ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-191/20 от 09.06.2020 Красносельского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 2-191/2020 «09» июня 2020 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Красносельский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Т.А. Полиновой,

с участием прокурора А.Д. Самойленко,

при помощнике судьи Н.Д. Старовойтовой,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда в Санкт-Петербурге гражданское дело по исковому заявлению Администрации Красносельского района Санкт-Петербурга к Цуприк Николаю Сергеевичу о выселении без предоставления иного жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Администрация Красносельского района Санкт-Петербурга обратилась в суд с исковыми требованиями к Цуприк Николаю Сергеевичу, в соответствии с которыми просит выселить ответчика из жилого помещения – 1-комнатной квартиры, общей площадью 29,20 м2, жилой площадью 15,10 м2, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, пр. <адрес>, д. <№>, кв. <№>, без предоставления иного жилого помещения.

В обоснование заявленных требований, истец ссылается на те обстоятельства, что в соответствии с типовым договором найма служебного жилого помещения нанимателю Цуприк Николаю Сергеевичу было передано за плату во владение и пользование изолированное служебное помещение, находившееся в собственности Российской Федерации, в виде отдельной 1-комнатной квартиры общей площадью 29,20 м2, жилой площадью 15,10 м2, по адресу: Санкт-Петербург, пр. <адрес>, д. <№>, кв. <№>. Согласно выписке из ЕГРН спорное жилое помещение в настоящее время является собственностью Санкт-Петербурга с 10.08.2012 года. В соответствии со справкой о характеристике жилого помещения спорное жилое помещение числится служебным. В соответствии с п. 2 договора найма спорное жилое помещение было предоставлено Цуприк Николаю Сергеевичу, в связи с трудовыми отношениями с МО РФ на время трудовых отношений. Как следует из письма Военной академии материально-технического обеспечения Цуприк Николай Сергеевич не является военнослужащим данного учреждения. Таким образом, договор служебного найма, а также возникшие на его основании правоотношения по пользованию спорным жилым помещением, считаются прекращенными. В связи с чем, в настоящее время у ответчика Цуприк Николая Сергеевича отсутствуют законные основания для проживания в спорном жилом помещении. На основании изложенного, Администрация Красносельского района Санкт-Петербурга обратилась в суд с настоящими исковыми требованиями.

Представитель истца Администрации Красносельского района Санкт-Петербурга Жукова Азалия Владимировна в судебном заседании исковые требования поддержала, просила суд удовлетворить в полном объеме, в том числе с учетом представленных дополнений.

Ответчик Цуприк Николай Сергеевич в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, просил в иске отказать. Дополнительно Цуприк Николай Сергеевич указал, что службу в Министерстве Обороны Российской Федерации не проходил, так как проходил службу в ФСБ РФ. По линии службы в ФСБ Цуприк Николай Сергеевич получал денежные средства в 2004 или 2005 году на приобретение жилого помещения. Спорную квартиру ответчик получил в 2008 году, этим жилым помещением он пользуется до настоящего времени. Квартиру, приобретенную на полученные денежные средства по линии ФСБ, Цуприк Николай Сергеевич оставил в январе 2008 года своей супруге и детям при разводе. В настоящее время ответчик имеет регистрацию по месту пребывания на территории города Москвы. Возражая относительно удовлетворения исковых требований, Цуприк Николай Сергеевич настаивал на применении к спорным правоотношениям срока исковой давности, который, по мнению ответчика, для требований о выселении пропущен.

Представители третьих лиц Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Жилищное агентство Красносельского района Санкт-Петербурга», Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом, об отложении слушания дела не просили, уважительных причин своей неявки суду не сообщили, какой-либо правовой позиции по заявленным требованиям не представили.

Учитывая изложенное, суд, на основании п. 2.1 ст. 113 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса по правилам ст. 167 ГПК РФ.

