ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1919/20 от 24.03.2020 Промышленного районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

26RS0-26

РЕШЕНИЕ

Именем Российской федерации

24 марта 2020г. <адрес>

Промышленный районный суд <адрес> края в составе: председательствующего судьи Старовойтовой Н.Г.,

при секретаре: Факовой Р.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат <адрес>» об обязании произвести перерасчет пенсии за выслугу лет и взыскании недоплаченной части пенсии за выслугу лет с учетом роста потребительских цен,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к ФКУ «Военный комиссариат <адрес>» об обязании произвести перерасчет пенсии за выслугу лет с учетом роста потребительских цен, ссылаясь на то, что с дата он проходил военную службу по контракту и приказом Министра обороны РФ от дата-ЛС был досрочно уволен с военной службы в запас по подп. «а» п. 2 ст. 51 Федерального закона от дата № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» в связи с организационно-штатными мероприятиями. Приказом председателя Северо-Кавказского окружного военного суда от дата истец исключен из списков военнослужащих данного суда и снят со всех видов довольствия с дата. Поскольку на момент увольнения с военной службы его календарная выслуга лет для назначении пенсии на дата составила: 30 лет 3 месяца, а в льготном исчислении 37 лет, то в соответствии с подп. «а» ч. 2 ст. 5, подп. «а» ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от дата с дата истцу была назначена пенсия за выслугу лет. При определении размера пенсии, подлежащей выплате, в соответствии с абз. 9 п. 6 ст. 13 Федерального закона от дата № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в редакции от дата) и п. 1 Правил исчисления выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, утвержденных Постановлением Правительства РФ от дата N2 524 «Об отдельных выплатах военнослужащим и членам их семей» (в редакции от дата), истцу была установлена надбавка за выслугу лет в размере 70% от оклада денежного содержания, которая выплачивалась в указанном размере в составе пенсии по дата включительно. Однако в действующее законодательство, регламентирующее порядок назначения и выплаты пенсии за выслугу лет, были внесены изменения, в результате которых пенсия истцу стала начисляться и до настоящего времени выплачивается исходя из ранее установленного и неизмененного оклада по воинской должности, а процентная надбавка за выслугу лет снижена до размера 40%. В связи с реформированием с дата системы денежного довольствия военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел законодатель предусмотрел возможность перерасчета пенсий, назначенных до дата военным судьям, военнослужащим органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации. Но, если в части оклада по воинскому званию, подлежащему учету при перерасчете размеров пенсий указанным лицам, ч. 6 ст. 12 Федерального закона -Ф3 содержит прямое указание на необходимость учета размеров оклада, установленных ст. 2 Федерального закона № 306-ФЗ, то относительно размера процентной надбавки за выслугу лет, подлежащей учету при перерасчете размера пенсий военным судьям (в отличие от пенсионеров из числа военнослужащих органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации), в указанной норме ничего не сказано. Соответственно, учитывая, что в отношении пенсионеров из числа военных судей не могут применяться процентные надбавки за выслугу лет, установленные Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» и Федеральным законом «О Следственном комитете Российской Федерации», а возможность применения при перерасчете пенсий военным судьям процентной надбавки за выслугу лет в размерах, установленных ст. 2 Федерального закона № 306-ФЗ или ст. 2 Федерального закона № 247-ФЗ, прямо исключена ч. 6 ст. 12 Федерального закона -Ф3 следует прийти к выводу, что в отсутствие иного нормативного регулирования при перерасчете с дата размеров пенсий военным судьям размер процентной надбавки за выслугу лет изменению не подлежит, что согласуется с положениями ч. 6 ст. 12 Федерального закона -Ф3, согласно которым при перерасчете с дата размеров пенсий лицам из числа военнослужащих органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации оклад по воинскому званию учитывается в размерах, установленных ст. 2 Федерального закона № ЗОб-ФЗ (т.е. в большем размере), а размер процентной надбавки за выслугу лет остается прежним, учитывая, что размеры процентных надбавок за выслугу лет, установленные в п. 1 ст. 44 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и ч. 5 ст. 35 Федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации» (к данным нормам отсылает законодатель в целях определения размеров процентной надбавки за выслугу лет при перерасчете размеров пенсий указанной категории пенсионеров), в связи с принятием Федерального закона -ФЭ изменены не были. Принимая во внимание, что пенсионеры из числа военных судей, военнослужащих органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации выделены законодателем в отдельную категорию, в отношении которой установлено специальное правовое регулирование ч. 6 ст. 12 Федерального закона № Э09-ФЗ, уменьшение при перерасчете размеров пенсий с дата размера процентной надбавки за выслугу лет (установление ее в размере, предусмотренном ст. 2 Федерального закона № ЗОб-ФЗ) пенсионерам из числа военных судей не только противоречит данной норме, но и ставит последних в неравное положение по отношению к пенсионерам из числа военнослужащих органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, которым при перерасчете пенсии размер процентной надбавки за выслугу лет не уменьшается (остается прежним). Такое различие в правовом положении лиц, относящихся к одной категории, недопустимо и не соответствует статьям 19 (часть 1), 39 и 55 Конституции Российской Федерации. В феврале 2020 года истец обратился в Военный комиссариат <адрес> с заявлением о перерасчете размера пенсии по причине того, что пенсия ему выплачивалась с дата в меньшем, чем ему причитается размере, т.к. в порядке ч. 6 ст. 12 Федерального закона № 309-ФЗ и Федерального закона № 247-ФЗ, предусмотрена надбавка за выслугу лет для категории лиц, к которым истец относится, в размере 70% от оклада денежного содержания. В ответе военного комиссара <адрес> от датаг. на обращение истцу было отказано в удовлетворении заявления о перерасчете размера пенсии, по причине того, что нормативно-правовой акт, в соответствии с которым имелась бы возможность при перерасчете пенсии за выслугу лет судьям применять размер процентной надбавки за выслугу лет, установленный п. 6 ч. 13 ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих», отсутствует. Истец полагает такое решение незаконным и необоснованным, нарушающим права и законные интересы истца как пенсионера. Согласно представленному расчету размер фактически недоплаченной пенсии за период с января 2012 года по февраль 2020 года составил 936382 руб. 65 коп. Поскольку несвоевременно выплаченные денежные средства утратили покупательскую способность, то в целях восстановления прав и возмещения убытков необходимо произвести расчет задолженности из оклада по должности, установленным на сегодняшний день, который с января 2012г. повышался государством в целях сохранения покупательной способности денежных средств в условиях инфляции, учитывая рост потребительских цен. Таким образом, учитывая, что согласно представленному расчету размер недоплаченной пенсии за февраль 2020 года составляет 10339 рублей 83 копейки, общая сумма недоплаченной пенсии за период с января 2012 года по февраль 2020 составила 1 013 303 рубля 34 копейки. Истец просит суд обязать Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат <адрес>» произвести перерасчёт пенсии за выслугу лет с дата и выплачивать её с учетом надбавки за выслугу лет в размере 70% от оклада денежного содержания; взыскать с Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат <адрес>» в пользу истца недоплаченную часть пенсии за выслугу лет за период с января 2012 года по февраль 2020 года в размере 1 013 303 рубля 34 копейки.

