ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-191/2022 от 11.05.2022 Бабаюртовского районного суда (Республика Дагестан)

Дело(УИД)05RS0008-01-2022000626-96

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 мая 2022 г. с. Бабаюрт

Бабаюртовский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Джалаева З.М., при секретаре судебного заседания Мухатовой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-191/2022 по иску прокурора Бабаюртовского района РД в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к администрации МР «Бабаюртовский район» об обязании обеспечить финансирование мероприятий по обеспечению пожарной безопасности и антитеррористической защищенности МБОУ «Адильянгиюртовская СОШ им. Д.М. Закарьяева» и к МБОУ «Адильянгиюртовская СОШ им. Д.М. Закарьяева» об обязании устранить нарушения требований законодательства об антитеррористической защищенности и пожарной безопасности после поступления денежных средств на указанные мероприятия,

у с т а н о в и л:

Прокурор Бабаюртовского района РД, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации МР «Бабаюртовский район» об обязании обеспечить финансирование мероприятий по обеспечению пожарной безопасности и антитеррористической защищенности МБОУ «Адильянгиюртовская СОШ им. Д.М. Закарьяева» и к МБОУ «Адильянгиюртовская СОШ им. Д.М. Закарьяева» об обязании устранить нарушения требований законодательства об антитеррористической защищенности и пожарной безопасности после поступления денежных средств на указанные мероприятия. Требования прокурора мотивированы тем, что прокуратурой района в рамках надзорных мероприятий совместно с отделом надзорной деятельности и профилактической работы № 8 по г. Кизляр, Кизлярскому и Бабаюртовскому районам Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Дагестан проведена проверка соблюдения федерального законодательства о противодействии терроризму, об образовании, о пожарной безопасности и антитеррористической защищенности в деятельности МБОУ «Адильянгиюртовская СОШ им. Д.М. Закарьяева». В ходе организации проверки установлено, что в МБОУ «Адильянгиюртовская СОШ им. Д.М. Закарьяева» не соответствует требованиям антитеррористической защищенности и пожарной безопасности, а именно: отсутствует журнал эксплуатации систем пожарной защиты с внесенной информацией (об учете и наличии периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей, проверке средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека, информации о работах, проводимых со средствами обеспечения пожарной безопасности); не организованы работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств. Работы осуществляются с учетом инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе систем противопожарной защиты; на объекте защиты не хранятся техническая документация на системы противопожарной защиты. (ППР в РФ № 1479 п. 54); здание объекта зашиты не обеспечено наружным противопожарным водоснабжением (водоем 100 куб); на объекте защиты не разработаны и не вывешены утвержденные инструкции о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями правил противопожарного режима. (ППР в РФ № 1479 п. 392); на объекте защиты не ведется журнал противопожарного инструктажа; не установлено специальное автоматическое устройство, дублирующее сигнал пожарной сигнализации на пульт подразделения пожарной охраны; руководитель организации не обеспечивает 1 этаж объекта защиты первичными средствами пожаротушения (огнетушителями) по нормам согласно разделу XIX ППР № 1479 и приложениям № 1 и 2. (ППР в РФ № 1479 п. 60, п. 406); пожарный щит на 2 этаже не укомплектован немеханизированным пожарным инструментом и инвентарем. Нормы комплектации пожарных щитов немеханизированным инструментом и инвентарем приводятся согласно приложению № 7. (ППР в РФ № 1479 п. 410); руководитель организации не обеспечивает 2 этаж объекта защиты первичными средствами пожаротушения (огнетушителями) по нормам согласно разделу XIX ППР № 1479 и приложениям № 1 и 2. (ППР в РФ № 1479 п. 60, п. 406); руководитель организации не обеспечивает помещение библиотеки (2 этаж) первичными средствами пожаротушения (огнетушителями); пожарный щит на 3 этаже не укомплектован немеханизированным пожарным инструментом и инвентарем. Нормы комплектации пожарных щитов немеханизированным инструментом и инвентарем приводятся согласно приложению № 7. (ППР в РФ № 1479 п. 410); руководитель организации не обеспечивает 3 этаж объекта защиты первичными средствами пожаротушения (огнетушителями) по нормам согласно разделу XIX ППР № 1479 и приложениям № 1 и 2. (ППР в РФ № 1479 п. 60, п. 406); столовое помещение объекта защиты не оборудовано автоматической установкой пожарной сигнализации; пожарный щит в помещении котельной не укомплектован немеханизированным пожарным инструментом и инвентарем. Нормы комплектации пожарных щитов немеханизированным инструментом и инвентарем приводятся согласно приложению № 7. (ППР в РФ № 1479 п. 410); кабинет завхоза не оборудовано автоматической установкой пожарной сигнализации. (ППР в РФ п. 54, п. 4 4 СП 486.1311500.2020г.); руководитель организации, лица, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся объектами защиты, не обеспечивают очистку объекта защиты от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности. (Г1ПР в РФ № 1479 п.73); пожарный щит помещении котельной не укомплектован немеханизированным пожарным инструментом и инвентарем. Нормы комплектации пожарных щитов немеханизированным инструментом и инвентарем приводятся согласно приложению № 7. (ППР в РФ № 1479 п. 410); не обеспечено категорирование по взрывопожарной и пожарной опасности, а также определение класса, зоны в соответствии с главами 5,7,8 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности для зданий котельной; раздевалка спортивного зала не оборудовано автоматической установкой пожарной сигнализации, плафоны эксплуатируются со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией, а также обертывать электролампы и светильники (с лампами накаливания) бумагой, тканью и другими горючими материалами; в спортивном зале объекта защиты отсутствует второй эвакуационный выход и не оборудован автоматической установкой пожарной сигнализации. Денежные средства на проведение таких работ, установлению средств противопожарной безопасности и антитеррористической защиты образовательному организацию не выделяются. Согласно Уставу МБОУ «Адильянгиюртовская СОШ им. Д.М. Закарьяева» учредителем указанного образовательного учреждения является администрация МР «Бабаюртовский район». Исполнение требований нормативных правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления, обязанных финансировать профилактические мероприятия в области противодействия терроризму. В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Основанием для предъявления данного искового заявления послужило невыполнение образовательным учреждением возложенной действующим законодательством на образовательные учреждения обязанности по обеспечению безопасности обучающихся во время образовательного процесса, и, как следствие, нарушение прав неопределенного круга лиц.