Прокурор Красносельского района Санкт-Петербурга в своем заключении требования Администрации Красносельского района Санкт-Петербурга поддержал, поскольку спорное жилое помещение было передано в собственность Санкт-Петербурга в 2012 году, при этом, согласно ст. 102 ЖК РФ переход права собственности на служебное жилое помещение к другому юридическому лицу влечет за собой прекращение договора найма такого жилого помещения, в случае если другая сторона не является работником нового собственника. На основании изложенного, проживание Цуприк Николая Сергеевича в спорном жилом помещении нарушает права нового собственника.

Изучив материалы дела, заслушав правовые позиции участников процесса, принимая во внимание заключение прокурора Красносельского района Санкт-Петербурга, суд приходит к следующему.

Согласно положениям ст. 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких, нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Из материалов дела следует, что спорное жилое помещение -однокомнатная квартира № <№>, общей площадью 29,20 м2, жилой площадью 15,10 м2, расположенная но адресу: Санкт-Петербург, пр. <адрес>, д. <№>, литер А, с «10» августа 2012 года находится в собственности субъекта Российской Федерации - города федерального значения Санкт-Петербург, право собственности зарегистрировано в установленном порядке, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от «17» января 2019 года № 78/001/005/2019-3711 (л.д. 6-8).

В соответствии с абзацем 14 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1992 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, заключают с Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) договор найма служебного жилого помещения. В указанном договоре определяется порядок предоставления служебного жилого помещения, его содержания и освобождения. Условия и порядок заключения такого договора определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

«24» сентября 2008 2007 года между Цуприк Николаем Сергеевичем (наниматель) и Смирновской квартирно-эксплуатационной частью, действующей от имени собственника жилого помещения Российской Федерации, был заключен типовой договор найма служебного жилого помещения № 148, по условиям которого наймодатель передает нанимателю и членам его семьи за плату во владение и пользование изолированное служебное помещение, находящееся в государственной собственности, а именно трехкомнатную квартиру, расположенную по адресу: Санкт-Петербург, пр. <адрес>, д. <№>, кв. <№>, для временного проживания в нем (л.д. 65-67).

В соответствии с п. 2 указанного договора, жилое помещение предоставляется Цуприк Николаю Сергеевичу, в связи с прохождением военной службы.

В соответствии с п. 4 договора совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются члены его семьи: супруга Цуприк Юлия Сергеевна.

В соответствии с п. 5 договора, договор заключен на время трудовых отношений до «31» июля 2010 года.

«11» августа 2010 года между Федеральным государственным учреждением «Смирновская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства Обороны Российский Федерации и Цуприк Николаем Сергеевичем было заключено дополнительное соглашение к типовому договору служебного найма жилого помещения № 148 от «24» сентября 2008 года (л.д. 64), по условиям которого срок договора был продлен до «15» июля 2013 года.

Как следует из п. 18 типового договора найма служебного жилого помещения № 148 от «24» сентября 2008 года договор прекращается, в связи:

1) с утратой (разрушением) жилого помещения;

2) со смертью Нанимателя;

3) с истечением срока трудового договора;

4) с окончанием срока службы;

5) с истечение срока пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности.

Пунктом 19 типового договор найма служебного жилого помещения № 148 от «24» сентября 2008 года предусмотрено, что в случае расторжения или прекращения договора в связи с истечением срока трудового договора, окончания срока службы, истечением срока пребывания на государственной, муниципальной или выборной должности наниматель и члены его семьи должны освободить жилое помещение. В случае отказа освободить жилое помещение граждане подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения.

Служебные жилые помещения статьей 92 ЖК РФ отнесены к одному из видов жилых помещений специализированного жилищного фонда.

Согласно ч. 3 ст. 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

Как следует из ответа Федерального государственного казённого учреждения высшего образования «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства Обороны на запрос Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Жилищное агентство Красносельского района Санкт-Петербурга» от «18» января 2018 года № 184/6/713 о подтверждении прохождения военной службы в Военной академии материально-технического обеспечения Цуприк Николай Сергеевич службу в академии не проходил, утратил связь с Министерством Обороны Российской Федерации (л.д. 9-11).

