ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-191/2017 от 05.06.2017 Обской городского суда (Новосибирская область)

Дело № 2-191/2017

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

05 июня 2017 года г. Обь

Обской городской суд Новосибирской области в составе:

Председательствующего судьи Хомяковой И.В.

при секретаре судебного заседания Дудиной Д.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Новосибирского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц (потребителей) к ПАО «Авиакомпания «Сибирь» о защите прав потребителей,

У С Т А Н О В И Л:

Новосибирский транспортный прокурор обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ПАО «Авиакомпания «Сибирь» о защите прав потребителей.

В обоснование исковых требований прокурор указал, что по результатам мониторинга официального сайта ПАО «Авиакомпания «Сибирь», анализа его локальных нормативно-правовых актов выявлены многочисленные системные нарушения воздушного законодательства, влекущие нарушения прав пассажиров (потребителей).

При рассмотрении жалобы ФИО1, 19.06.2016 года следовавшей рейсом S7 по маршруту Бургас (Болгария) - Москва был вскрыт факт нарушения лицензионных требований ПАО «Авиакомпания «Сибирь» при осуществлении воздушной перевозки багажа: перевозчик в нарушение пунктов 86, 87 ФАП-82 установил ограничения по количеству мест багажа.

Так, предложенные тарифы по указанному маршруту: Эконом Базовый – не предусматривает бесплатный провоз багажа, дает право на бесплатный провоз ручной клади (10 кг – 1 место); Эконом Гибкий – дает право на бесплатный провоз одного места багажа весом 23 кг; Бизнес Базовый – дает право на бесплатный провоз одного места багажа весом 32 кг; Бизнес Гибкий – дает право на бесплатный провоз двух мест багажа весом 32 кг.

Мониторинг официального сайта авиакомпании показал, что названные тарифы используются ПАО «Авиакомпания «Сибирь» с 01.12.2015 по всем осуществляемым авиакомпанией направлениям воздушных перевозок.

Следовательно, пассажиры ПАО «Авиакомпания «Сибирь», приобретая билеты, не могут реализовать свое законное право на бесплатный провоз багажа с неограниченным количеством его мест.

В связи с выявленными нарушениями 18.07.2016 в адрес генерального директора ПАО «Авиакомпания «Сибирь» было внесено представление об устранении нарушений лицензионных требований. 26.07.2016 в отношении ПАО «Авиакомпания «Сибирь» возбуждено административное производство по ч.3 ст. 14.1.2 КоАП РФ.

Однако изменения в «Правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов ПАО «Авиакомпания «Сибирь» не внесены, требования прокурора не выполнены.

Кроме того, на сайте в разделе «информация» - «норма провоза багажа» установлены ограничения по габаритам провоза ручной клади (тариф «Эконом Базовый») – «ручная кладь» - 1 место до 10 кг, габариты не более 55х40х20 см.

Данный тариф не предусматривает бесплатного провоза багажа, возможен лишь провоз ручной клади в салоне самолета, следовательно, права пассажиров на бесплатный провоз багажа, в том числе случае его несоответствия габаритам 55х40х20 см, ПАО «Авиакомпания «Сибирь» нарушаются.

Тариф ПАО «Авиакомпания «Сибирь» «Эконом Базовый» ухудшает уровень обслуживания пассажиров (потребителей), установленный общими правилами воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов.

Согласно Приказу Минтранса РФ от 25.07.2007 № 104 «Об утверждении Правил проведения предполетного и послеполетного досмотров» в салоне воздушного судна разрешено перевозить ограниченное наименование предметов и веществ; если у пассажира «багаж в кабину» (ручная кладь), вес которого ПАО «Авиакомпания «Сибирь» установило в размере 10 кг, отсутствует, или багаж пассажира превышает размеры, установленные для ручной клади, то пассажир не может сдать к перевозке свой багаж бесплатно.

Поскольку рассматриваемым тарифом устанавливается лишь одно место багажа, принимаемого к перевозке, постольку пассажир может перевезти только одну сумку и только за дополнительную плату, что является нарушением действующего законодательства.

