ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-191/20 от 06.11.2020 Черноярского районного суда (Астраханская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Черный Яр Астраханской области 6 ноября 2020 года

Черноярский районный суд Астраханской области в составе

председательствующего судьи Серебренниковой О.А.,

при секретаре Степаненко Ю.Н.,

с участием представителя истца ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску муниципального образования «Черноярский район» в лице Управления сельского хозяйства администрации муниципального образования «Черноярский район» к ФИО2 о возврате суммы субсидии,

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное образование «Черноярский район» в лице Управления сельского хозяйства администрации муниципального образования «Черноярский район» (далее - МО «Черноярский район») обратилось в суд с иском к ФИО2 о возврате суммы субсидии, мотивируя свои требования тем, что 04.05.2018 между Управлением сельского хозяйства администрации МО «Черноярский район» и главой КФХ ФИО2 было заключено соглашение о предоставлении субсидии на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса, на основании которого в 2018 году ответчику из бюджета МО «Черноярский район» предоставлена субсидия в целях возмещения части затрат по наращиванию маточного поголовья овец и коз в размере 135000 рублей. Однако, в нарушение условий соглашения ФИО2 не обеспечил достижение значений показателей результативности использования субсидии, определенных приложением №1 к соглашению от 04.05.2018. В связи с этим, с учетом установленного расчетным путем процента недостижения показателей результативности, ответчику были направлено требование о возврате в бюджет части субсидии в размере 64800 рублей, которое им оставлено без удовлетворения.

На основании изложенного истец просит взыскать с ответчика субсидию в указанном размере.

В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО1 исковые требования поддержал в полном объеме по доводам иска. Дополнительно пояснил, что предоставленная ответчику субсидия была направлена на возмещения части затрат по наращиванию маточного поголовья овец и коз. В соответствии с условиями заключенного с ответчиком соглашения численность принадлежащего ему поголовья овец и коз по состоянию на 31.12.2018 должна составлять не ниже численности поголовья на начало года предоставления субсидии, его прирост - не менее 2% к поголовью на начало года предоставления субсидии. Однако данные условия ответчиком не соблюдены, размер недостижения плановых показателей результативности, рассчитанный в соответствии с Порядком предоставления и расходования субвенций бюджетам муниципальных образований Астраханской области из бюджета Астраханской области на осуществление государственных полномочий Астраханской области по поддержке сельскохозяйственного производства, утвержденным постановлением Правительства Астраханской области от 10.04.2013 №120-П, составил 48%. В связи с этим, согласно указанному выше Порядку сумма субсидии в размере 64800 рублей подлежит возврату в бюджет муниципального образования.

Ответчик ФИО2 в судебное заседание при надлежащем извещении не явился, об уважительных причинах неявки суду не сообщил.

Суд, учитывая мнение представителя истца и руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие ответчика.

Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Как следует из материалов дела, 04.05.2018 между Управлением сельского хозяйства администрации МО «Черноярский район» (далее - Управление сельского хозяйства) и индивидуальным предпринимателем – главой крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2 (далее - Получатель субсидии) заключено соглашение № 178 (далее – Соглашение) о предоставлении в 2018 году из бюджета муниципального образования «Черноярский район» субсидии в размере 135000 рублей на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса в целях возмещения затрат Получателя, связанных с наращиванием маточного поголовья овец и коз.

По условиям данного Соглашения ФИО2 взял на себя обязательство: обеспечить полноту и достоверность сведений, предоставляемых в Управление сельского хозяйства (п. 4.3.3); обеспечивать достижение значений показателей результативности использования субсидии, установленных Соглашением (п. 4.3.4.1); предоставлять в Управление сельского хозяйства отчет о достижении значений показателей результативности - не позднее 30 рабочих дней следующего за отчетным годом (п.4.3.5.1).

В силу пункта 6.1 Соглашения в случае выявления нарушений условий, целей или порядка предоставления субсидии, а также условий настоящего соглашения, Управление сельского хозяйства в течение 10 рабочих дней со дня выявления указанных нарушений направляет Получателю требование о ее возврате. Получатель обязан вернуть сумму субсидии на лицевой счет Управления сельского хозяйства в течение 14 рабочих дней со дня получения требования о ее возврате. В случае отказа Получателя добровольно возвратить субсидию возврат субсидии осуществляется Управлением сельского хозяйства в судебном порядке.

Согласно Показателям результативности использования субсидии, являющимся неотъемлемой частью соглашения №178 от 04.05.2018, заключенного с главой КФХ ФИО2, численность поголовья овец и коз в его хозяйстве по состоянию на 31.12.2018 должна быть не ниже численности поголовья на начало года предоставления субсидии, прирост маточного поголовья овец и коз - не менее 2% к поголовью на начало года предоставления субсидии.

19.06.2018 главе КФХ ФИО2 Управлением сельского хозяйства администрации МО «Черноярский район» была перечислена сумма субсидии в размере 135000 рублей, что подтверждается платежным поручением №722147 от 19.06.2018.

Как следует отчета о достижении значений показателей результативности субсидии на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса по направлению на возмещение части затрат по наращиванию маточного поголовья овец и коз по состоянию на 01.01.2019, представленного главой КФХ ФИО2 во исполнение условий соглашения №178 от 04.05.2018 в Управление сельского хозяйства 22.01.2019, поголовья овец и коз в его хозяйстве не имеется (при плановом значении 1800 голов), прирост маточного поголовья овец и коз составил 0 %.

