Дело № 2-191/2022
22RS0011-02-2021-004329-74
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 января 2022 года г.Рубцовск
Рубцовский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего Тайлаковой Ю.А.,
при секретаре Сковпень А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алтайской краевой общественной организации «Агентство по защите прав потребителей «Сутяжник» в интересах ФИО1 к товариществу собственников жилья «Гражданский», обществу с ограниченной ответственностью «Коммунальные услуги и благоустройство», о признании бездействия незаконным, возложении обязанности, взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Алтайская краевая общественная организация «Агентство по защите прав потребителей «Сутяжник» (далее АКОО «АЗПП «Сутяжник») в интересах ФИО1 обратилась в суд с уточненным исковым заявлением к товариществу собственников жилья «Гражданский» (далее ТСЖ «Гражданский»), обществу с ограниченной ответственностью «Коммунальные услуги и благоустройство» (далее ООО «КУБ») с требованием о признании незаконным бездействия ТСЖ «Гражданский» в части не проведения санитарной уборки лестничных площадок и маршей в подъезде дома по ..., при оказании услуг по содержанию общего имущества в многоквартирном доме в период с *** по ***; возложении на ТСЖ «Гражданский» обязанности проводить в подъезде дома по ... сухую уборку и мойку пола лестничных площадок и маршей, обметание пола и стен, подоконников, отопительных приборов не реже чем через пять дней, стен – не менее двух раз в год, мокрую уборку всех поверхностей выполнять не реже одного раза в месяц. Кроме того, просит взыскать компенсацию морального вреда в сумме 1 000 руб., почтовые расходы, понесенные по делу.
В обоснование заявленных требований указано, что истец является собственником квартиры в доме по ....
Ответчик ТСЖ «Гражданский» является компанией, у которой имеются обязательства по обслуживанию жилого дома и предоставлению услуг согласно выбранного способа управления.
Ответчик ООО «КУБ» является компанией, обслуживающей жилой дом в городе Рубцовске.
Уставом ТСЖ «Гражданский» определено, что общество создано в том числе, для осуществления деятельности по управлению и обслуживанию жилого фонда, эксплуатации и ремонту инженерных систем (техническое обслуживание, профилактические работы, текущие и аварийные работы); капитальному ремонту жилого фонда.
Управляющая компания услугу по уборке мест общего пользования, в том числе лестничных площадок и маршей, полов, стен, окон, подоконников, отопительных приборов, в указанном многоквартирном жилом доме не предоставляет.
В соответствии с действующим законодательством предоставление услуг по санитарной обработке мест общего пользования возложено на организацию, осуществляющую управление многоквартирным домом.
Представитель АКОО «АЗПП «Сутяжник», истец ФИО2 о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в суд не явились.
В судебном заседании представитель ФИО1 – ФИО3, действующий по нотариальной доверенности, заявленные требования поддержал в полном объеме, в пояснениях уточнил номер подъезда.
Представитель ответчика ТСЖ «Гражданский» - ФИО4 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований.
Представитель ответчика ООО «КУБ» о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, в суд не явился.
Суд на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, допросив свидетелей, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Согласно ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч.1.2).
При управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем. Указанные товарищество или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности. При заключении договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией указанные товарищество или кооператив осуществляют контроль за выполнением управляющей организацией обязательств по такому договору, в том числе за оказанием всех услуг и (или) выполнением работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме, за предоставлением коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (ч.2.2).
В соответствии со ст. 138 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья обязано, в том числе осуществлять управление многоквартирным домом в порядке, установленном разделом VIII настоящего Кодекса; обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме; представлять законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме, связанные с управлением общим имуществом в данном доме, в том числе в отношениях с третьими лицами.
Частью 2 ст. 143.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что члены товарищества собственников жилья и не являющиеся членами товарищества собственники помещений в многоквартирном доме имеют право предъявлять требования к товариществу относительно качества оказываемых услуг и (или) выполняемых работ.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность».
В силу пп. «а» п. 2 Правил помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование.
Согласно п. 11 указанных Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества.