В судебном заседании старший помощник Новосибирского транспортного прокурора Жбирь Е.В. исковые требования поддержала, просила признать незаконными действия ПАО «Авиакомпания «Сибирь» в части установления тарифом «Эконом Базовый» ограничений по количеству мест багажа (одно место багажа до 10 кг); в части установления тарифом «Эконом Базовый» ограничений в части габаритов для ручной клади не более 55х40х20см; в части установления для пассажиров тарифом «Эконом Базовый» места размещения багажа в самолете (ручная кладь - исключительно в салоне воздушного судна); запретить ПАО «Авиакомпания «Сибирь» осуществление противоправной деятельности в части установления тарифом «Эконом Базовый» ограничений по количеству мест багажа, если данным тарифом будут установлены ограничения по весу провозимого багажа (в качестве ручной клади либо в багажном отсеке воздушного судна), не превышающему 10 кг; в части установления тарифом «Эконом Базовый» ограничений в части габаритов для ручной клади не более 55х40х20 см, если данным тарифом будут установлены ограничения по весу провозимого багажа (в качестве ручной клади либо в багажном отсеке воздушного судна), не превышающему 10 кг; в части установления для пассажиров тарифом «Эконом Базовый» места размещения багажа в самолете (исключительно в салоне воздушного судна – ручная кладь), если данным тарифом будут установлены ограничения по весу провозимого багажа ( в качестве ручной клади либо в багажном отсеке воздушного судна), не превышающему 10 кг; обязать ПАО «Авиакомпания «Сибирь» в течение месяца со дня вступления решения в законную силу внести соответствующие изменения в Правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов ПАО «Авиакомпания «Сибирь», утвержденные приказом генерального директора ПАО «Авиакомпания Сибирь», в применяемые тарифы за перевозку багажа; довести информацию о внесенных изменениях до пассажиров (потребителей) путем публикации на официальном сайте www.s7.ru.

Представитель ПАО «Авиакомпания «Сибирь» ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признал, указал, что в настоящее время утверждена новая редакция «Правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов ПАО «Авиакомпания «Сибирь», тарифы приведены в соответствие с законом.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 2 Воздушного кодекса Российской Федерации воздушное законодательство Российской Федерации состоит из Воздушного кодекса Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации. При этом законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу. Изданные до введения в действие настоящего Кодекса нормативные акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и применяемые на территории Российской Федерации постановления Правительства СССР по вопросам, которые согласно настоящему Кодексу могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих законов (п.3 ст. 136 ВК РФ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 102 ВК РФ перевозчики вправе устанавливать свои правила воздушных перевозок. Эти правила не должны противоречить общим правилам воздушной перевозки и ухудшать уровень обслуживания пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей.

В силу пункта 1 статьи 103 ВК РФ по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае воздушной перевозки пассажиром багажа также этот багаж доставить в пункт назначения и выдать пассажиру или управомоченному на получение багажа лицу. Срок доставки пассажира и багажа определяется установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок. Пассажир воздушного судна обязуется оплатить воздушную перевозку, а при наличии у него багажа сверх установленной перевозчиком нормы бесплатного провоза багажа и провоз этого багажа.

Согласно пп.2.п.2 ст. 106 ВК РФ пассажир воздушного судна имеет право бесплатного провоза своего багажа в пределах установленной нормы. Нормы бесплатного провоза багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажире, устанавливаются в зависимости от типа воздушного судна и не могут быть менее чем десять килограммов на одного пассажира.

В соответствии с Федеральными авиационными правилами «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденными Приказом Минтранса России от 28.06.2007 г. № 82 (далее-ФАП-82) перевозчики вправе устанавливать свои правила воздушных перевозок. Эти правила не должны противоречить общим правилам воздушной перевозки и ухудшать уровень обслуживания пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей. Правила перевозчика могут быть изменены им без уведомления пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей при условии, что изменения не применяются к пассажиру, грузоотправителю либо грузополучателю после заключения договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза (п.4).

В соответствии со ст. 106 Воздушного кодекса РФ перевозчик обязан организовывать обслуживание пассажиров воздушных судов, обеспечивать их точной и своевременной информацией о движении воздушных судов и предоставляемых услугах.

