Дело № 2-1919/2021
УИД 000
ЗАОЧНОЕ Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Анапа «13» декабря 2021 года
Анапский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Долина И.О.
при секретаре Волошиной М.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску представителя администрации МО г–к Анапа к ФИО1 о сносе самовольного строения,
УСТАНОВИЛ:
Представитель администрации МО г–к Анапа обратился в суд с иском к ФИО1 в котором просит суд обязать ФИО1 в течении 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу осуществить демонтаж некапитального объекта, имеющего признаки объекта коммерческого назначения – магазин «Цветы», возведенный по фасадной границе земельного участка со стороны (...); некапитального объекта, имеющего признаки объекта коммерческого назначения – магазин «Модная одежда», возведенного по фасадной границе земельного участка со стороны (...), расположенных на земельном участке с кадастровым номером 000 общей площадью 1014 кв.м, с видом разрешенного использования – «для ведения личного подсобного хозяйства», расположенного по адресу: (...); обязать ФИО1 в течении 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу привести в соответствие с градостроительным регламентом одноэтажное строение, возведенное по фасадной границе земельного участка со стороны (...), расположенного по адресу: (...). В обоснование исковых требований указали, что В соответствии с полномочиями, установленными статьями 72, 16 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) управлением муниципального контроля администрации муниципального образования город-курорт Анапа проведена проверка соблюдения требований земельного законодательства в отношении земельного участка с кадастровым номером 000, общей площадью 1014 кв.м, с видом разрешенного использования – «для ведения личного подсобного хозяйства», расположенного по адресу: (...). Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости земельный участок принадлежит на праве собственности ФИО1. Земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет с уточненной площадью. Сведения о границах и поворотных точках внесены в государственный кадастр недвижимости. В соответствии с правилами землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа, утвержденными решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 23.06.2020 000 земельный участок расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами с содержанием домашнего скота и птицы (Ж-1Б). Зона индивидуальной жилой застройки Ж-1Б выделена для обеспечения правовых, социальных, культурных, бытовых условий формирования жилых районов из отдельно стоящих индивидуальных жилых домов усадебного типа с возможностью ведения личного подсобного хозяйства, а также с минимально разрешенным набором услуг местного значения. Также земельный участок расположен:
в границе III зоны горно-санитарной охраны курорта;
в границе санитарно-защитных зон от линейных объектов и объектов инженерной инфраструктуры (частично);
в границе 3,4,5,6,7 подзоны ПАТ;
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, установлено, сто на земельном участке зарегистрированы следующие объекты: Объект капитального строительства, назначение: жилое, наименование: жилой дом, с кадастровым номером 000, общей площадью 161,7 кв.м, этажностью – 2 (в том числе подземных – 0), принадлежит на праве собственности ответчику. Основанием первичной регистрации права собственности является постановление главы администрации Приморского сельского округа города-курорта Анапа Краснодарского края 000 от 17.03.1998. В ходе визуального осмотра установлено, что на земельном участке фактически расположены: двухэтажное капитальное здание, имеющее признаки индивидуального дома с кадастровым номером 000; некапитальный объект, имеющий признаки объекта коммерческого назначения – магазин «Цветы», право собственности не зарегистрировано. Также указанный объект возведен по фасадной границе земельного участка со стороны (...); некапитальный объект, имеющий признаки объекта коммерческого назначения – магазин «Модная одежда», право собственности не зарегистрировано. Указанный объект возведен по фасадной границе земельного участка со стороны (...); одноэтажное строение, определить назначение которого не представляется возможным, право собственности не зарегистрировано. Указанный объект возведен по фасадной границе земельного участка со стороны (...). Согласно сведениям управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа разрешительная документация на строительство каких-либо объектов на земельном участке в архиве управления отсутствует. Согласно пункту 5 статьи 61 Правил землепользования и застрйоки муниципального образования город-курорт Анапа размещение некапитальных сооружений хозяйствующих субъектов, осуществляющих мелкорозничную торговлю, бытовое обслуживание и предоставляющих услуги общественного питания (пассажи, палатки, павильоны, летние кафе), должны устанавливаться на твердые виды покрытия, оборудоваться осветительным оборудованием, урнами и мусорными контейнерами на расстоянии 3 м от фасадной границы земельного участка, в случае размещения некапитальных строений на земельных участках в собственности физических и юридических лиц. В пункте 6.9 СНиП 30-02-97 предусмотрено, что расстояние до границы с соседним участком от гаража должно быть не менее 1 м. Установленный вид разрешенного использования земельного участка не предусматривает осуществление на нем коммерческой деятельности. Собственником земельного участка не выполнены требования правил землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа, некапитальные объекты возведены без соблюдения минимальных норм отступа от фасадной границы земельного участка. В действиях собственника усматриваются признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.8. Кодекса об административных правонарушениях РФ (нецелевое использование земельного участка). Под земельными участками общего пользования понимаются незакрытые для общего доступа земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, на которых граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка (пункт 1 статьи 262 Гражданского кодекса Российской Федерации. К землям общего пользования относятся участки, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами (пункт 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации. Все строящиеся объекты коммерческого назначения в обязательном порядке должны иметь согласование проектной и иной технической документации в органе местного самоуправления. Данное требование закона существует поскольку при осуществлении строительства индивидуального жилого дома застройщик осуществляет работы на свой страх и риск, так как строит индивидуальный дом для личного пользования, в тоже время осуществление строительных работ на любом объекте коммерческого назначения недопустимо без согласованной проектной, разрешительной, технической документации, поскольку создается объект, имеющий общественное значение и предназначенный для эксплуатации неопределенным кругом лиц. Требование о необходимости соблюдения противопожарных расстояний между жилыми и общественными зданиями, а также между жилыми, общественными зданиями и вспомогательными зданиями и сооружениями производственного, складского и технического назначения, в зависимости от степени огнестойкости и класса их конструктивной пожарной опасности закреплено в пункте 4.3 свода правил СП 4.13130.2013. Применение названного свода правил, как следует из предисловия и пункта 1.1, призвано обеспечить соблюдение требований к объемно-планировочным и конструктивным решениям по ограничению распространения пожара в зданиях и сооружениях, установленных «Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности». Свод правил СП 4.13130.2013 применяется при проектировании и строительстве вновь строящихся и реконструируемых зданий и сооружений в части принятия объемно-планировочных и конструктивных решений, обеспечивающих ограничение распространения пожара.
