служб (формирований), спасателей и граждан приобретающих статус спасателя рассмотреть заявление Новикова Дмитрия Николаевича от 26.02.2018 года о проведении периодической аттестации по профессии спасатель и присвоении классности: спасатель третьего класса в установленные п.26 Постановления Правительства РФ от 22.12.2011 года сроки.

В судебном заседании истец Новиков Д.Н. исковые требования поддержал и просил их удовлетворить.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, заявлений не представил.

Представитель третьего лица ООО «Лукойл-Волгограднефтепереработка при вынесении решения полагался на усмотрение суда.

Выслушав участвующих по делу лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

Согласно п. 4 ст. 196 ТК РФ случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

В соответствии с п. 3 ст. 1 Федерального закона РФ от 22.08.1995 года N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" спасатель - это гражданин, подготовленный и аттестованный на проведение аварийно-спасательных работ.

В соответствии с п. 3 ст. 9 указанного Федерального закона к непосредственному исполнению обязанностей спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях допускаются граждане, достигшие возраста 18 лет, имеющие среднее общее образование, прошедшие профессиональное обучение по программе профессиональной подготовки спасателей и аттестованные в установленном порядке на проведение аварийно-спасательных работ.

Основные положения проведения аттестации спасателей утверждены Постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2011 года № 1091 "О проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя", согласно которым аттестация проводится с целью определения возможности выполнения аварийно-спасательными службами (формированиями) и спасателями возложенных на них задач.

Аварийно-спасательные службы (формирования) и спасатели подлежат первичной, периодической и внеочередной аттестации.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 21 Постановления Правительства РФ от 22 декабря 2011 г. N 1091 "О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя" граждане, впервые приобретающие статус спасателя, допускаются к первичной аттестации не позднее чем через 6 месяцев после прохождения медицинского осмотра (обследования), психиатрического освидетельствования и профессионального обучения по программе профессиональной подготовки спасателей.

Периодическая аттестация спасателей проводится 1 раз в 3 года.

Спасатели аварийно-спасательных служб (формирований), не прошедшие в установленные сроки периодическую аттестацию по уважительным причинам (временная нетрудоспособность, отпуск, служба в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, альтернативная гражданская служба, командировка), допускаются к периодической аттестации по ходатайству руководителя аварийно-спасательной службы (формирования) в аттестационную комиссию.

Спасатели, не входящие в состав аварийно-спасательных служб (формирований), не прошедшие в установленные сроки периодическую аттестацию по указанным причинам, допускаются к периодической аттестации по их заявлению в аттестационную комиссию.

Пунктом 1 ст. 23 Федерального закона РФ от 22.08.1995 года N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" предусмотрено, что граждане Российской Федерации приобретают статус спасателей на основании решения соответствующих аттестационных органов по результатам аттестации после прохождения указанными гражданами медицинского освидетельствования, выполнения нормативов по физической подготовке, профессионального обучения по программе профессиональной подготовки спасателей и аттестации на проведение аварийно-спасательных работ.

Статьей 24 указанного Федерального закона предусмотрено прохождение спасателями аттестации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

В силу п. 4 статьи 25 спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных и нештатных аварийно-спасательных формирований имеют право на совершенствование своих теоретических знаний и профессионального мастерства в рабочее время в установленном порядке.

Судом установлено, что Новиков Д.Н. принят в ООО «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка» 28 декабря 1998 года на должность грузчика в цех .

Приказом от 29.01.2004 года Истец был принят в порядке перевода в газоспасательный отряд Общества на должность газоспасателя 4 разряда.

В настоящее время, Новиков Д.Н. работает в должности газоспасателя 5 разряда.

Как следует из письменного сообщения ООО «Лукойл-Волгограднефтепереработка периодическую аттестацию на право ведения аварийно-спасательных работ истец прошёл в отраслевой комиссии Минэнерго России по аттестации аварийно-спасательных служб (формирований) и спасателей нефтяной и газовой промышленности (ОАК НГП 16/2- 2) в марте 2015 года, при этом данные о положительном решении на присвоение статуса спасателя и об аттестации работника на право ведения аварийно-спасательных работ внесены в книжку спасателя данного работника, которая является личным документом, находящимся у Новикова Дмитрия Николаевича (ст. 34 Постановления Правительства РФ от 22.12.2011 N 1091 "О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя").