28.11.2016 года приказом генерального директора ПАО «Авиакомпания «Сибирь» № 10-С-301-16-308 были утверждены «Правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов ПАО «Авиакомпания «Сибирь». Правила опубликованы перевозчиком на сайте www.s7.ru

В силу п.п.8,15 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных Приказом Минтранса России от 28.06.2007 № 82, закрепление на воздушном судне пассажирского места и провозной емкости для перевозки пассажира, багажа, груза на определенный рейс и дату является обязательным условием перевозки воздушным транспортом пассажира, багажа. При бронировании пассажирского места и провозной емкости для пассажира перевозчик или уполномоченный агент предоставляет пассажиру достоверную и полную информацию о тарифах и условиях применении тарифов, правилах этого перевозчика, об условиях договора воздушной перевозки пассажира, условиях обслуживания на борту воздушного судна, перевозчике, который будет фактически осуществлять перевозку.

В соответствии с ФАП – 82 данная информация представляется перевозчиком при оплате и (или) оформлении перевозки.

Пунктом 11 Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 25 сентября 2008 года № 155 (ФАП-155) предусмотрена обязанность перевозчика публиковать пассажирские и багажные тарифы, сведения о сборе за оформление квитанции оплаты сверхнормативного багажа, условия применения тарифов и сборов, маршруты сквозных тарифов, нормы бесплатного провоза багажа.

Опубликование тарифной информации производится путем её доведения до лиц, осуществляющих бронирование, продажу и оформление перевозок пассажиров и багажа. Аналогичные требования содержат положения п.п.8-10 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», согласно которым исполнитель платной услуги (перевозчик) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Официальным сайтом авиакомпании, местом бронирования провозной емкости для пассажиров и багажа, оплаты и оформления перевозки в соответствии с Правилами, является сайт www.s7.ru.

На основании п.п.2.3.6, 2.5.3, 3.6.4, 9.1.3 Правил сайт www.s7.ru. является официальным информационным порталом (системой) ПАО «Авиакомпания «Сибирь».

Пассажиры, заключая с ПАО «Авиакомпания «Сибирь» договоры на осуществление воздушной перевозки за плату, ограничены перевозчиком в реализации своего законного права на бесплатный провоз багажа без ограничения количества его мест.

Тем самым деятельность ПАО «Авиакомпания «Сибирь» осуществляется с нарушением требований законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности при осуществлении авиакомпанией перевозок багажа пассажиров воздушным транспортом.

В соответствии со статьей 102 Воздушного кодекса Российской Федерации перевозчики при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов и требования к обслуживанию пассажиров, устанавливаемые федеральными авиационными правилами.

Перевозчики вправе устанавливать свои правила воздушных перевозок. Эти правила не должны противоречить общим правилам воздушной перевозки и ухудшать уровень обслуживания пассажиров.

Аналогичные требования к перевозчикам содержатся в п.4 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28.06.2007 № 82 (далее-ФАП-82).

При рассмотрении жалобы ФИО1, следовавшей 19.06.2018 года рейсом S7 по маршруту Бургас (Болгария) – Москва, был вскрыт факт нарушения лицензионных требований ПАО «Авиакомпания «Сибирь» при осуществлении воздушной перевозки багажа.

Пунктом 122 ФАП-82 установлена минимальная граница нормы бесплатного провоза багажа, но не имеется ограничения для пассажира по количеству мест, принятого перевозчиком к перевозке багажа: «Нормы бесплатного провоза багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажире, устанавливаются перевозчиком в зависимости от типа воздушного судна, и не могут быть менее чем десять килограммов на одного пассажира».

При таких обстоятельствах, исходя из норм пунктов 86, 87 ФАП-82 ограничений по количеству мест багажа воздушным законодательством не установлено.

Поэтому установленные перевозчиком ограничения по количеству мест багажа не соответствуют законодательству.

Как следует из тарифной информации, опубликованной на официальном сайте ПАО «Авиакомпания «Сибирь» http://travelwith.s7.ru по маршруту Москва (Домодедово) - Бургас (Болгария) - Москва (Домодедово), перевозчик, в нарушение изложенного установил ограничения по количеству мест багажа- предложенные тарифы по указанному маршруту:

- Эконом Базовый – не предусматривает бесплатный провоз багажа, дает право на бесплатный провоз ручной клади (10кг-1 место);

- Эконом Гибкий – дает право на бесплатный провоз одного места багажа весом 23 кг;

- Бизнес Базовый – дает право на бесплатный провоз одного места багажа весом 32 кг;

- Бизнес Гибкий – дает право на бесплатный провоз двух мест багажа весом 32 кг.