Истец ФИО1, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Ответчик ФКУ «Военный комиссариат <адрес>», извещенный о месте и времени рассмотрения дела в лице военного комиссара СК ФИО2 представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителей ответчика. При этом представил письменные возражения на иск, в обоснование которых указал, что Федеральные законы от дата № 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и от дата-ФЭ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" приняты в связи с необходимостью внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях приведения их в соответствие с новой системой денежного довольствия военнослужащих. Так, указанными нормативными актами вносятся изменения в законодательные акты Российской Федерации, которыми изменяются и увеличиваются действующие социальные гарантии военнослужащих. При этом увеличиваются размеры страховых сумм и единовременных выплат военнослужащим и военным пенсионерам, а также пенсии граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. В связи с принятием федеральных законов от дата № 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и от дата-Ф3 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" - пенсия уволенным с военной службы военнослужащим с дата (в отношении отдельных категорий граждан с дата) выплачивается по новым правилам. При этом пенсии увеличились в среднем в 1,5 раза. В соответствии со ст.43 Закона РФ от дата "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" (в ред. Федерального закона от дата-Ф3) - пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с дата в размере 54 процентов и начиная с дата ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100% его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента. В соответствии с п. 13 ст.2 Федеральный закон от дата- ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" - истцу установлена процентная надбавка за выслугу лет с дата в размере 30%, что не противоречит действующему законодательству. В соответствии с ч.7 ст.2 Федерального конституционного закона от дата № З-ФКЗ (ред. от дата) "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О военных судах Российской Федерации" - военнослужащим, назначенным судьями военных судов или Военной коллегии и прикомандированным к военным судам или Военной коллегии на день вступления в силу настоящего Федерального конституционного закона, при увольнении с военной службы в соответствии с частью 2 настоящей статьи производится пенсионное обеспечение в соответствии с Законом Российской Федерации от дата N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей". Пенсии указанным лицам назначаются исходя из должностных окладов по замещаемым ими должностям. Увеличение размера пенсий при их последующем пересмотре в случаях, предусмотренных федеральным законом, производится исходя из указанных окладов (в ред. Федерального конституционного закона от дата N 7-ФКЗ). В силу ст.43 Закона РФ от дата "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" - пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. В п.9 Постановления Совета Министров - Правительства РФ от дата закреплена норма, согласно которой 9. В денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсий в порядке, предусмотренном пунктом 8 настоящего Постановления, включать уволенным с военной службы военнослужащим (кроме указанных в подпунктах "в", "г" и "д" настоящего пункта) - оклад по последней штатной должности (с учетом абзаца второго настоящего подпункта), оклад по воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения, и ежемесячную надбавку за выслугу лет к окладу месячного денежного содержания военнослужащего, исчисленную из этих окладов. При этом, Федеральным законом от дата- ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в части установления размера и порядка производства денежных выплат военнослужащим, отсылающие к Федеральном) закону от дата-Ф3 "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", пунктом 1 3 ст.2 которого установлено, что ежемесячная надбавка за выслугу лет к окладу денежного содержания устанавливается в следующих размерах:10 процентов - при выслуге от 2 до 5 лет; 15 процентов - при выслуге от 5 до 10 лет; 20 процентов - при выслуге от 10 до 15 лет; 25 процентов - при выслуге от 15 до 20 лет; 30 процентов - при выслуге от 20 до 25 лет; 40 процентов - при выслуге 25 лет и более. В отношении военных судей, иных нормативных правовых актов, кроме Федерального закона от дата № 306-ФЗ, регламентирующих