Представитель истца помощник прокурора Бабаюртовского района РД Асеков Т.Р., извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, направив заявление о рассмотрении дела без его участия, заявленные требования поддерживает в полном объеме.

Ответчики представитель МР «Бабаюртовский район» Абдурахманов А.Н. и директор МБОУ «Адильянгиюртовская СОШ им. Д.М. Закарьяева» Ольмесов Р.Х., извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, ходатайствую о рассмотрении дела без их участия, заявленные истцом требования признают и поясняют, что в связи с отсутствием денежных средств устранение указанных нарушений не представляется возможным.

Согласно ч. 5 ст. 167 ГПК РФ стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда.

Исследовав материалы гражданского дела, суд находит исковое заявление прокурора Бабаюртовского района РД подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст. 27 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», при осуществлении возложенных на него функций прокурор принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба; использует полномочия, предусмотренные ст.22 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации».

В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы неопределенного круга лиц, либо права граждан, не имеющих возможности самостоятельно защищать свои нарушенные права, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах неопределенного круга лиц.

Учитывая вышеуказанные нормы закона, прокурор имеет право на обращение в суд с настоящим иском.

Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В силу ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» противодействие терроризму- деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц, в том числе, по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.

Под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.

В соответствии с п. 2, 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 41 указанному выше закону, охрана здоровья обучающихся включает в себя: обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

В соответствии п. 5 ч. 1 ст. 9 того же закона, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

В силу Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69 – ФЗ «О пожарной безопасности» обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства и определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулируя в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от них организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства.

В статье 1 Федерального закона «О пожарной безопасности» пожарная безопасность определяется как состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности как специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности как невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; меры пожарной безопасности как действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности.

Статьей 34 Федерального закона "О пожарной безопасности" определено, что граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

Неисполнение определенных законом противопожарных мероприятий создает опасность для жизни и здоровья людей и влечет нарушение их прав. Несоблюдение правил пожарной безопасности может повлечь гибель людей. Несоблюдение требований пожарной безопасности, могущее повлечь возникновение пожара, является угрозой для жизни и здоровья граждан.