Мониторинг официального сайта авиакомпании свидетельствует о том, что указанные тарифы используются ПАО «Авиакомпания «Сибирь» с 01.12.2015 по всем осуществляемым авиакомпанией направлениям воздушных перевозок.

Таким образом, пассажиры ПАО «Авиакомпания «Сибирь», приобретая билеты, не могут реализовать свое законное право на бесплатный провоз багажа с неограниченным количеством его мест.

Постановлением мирового судьи 2-го судебного участка судебного района города Оби Новосибирской области от 13.09.2016 года ПАО «Авиакомпания «Сибирь» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 14.1.2 КоАП РФ – осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта с нарушением условий, предусмотренных лицензией, и подвергнуто административному штрафу в размере 100000 рублей.

Решением Обского городского суда Новосибирской области от 17.11.2016 года постановление мирового судьи 2-го судебного участка судебного района города Оби Новосибирской области от 13.09.2016 года оставлено без изменения, жалоба ПАО «Авиакомпания «Сибирь» - без удовлетворения.

Не смотря на вступившее в законную силу постановление мирового судьи, ПАО «Авиакомпания «Сибирь» не привела тарифы в соответствие с требованиями закона, и не разместила сведений об этом на официальном сайте перевозчика, в связи с чем требования истца в этой части подлежат удовлетворению.

Кроме того, на сайте в разделе «информация» - «норма провоза багажа» установлены ограничения по габаритам провоза ручной клади (тариф «Эконом Базовый»)- «ручная кладь» - 1 место до 10 кг, габариты не более 55х40х20 см.

Указанный тариф не предусматривает бесплатного провоза багажа, возможен лишь провоза ручной клади в салоне самолета, следовательно, права пассажиров на бесплатный провоз багажа, в том числе, в случае его несоответствия габаритам 55х40х20 см, ПАО «Авиакомпания «Сибирь» нарушаются.

В соответствии со ст. 2 ВК РФ воздушное законодательство Российской Федерации состоит из Воздушного кодекса Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации. При этом законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу. Изданные до введения в действие настоящего Кодекса нормативные акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и применяемые на территории Российской Федерации постановления Правительства СССР по вопросам, которые согласно настоящему Кодексу могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих законов (п.3 ст. 136 ВК РФ).

В силу пп. «в» п. 12 Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Приказом Министерства юстиции России от 04.05.2007 г. № 88, нормативные правовые акты, имеющие межведомственный характер, то есть содержащие правовые нормы, обязательные для других федеральных органов исполнительной власти и (или) организаций, не входящих в систему федерального органа исполнительной власти, утвердившего (двух или более федеральных органов исполнительной власти, совместно утвердивших), подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации. Временный порядок установления и регулирования тарифов на перевозки пассажиров и связанные с ними работы и услуги на внутренних воздушных линиях, утвержденный Роскомцен № 01-55/306-15, Минтрансом России № 1-ц 19.02.1993 г., зарегистрирован в Министерстве юстиции России 09.04.1993 года, регистрационный номер 21.

Согласно п.2 ФАП-155 Правила применения тарифов устанавливают требования к порядку формирования и применения пассажирских и багажных тарифов на воздушные перевозки пассажиров и багажа, выполняемые рейсами по расписанию воздушных судов и дополнительными рейсами, взимания сборов.

В соответствии с п.4 ФАП-155 правила распространяются на перевозчиков, лиц, осуществляющих от имени перевозчика бронирование, продажу и оформление перевозок на перевозочных документах, и пассажиров.

Авиаперевозчик при формировании и применении пассажирских и багажных тарифов на воздушные перевозки пассажиров и багажа обязан руководствоваться ФАП-155.

В соответствии с пунктом 82 ФАП-155 багажные тарифы устанавливаются на единицу веса/места багажа в абсолютном значении или в процентах от пассажирского нормального тарифа экономического класса.