порядок выплаты денежного довольствия, в том числе правила установления ежемесячной (процентной) надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания, не принято. В связи с вышеизложенным, поскольку процентная надбавка за выслугу лет является производной составляющей денежного довольствия, учитываемой при исчислении пенсии, с дата иного максимального размера ежемесячной (процентной) надбавки за выслугу лет, чем 40% от оклада по воинской должности и оклада по воинскому званию, для пенсионеров из числа военных судей, законодательством РФ не устанавливалось. На момент увольнения с военной службы, общая выслуга лет истца составила 30 лет, а в льготном исчислении 37 лет. В связи с этим, военным комиссариатом <адрес> обоснованно с дата назначена и выплачивается ежемесячная надбавка за выслугу лет в размере 40%. В соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона от дата № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности военнослужащим (за исключением граждан проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) и пенсия по случаю потери кормильца членам их семей назначаются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении "лиц, доходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовноисполнительной системы, и их семей". Право на пенсию реализуется военнослужащими и членами их семьи - исходя из специфики военной службы и особого правового статуса лиц, ее проходящих, - в рамках государственного пенсионного обеспечения в порядке и на условиях, предусмотренных, как это было указано выше, Законом Российской Федерации от дата. Определенные им условия назначения пенсий, порядок их исчисления (в том числе с учетом надбавок к пенсиям, увеличения и повышения пенсий), индексации и выплаты отличаются от условий назначения и порядка исчисления трудовых пенсий. Такое правовое регулирование, учитывающее объективные различия в принципе выплат пенсии, само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционный принцип равенства (статья 19, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации) при реализации гарантированного статьей 39 Конституции Российской Федерации права на пенсионное обеспечение истицы. Утверждая, что пенсия должна выплачиваться по прежним утратившим силу, основаниям, истец фактически ставит вопрос о внесении изменений в действующее пенсионное законодательство. Разрешение затронутого в исковом заявлении вопроса является прерогативой законодателя, который, учитывая имеющиеся у государства на данном этапе его развития финансовые средства, а также иные факторы, в том числе связанные с необходимостью принятия дополнительных нормативных актов (финансовообеспеченных), может изменить основания и порядок увеличения суммы пенсии. Вышеуказанные нормы Федерального закона от дата № 306-ФЗ и Федерального закона от дата-Ф3 не ухудшает положение граждан и не отменяет права, приобретенные ими на основании ранее действовавшего пенсионного законодательства. Напротив, принятые Законы увеличили социальные гарантии, в том числе в области пенсионного обеспечения. Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, для поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, в том числе при изменении действующего регулирования, он обязан соблюдать конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности социальных прав и не может осуществлять такое регулирование, которое посягало бы на само существо этих прав и приводило бы к утрате их реального содержания. Содержание названных норм Законов № ЗОб-ФЗ и 309-Ф3 в системном единстве с другими нормами пенсионного законодательства свидетельствует о том, что они направлены на обеспечение повышенных гарантий права военнослужащих на пенсионное обеспечение, а потому не могут расцениваться как нарушающие конституционные права какой-либо категории военнослужащих в сфере пенсионных отношений. В данном случае уменьшения пенсии истца не произошло, напротив, новый порядок выплаты пенсии обеспечил увеличение суммы пенсии уволенным с военной службы военнослужащим. Истец же требует выплачивать пенсию за выслугу лет с учетом процентной надбавки в размере 70%, то есть в размере, уже не действующем с дата. Истцу с дата был пересмотрен размер пенсии в связи с увеличением денежного довольствия в соответствии с Федеральным законом от дата № 306-ФЗ и был увеличен. Размер пенсии истца до дата составлял 37190 руб. 41 коп., а с дата 41413 руб. 67 коп. (увеличение в 1,11 раза). Ответчик просил отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