Судом установлено, что квартира в доме по ... принадлежит на праве общей совместной собственности ФИО5, и ФИО6, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости.
Управление многоквартирным домом по ... осуществляет ТСЖ «Гражданский», что подтверждается материалами дела и не оспаривалось сторонами в судебном заседании.
*** между ТСЖ «Гражданский» (заказчик) и ООО «КУБ» (подрядчик) заключен договор на техническое обслуживание общего имущества жилого дома, уборку прилегающей территории.
Согласно п. 1.1 указанного договора заказчик поручает, а подрядчик обязуется за плату оказать следующие услуги:
а) техническое обслуживание, технический ремонт общего имущества дома, расположенного по адресу: ...
б) уборку прилегающей территории;
в) уборку мест пользования (лестничные клетки;
г) формирование, расчет и предоставление квитанций;
д) услуги паспортиста.
*** между ТСЖ «Гражданский» и ООО «КУБ» заключено дополнительное соглашение к договору на техническое обслуживание общего имущества жилого дома, уборку прилегающей территории от ***, которым пункт в) части 1.1 договора от ***, дополнен конкретным перечнем работ по уборке помещений, входящих в состав общего имущества, и определена их периодичность.
Дополнительным соглашением предусмотрены работы по уборке подъездов многоквартирного дома по адресу: ..., а именно: мокрая уборка - мойка тамбуров, лестничных площадок и лестничных маршей в шести подъездах МКД, не реже чем через пять дней; влажная уборка подоконников, перил лестниц, ручек входных дверей подъезда в шести подъездах МКД, не реже чем через пять дней; влажная уборка окрашенных панелей стен, отопительных приборов, шкафов для электро-счетчиков, почтовых ящиков, дверных коробок, полотен дверей в шести подъездах МКД, не реже одного раза в месяц, по необходимости до двух раз в месяц; обметание побеленных стен в шести подъездах МКД не менее двух раз в год, весной и осенью; мойка стекол окон в шести подъездах МКД, не менее двух раз в год, весной и осенью.
С *** вступил в действие Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и порядке их оказания и выполнения, утвержденный Постановлением Правительства от *** .
В соответствии с п. 23 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения», работы по содержанию помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме включают в себя: сухая и влажная уборка тамбуров, холлов, коридоров, галерей, лифтовых площадок и лифтовых холлов и кабин, лестничных площадок и маршей, пандусов; влажная протирка подоконников, оконных решеток, перил лестниц, шкафов для электросчетчиков слаботочных устройств, почтовых ящиков, дверных коробок, полотен дверей, доводчиков, дверных ручек; мытье окон; очистка систем защиты от грязи (металлических решеток, ячеистых покрытий, приямков, текстильных матов); проведение дератизации и дезинсекции помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, дезинфекция септиков, дворовых туалетов, находящихся на земельном участке, на котором расположен этот дом.
Пунктом 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 установлено, что управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Согласно п. 1.8. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2013 № 170 (далее - Правила № 170) техническая эксплуатация включает в себя санитарное содержание, в том числе уборку мест общего пользования, уборку придомовой территории.
Из содержания п. 3.2.2., абзаца 1 п. 3.2.7. Правил № 170 следует, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить требуемое санитарное состояние лестничных клеток; периодичность основных работ, выполняемых при уборке лестничных клеток, определяется в установленном порядке.
Согласно п. 4.4.1, 4.8.14 Правил № 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: содержание полов в чистоте, выполняя периодическую уборку; должна быть обеспечена регулярная уборка: обметание окон, подоконников, отопительных приборов - не реже 1 раза в 5 дней; стены - не менее 2 раз в месяц; мытье - не реже 1 раза в месяц.
В судебном заседании представитель истца пояснил, что уборка в подъезде жилого дома по ... не производится.
В п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" разъяснено, что при разрешении требований потребителей необходимо учитывать, что бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, в том числе и за причинение вреда, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе, уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере) (п. 4 ст. 13, п. 5 ст. 14, п. 5 ст. 23.1, п. 6 ст. 28 Закона "О защите прав потребителей", ст. 1098 ГК РФ).