24 октября 2017 года Работодатель в адрес Истца направил письмо (получено Новиковым Д.Н. 30.10.2017) с приложением уведомления о необходимости прохождения периодической аттестации на подтверждение статуса «спасатель» и квалификации газоспасателя. В указанном уведомлении работодатель предложил Истцу пройти курсы повышения квалификации, сообщил о сроках подготовки документов, реквизиты аттестационных комиссий, которым дано право проводить аттестацию «спасателей», а также предложил до 01 ноября 2017 года письменно уведомить о принятом решении относительно выбранной аттестационной комиссии.

В связи с неполучением от истца ответа о принятом решении, 21 февраля 2018 года Работодатель повторно уведомил истца, с просьбой проинформировать Общество о предпринятых действиях по поводу периодической аттестации на подтверждение статуса «спасатель», а также напомнил, что срок пройденной аттестации истекает 05 марта 2018 года.

26 февраля 2018 года Новиков Д.Н. направил в секретариат отраслевой комиссии Минэнерго России по аттестации АСС и АСФ (<адрес>, 301650) заказную бандероль с приложенными документами.

Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 40008016388127 заказная бандероль была получена адресатом 05 марта 2018 года.

Как пояснил в суде истец 31 марта 2018 года заявление истца от 26 февраля 2018 года, о рассмотрении вопроса по его периодической аттестации и присвоении ему третьего класса по профессии спасатель со всеми приложениями ему было возвращено с уведомлением зам. директора по общим вопросам ЦАСФ Макаревича А.В. от 07.03.2018 года за , что секретариат Отраслевой комиссии Минэнерго РФ по аттестации аварийно-спасательных служб (формирований), спасателей и граждан приобретающих статус спасателя находится по адресу: 107996 <адрес>.

Как указал в иске истец, он в этот же день 31 марта 2018 года перенаправил данное заявление со всем приложением по адресу: 107996 <адрес> в форме заявления от 31.03.2018 года.

Из приложенного к исковому заявлению уведомления о вручении и приложенного конверта следует, что почтовое отправление Истца было направлено 31 марта 2018 года в ОАК ТЭК по адресу 107996, <адрес> и получено 05.04.2018.

Комиссии Минэнерго России по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя образованы и осуществляют деятельность в соответствии с Приказами Минэнерго России от 27 августа 2013 г. , от 14 июля 2015 г. .

Согласно п. 26 Постановления Правительства РФ от 22.12.2011 N 1091 сроки рассмотрения аттестационной комиссией документов, представляемых для проведения аттестации спасателя или гражданина, приобретающего статус спасателя, не должны превышать 45 дней со дня поступления в аттестационную комиссию заявления об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ.

Таким образом, в случае получения комплекта необходимых документов, соответствующая аттестационная комиссия (образованная в соответствии с Приказами Минэнерго России), в которую предоставлялось заявление о прохождение периодической аттестации, в течение 45 дней должна принять одно из решений, предусмотренных п. 27 Постановления Правительства РФ от 22.12.2011 N 1091.

В судебном заседании представитель третьего лица пояснил, что согласно регистрационному реестру постоянно действующих комиссий Минэнерго России по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретших статус спасателя, существуют три комиссии:

Центральная ведомственная комиссия Минэнерго России по аттестации аварийно-спасательных служб (формирований) с регистрационным номером аттестационной комиссии 16/1-1;

Отраслевая комиссия Минэнерго России по аттестации аварийно-спасательных служб (формирований) и спасателей топливно-энергетического комплекса с регистрационным номером аттестационной комиссии 16/2-1;

Отраслевая комиссия Минэнерго России по аттестации аварийно-спасательных служб (формирований) и спасателей нефтяной и газовой промышленности, а также иных отраслей топливно-энергетического комплекса с регистрационным номером аттестационной комиссии .

Согласно ст. 4 Положения «Об отраслевой комиссии Минэнерго России по аттестации аварийно-спасательных служб (формирований) и спасателей нефтяной и газовой промышленности, а также иных отраслей топливно-энергетического комплекса» аттестацию газоспасателя проводит комиссия «Отраслевая комиссия Минэнерго России по аттестации аварийно-спасательных служб (формирований) и спасателей нефтяной и газовой промышленности, а также иных отраслей топливно-энергетического комплекса» с регистрационным номером аттестационной комиссии 16/2-2.

