гражданское дело 2-191\2011 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ст. Крыловская 26 апреля 2011 года
Крыловской районный суд Краснодарского края в составе председательствующего Остапенко Л.Ю.
при секретаре Карпенко Е.В.,
с участием помощника прокурора Крыловского района Кекало О.В.,
с участием представителя администрации МО Крыловский район Воеводина А.А.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Крыловского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления,
у с т а н о в и л :
Прокурор Крыловского района обратился с заявлением о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления.
Указывает, что в ходе проверки проведенной прокуратурой Крыловского района по соблюдению органами местного самоуправления требований Федерального закона от 12.01.1996 года № 8_ФЗ «О погребении и похоронном деле», санитарно-эпидемиологического законодательства в части содержания кладбищ на территории Крыловского района, а так же полноты и законности мер, принимаемых органами местного самоуправления в указанной сфере правоотношений было установлено, что на территории Крыловского сельского поселения земельный участок под кладбище в установленном законом порядке не выделен, право на земельный участок в установленном законом порядке не зарегистрировано, на государственный кадастровый учет земельный участок не поставлен, работа по формированию земельного участка отведенного под места захоронения, не проводится, вопрос о выделении на указанные цели денежных средств не решен, что свидетельствует о нарушении требований ст. 16 ФЗ № 8 от 12.01.1996 года «О погребении и похоронном деле».
Из заявления прокурора следует, что органом местного самоуправления не создана специализированная служба по вопросам похоронного дела, не создан постоянно действующий Попечительский (наблюдательный) совет по вопросам похоронного дела, порядок его формирования и полномочия не определены, нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность этих органов не приняты, что свидетельствует о нарушении требований ст.ст. 25, 27 ФЗ № 8 «О погребении и похоронном деле», ст. 14 Закона Краснодарского края № 666-КЗ от 04.02.2004 года.
Из заявления прокурора следует, что органом местного самоуправления не принимаются меры по содержанию мест погребения, поскольку на территории кладбища отсутствуют урны для сбора мусора, территория кладбища неогороженна, не созданы зоны зеленых насаждений, не имеют твердого покрытия и не ограждены стоянки для автотранспорта и площадки для мусоросборников с подъездами к ним, не организован отвод и сбор поверхностных вод, не организовано водоснабжение для питьевых и хозяйственных нужд, не обеспечено водоснабжение для проведения поливочных и уборочных работ, что свидетельствует о нарушении требований ст. 17 ФЗ № 8 «О погребении и похоронном деле», ст. 18 Закона Краснодарского края № 666-КЗ от 04.02.2004 года, ст. 2 ФЗ от 30.03.1999 года № 525 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п. 7.4, 3.1, 7.2,7.3, 7.9,7.10 СанПин 2.1.1279-03.
Прокурор Крыловского района, ссылаясь на указанные нарушения, допущенные органом местного самоуправления, указывая о том, что требование прокурора Крыловского района об устранении нарушений законности органом местного самоуправления не были удовлетворены, просит суд признать незаконным бездействие органа местного самоуправления и вынести решение об обязании администрации МО Крыловское сельское поселение в их устранении в срок до 30.12.2011 года. Прокурор района просит учесть, что бездействие органа местного самоуправления по неисполнению требований действующего законодательства в области организации и содержания общественных кладбищ нарушают интересы неопределенного круга лиц, возникающих в указанной сфере деятельности.
В судебном заседании представитель МО Крыловское сельское поседение Воеводин А.А. просит суд отказать в удовлетворении заявленных требований, поскольку документом, подтверждающим право собственности Крыловского сельского поселения на земельный участок под кладбищем является реестр муниципальной собственности поселения, поскольку на территории кладбища имеются места для складирования мусора, именно в эти отведенные места посетители его и выносят, откуда регулярно мусор вывозится транспортом администрации поселения, поскольку по периметру кладбища на обочине грунтовой дороги предусмотрена стоянка автотранспорта, поскольку проведение поселением работ по бетонированию, асфальтированию автостоянок, установке ограждения кладбища, организации водоснабжения для питьевых и хозяйственных нужд, обеспечения системой водоснабжения для проведения поливочных и уборочных работ не пропорционально бюджету поседения, в связи с его недостаточностью, поскольку постановлением главы Крыловского сельского поселения от 01.04.2011 года № 23 создан Попечительский Совет по вопросам похоронного дела, определен порядок его формирования и полномочия, поскольку на территории кладбища проводится регулярная санитарная уборка территории, на проведение которой бюджетом поседения запланированы денежные средства в размере 185000 рублей, поскольку денежные средства на содержание кладбища выделяются ежегодно, поскольку в 2011 году решен вопрос о строительстве второго туалета, на строительство которого израсходовано 99000 рублей, поскольку деятельность общественных кладбищ на территории сельских поселений может осуществляться гражданами самостоятельно. По указанным и приведенным обстоятельствам представитель администрации МО Крыловское сельское поселение считает, что органом местного самоуправления бездействия не допущено.