По делу установлено, что с датаФИО1 проходил военную службу по контракту и приказом Министра обороны РФ от дата-ЛС был досрочно уволен с военной службы в запас по подп. «а» п. 2 ст. 51 Федерального закона от дата № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Приказом председателя Северо-Кавказского окружного военного суда от дата истец исключен из списков военнослужащих данного суда и снят со всех видов довольствия с дата

На момент увольнения с военной службы выслуга истца для назначении пенсии на дата составила: 30 лет 3 месяца, а в льготном исчислении 37 лет. В соответствии с подп. «а» ч. 2 ст. 5, подп. «а» ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от дата, с дата истцу была назначена пенсия за выслугу лет.

При определении размера пенсии, подлежащей выплате, в соответствии с абз. 9 п. 6 ст. 13 Федерального закона от дата № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в редакции от дата) и п. 1 Правил исчисления выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, утвержденных Постановлением Правительства РФ от дата N2 524 «Об отдельных выплатах военнослужащим и членам их семей» (в редакции от дата), истцу была установлена надбавка за выслугу лет в размере 70% от оклада денежного содержания, которая выплачивалась в указанном размере в составе пенсии по дата включительно.

Вместе с тем, ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» в действующее законодательство, регламентирующее порядок назначения и выплаты пенсии за выслугу лет, были внесены изменения, в результате которых пенсия истцу стала начисляться и до настоящего времени выплачивается исходя из ранее установленного и неизмененного оклада по воинской должности, а процентная надбавка за выслугу лет снижена до размера 40% (п.6 ч.13 ст.2 указанного закона).

Порядок применения ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и возможность осуществления перерасчета ранее назначенных пенсий урегулированы ч.6, 8–9 ст.12 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которые вступили в силу дата.

В силу ч.8 ст.12 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» размеры пенсий, назначенных гражданам до дата, подлежат пересмотру с дата в связи с принятием ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в редакции настоящего ФЗ) и настоящего Федерального закона.

Часть 9 ст.12 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусматривает, что при пересмотре указанных в ч.8 ст.12 размеров пенсий в составе денежного довольствия учитываются оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы) в размерах, установленных в соответствии со ст.2 ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» или ст.2 ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Размеры окладов по воинским должностям и должностных окладов и порядок их применения для указанных целей устанавливаются Правительством Российской Федерации до дата.

Таким образом, на основании изложенного, ранее назначенные размеры пенсий подлежали перерасчету с дата, в том числе и в части надбавки за выслугу лет.

При этом, с учетом специфики правового статуса судей Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и военных судов, прокурорских работников (в том числе военнослужащих органов военной прокуратуры) и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации (в том числе военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации), а также пенсионеров из числа указанных лиц ч.6 ст.12 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» было установлено специальное регулирование, исключающее применение при определении размеров их пенсий правил учета денежного довольствия, предусмотренных ч.2 ст. 43 и п. «б» ч.1 ст. 49 Закона –I, а также положений ч. 8–11 настоящей статьи.

