Дело № 2-191/2013 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 февраля 2013 года Лысьвенский городской суд Пермского края в составе судьи Шадриной Т.В., при секретаре Исаковой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Гилева С.А. к Территориальному управлению Министерства социального развития Пермского края по Лысьвенскому муниципальному району о возложении обязанности по предоставлению субсидий по оплате жилого помещений и коммунальных услуг,
У с т а н о в и л:
Гилев С.А. обратился в суд с иском к ТУ- Министерства социального развития Пермского края по Лысьвенскому муниципальному району о возложении обязанности по предоставлению субсидий по оплате жилого помещения по <адрес>, ссылаясь на нарушение своих прав.
Судом к участию в деле в качестве ответчика привлечено Министерство социального развития Пермского края и администрация г. Лысьвы.
В судебном заседании Гилев С.А. заявленные требования поддержал. Пояснил, что ранее проживал в квартире по <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ в данном жилом доме произошел пожар, в результате которого были повреждены все квартиры. Впоследствии дом был признан аварийным и подлежащим сносу, в связи с чем, ему была предоставлена для временного проживания квартира по <адрес>, относящаяся к специализированному фонду. ДД.ММ.ГГГГ в связи со сменой жилого помещения он обратился в ТУ-Минсоцразвития по ЛМР с заявлением о предоставлении субсидий на оплату данного жилого помещения и коммунальных услуг с предоставлением всех необходимых документов, подтверждающих состав семьи и его ежемесячный доход. Однако уведомлением ТУ-Минсоцразвития по ЛМР от ДД.ММ.ГГГГ в принятии заявления, а соответственно в предоставлении субсидий на оплату ЖКУ, ему было отказано по причине отсутствия постоянной регистрации по данному адресу. ДД.ММ.ГГГГ он вновь обратился в ТУ-Минсоцразвития по ЛМР, однако ему в устной форме было также отказано в принятии документов по тем же основаниям. Считает отказ незаконным, поскольку его вины в том, что ему была предоставлена квартира не по договору социального найма, а по договору коммерческого найма, что исключает постоянную регистрацию по месту жительства, нет. Ранее, проживая в квартире по <адрес> он получал субсидии в виду низкого дохода, в настоящее время его доход не изменился, что является основанием для предоставления субсидий в прежнем объеме.
Представитель ответчика ТУ-Минсоцразвития по ЛМР Корионова Л.В. исковые требования не признала. Пояснила, что предоставление субсидий на оплату ЖКУ осуществляется на основании Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 г. № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», в соответствии с которым одним из обязательных условий для предоставления гражданам субсидий является наличие постоянной регистрации по месту жительства. Временные жильцы в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда не имеют права на предоставление субсидий. С учетом того, что жилое помещение по <адрес> было предоставлено истцу для временного проживания, что исключает возможность постоянной регистрации по месту жительства, в предоставлении субсидий истцу было отказано. В связи с чем, считает требования Гилева С.А. необоснованными и просит в их удовлетворении отказать.
Представитель Министерства социального развития Пермского края Кессер М.Н. просила о рассмотрении дела в ее отсутствие. В письменном отзыве указала, что условия и порядок предоставления субсидий установлены ст. 159 ЖК РФ и Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 761 от 14.12.2005г., в соответствии с которыми субсидии могут быть предоставлены гражданам пользователям жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде при наличии постоянной регистрации по месту жительства. Поскольку жилое помещение по <адрес> предоставлено Гилеву С.А. во временное пользование, постоянной регистрации по данному адресу он не имеет, соответственно отсутствуют основания для предоставления ему субсидий на оплату спорного жилого помещения.
Представители администрации г. Лысьвы Аликина И.И. и Баландина О.А. заявленные требования Гилева С.А. поддержали. Пояснили, что в связи с признанием дома по <адрес> аварийным, истцу в связи с отсутствием свободных жилых помещений была предоставлена по договору коммерческого найма жилого помещения квартира по <адрес>, относящиеся к специализированному фонду. В соответствии с ч. 2 ст. 159 ЖК РФ, правом на получение субсидий обладают граждане, проживающие в жилых помещениях государственного и муниципального жилищных фондов, включая граждан, нанимателей жилых помещений специализированного фонда. В силу Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 г., субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта РФ или управомоченным им учреждением на основании заявления гражданина с учетом постоянно проживающих совместно с ним членов его семьи. В настоящее время плата ЖКУ за жилое помещение по <адрес>, где ранее Гилев С.А. проживал, не начисляется в связи со сносом дома, соответственно истец по данному жилому помещению субсидии не получает. Снятие истца с регистрационного учета по адресу <адрес> лишит его права на получение жилого помещения по договору социального найма в соответствии со ст. 89 ЖК РФ. С учетом данных обстоятельств, просят удовлетворить требования истца и возложить на ТУ-Минсоцразвития по ЛМР принять его заявление и необходимые документы для назначения субсидии на оплату ЖКУ по квартире <адрес>.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Как установлено в судебном заседании, Гилев С.А. с ДД.ММ.ГГГГ проживал по <адрес>, что подтверждается выпиской из паспорта (л.д. 11) и выпиской из домовой книги (л.д. 20).