Следовательно, исходя из содержания и общего смысла Закона "О защите прав потребителей", истец (потребитель) обязан доказать сам факт оказания услуги ему ненадлежащего качества и возникших последствий, а ответчик обязан доказать факт отсутствия причинной связи между продажей товара ненадлежащего качества (оказания некачественной услуги) и наступившими последствиями.
На основании изложенного, обязанность доказать факт непредставления услуги по санитарной уборке мест общего пользования в рассматриваемом случае возлагается на истца.
Стороной ответчика в обоснование возражений представлены акты приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме за период с декабря 2019 года по ноябрь 2021 года, из которых следует, что санитарная уборка подъезда дома по ... осуществляется в соответствии с условиями договора, и в сроки, предусмотренные законом, замечания по качеству выполненных работ отсутствуют. Данные акты подписаны собственником жилого помещения и членов правления.
В судебном заседании представитель ответчика ТСЖ «Гражданский» пояснила, что члены правления ТСЖ ежемесячно осматривают подъезды, устанавливают факты проведения в течение месяца уборки подъездов многоквартирного дома, систематически ведется контроль за периодичностью исполнения работ по уборке подъездов многоквартирного дома, фиксируя сам факт проведения работ по уборке и их периодичность, при передаче ключей лицам, которые будут производить уборку и когда после уборки у этих лиц забираются ключи от подъездов МКД и подвала, где установлен кран с водой, хранится инвентарь, моющие средства и другие предметы, необходимые для уборки подъездов многоквартирного дома.
Допрошенные в судебном заседании свидетели пастухова В.Н., ФИО7 указали, что санитарная уборка подъезда дома по ... осуществляется надлежащим образом, при этом у них хранятся ключи от подъезда, они передают ключи передаются лицам, осуществляющим уборку подъезда, после чего они осматривают подъезд с целью контроля за качеством выполненных работ.
Также стороной ответчика представлены акты выполненных работ за период с декабря 2019 по ноябрь 2021, подписанные ООО «КУБ» и ТСЖ «Гражданский», которые также подтверждают факт выполненных работ по санитарной уборке подъездов многоквартирного дома.
Из представленной фототаблицы, видеоматериалов также усматривается, что санитарная уборка в подъезде в доме по проводится.
Не доверять показаниям вышеуказанных свидетелей, у суда нет оснований, поскольку их показания последовательны, объективно подтверждаются письменными материалами дела, и их заинтересованности в исходе дела не усмотрено.
Оценивая, представленные доказательства в соответствии с правилами ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу, что ТСЖ «Гражданский» надлежащим образом производятся работы по уборке подъезда многоквартирного дома по ..., в котором проживает истец. Доказательств обратного в суд не представлено.
К показаниям свидетеля ФИО8, ФИО9 о том, что уборка в подъезде дома по ... осуществляется ненадлежащим образом, суд относится критически, поскольку из показаний свидетелей усматривается, что уборка подъезда осуществляется. Однако кем и каким образом осуществляется данная деятельность, из пояснений свидетелей установить не представляется возможным, лицо осуществляющее уборку свидетели не указали. Кроме того, свидетель ФИО9 пояснила, что в подъезде дома по ... не была.
Довод представителя истца о том, что ООО «КУБ» включен в Перечень организаций и учреждений для трудоустройства граждан, осужденных к отбыванию наказания в виде обязательных работ, является несостоятельным, поскольку выполнение санитаркой уборки подъезда работником управляющей компании или привлеченными лицами, не имеет правового значения для разрешения настоящего спора.
При таких обстоятельствах, с учетом изложенного, суд полагает необходимым в удовлетворении исковых требований Алтайской краевой общественной организации «Агентство по защите прав потребителей «Сутяжник» в интересах ФИО1 к ТСЖ «Гражданский», ООО «КУБ» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности, взыскании компенсации морального вреда, отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Алтайской краевой общественной организации «Агентство по защите прав потребителей «Сутяжник» в интересах ФИО1 отказать.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Рубцовский городской суд Алтайского края.
Судья Ю.А. Тайлакова