Распоряжением Комитета по управлению городским имуществом Правительства Санкт-Петербурга от «30» сентября 2005 года № 289-р «О передаче имущества в государственную собственность Санкт-Петербурга» многоквартирный жилой дом № <№> на пр. <адрес> в Санкт-Петербурге передан в собственность Санкт-Петербурга.

В связи с чем, с «10» августа 2012 года, после регистрации права собственности Санкт-Петербурга на спорную квартиру, распоряжение квартирой отнесено к исключительной компетенции администрации Красносельского района Санкт-Петербурга.

Согласно ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону, а так же согласно ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

В соответствии со ст. 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

Пунктом 1 ст. 214 ГК РФ установлено, что государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

Статья 11 ЖК РФ предусматривает, что защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством.

Согласно п.п. 3 п. 1 ст. 12 Устава Санкт-Петербурга в ведении Санкт-Петербурга находится собственность Санкт-Петербурга и управление ею.

В соответствии с п. 3 ст. 71 Устава от имени Санкт-Петербурга права собственника осуществляют органы государственной власти Санкт-Петербурга в рамках их компетенции, установленной настоящим Уставом и иными правовыми актами, определяющими статус этих органов.

Согласно Положению об администрации района Санкт-Петербурга, утвержденному постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19.12.2017 № 1098, администрация района Санкт-Петербурга:

исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, проводящим государственную политику Санкт-Петербурга и осуществляющим государственное управление на территории района Санкт-Петербурга (п. 1.1);

осуществляет полномочия Санкт-Петербурга как собственника помещений в многоквартирном доме, за исключением полномочий, отнесенных к компетенции иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга (п. 3.13.18);

выступает от имени Санкт-Петербурга. Губернатора Санкт-Петербурга. Правительства» Санкт-Петербурга в судебных органах, иных государственных органах, органах местного самоуправления в Санкт-Петербурге по вопросам, находящимся в компетенции Администрации (п. 4.8).

В настоящее время в спорном помещении на основании указанного договора найма служебного жилого помещения зарегистрирован и периодически проживает Цуприк Николай Сергеевич, <дата> года рождения (л.д. 18 – справка о регистрации). Постоянно проживает в <адрес>, где имеет регистрацию по месту пребывания до 2023 года.

«24» января 2019 года за исх. № ИСХ-106М9-0-0 (л.д. 20), «06» мая 2019 года за исх. № 1160/1-ж (л.д. 23) Санкт-Петербургским государственным казенным учреждением «Жилищное агентство Красносельского района Санкт-Петербурга» в адрес Цуприк Николая Сергеевича были направлены предписания об освобождении спорного жилого помещения в срок до «24» мая 2009 года.

Вместе с тем, до настоящего времени спорное жилое помещение ответчиком не освобождено, что подтверждается актами обследования жилого помещения (л.д. 21, 24), а также личными объяснениями Цуприк Николая Сергеевича, данных им в ходе судебных разбирательств по настоящему гражданскому делу.

Также в ходе судебного разбирательства ответчик Цуприк Николай Сергеевич показал суду, что службу в Министерстве Обороны Российской Федерации ответчик никогда не проходил, так как проходил службу в ФСБ РФ (л.д. 70 – контракт о прохождении военной службы). Ответчик дополнительно указал, что не являлся старшим предоставлением военной академии тыла на момент предоставления жилого помещении по линии Министерства Обороны. Данная запись была внесена с целью сокрытия его истории по линии ФСБ. Свою трудовую деятельность в организациях, перечисленных в представленном по запросу суда ответе из МИФНС №22 по Санкт-Петербургу (л.д. 60-61), подтвердил. Кроме того, Цуприк Николай Сергеевич указал, что по линии службы в ФСБ он получал денежные средства на приобретение жилого помещения. Квартиру, приобретенную на полученные денежные средства по линии ФСБ, Цуприк Николай Сергеевич оставил в январе 2008 года своей супруге и детям при разводе.