Согласно п.10 Временного порядка устанавливаются нормы бесплатной перевозки багажа по типам воздушных судов, которые не могут быть ниже: - для пассажиров экономического класса: 20 кг – для самолетов Ил-86.Ту-154 Ил-62, Ил-76, Ту-134, Як-42, Ан-24, Ан-26, Як-40, Ан-30 и вертолетов Ми-ЮК, Ми-8, Ми-6; 10 кг – для самолетов Ан-28, Ан-2, Л-410 и вертолетов Ми-2, Ка-26; - для пассажиров «бизнес» класса на всех типах самолетов – 30 кг.

В изложенном выше пункте Временного порядка не поименованы воздушные суда, эксплуатируемые ПАО «Авиакомпания» Сибирь» при осуществлении коммерческих воздушных перевозок (Боинг, Аэробус), между тем, ФАП-82 утверждены нормы бесплатного провоза багажа, в том числе, вещей, находящихся при пассажире, которые устанавливаются перевозчиком в зависимости от типа воздушного судна, и не могут быть менее чем десять килограммов на одного пассажира.

Таким образом, авиаперевозчик, применяя указанную норму ФАП-82, при формировании и применении пассажирских и багажных тарифов на воздушные перевозки пассажиров и багажа обязан был руководствоваться, в том числе, пунктом 10 Временного порядка.

При этом, в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 106 ВК РФ пассажир воздушного судна имеет право бесплатного провоза своего багажа в пределах установленной нормы.

Нормы бесплатного провоза багажа, в том числе, вещей, находящихся при пассажире, устанавливаются в зависимости от типа воздушного судна и не могут быть менее чем десять килограммов на одного пассажира.

В соответствии с частью 2 статьи 64 ВК РФ перечень тарифов на услуги в области гражданской авиации и сборов за данные услуги, правила формирования указанных тарифов и сборов, правила взимания рассчитанной на основе указанных тарифов и сборов платы за услуги в области гражданской авиации, а также правила продажи билетов, выдачи грузовых накладных и других перевозочных документов устанавливаются уполномоченным органом в области гражданской авиации.

Исходя из вышеизложенного, ПАО «Авиакомпания «Сибирь» обязано предоставить пассажиру воздушного судна право бесплатного провоза своего багажа в пределах установленной нормы.

Согласно пункту 4 ФАП-155 правила распространяются на перевозчиков, лиц, осуществляющих от имени перевозчика бронирование, продажу и оформление перевозок на перевозочных документах, и пассажиров, то есть авиаперевозчик при формировании и применении пассажирских и багажных тарифов на воздушные перевозки пассажиров и багажа обязан руководствоваться ФАП-155.

Порядок перевозки багажа на внутренних воздушных линиях регламентируется Руководством по багажным перевозкам на воздушных линиях Союза ССР (РБП-85), утвержденным Министерством гражданской авиации 27.11.1985 года.

В соответствии с пунктом 1.3.1. РБП нома перевозки – это перевозка одним пассажиром багажа установленной массы, габаритов.

Согласно пункту 1.3.5. РБП багаж, перевозимый сверх установленной номы бесплатной перевозки или не входящий в неё, является сверхнормативным и оформляется за дополнительную плату, взимаемую по багажному тарифу в соответствии с «Правилами применения тарифов…» (платная перевозка).

Исходя из пп.11 п.25 ФАП-82 багаж, габариты одного места которого в упакованном виде превышают двести три сантиметра в сумме трех измерений, подлежит согласованию с перевозчиком, следовательно, багаж, габариты которого не превышают установленных размеров, должен приниматься к перевозке без согласования с перевозчиком.

В соответствии с п.133 ФАП-82 перевозчик может самостоятельно установить вес и габариты ручной клади, но не может уменьшить габариты багажа, принимаемого к перевозке, установленные законодательством.

Пунктом 122 ФАП-82 установлено, что пассажир воздушного судна имеет право провоза своего багажа в пределах установленной нормы без дополнительной платы.

Нормы бесплатного провоза багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажире, устанавливаются перевозчиком в зависимости от типа воздушного судна и не могут быть менее чем десять килограммов на одного пассажира.

В соответствии с п. 123 ФАП-82 перевозчик обязан принять к перевозке багаж в пределах нормы бесплатного провоза багажа.