ДД.ММ.ГГГГ в данном жилом доме произошел пожар, в результате которого пострадала, в том числе, и квартира истца. Данные обстоятельства подтверждаются сообщением 20 ОНД по Лысьвенскому МР (л.д. 8).
Решением жилищно-бытовой комиссией от ДД.ММ.ГГГГ спорный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу, что подтверждается актом обследования и решением ЖБК от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 51-53).
ДД.ММ.ГГГГ жилищно-бытовой комиссией принято решение о расселении жильцов дома по <адрес> и предоставления им для временного проживания жилых помещений специализированного фонда. В соответствии с данным решением истцу во временное пользование предоставлено жилое помещение по <адрес> (л.д. 48).
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Лысьвенского городского поселения и Гилевым С.А. заключен договор краткосрочного коммерческого найма жилого помещения (л.д. 9-10), согласно которого администрация ЛГП передала Гилеву С..А. за плату в срочное владение и пользование жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, по <адрес>.
Согласно выписке из домовой книги (л.д. 29), Гилев С.А. значится зарегистрированным в квартире по <адрес> на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Более того, в судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Гилев С.А. обратился в ТУ-Минсоцразвития по ЛМР с заявлением о предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ в принятии документов на получение субсидий Гилеву С.А. было отказано по основаниям проживания в квартире по <адрес> по договору краткосрочного коммерческого найма, что подтверждается копией заявления (л.д. 39) и уведомлением (л.д. 7).
Как пояснил Гилев С.А. в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ он вновь обращался в ТУ-Минсоцразвития по ЛМР с целью подачи заявления о предоставлении субсидий, однако ему в устной форме было также отказано по аналогичным основаниям. Данные обстоятельства были подтверждены в судебном заседании представителем ответчика.
Суд считает данное решение необоснованным по следующим основаниям.
В соответствии со ст.159 Жилищного Кодекса РФ, субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
Право на субсидии имеют граждане:
1) пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
2) наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда;
3) члены жилищных кооперативов;
4) собственники жилых помещений.
Субсидии предоставляются органом местного самоуправления или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.
Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2-3 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства от 14.12.2005 г. за № 761, право на субсидии имеют пользователи жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде.
Таким образом, исходя из смысла данных норм, правом получения субсидий обладают почти все граждане, проживающие в жилых помещениях государственного и муниципального жилищных фондов, включая граждан, проживающих по договорам социального найма и найма (гл. 8), а также наниматели по договорам найма специализированных жилых помещений: служебных жилых помещений (ст. 104 ЖК), жилых помещений в общежитиях (ст. 105), жилых помещений маневренного фонда (ст. 106), жилых помещений в домах системы социального обслуживания населения (ст. 107), жилых помещений фонда вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами (ст. 108 ЖК);
В соответствии со ст. 92 ЖК РФ, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, относятся, в том числе, жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения.
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом.
Согласно ст. 96 ЖК РФ, жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения предназначаются для проживания граждан, которые в соответствии с законодательством отнесены к числу граждан, нуждающихся в специальной социальной защите с предоставлением им медицинских и социально-бытовых услуг.
Согласно ч. 1 ст. 99 ЖК РФ, специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
В соответствии с ч. 1 ст. 100 ЖК РФ, по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
В судебном заседании установлено, что Гилев С.А. обратился в ТУ-Минсоцразвития по Лысьвенскому муниципальному району с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по фактическому месту жительства в муниципальном специализированном жилом фонде по адресу: <адрес>, при наличии регистрации по адресу: <адрес>.
Тот факт, что спорное жилое помещение относится к специализированному фонду подтверждается выпиской из реестра муниципальной собственности (л.д. 50), а также постановлением главы г. Лысьвы от ДД.ММ.ГГГГ № «О специализированном жилом доме для людей пожилого возраста по <адрес>» (л.д. 74).
Таким образом, в судебном заседании установлено, что истец фактически проживает в жилом помещении, на оплату которого ст. 159 ЖК РФ предоставляется право на получение субсидий. С учетом данных обстоятельств, а также с учетом представленных истцом документов, подтверждающих его доход, а именно справки ЦЗН (л.д. 26), удостоверения безработного (л.д. 72), выписки из трудовой книжки (л.д. 73) и справки МБУЗ «Городская поликлиника ЛМР» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 73), оснований для отказа в принятии заявления Гилева С.А. в предоставлении ему субсидий на оплату ЖКУ не имелось. Исходя из данных документов, а также счет- квитанций за период ДД.ММ.ГГГГ., обозревавшихся в судебном заседании, стоимость услуг ЖКУ по квартире по <адрес> составляет более 22 % от ежемесячного дохода истца, что в соответствии с Правилами, утвержденных Постановлением Правительства от 14.12.2005 г. за № 761, также предоставляет истцу право на получение субсидий.
