Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 декабря 2011 года пос. Колпна
Колпнянский районный суд Орловской области в составе: председательствующего судьи Бондаренко М.И., при секретаре Гладковой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Колпнянского районного суда материалы гражданского дела по исковому заявлению Казенное учреждение Орловской области «Центр занятости населения Колпнянского района» к ФИО1 о взыскании полученной субсидии в сумме 58800 рублей и субвенции в сумме 500 рублей,
У С Т А Н О В И Л:
Казённое Учреждение Орловской области «Центр занятости населения Колпнянского района» обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании, выданной субсидии в размере 58800 рублей и субвенции в сумме 500 рублей. В обоснование заявленных требований, истец указывает, что на основании Положения «О содействии развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан», утверждённого Постановлением Коллегии Орловской области № 63 от 12 марта 2009 года «О мерах по снижению напряжённости на рынке труда в Орловской области», в соответствии с договором № «О б организации содействия развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан за счёт средств субсидий из федерального бюджета» от ДД.ММ.ГГГГ и договором № от ДД.ММ.ГГГГ об оказании финансовой помощи безработному гражданину на организацию самозанятости (индивидуальной предпринимательской деятельности, организацию малого предприятия), а также дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ к договору № об организации содействия развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан за счёт средств субсидий из федерального бюджета» от ДД.ММ.ГГГГ, за счёт средств субсидий из федерального бюджета, безработной ФИО1 была выдана субсидия на организацию самозанятости в сумме 58800 рублей и субвенция в сумме 500 рублей. Однако в нарушение п.1.8 Положения «О содействии развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан», регламентирующий, что период, в течение которого гражданин обязуется заниматься предпринимательской деятельностью, должен составлять не менее 12 месяцев. При прекращении указанной деятельности ранее 12 месяцев, гражданин обязан вернуть сумму предоставленной субсидии. Согласно п.3.3 договора № от ДД.ММ.ГГГГ – в случае досрочного прекращения предпринимательской деятельностью по неуважительной причине (менее года) гражданин возмещает центру понесённые им затраты. Согласно п. 3.5. договора № от ДД.ММ.ГГГГ - при досрочном прекращении предпринимательской деятельности возвратить часть финансовой помощи, в размере, равному отношению времени, в течение которого гражданин вел предпринимательскую деятельность к 12 месяцам, подлежит возврату Центру занятости. ФИО1 досрочно прекратила без уважительных причин предпринимательскую деятельность. Была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 20 апреля 2009 года, а исключена из регистра 15 апреля 2010 года, то есть ранее 12 месяцев.
В судебном заседании, представитель истца ФИО2, заявленные требования по изложенным в заявлении основаниям поддержала, уточнив исковые требования, просила суд взыскать с ответчика полученную им субсидию в размере 58800 рублей и полученную материальную помощь (субвенцию) в сумме 06 рублей 85 копеек, пропорционально отношению времени, в течение которого ответчик вёл предпринимательскую деятельность. Указав, что ФИО1 занималась предпринимательской деятельностью, а именно животноводством, разведением телят и поросят. Полученную субсидию использовала по целевому назначению, предоставила документы об использовании выданной субсидии. Однако в нарушение Положения «О содействии развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан» и договоров ФИО1 прекратила деятельность ранее 12 месяцев, в связи, с чем просит удовлетворить заявленные требования.
Ответчик ФИО1 исковые требования не признала и суду показала, что действительно, как безработная получила в апреле, августе 2009 года в Казённом учреждении Орловской области «Центр занятости населения Колпнянского района» в целях содействия самозанятости безработных граждан субсидию для занятия предпринимательской деятельностью в сумме 58800 рублей и субвенцию в размере 500 рублей. Указанные денежные средства использовала по целевому назначению согласно бизнес-плана на приобретение сельскохозяйственных животных – телят, поросят, а также на приобретение зерна, о чём отчиталась перед КУ Орловской области «ЦЗН Колпнянского района». Выращенных сельскохозяйственных животных реализовала. Уплатила все положенные как индивидуальному предпринимателю налоги и отчисления. Прекратила предпринимательскую деятельность ранее 12 месяцев на 5 дней, так как далее заниматься предпринимательской деятельностью намерения не имела, поскольку прибыли не получила, а лишь убытки. Кроме того, полагала, поскольку налоговая инспекция производила регистрацию ее в качестве индивидуального предпринимателя более месяца, что и снятие ее с учёта в качестве индивидуального предпринимателя займёт также время более одного месяца.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно выписке из приказа КУ Орловской области «ЦЗН Колпнянского района» № ПП/09 от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 признана безработной и ей назначено пособие по безработице (л.д. 17).
Согласно ст. 7 Закона РФ «О занятости населения в РФ» Правительство РФ в связи с осложнением ситуации на рынке труда в отдельных субъектах РФ вправе разработать и реализовать дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда этих субъектов РФ.
Постановлением Правительства РФ № 1089 от 31.12.2008 г. утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряжённости на рынке труда субъектов Российской Федерации.
Согласно данным Правилам субсидии предоставляются на мероприятия, направленные на снижение напряжённости на рынке труда, в частности на содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан.
Программа дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Орловской области была разработана и утверждена Постановлением Коллегии Орловской области от 12.03.2009 года № 63 и принято Положение, регулирующее отношения, связанные с содействием развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан. Согласно п. п. 2.2, 2.3, 3.2 Положения условиями предоставления безвозмездной субсидия являются: регистрация гражданина безработным, невозможность предоставления подходящей работы, предоставление необходимых документов, договор между Центром занятости населения и безработным гражданином об организации содействия развитию малого предпринимательства и самозанятости. Предоставление безвозмездной субсидии безработному гражданину осуществляется из средств субсидий из федерального бюджета и бюджета области в сумме годового размера пособия по безработице, причитающегося данному безработному гражданину, на основании заключенных договоров между Центром и безработным гражданином (л.д. 10).