Представитель администрации МО г-к Анапа в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещены, просили о рассмотрении дела в их отсутствие, не возражали против вынесения заочного решения по делу.
Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, надлежащим образом извещена, причин не явки суду не сообщила, в связи с чем суд счел возможным рассмотреть дело в её отсутствие, в порядке заочного производства.
Исследовав и оценив представленные письменные доказательства, суд находит заявленные требования представителя истца законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Управлением муниципального контроля администрации муниципального образования город-курорт Анапа проведена проверка соблюдения требований земельного законодательства в отношении земельного участка с кадастровым номером 000, общей площадью 1014 кв.м., с видом разрешенного использования – «для ведения личного подсобного хозяйства», расположенного по адресу: (...). Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости земельный участок принадлежит на праве собственности ФИО1 Земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет с уточненной площадью. Сведения о границах и поворотных точках внесены в государственный кадастр недвижимости. В соответствии с правилами землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа, утвержденными решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 23.06.2020 000 земельный участок расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами с содержанием домашнего скота и птицы (Ж-1Б). Зона индивидуальной жилой застройки Ж-1Б выделена для обеспечения правовых, социальных, культурных, бытовых условий формирования жилых районов из отдельно стоящих индивидуальных жилых домов усадебного типа с возможностью ведения личного подсобного хозяйства, а также с минимально разрешенным набором услуг местного значения.
Также земельный участок расположен:
в границе III зоны горно-санитарной охраны курорта;
в границе санитарно-защитных зон от линейных объектов и объектов инженерной инфраструктуры (частично);
в границе 3,4,5,6,7 подзоны ПАТ;
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, установлено, сто на земельном участке зарегистрированы следующие объекты:
Объект капитального строительства, назначение: жилое, наименование: жилой дом, с кадастровым номером 000, общей площадью 161,7 кв.м, этажностью – 2 (в том числе подземных – 0), принадлежит на праве собственности ответчику. Основанием первичной регистрации права собственности является постановление главы администрации Приморского сельского округа города-курорта Анапа Краснодарского края 000 от 17.03.1998.
В ходе визуального осмотра установлено, что на земельном участке фактически расположены:
двухэтажное капитальное здание, имеющее признаки индивидуального дома с кадастровым номером 000;
некапитальный объект, имеющий признаки объекта коммерческого назначения – магазин «Цветы», право собственности не зарегистрировано. Также указанный объект возведен по фасадной границе земельного участка со стороны (...);
некапитальный объект, имеющий признаки объекта коммерческого назначения – магазин «Модная одежда», право собственности не зарегистрировано. Указанный объект возведен по фасадной границе земельного участка со стороны пер. Цветочного;
одноэтажное строение, определить назначение которого не представляется возможным, право собственности не зарегистрировано. Указанный объект возведен по фасадной границе земельного участка со стороны (...).
Согласно сведениям управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа разрешительная документация на строительство каких-либо объектов на земельном участке в архиве управления отсутствует.
Согласно пункту 5 статьи 61 Правил землепользования и застрйоки муниципального образования город-курорт Анапа размещение некапитальных сооружений хозяйствующих субъектов, осуществляющих мелкорозничную торговлю, бытовое обслуживание и предоставляющих услуги общественного питания (пассажи, палатки, павильоны, летние кафе), должны устанавливаться на твердые виды покрытия, оборудоваться осветительным оборудованием, урнами и мусорными контейнерами на расстоянии 3 м от фасадной границы земельного участка, в случае размещения некапитальных строений на земельных участках в собственности физических и юридических лиц.
В пункте 6.9 СНиП 30-02-97 предусмотрено, что расстояние до границы с соседним участком от гаража должно быть не менее 1 м.
Установленный вид разрешенного использования земельного участка не предусматривает осуществление на нем коммерческой деятельности.
Собственником земельного участка не выполнены требования правил землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа, некапитальные объекты возведены без соблюдения минимальных норм отступа от фасадной границы земельного участка.
Под земельными участками общего пользования понимаются незакрытые для общего доступа земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, на
К землям общего пользования относятся участки, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами (пункт 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации.
Статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к территориям общего пользования отнесены территории (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары), которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц и которые обозначены красными линиями, которые, в свою очередь, обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования.
В соответствии со статьей 304 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения. Условием удовлетворения требования об устранении препятствий в пользовании имуществом является совокупность доказанных юридических фактов, которые свидетельствуют о том, что собственник (иной титульный владелец) претерпевает нарушения своего права.
В пункте 29 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено следующее. Лица, право собственности или законное владение которых нарушается существованием (сохранением) самовольно возведенных объектов, не являющихся недвижимым имуществом, могут обратиться в суд с иском об устранении нарушения права, не соединенного с лишением владения (статья 304 ГК РФ).
Исходя из пункта 1 статьи 263 ГК РФ, собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 ГК РФ).