22.07.2019 крестьянское (фермерское) хозяйство ФИО2 по решению его членов прекратило свою деятельность, о чем в ЕГРИП внесена соответствующая запись.

В связи с недостижением ответчиком показателей результативности использования субсидии, предусмотренных приложением №1 к соглашению №178 от 04.05.2018, Управлением сельского хозяйства администрации МО «Чернояский район» в соответствии с п. 6.1 Соглашения в адрес ФИО2 направлено требование о возврате субсидии в размере 64800 рублей в течение 14 рабочих дней со дня получения требования.

Данное требование оставлено ответчиком без ответа. Доказательств обратного суду представлено не было.

В связи с этим Управление сельского хозяйства администрации МО «Черноярский район» обратилось в суд с настоящим иском.

Согласно ст. 307 Гражданского кодекса РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.

В силу ст.ст. 309, 310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается.

В соответствии с п. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Согласно п. 7 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ в законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе.

Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым настоящего пункта, устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, которые должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.

Исходя из п. 3 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий индивидуальным предпринимателям - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе: цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

В соответствии с п. 3.1 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Постановлением главы администрации МО «Черноярский район» от 03.03.2017 №67 утвержден Порядок предоставления субсидий на поддержку сельскохозяйственного производства в Черноярском районе (далее – Порядок), в соответствии с пунктом 2.2.3 которого условиями предоставления субсидии на поддержку сельскохозяйственного производства по направлению – на возмещение части затрат на развитие мясного животноводства по ставке на одну голову маточного поголовья овец и коз являются: увеличение маточного поголовья овец и (или) коз по отношению к маточному поголовью на начало года, предшествующего году обращения за получением субсидии и сохранение общего поголовья этих животных.

Согласно пункту 3.1. Порядка получатель субсидии обязан в порядке и сроки, установленные правовым актом министерства сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области, представлять в управление сельского хозяйства отчетность о своем финансово-экономическом состоянии и отчетность о достижении результатов предоставления субсидии, установленных соглашением о предоставлении субсидии.

Получатели субсидии несут ответственность за достоверность предоставленных документов (информации), соблюдение условий, целей и порядка предоставления субсидий (пункт 4.4. Порядка).

В силу пунктов 4.4.-4.6. Порядка в случае установления органом местного самоуправления или получения от органа государственного (муниципального) финансового контроля информации о фактах нарушения получателем субсидии условий предоставления субсидии, установленных настоящим Порядком, в том числе указания в документах, представленных получателем субсидии в соответствии с настоящим Порядком, недостоверных сведений, орган местного самоуправления в течение 10 рабочих дней со дня выявления указанных фактов направляет получателю субсидии требование об обеспечении возврата субсидии в бюджет соответствующего муниципального района.

В случае нарушения получателем субсидии условий предоставления субсидии, установленных настоящим Порядком, в том числе указания в документах, предоставленных получателем субсидии в соответствии с настоящим Порядком, недостоверных сведений (за исключением случая недостижения результатов предоставления субсидии), возврат субсидии осуществляется в полном объеме.

В случае недостижения результатов предоставления субсидии возврат субсидии осуществляется из расчета один процент субсидии за один процент недостижения результатов предоставления субсидии.

Согласно пункту 4.7 Порядка в случае недостижения результатов предоставления субсидии возврат субсидии осуществляется получателем субсидии в течение 3 месяцев со дня получения требования об обеспечении возврата субсидии в бюджет муниципального образования «Черноярский район».

В случае отказа получателя субсидии добровольно возвратить субсидию ее возврат в бюджет муниципального образования «Черноярский район» осуществляется муниципальным образованием «Черноярский район» в судебном порядке.

Как установлено в ходе судебного разбирательства по делу и не оспорено ответчиком, главой КФХ ФИО2 не были достигнуты показатели результативности и не выполнены условия, предусмотренные соглашением о предоставлении субсидии.

Доказательств достижения показателей результативности использования субсидии, предусмотренных приложением №1 к соглашению №178 от 04.05.2018, ответчиком в суд не представлено.

При изложенных обстоятельствах требования Управления сельского хозяйства администрации МО «Черноярский район» о взыскании с ФИО2 части суммы субсидии, полученной из бюджета МО «Черноярский район», являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Размер суммы, подлежащей возврату ответчиком в бюджет МО «Черноярский район», исчислен в соответствии с установленным порядком предоставления субсидии и условиями заключенного сторонами соглашения. Правильность произведенного истцом расчета задолженности судом проверена, данный расчет признается верным, соответствующим требованиям законодательства и установленным по делу фактическим обстоятельствам о недостижении ответчиком результатов предоставления субсидии.

Установленных законом или соглашением сторон оснований для снижения взыскиваемой суммы не имеется.

В связи с этим, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Поскольку истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, с ответчика на основании ст. 103 ГПК и 333.19 НК РФ подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 2144 рубля.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования муниципального образования «Черноярский район» в лице Управления сельского хозяйства администрации муниципального образования «Черноярский район» к ФИО2 о возврате суммы субсидии - удовлетворить.

Взыскать с ФИО2 в пользу муниципального образования «Черноярский район» (в доход бюджета муниципального образования «Черноярский район») 64800 (шестьдесят четыре тысячи восемьсот) рублей.

Взыскать с ФИО2 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 2144 (две тысячи сто сорок четыре) рубля.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд через Черноярский районный суд Астраханской области в течение месяца со дня составления мотивированного решения в окончательной форме.

Судья О.А. Серебренникова