Статьей 6 Федерального закона от дата–ФЗ такое регулирование было дополнено положением, уточняющим порядок определения денежного довольствия при перерасчете размеров пенсии или назначении пенсии с дата пенсионерам из числа указанных лиц в части оклада по воинскому званию и процентной надбавки за выслугу лет. Так, согласно названному положению пенсионерам из числа указанных лиц при перерасчете размеров пенсии или назначении пенсии с дата в составе денежного довольствия учитываются оклад по воинскому званию в размерах, установленных в соответствии со ст.2 ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», и процентная надбавка за выслугу лет в размерах, установленных п. 1 ст. 44 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» и ч.5 ст.35 ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации», которые ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не были изменены по сравнению с ранее действующей редакцией.

Таким образом, из приведенного правового регулирования следует, что в связи с реформированием с дата системы денежного довольствия военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел законодатель предусмотрел возможность перерасчета пенсий, назначенных до дата военным судьям, военнослужащим органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации. Но если в части оклада по воинскому званию, подлежащему учету при перерасчете размеров пенсий указанным лицам, ч.6 ст.12 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержит прямое указание на необходимость учета размеров оклада, установленных ст.2 ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», то относительно размера процентной надбавки за выслугу лет, подлежащей учету при перерасчете размера пенсий военным судьям (в отличие от пенсионеров из числа военнослужащих органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации), в указанной норме ничего не сказано. Соответственно, учитывая, что в отношении пенсионеров из числа военных судей не могут применяться процентные надбавки за выслугу лет, установленные ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» и ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации», а возможность применения при перерасчете пенсий военным судьям процентной надбавки за выслугу лет в размерах, установленных ст.2 ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» или ст.2 ФЗ –ФЗ, прямо исключена ч.6 ст.12 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (указано не неприменение в отношении указанной категории пенсионеров ч.8–11 ст.12 данного ФЗ), следует прийти к выводу, что в отсутствие иного нормативного регулирования при перерасчете с дата размеров пенсий военным судьям размер процентной надбавки за выслугу лет изменению не подлежит.

Кроме того, указанный вывод согласуется с положениями ч. 6 ст. 12 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которым при перерасчете с дата размеров пенсий лицам из числа военнослужащих органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации оклад по воинскому званию учитывается в размерах, установленных ст.2 ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», то есть в большем размере, а размер процентной надбавкиза выслугу лет остается прежним, учитывая, что размеры процентных надбавок за выслугу лет, установленные в п.1 ст.44 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» и ч.5 ст.35 ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» (к данным нормам отсылает законодатель в целях определения размеров процентной надбавки за выслугу лет при перерасчете размеров пенсий указанной категории пенсионеров), в связи с принятием ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», изменены не были.

Принимая во внимание, что пенсионеры из числа военных судей, военнослужащих органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации выделены законодателем в отдельную категорию, в отношении которой установлено специальное правовое регулирование ч. 6 ст. 12 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», уменьшение при перерасчете размеров пенсий с дата размера процентной надбавки за выслугу лет (установление ее в размере, предусмотренном ст. 2 ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат») пенсионерам из числа военных судей не только противоречит данной норме, но и ставит последних в неравное положение по отношению к пенсионерам из числа военнослужащих органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, которым при перерасчете пенсии размер процентной надбавки за выслугу лет не уменьшается (остается прежним). Такое различие в правовом положении лиц, относящихся к одной категории, недопустимо и не соответствует статьям 19, 39 и 55 Конституции РФ.

Как следует из материалов дела и установлено судом, в феврале 2020 года истец обратился в Военный комиссариат <адрес> с заявлением о перерасчете размера пенсии по причине того, что пенсия ему выплачивалась с дата в меньшем чем ему причитается, размере, т.к. в порядке ч. 6 ст. 12 Федерального закона -ФЭ и Федерального закона № 247-ФЗ, предусмотрена надбавка за выслугу лет для категории лиц, к которым истец относится, в размере 70% от оклада денежного содержания.

В ответе военного комиссара <адрес> от дата на обращение истцу было отказано в удовлетворении заявления о перерасчете размера пенсии, по причине того, что нормативно правовой акт, в соответствии с которым имелась бы возможность при перерасчете пенсии за выслугу лет судьям применять размер процентной надбавки за выслугу лет, установленный п. 6 ч. 13 ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих», отсутствует.

Вместе с тем, как установлено судом, правовых оснований для снижения размера процентной надбавки за выслугу лет (вне зависимости от того, уменьшится или нет общая сумма пенсии), с учетом существующего правового регулирования, не имелось. В связи с чем действия ответчика по уменьшению процентной надбавки следует квалифицировать как нарушение ч.6 ст.12 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Поскольку ч.2 ст.58 ФЗ от дата–1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" предусматривает, что сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким–либо сроком.