Таким образом, каждая отраслевая комиссия имеет своей регистрационный номер в реестре постоянно действующих комиссий Минэнерго России по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретших статус спасателя, которые подразделяются на сферы деятельности исходя из категорий спасателей.

С учетом изложенного, судом установлено, что истец Новиков Д.Н., являясь газоспасателем, должен был пройти аттестацию в Отраслевой комиссии Минэнерго России по аттестации аварийно-спасательных служб (формирований) и спасателей нефтяной и газовой промышленности, а также иных отраслей топливно-энергетического комплекса с регистрационным номером аттестационной комиссии 16/2-2.

Истец в суде не отрицал, что обращался именно в эту отраслевую комиссию, однако в конверте допустил опечатку, указав регистрационный . Также пояснил, что в исковом заявлении он обращается к ответчику с регистрационным номером .

При таких данных, суд приходит к выводу о том, что истец, указав в конверте регистрационный номер отраслевой комиссии 16/2-1, обратился к ненадлежащему адресату - Отраслевая комиссии Минэнерго России по аттестации аварийно-спасательных служб (формирований) и спасателей топливно-энергетического комплекса, с регистрационным номером аттестационной комиссии 16/2-1, который не был уполномочен рассматривать заявление об аттестации газоспасателей.

Кроме того, истец не представил данных фактического получения адресатом спорного заявления с необходимыми документами, приложенная истцом копия уведомления о вручении не позволяет определить содержание почтового отправления, поскольку истцом не приложен почтовый список документов, которые были отправлены заказной почтой с уведомлением.

Истец ссылается в иске, что перенаправил 31 марта 2018 года данному адресату заявление от 26 февраля 2018 года с объяснениями в форме заявления от 31 марта 2018 года.

Однако, как следует из представленной истцом копии данного заявления от 31 марта 2018 года, обращение истца направлено в форме заявления от 31 марта 2018 года, в котором он просит рассмотреть заявление от 26.02.2018 года с приложением. Как следует из заявления от 31 марта 2018 года, первичное обращение, датированное 26 февраля 2018 года, указано в данном заявлении как приложение «с приложением». Вместе с тем, в данном заявлении не перечисляется какое приложение содержит данный документ, в связи с чем не представляется возможным определить какие документы были направлены истцом 31 марта 2018 года адресату при повторном обращении 31 марта 2018 года.

Кроме того, в данном заявлении во вводной части заявления не конкретизировано, в какую именно отраслевую комиссию истец обращается, в частности указано «Председателю комиссии Минэнерго России по аттестации аварийно-спасательных служб (формирований), спасателей и граждан, приобретающих статус спасателей». Таким образом, не только не указан регистрационный номер комиссии, но и само изложение наименования комиссии не позволяет идентифицировать в какую именно комиссию обращался истец, что в совокупности с названием на конверте «Аттестационная комиссия Минэнерго России по аттестации АСС (Ф) спасателей.. регистрационный », также свидетельствует о направлении документа другому адресату.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Проанализировав представленные сторонами документы, суд приходит к выводу о том, что истцом не представлено доказательств, бесспорно свидетельствующих о нарушении ответчиком - отраслевой комиссией Минэнерго России по аттестации аварийно-спасательных служб (формирований) и спасателей нефтяной и газовой промышленности (ОАК НГП 16/2-2 прав истца, в том числе доказательств получения ответчиком спорного заявления истца с предусмотренным законом документами для проведения аттестации.

С учетом изложенного, в удовлетворении исковых требований надлежит отказать.

Руководствуясь ст.ст. 56, 194-198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Новикова Дмитрия Николаевича к отраслевой комиссии Минэнерго России по аттестации аварийно-спасательных служб (формирований) и спасателей нефтяной и газовой промышленности о возложении обязанности рассмотреть заявление – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Красноармейский районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья: Н. Ф. Бахтигузина

Мотивированное решение суда изготовлено 24 сентября 2018 года.

Судья: Н. Ф. Бахтигузина