Заслушав доводы участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению.
Прокурор Крыловского района, обращаясь с заявленными требованиями, просит суд обязать администрацию муниципального образования Крыловское сельское поселение в срок до 2011 года устранить нарушения, выявленные в ходе прокурорской проверки по соблюдению действующего законодательства требований Федерального закона от 12.01.1996 года № 8_ФЗ «О погребении и похоронном деле», санитарно-эпидемиологического законодательства в части содержания кладбищ на территории Крыловского района.
Именно бездействие органа местного самоуправления по решению вопроса местного значения и стало основанием для обращения прокурора Крыловского района в суд с заявленными требованиями.
Суд, рассматривая заявленные требования, и приходя к выводу о частичном их удовлетворении учитывает, что в соответствии со ст. 255 ГПК РФ к бездействию органа государственной власти, органа местного самоуправления их должностных лиц, государственных и муниципальных служащих относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми актами, определяющими полномочия этих лиц.
При этом, суд, выясняя объем полномочий органа местного самоуправления - администрации муниципального образования Крыловское сельское поселение по совершению действий, по обязанию совершения которых заявлены требования прокурором Крыловского района, выясняя причины бездействия органа местного самоуправления, последствия этого бездействия установил обстоятельства, послужившие основанием для их частичного удовлетворения.
Судом при разрешении заявленных требований учитываются требования ст. 255 ГПК РФ, в соответствии с которой бездействие признается незаконным, если этим бездействием нарушены права и свободы граждан, созданы препятствия к осуществлению гражданами их прав и свобод.
Суд, рассматривая заявленные требования и отказывая прокурору в удовлетворении требований в части признания незаконным бездействия органа местного самоуправления
по не выделению земельного участка под кладбище, по не постановке на государственный кадастровый учет, по отсутствию регистрации права на объект недвижимости, по не принятию мер к формированию земельного участка, отведенного под захоронение, по не выделения на указанные цели денежных средств, учитывает требования ст. 255 ГПК РФ.
Прокурором не указано, и соответственно не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что права и свободы неопределенного круга лиц, нарушаются тем, что земельный участок под кладбище не выделен, не отведен, не поставлен на кадастровый учет и т.д.
Требования прокурора в части обязания администрации МО Крыловское сельское поседение по созданию Попечительского (наблюдательный) совета по вопросам похоронного дела, по определению порядка его формирования и полномочий, по принятию нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность этого органа, так же не подлежат удовлетворению, поскольку 01.04.2011 года постановлением главы Крыловского сельского поселения № 23 создан Попечительский Совет по вопросам похоронного дела, определен порядок его формирования и полномочий.
Требования прокурора в части обязания администрации МО Крыловское сельское поселение по созданию зон зеленых насаждений на территории общественного кладбища,
по обязанию отведения сбора поверхностных вод удовлетворению не подлежат поскольку на территории кладбища отсутствуют свободные от захоронений места шириной не менее 20 метров, где возможно было бы произвести высадку зеленых насаждений, поскольку территория кладбища находится на возвышенности, тем самым происходит естественный сток осадков, тем самым отсутствует необходимость в отводе и сборе поверхностных вод.
Требования прокурора Крыловского района в части обязания администрации МО Крыловское сельское поселение по организации водоснабжения для питьевых и хозяйственных нужд удовлетворению не подлежат, поскольку в соответствии с п. 7.3 СанПин 2.1.1279-03 сеть хозяйственно - питьевого водопровода (тупиковую) от городских и поселковых сетей или резервуаров следует предусмотреть для питьевых и хозяйственных нужд только в крематориях, зданиях, помещениях похоронного назначения на кладбищах. Поскольку такие помещения на территории общественного кладбища, находящегося в ведении органа местного самоуправления администрации МО Крыловское сельское поселение, отсутствуют, отсутствуют и основания к понуждению
по обеспечению водоснабжение для питьевых и хозяйственных нужд.
Суд считает законными и обоснованными доводы прокурора Крыловского района в части признания незаконным бездействия органа местного самоуправления по не созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела, по не принятию мер по содержанию мест погребения, поскольку на территории кладбища отсутствуют урны для сбора мусора, территория кладбища неогороженна, не имеют твердого покрытия и не ограждены площадки для мусоросборников с подъездами к ним, отсутствуют стоянки для автотранспорта, не обеспечено водоснабжение для проведения поливочных и уборочных работ.
Суд, удовлетворяя заявленные требования, признавая незаконным бездействие органа местного самоуправления и обязывая администрацию МО Крыловское сельское поселение в срок до 30.12.2011 года устранить нарушения действующего законодательства, руководствуется следующим.