Норма бесплатного провоза багажа на рейсах ПАО «Авиакомпания «Сибирь» по билетам, приобретенным с 01.12.2015 года, тарифа «Эконом Базовый» (условия тарифа размещены на официальном сайте ПАО «Авиакомпания «Сибирь» http://www/s7.ru/ в системе Интернет и являются условиями договора перевозки): ручная кладь - 1 место до 10 кг, габариты не более 55х40х20 см; Багаж платный, 1 место до 23 кг -2000 руб. за сегмент.

Таким образом, тариф ПАО «Авиакомпания «Сибирь» «Эконом Базовый» ухудшает уровень обслуживания пассажиров (потребителей), установленный общими правилами воздушных перевозок пассажиров, грузов и багажа.

Согласно Приказу Минтранса РФ от 25.07.2007 № 104 «Об утверждении Правил проведения предполетного и послеполетного досмотров» в салоне воздушного судна разрешено перевозить ограниченное наименование предметов и веществ; если у пассажира «багаж в кабину» (ручная кладь), вес которого ПАО «Авиакомпания «Сибирь» установило в размере 10 кг, отсутствует, или багаж пассажира превышает размере, установленные для ручной клади, то пассажир не может сдать к перевозке свой багаж бесплатно.

Поскольку указанным тарифом устанавливается лишь одно место багажа, принимаемого к перевозке, постольку пассажир может перевезти только одну сумку и только за дополнительную плату, что является нарушением действующего законодательства.

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 29.09.2016 года по делу № А40-139841/16 установлено, что при установлении тарифа «Эконом Базовый» ПАО «Авиакомпания «Сибирь» нарушило право пассажира на бесплатный провоз своего багажа в пределах установленной законодательством нормы.

Постановлением № 09АП-57365/2015 по делу № А40-139841/16 от 12.12.2016 года Девятого арбитражного апелляционного суда г. Москвы решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.09.2016 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба ПАО «Авиакомпания «Сибирь» - без удовлетворения.

Не смотря на вступившее в законную силу постановление суда, ПАО «Авиакомпания «Сибирь» тарифы в соответствие с действующим законодательством не привело, сведения об этом на официальном сайте перевозчика отсутствуют.

При изложенных выше обстоятельствах исковые требования Новосибирского транспортного прокурора подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Новосибирского транспортного прокурора удовлетворить.

Признать незаконными действия ПАО «Авиакомпания «Сибирь» в части установления тарифом «Эконом Базовый» ограничений по количеству мест багажа (одно место багажа до 10 кг); в части установления тарифом «Эконом Базовый» ограничений в части габаритов для ручной клади не более 55х40х20см; в части установления для пассажиров тарифом «Эконом Базовый» места размещения багажа в самолете (ручная кладь - исключительно в салоне воздушного судна).

Запретить ПАО «Авиакомпания «Сибирь» осуществление противоправной деятельности в части установления тарифом «Эконом Базовый» ограничений по количеству мест багажа, если данным тарифом будут установлены ограничения по весу провозимого багажа (в качестве ручной клади либо в багажном отсеке воздушного судна), не превышающему 10 кг; в части установления тарифом «Эконом Базовый» ограничений в части габаритов для ручной клади не более 55х40х20 см, если данным тарифом будут установлены ограничения по весу провозимого багажа (в качестве ручной клади либо в багажном отсеке воздушного судна), не превышающему 10 кг; в части установления для пассажиров тарифом «Эконом Базовый» места размещения багажа в самолете (исключительно в салоне воздушного судна – ручная кладь), если данным тарифом будут установлены ограничения по весу провозимого багажа ( в качестве ручной клади либо в багажном отсеке воздушного судна), не превышающему 10 кг.

Обязать ПАО «Авиакомпания «Сибирь» в течение месяца со дня вступления решения в законную силу внести соответствующие изменения в Правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов ПАО «Авиакомпания «Сибирь», утвержденные приказом генерального директора ПАО «Авиакомпания Сибирь», в применяемые тарифы за перевозку багажа.

Довести информацию о внесенных изменениях до пассажиров (потребителей) путем публикации на официальном сайте www.s7.ru.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья (подпись) И.В. Хомякова

Мотивированное решение изготовлено 13.06.2017 года.

Подлинник судебного решения находится в деле № 2-191/2017 Обского городского суда Новосибирской области