Согласно ст. 34, 37, 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. Руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители предприятий.

Судом установлено, что в ходе проведения проверки МБОУ «Адильянгиюртовская СОШ им. Д.М. Закарьяева» выявлены также нарушения требований пожарной безопасности, а именно: отсутствует журнал эксплуатации систем пожарной защиты с внесенной информацией (об учете и наличии периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей, проверке средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека, информации о работах, проводимых со средствами обеспечения пожарной безопасности); не организованы работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств. Работы осуществляются с учетом инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе систем противопожарной защиты; на объекте защиты не хранятся техническая документация на системы противопожарной защиты. (ППР в РФ № 1479 п. 54); здание объекта зашиты не обеспечено наружным противопожарным водоснабжением (водоем 100 куб); на объекте защиты не разработаны и не вывешены утвержденные инструкции о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями правил противопожарного режима. (ППР в РФ № 1479 п. 392); на объекте защиты не ведется журнал противопожарного инструктажа; не установлено специальное автоматическое устройство, дублирующее сигнал пожарной сигнализации на пульт подразделения пожарной охраны; руководитель организации не обеспечивает 1 этаж объекта защиты первичными средствами пожаротушения (огнетушителями) по нормам согласно разделу XIX ППР № 1479 и приложениям № 1 и 2. (ППР в РФ № 1479 п. 60, п. 406); пожарный щит на 2 этаже не укомплектован немеханизированным пожарным инструментом и инвентарем. Нормы комплектации пожарных щитов немеханизированным инструментом и инвентарем приводятся согласно приложению № 7. (ППР в РФ № 1479 п. 410); руководитель организации не обеспечивает 2 этаж объекта защиты первичными средствами пожаротушения (огнетушителями) по нормам согласно разделу XIX ППР № 1479 и приложениям № 1 и 2. (ППР в РФ № 1479 п. 60, п. 406); руководитель организации не обеспечивает помещение библиотеки (2 этаж) первичными средствами пожаротушения (огнетушителями); пожарный щит на 3 этаже не укомплектован немеханизированным пожарным инструментом и инвентарем. Нормы комплектации пожарных щитов немеханизированным инструментом и инвентарем приводятся согласно приложению № 7. (ППР в РФ № 1479 п. 410); руководитель организации не обеспечивает 3 этаж объекта защиты первичными средствами пожаротушения (огнетушителями) по нормам согласно разделу XIX ППР № 1479 и приложениям № 1 и 2. (ППР в РФ № 1479 п. 60, п. 406); столовое помещение объекта защиты не оборудовано автоматической установкой пожарной сигнализации; пожарный щит в помещении котельной не укомплектован немеханизированным пожарным инструментом и инвентарем. Нормы комплектации пожарных щитов немеханизированным инструментом и инвентарем приводятся согласно приложению № 7. (ППР в РФ № 1479 п. 410); кабинет завхоза не оборудовано автоматической установкой пожарной сигнализации. (ППР в РФ п. 54, п. 4 4 СП 486.1311500.2020г.); руководитель организации, лица, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся объектами защиты, не обеспечивают очистку объекта защиты от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности (Г1ПР в РФ № 1479 п.73); пожарный щит помещении котельной не укомплектован немеханизированным пожарным инструментом и инвентарем. Нормы комплектации пожарных щитов немеханизированным пожарным инструментом и инвентарем. Нормы комплектации пожарных щитов немеханизированным инструментом и инвентарем приводятся согласно приложению № 7. (ППР в РФ № 1479 п. 410); не обеспечено категорирование по взрывопожарной и пожарной опасности, а также определение класса, зоны в соответствии с главами 5,7,8 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности для зданий котельной; раздевалка спортивного зала не оборудовано автоматической установкой пожарной сигнализации, плафоны эксплуатируются со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией, а также обертывать электролампы и светильники (с лампами накаливания) бумагой, тканью и другими горючими материалами; в спортивном зале объекта защиты отсутствует второй эвакуационный выход и не оборудован автоматической установкой пожарной сигнализации.

Разрешая заявленные требования по существу, суд приходит к выводу о том, что выявленные в ходе проверки нарушения требований нормативных документов по пожарной и антитеррористической безопасности создают угрозу жизни и здоровью людей, опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, работников, граждан, посещающих учреждение, нарушает их права и законные интересы.