Пунктами 1 и 4 статьи 18 Закона о погребении установлено, что общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, данные органы так же определяют порядок деятельности общественных кладбищ. Пунктом 2 ст. 25 названного закона закреплено, что организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления, при этом погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления. Статьей 14 Закона о местном самоуправлении организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения поселения.
Поскольку Крыловским сельским поселением не создана специализированная служба по вопросам похоронного дела, поскольку суду не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что органом местного самоуправления выполняются требования ст. 13.1 Закона Краснодарского края № 66-КЗ от 04.02.2004 года «О погребении и похоронном деле в Краснодарском крае», то есть обеспечивается рациональное размещение объектов похоронного назначения с учетом градостроительных норм, проводится инвентаризация кладбищ, формируется и ведется реестр кладбищ, организуются мероприятия по проведению мест захоронения, организуется формирование и содержание архивного фонда документов по погребению умерших и мест захоронения и т.д., требования прокурора Крыловского района об обязании администрации МО Крыловский район создать специализированная служба по вопросам похоронного дела, подлежат удовлетворению.
Судом при рассмотрении заявленных требований учитывается, что в соответствии с требованиями СанПин 2.1.1279-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», санитарные правила и нормы устанавливают гигиенические требования, в том числе и при эксплуатации кладбищ.
Пунктом 7.2 СанПин 2.1.1279-03 предусмотрено, что для проведения поливочных и уборочных работ кладбищ необходимо предусматривать самостоятельную систему водоснабжения, пунктом 7.4 правил предусмотрено устройство шахтных колодцев для полива.
Пунктом 7.9, 7.10 СанПин 2.1.1279-03 предусмотрено, что на участках кладбищ предусматриваются стоянки автотранспорта, урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним, которые должны быть огорожены и меть твердое покрытие (асфальтирование, бетонирование).
Поскольку на территории кладбища отсутствует водоснабжение для поливочных и уборочных работ, отсутствуют урны для сбора мусора, имеющие твердое покрытие площадки для мусоросборников с подъездами к ним, поскольку территория кладбища не огорожена, поскольку меры к устранению нарушений требований санитарно эпидемиологического законодательства органом местного самоуправления не принимаются, требования прокурора подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии с требованиями ст. 2 ФЗ «Об охране окружающей среды» отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируется законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством.
В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье граждан - неотъемлемые нематериальные блага. Несоблюдение права граждан на благоприятную окружающую среду влечет вред их здоровью.
Несостоятельны доводы представителя администрации МО Крыловское сельское поселение об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, еще и потому, что нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, выявленные в ходе проверки, несут в себе потенциальную угрозу причинения вреда жизни и здоровья граждан, в связи, с чем прокурор обосновано в силу требований ст. 45 ГПК РФ, поскольку прокурор защищает конституционные права граждан, и обратился в суд с заявленными требованиями об обязании органа местного самоуправления устранить выявленные нарушения.
При этом следует отметить, что необходимость охраны здоровья населения возникает в процессе обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия людей, то есть такого состояния общественного здоровья и среды обитания, при котором отсутствует опасное и вредное влияние факторов среды обитания на организм человека и имеются благоприятные условия для его жизнедеятельности. Нарушение специальных санитарно-эпидемиологических правил способно причинить вред различным охраняемым социальным ценностям, что позволяет отнести эти факторы и требования к источникам общественной опасности. Качество предметов, веществ, материалов и некоторых видов деятельности может воздавать опасность для общества, что и вызывает необходимость предотвращения возможного вреда и установления мер правовой ответственности.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, ст. 254-257 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л:
Заявление прокурора Крыловского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Крыловское сельское поселение по ненадлежащему исполнению требований Федерального закона от 12.01.1996 года № 8 «О погребении и похоронном деле», норм санитарно-эпидемиологического законодательства и обязать администрацию муниципальное образование Крыловское сельское поселение в срок до 30.12.2011 года создать на территории Крыловского сельского поседения специализированную службу по вопросам похоронного дела, установить на территории общественного кладбища урны для сбора мусора, произвести ограждение территории кладбища, создать стоянки для автотранспорта, площадки для мусоросборников с подъездами к ним, которые должны быть ограждены и меть твердое покрытие, обеспечить систему водоснабжения для проведения поливочных и уборочных работ.
В удовлетворении остальных заявленных прокурором Крыловского района требованиях
о признании незаконным бездействия администрации муниципальное образование Крыловское сельское поселение по ненадлежащему исполнению требований Федерального закона от 12.01.1996 года № 8 «О погребении и похоронном деле», норм санитарно-эпидемиологического законодательства, отказать.
Решение может быть обжаловано в административную коллегию Краснодарского краевого суда в течение 10 дней.
Председательствующий