Учитывая, что квартира № <№>, расположенная по адресу: Санкт-Петербург, пр. <адрес>, д. <№>, предоставлялась Цуприк Николаю Сергеевичу в качестве служебного жилого помещения во временное пользование, в связи с прохождением военной службы в Федеральном государственном военном образовательном учреждении высшего образования «Военная академия материально-технического обеспечения», вместе с тем, в настоящее время Цуприк Николай Сергеевич в служебных отношениях с Федеральным государственным военным образовательным учреждением высшего образования «Военная академия материально-технического обеспечения» не состоит и в списках академии не числится, в установленном порядке решение о жилищном обеспечении со стороны Санкт-Петербурга в отношении Цуприк Николая Сергеевича не принималось, то оснований для пользования спорным помещением у Цуприк Николая Сергеевича не имеется.

Доводы Цуприк Николая Сергеевича о том, что спорная квартира утратила статус служебного жилого помещения, в связи с чем, на нее может быть распространен режим социального использования, основаны на неверном толковании нормы права и обстоятельств дела.

Обязанность органов государственной власти субъекта РФ (ст. 13 Жилищного кодекса РФ) изменить по требованию нанимателя цель использования жилого помещения специализированного жилищного фонда, предназначенного для проживания граждан, в связи с характером их трудовых отношений, исключить его из состава специализированного жилищного фонда и отнести к фонду социального использования Жилищным кодексом РФ не предусмотрена.

Кроме того, суд также полагает необходимым отметить, что согласно части 2 статьи 49 Жилищного кодекса РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным названным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном указанным Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях данного Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Статья 52 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.

Предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, регламентировано статьей 57 Жилищного кодекса РФ, согласно которой жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 этой же статьи случаев.

Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности муниципального жилищного фонда, по смыслу части 1 статьи 49 Жилищного кодекса РФ, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.

Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции РФ, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В рассматриваемом споре Цуприк Николай Сергеевич на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, не состоит, малоимущим в установленном законом порядке не признан, доказательств, которые бы подтверждали возможность признания его малоимущим, не представлено, в связи с чем, оснований занимать спорное жилое помещение на основании социального найма у ответчика также не имеется.

В ходе рассмотрения спора стороной ответчика Цуприк Николаем Сергеевичем было заявлено ходатайство о применении к спорным отношениям срока исковой давности.

Рассматривая и разрешая данное ходатайство, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

Общий срок исковой давности в соответствии с пунктом 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 названного кодекса (пункт 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

Согласно части 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 и частью 2 статьи 103 данного кодекса.

По смыслу приведенных выше норм права, прекращение трудовых отношений с работодателем, предоставившим жилое помещение, служит лишь основанием для прекращения договора найма служебного жилого помещения, но не влечет за собой автоматическое прекращение договора в момент увольнения сотрудника. Договор найма служебного жилого помещения сохраняет свое действие вплоть до его добровольного освобождения нанимателем, при отказе от которого гражданин подлежит выселению в судебном порядке с прекращением прав и обязанностей в отношении занимаемого жилья.

Учитывая, что возникшие между сторонами правоотношения, регулируемые нормами жилищного законодательства, носят длящийся характер, оснований для применения к ним срока исковой давности не имеется.

С учетом установленных по делу обстоятельств в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Администрации Красносельского района Санкт-Петербурга в полном объеме.

На основании изложенного и ст. 56, 98, 167 ГПК РФ, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Администрации Красносельского района Санкт-Петербурга удовлетворить.

Выселить Цуприка Николая Сергеевича, <дата> года рождения, из жилого помещения – 1-комнатной квартиры, общей площадью 29,20 м2, жилой площадью 15,10 м2, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, пр. <адрес>, д. <№>, кв. <№>, без предоставления иного жилого помещения.

Решение может быть обжаловано сторонами в Санкт-Петербургский городской суд через районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья:

Мотивированное решение

составлено 16.06.2020 года.