Из системного толкования положений п. 4 ст. 1 Федерального закона от 06.03.2006 г. № 35-Ф3 "О противодействии терроризму", п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункта 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации, следует, что орган местного самоуправления, обязан финансировать профилактические мероприятия в области противодействия терроризму.

Руководствуясь вышеприведенными нормами законодательства, суд приходит к выводу о возложении обязанности по устранению нарушений требований безопасности в здании МБОУ «Адильянгиюртовская СОШ», как на МБОУ «Адильянгиюртовская СОШ», так и на администрацию МР «Бабаюртовский район», как орган местного самоуправления, являющийся учредителем учреждения, согласно Уставу МБОУ «Адильянгиюртовская СОШ», обеспечивающий его финансирование и обязанный в силу закона участвовать в профилактике терроризма и экстремизма. Орган местного самоуправления, являясь субъектом антитеррористической деятельности и учредителем учреждения, обеспечивает финансирование работ в этой области. Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности посещающих и работников учреждения, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц.

В соответствии с пунктом 3 части 1 ст.17 ФЗ от 06.10.2003г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Суд отмечает, что отсутствие надлежащего финансирования для этих целей не может служить основанием для освобождения администрации МР «Бабаюртовский район» от исполнения обязанности возложенной законом, поскольку в силу ч.1 ст. 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации в расходной части бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) предусматривается создание резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций).

Таким образом, требование прокурора обязать администрацию МР «Бабаюртовский район» обеспечить финансирование мероприятий по устранению нарушений требований законодательства об антитеррористической и пожарной безопасности в здании МБОУ «Адильянгиюртовская СОШ им. Д.М. Закарьяева» подлежит удовлетворению.

Срок для исполнения решения суда в части обязания финансировать указанные мероприятия в течение трех месяцев со дня вступления его в законную силу, суд считает обоснованным и разумным.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194- 199 ГПК РФ, суд-

р е ш и л:

Иск прокурора Бабаюртовского района РД в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

Возложить на администрацию МР «Бабаюртовский район» Республики Дагестан обязанность обеспечить финансирование мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности и антитеррористической защищенности МБОУ «Адильянгиюртовская СОШ им. Д.М. Закарьяева» в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Возложить на МБОУ «Адильянгиюртовская СОШ им. Д.М.Закарьяева» обязанность в течение трех месяцев после поступления денежных средств устранить нарушения требований пожарной безопасности и антитеррористической защищенности, а именно: разработать журнал эксплуатации систем пожарной защиты с внесенной информацией (об учете и наличии периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей, проверке средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека, информации о работах, проводимых со средствами обеспечения пожарной безопасности); организовать работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств. Работы осуществляются с учетом инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе систем противопожарной защиты; - на объекте защиты не хранятся техническая документация на системы противопожарной защиты. (ППР в РФ № 1479 п. 54); обеспечить объект наружным противопожарным водоснабжением (водоем 1.00 куб); разработать на объекте защиты утвержденные инструкции о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями правил противопожарного режима (ППР в РФ № 1479 п. 392); установить специальное автоматическое устройство, дублирующее сигнал пожарной сигнализации на пульт подразделения пожарной охраны; обеспечить 1, 2 и 3 этаж объекта защиты первичными средствами пожаротушения (огнетушителями) по нормам согласно разделу XIX ППР № 1479 и приложениям № 1 и 2 (ППР в РФ № 1479 п. 60, п. 406); укомплектовать пожарный щит на 2 и 3 этаже механизированным пожарным инструментом и инвентарем; обеспечить помещение библиотеки (2 этаж) первичными средствами пожаротушения (огнетушителями); оборудовать столовое помещение, а также кабинет завхоза автоматической установкой пожарной сигнализации; обеспечить объект защиты очистку от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности; обеспечить категорирование по взрывопожарной и пожарной опасности, а также определение класса, зоны в соответствии с главами 5, 7, 8 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности для зданий котельной; оборудовать раздевалку спортивного зала автоматической установкой пожарной сигнализации; обеспечить в спортивном зале объекта защиты второй эвакуационный выход, а также автоматической установкой пожарной сигнализации.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан через Бабаюртовский районный суд РД в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий З.М. Джалаев