Доводы представителя ответчика о том, что подтверждением факта постоянного проживания в жилом помещении может являться лишь регистрация по месту жительства, суд считает несостоятельными по следующим основаниям.
Действительно, Подпунктом "б" пункта 8 Правил предусмотрено, что для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 Правил, и члены семей граждан, указанных в пункте 5 Правил (далее - заявители), или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением копий документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена).
Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" обязывает граждан регистрироваться по месту жительства.
Подтверждением места постоянного жительства заявителя является его регистрация по месту жительства в соответствии с Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года N 713 во исполнение Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации".
В соответствии с пунктами 7.3, 24, 27, 61, 61.1, 61.2, 61.3 Методических рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Приказом Министерства регионального развития РФ и Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 мая 2006 года N 58/403, субсидия предоставляется по месту постоянного жительства заявителя.
В соответствии со ст. 20 Гражданского Кодекса РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Закон РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25.06.1993г. № 5242-1, на который ссылается представитель ответчика, указывает, что «местом пребывания» является - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, - в которых он проживает временно.
«Местом жительства» гражданина является - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Таким образом, данный Закон относит к месту жительства гражданина, в том числе и место постоянного или преимущественного проживания по договору найма (поднайма).
Кроме того, указанный Закон устанавливает, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» абз.1 ст. 1.
Данная норма, провозглашая свободу передвижения граждан, устанавливает, как и норма ст. 3 указанного Закона, что в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан.
Целью существования регистрирующей процедуры, является реализация прав и свобод гражданина по месту пребывания и жительства, а наличие или отсутствие факта регистрации не могут служить основанием для ограничения прав граждан. Данное обстоятельство соответствует Конституции Российской Федерации, устанавливающей высшей ценностью права и свободы человека в РФ, признающей соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина обязанностью государства.
В судебном заседании представителем ТУ-Минсоцразвития по ЛМР не оспаривается факт проживания истца в квартире по <адрес>, как и не опровергается факт сноса жилого дома по <адрес>, в котором зарегистрирован истец, а соответственно, и факт отсутствия начислений жилищно-коммунальных услуг по данному адресу. Таким образом, иного жилого помещения, которое в соответствии с Законом «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25.06.1993г. № 5242-1, могло быть признано постоянным местом жительства, истец на сегодняшний день не имеет. Невозможность проживания истца по месту регистрации вызвана объективными причинами, которые в свою очередь, не позволяют ему осуществить постоянную регистрацию в квартире по <адрес>, которая относится к специализированному фонду.
То обстоятельство, что истец производит оплату жилищно-коммунальных услуг по месту фактического проживания, т.е. по <адрес>, подтверждается счет- квитанциями за период ДД.ММ.ГГГГ
С учетом данных обстоятельств, суд считает, что у ТУ-Минсоцразвития по ЛМР оснований для отказа в принятии заявления Гилева С.А. о предоставлении ему субсидий на оплату ЖКУ, не имелось.
В силу п. 41-43 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства от 14.12.2005г. № 761, гражданам и (или) членам их семьи, имеющим право на субсидии в соответствии с пунктами 2, 3 и 5 настоящих Правил, предоставляется одна субсидия на жилое помещение, в котором они проживают.
Субсидия предоставляется сроком на 6 месяцев.
Уполномоченный орган принимает решение о предоставлении субсидии или об отказе в ее предоставлении, рассчитывает размер субсидии и направляет (вручает) соответствующее решение заявителю в течение 10 рабочих дней с даты получения всех документов, предусмотренных пунктами 8 и 9 настоящих Правил.
Действие (бездействие) уполномоченного органа при принятии решения о предоставлении субсидии, а также его решение об отказе в предоставлении субсидии либо неправильное определение ее размера могут быть обжалованы в суд.
Поскольку в судебном заседании установлено, что истец обращался в ТУ-Минсоцразвития по Лысьвенскому муниципальному району с заявлением и ему было отказано в принятии документов по причине, что отсутствует регистрация по месту жительства, суд считает необходимым возложить на ответчика обязанность по принятию заявления истца о предоставлении субсидий и назначении их в установленный срок.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Гилева С.А. удовлетворить.
Возложить на Территориальное управление Министерства социального развития по Лысьвенскому муниципальному району принять заявление Гилева С.А. о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по <адрес> и назначить субсидии в установленный срок.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Лысьвенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья (подпись).
Верно. Судья: Т.В. Шадрина