ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1919/18 от 28.09.2018 Ленинскогого районного суда (город Севастополь)

Дело № 2-1919/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 сентября 2018 года Ленинский районный суд города Севастополя в составе председательствующего - судьи Фисюк О.И. при секретаре – Цурцумия К.М. с участием представителя истца – ФИО1, представителя ФИО2 – ФИО3, представителя ответчика – ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Гагаринского района города Севастополя в интересах ФИО2 к Департаменту образования города Севастополя о понуждении к совершению определенных действий,

У С Т А Н О В И Л:

13.06.2018 прокурор Гагаринского района города Севастополя обратился в суд с настоящим иском, просит признать проживание ФИО2, ребенка, лишенного родительского попечения, в ранее занимаемом жилом помещении - квартире, расположенной в городе Севастополе, по <адрес>, невозможным ввиду того, что общая площадь данного жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в нем, менее учетной нормы площади жилого помещения; обязать Департамент образования города Севастополя в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Закона города Севастополя №112-ЗС от 09.02.2015 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в городе Севастополе» включить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, с вынесением соответствующего распоряжения Департаментом образования города Севастополя.

Исковые требования обоснованы тем, что прокуратурой Гагаринского района г. Севастополя проведена проверка по заявлению ГКУ «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Наш дом», в ходе которой была установлена бездеятельность должностных лиц Департамента образования г. Севастополя, выразившаяся в том, что в нарушение требований Административного регламента до настоящего времени Департаментом не принято решение по заявлению Центра от 02.04.2018 №329 об оказании государственной услуги по включению ФИО2 в список детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

В судебном заседании представитель истца иск поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ГКУ «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Наш дом», в судебном заседании просил иск удовлетворить, пояснил, что в апреле 2018 г. Центр, как законный представитель ФИО5, обратился к ответчику с заявлением о включении ФИО5 в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в порядке Административного регламента «Включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями». Поскольку в течение длительного времени никакого решения по данному заявлению ответчиком принято не было, Центр обратился в прокуратуру об оказании содействия в решении данного вопроса.

Представитель ответчика в судебном заседании иск не признала, пояснила, что по заявлению Центра до настоящего времени решение не принято, поскольку им предоставлены не все документы, предусмотренные Административным регламентом для оказания соответствующей государственной услуги.

Заслушав представителей сторон и заинтересованного лица, исследовав и оценив представленные письменные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что иск подлежит отклонению по следующим основаниям.

Судом установлено, что Распоряжением Департамента образования города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 помещён под надзор государственного казенного учреждения города Севастополя «Центр содействия семейному воспитанию», переименованного в «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Наш дом», который в силу Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» с сентября 2017 года исполняет в отношении несовершеннолетнего ФИО2 обязанности опекуна.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Федеральный закон № 159-ФЗ), а также ст. 14 Закона города Севастополя №112-ЗС от 09.02.2015 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в городе Севастополе» (далее - Закон города Севастополя № 112-ЗС) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, местом жительства которых является город Севастополь, не являющимися нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, местом жительства которых является город Севастополь, являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в порядке, установленном Правительством Севастополя, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда города Севастополя по договорам найма специализированных жилых помещений.

Согласно ч. 3 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

Статьей 9 Закона города Севастополя № 112-ЗС предусмотрен порядок формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением.

Так, законные представители детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представляют заявление о включении детей в список в уполномоченный орган исполнительной власти города Севастополя, осуществляющий полномочия в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, в течение 30 календарных дней со дня достижения детьми возраста 14 лет или возникновения после достижения детьми возраста 14 лет предусмотренных федеральным законодательством и нормативными правовыми актами города Севастополя оснований для предоставления указанным детям жилых помещений. К заявлению о включении в список прилагаются документы, перечень которых устанавливается Правительством Севастополя.

Уполномоченный орган исполнительной власти Севастополя в сфере опеки и попечительства в течение 15 рабочих дней со дня представления всех прилагаемых к заявлению документов проводит проверку сведений, содержащихся в документах.

В случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений, уполномоченный орган исполнительной власти Севастополя в сфере опеки и попечительства предварительно устанавливает факт возможности (невозможности) проживания указанных лиц в ранее занимаемых жилых помещениях, о чем составляет акт. Копия акта в течение 5 рабочих дней направляется заявителю.

Уполномоченный орган исполнительной власти Севастополя в сфере опеки и попечительства принимает решение о включении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список, либо решение об отказе во включении. Решение об отказе во включении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список принимается в случае отсутствия предусмотренных действующим законодательством города Севастополя оснований для включения в список.

Решение уполномоченного органа исполнительной власти Севастополя в сфере опеки и попечительства оформляется в форме правового акта, предусмотренного законодательством города Севастополя, копия которого в течение 5 рабочих дней со дня вынесения решения направляется заявителю.

Решение уполномоченного органа исполнительной власти Севастополя в сфере опеки и попечительства об отказе во включении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список, а также акт уполномоченного органа исполнительной власти Севастополя в сфере опеки и попечительства об установлении факта возможности проживания указанных лиц в ранее занимаемых жилых помещениях нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, могут быть обжалованы заинтересованными лицами в суде.

Включение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список осуществляется в порядке очередности в зависимости от даты принятия уполномоченным органом исполнительной власти Севастополя в сфере опеки и попечительства решения о включении указанных лиц в список.

Приказом Департамента образования города Севастополя от 24.10.2017 № 942-П утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги «Включение в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями».

Как установлено проверкой, ДД.ММ.ГГГГ в адрес Департамента образования города Севастополя поступило заявление ГКУ «ЦПДОБПР «Наш дом» от ДД.ММ.ГГГГ об установлении невозможности проживания ФИО2 в ранее занимаемом жилом помещении, членом семьи нанимателя по договору социального найма которого он является, и включении его в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, к заявлению приложены документы, предусмотренные Административным регламентом -П.

В силу пп. 2.2.1, 2.3.1, 2.4.1, 2 4.2 Административного регламента № 942-П должностные лица Департамента образования города Севастополя обязаны были в течение 15 дней с момента получения заявления (т.е. с 04.04.2018) рассмотреть его, а также издать распоряжение об установлении невозможности проживания ребёнка, лишенного родительского попечения, ФИО2 в ранее занимаемом жилом помещении и включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также в течение 5 рабочих дней с момента подписания направить (вручить) данное распоряжение в ГКУ «ЦПДОБПР «Наш дом».

Однако какие-либо распоряжения по результатам рассмотрения заявления ГКУ «ЦПДОБПР «Наш дом» от 02.04.2018 №329 Департаментом образования города Севастополя не издавались и не изготавливались, вопрос установления невозможности или возможности проживания ФИО2 в ранее занимаемом жилом помещении не рассматривался, что подтверждается ответом Департамента образования города Севастополя директору ГКУ ««ЦПДОБПР «Наш дом» от ДД.ММ.ГГГГ, а также пояснениями представителя ответчика в судебном заседании.

Таким образом, поскольку ответчиком не было принято какого-либо решения относительно предоставления либо не предоставления государственной услуги, суд приходит выводу о преждевременности обращения с данным иском, т.к. суд не может своим решением подменять функции иных органов. Истец вправе оспорить бездействие должностных лиц ответчика в установленном законом порядке.

На основании ст. 103 ГПК РФ стороны освобождены от уплаты государственной пошлины, а потому судебные расходы не распределяются.

Руководствуясь ст.ст. 196, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска прокурора Гагаринского района города Севастополя в интересах ФИО2 к Департаменту образования города Севастополя о понуждении к совершению определенных действий отказать.

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

В окончательной форме решение принято 03.10.2018 г.

Судья –