Таким образом, размер недоплаченной истцу суммы пенсии за период с января 2012 года по февраль 2020 года составил 936 382 руб. 65 коп.

Расчет взыскиваемых истцом суммы, произведен верно, с учетом представленных в материалы дела справок. Произведенный истцом расчет, порядок и механизм расчета, взыскиваемые суммы, суммы указанные как основание расчета (фактически полученная истцом пенсия и периоды получения) ответчиком не оспаривается.

На основании изложенного, при перерасчете с 01.01.2012г. размеров пенсий военным судьям размер процентной надбавки за выслугу лет изменению не подлежал, соответственно истцу необоснованно не выплачивалась пенсия в должном размере.

Таким образом, исковые требования ФИО1 об обязании ответчика произвести перерасчет пенсии истца за выслугу лет с 01.01.2012г. и выплачивать ее с учетом надбавки за выслугу лет в размере 70% от оклада денежного содержания подлежат удовлетворению. Исходя из изложенного с ответчика в пользу истца подлежит взысканию недополученной пенсии в размере 936 382 руб. 65 коп. за период с января 2012 года по февраль 2020 года с учетом надбавки за выслугу лет в размере 70%.

При этом суд считает необходимым отказать истцу в удовлетворении требований о взыскании с ответчика пенсии с учетом роста потребительских цен на сумму 76920 руб. 69 коп. по следующим основаниям.

Военнослужащие и члены их семей имеют право на государственное пенсионное обеспечение, осуществляемое за счет средств федерального бюджета (статья 1, пункт 1 статьи 3, подпункт 2 пункта 1 статьи 4. пункт 2 статьи 4 Федерального закона от дата N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").

Порядок и условия пенсионного обеспечения названных лиц регулируется Законом Российской Федерации от дата N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

Статьей 25 Федерального закона от дата N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" определен порядок индексации пенсий.

Названной нормой закона предусмотрено, что пенсии военнослужащих и членов их семей (за исключением пенсий военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, и членов их семей) индексируются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (абзац третий статьи 25 Закона), социальные пенсии индексируются ежегодно с 1 апреля с учетом темпов роста прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации за прошедший год. Коэффициент индексации социальных пенсий определяется Правительством Российской Федерации (абзац четвертый статьи 25 Закона).

В силу статьи 49 Закона Российской Федерации от дата N 4468-1 пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 данного закона, и их семьям, подлежат пересмотру: а) одновременно с увеличением денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников исходя из уровня увеличения денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий; б) с 1 января каждого года с учетом увеличения денежного довольствия, установленного частью 2 статьи 43 Закона. Минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий, предусмотренные Законом, при увеличении размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 названного закона, подлежат пересмотру одновременно с увеличением указанного расчетного размера пенсии. Пенсии, минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий подлежат пересмотру при возникновении любого из оснований, указанных в настоящей статье, в том числе возникших одновременно.

Из приведенных нормативных положений следует, что порядок увеличения (индексации), повышения и перерасчета размера пенсий законом урегулирован. При этом установленный законом механизм и порядок индексации пенсий не предусматривает увеличение их размера в связи с ростом индекса потребительских цен в субъекте Российской Федерации по месту жительства пенсионера, а при таких обстоятельствах требования в части взыскании пенсии с учетом роста потребительских цен на сумму 76920 руб. 69 коп. не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд


РЕШИЛ:

Иск ФИО1 к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат <адрес>» об обязании произвести перерасчет пенсии за выслугу лег и взыскании недоплаченной части пенсии за выслугу лет - удовлетворить частично.

Обязать Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат <адрес>» произвести Бушу И. Н. перерасчет пенсии за выслугу лет с 01.01.2012г. и выплачивать ее с учетом надбавки за выслугу лет в размере 70% от оклада денежного содержания.

Взыскать с Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат <адрес>» в пользу ФИО1 недоплаченную часть пенсии за выслугу лет за период с января 2012г. по февраль 2020г. в размере 936382 руб. 65 коп.

Отказать Бушу И. Н. в удовлетворении требований в части взыскания с Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат <адрес>» недоплаченной части пенсии, рассчитанной с учетом роста потребительских цен, на сумму 76920 руб. 69 коп.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Промышленный районный суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 31.03.2020г.

Судья Н.<адрес>

Копия верна

Судья Н.<адрес>

подлинник подшит в материалы дела

Судья Н.<адрес>