Такой договор между Казённым учреждением Орловской области «Центр занятости населения Колпнянского района» и безработной ФИО1 был заключен ДД.ММ.ГГГГ. Согласно п. 2.2.2. договора КУ Орловской области «ЦЗН Колпнянского района» обязуется предоставить безработной ФИО1 безвозмездную субсидию в размере 10200 рублей. Согласно п.2 дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ к договору № «Об организации содействия развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан» КУ Орловской области «ЦЗН Колпнянского района» обязуется предоставить безработной ФИО1 безвозмездную субсидию в размере 48600 рублей.(л.д.5-7)
Из буквального толкования Положения регулирующего отношения, связанные с содействием развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан, следует, что ФИО1 должна была выполнить два существенных условия договора: занятие предпринимательской деятельностью и целевое расходование субсидии.
20 апреля 2009 года ФИО1 была зарегистрирована в Межрайонной ИФНС № 6 по Орловской области в качестве индивидуального предпринимателя (л.д. 13).
Согласно договора от ДД.ММ.ГГГГ п. п. 3.1,3.3, стороны несут ответственность за нарушение настоящего договора в соответствии с действующим законодательством РФ. В случае досрочного прекращения предпринимательской деятельности по неуважительной причине (менее года) гражданин возмещает Центру понесенные им затраты (л.д. 5).
Аналогичный договор был заключен межу выше указанными лицами от ДД.ММ.ГГГГ на оказание финансовой помощи (субвенции) безработному гражданину на организацию его самозанятости. Пункт 2.2 договора гласит, оказать ФИО1 финансовую помощь в размере 500 рублей, на подготовку документов, для регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и оплату нотариальных действий (индивидуальной предпринимательской деятельности, организацию малого предприятия). Согласно п. 2.1 договора, в случае нецелевого использования финансовой помощи, возвратить её в бесспорном порядке с момента её нецелевого использования, при досрочном прекращении предпринимательской деятельности возвратить часть финансовой помощи в размере равному отношению времени, в течение которого гражданин вел хозяйственную деятельность к 12 месяцам (л.д. 3).
Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
В соответствии с п. 3 ст. 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Так как предоставление, использование и возврат субсидий и субвенций не регулируется гражданский законодательством, необходимо руководствоваться Бюджетным законодательством.
В силу ст. 28 Бюджетного кодекса РФ бюджетная система РФ основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
В п. 2 ст. 78 БК РФ предусмотрено, что субсидии подлежат возврату в случаях их нецелевого использования в сроки, установленные уполномоченными органами исполнительной власти. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства предусмотрена в ст. 289-291 БК РФ.
В соответствии со ст. 289 БК РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившиеся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, влечет их изъятие в бесспорном порядке.
Как установлено в судебном заседании и не оспаривается истцом, ФИО1 использовала полученные ею денежные средства в виде субсидии и субвенции по целевому назначению, что подтверждается бизнес-планом, торгово - закупочными актами (л.д. 25-27, 50-54).
15 апреля 2010 года, согласно Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей ФИО1 прекратила свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя (л.д. 62).
Таким образом, ФИО1 исполнила условие договора об организации предпринимательства и самозанятости, подтвердила целевое расходование безвозмездной субсидии в размере 58800 рублей, но занималась предпринимательством менее 12 месяцев. Последнее обстоятельство, по мнению истца, и является основанием для взыскания с ответчика безвозмездной субсидии.
Однако суд не может согласиться с данными доводами по следующим основаниям.
В соответствии с п. 2 п.п.2 ст. 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменён или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной.
Существенным признаётся нарушение договора одной из сторон, которое влечёт для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что вправе рассчитывать при заключении договора.
В силу ст. 453 ГК РФ, если основанием для расторжения договора послужило существенное нарушение договора одной из сторон, другая сторона вправе требовать возмещения убытков, причиненных расторжением договора.
Однако суд полагает, что не является существенным нарушением условий договора со стороны ответчика прекращение предпринимательской деятельности ранее истечения 12 месяцев, поскольку цели договора достигнуты.
Субсидия и субвенция получена безработной ФИО1 на законных основаниях, использована ею по целевому назначению, получена, лицом имеющего статус безработного, взамен годового пособия по безработице, и имеет ту же цель – предоставление социально необеспеченным гражданам средств к существованию, и снижению напряженности на рынке труда, что гарантируется государством, в соответствии со ст. 39 Конституции РФ.
Учитывая изложенное, также учитывая конкретные обстоятельства дела, а именно, то, что ФИО1 предпринимательская деятельность прекращена на незначительный период времени ранее 12 месяцев составляющий всего 5 дней, учитывая, что цели заключённого договора достигнуты и выполнены, выданные субсидия и субвенция получены на законных основаниях в качестве меры социальной поддержки, при отсутствии данных о недобросовестности их получения ответчиком, использованы ответчиком по целевому назначению, суд оснований для удовлетворения заявленных требований Казённого учреждения Орловской области «Центр занятости населения Колпнянского района» к ФИО1 не находит.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Казенного учреждения Орловской области «Центр занятости населения Колпнянского района» к ФИО1 о взыскании полученной субсидии в размере 58800 рублей и взыскании субвенции в размере 06 рублей 85 копеек оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Орловский областной суд через Колпнянский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: _____________