ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1920/18 от 02.03.2018 Вахитовского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

Копия Дело №2-1920/18

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2 марта 2018 года

Вахитовский районный суд г. Казани

в составе председательствующего судьи Малковой Я.В.,

при секретаре Андреевой Т.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нуриевой Веры Ивановны к Исполнительному комитету муниципального образования г.Казани, МКУ «Управление жилищной политики» ИК МО г.Казани, Министерству строительства, архитектуры и градостроительства и ЖКХ РТ об обязании заключить дополнительное соглашение,

УСТАНОВИЛ:

Нуриева В.И. обратилась в суд с иском к Исполнительному комитету муниципального образования г.Казани, МКУ «Управление жилищной политики» ИК МО г.Казани, Министерству строительства, архитектуры и градостроительства и ЖКХ РТ об обязании заключить дополнительное соглашение, в обоснование указала, что Нуриевой В.И. и МКУ «Управление жилищной политики ИК МО г.Казани» в связи с тем, ...|2 по ... адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда г.Казани на 2013-2017г., утвержденная постановлением ИК г. Казани от ... г. № ... принятая на основании Федерального закона от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» было заключено соглашение от ...... об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд путем выкупа. Считает, что ИК МО г.Казани, МКУ «Управление жилищной политики ИК МО г.Казани», Министерство строительства, архитектуры и ЖКХ РТ без учета положений действующего законодательства установили, что в случае включения дома в региональную программу собственники жилых помещений правом на предоставление жилого помещения не обладает и их жилищные права как собственников жилого помещения могут быть реализованы исключительно в порядке ст. 32 ЖК РФ (выплата возмещения). В соответствии с соглашением от ...... об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд путем выкупа «собственник» передал, а «Управление» приняло в муниципальную собственность г.Казани жилое помещение, указанное в п. 1.1. соглашения по акту приема - передачи .... В связи, с тем, что выкупная стоимость имущества, в соответствии с Постановлением ИК МО г. Казани от ... г. № ... « О внесении изменений в Постановление ИК МО г.Казани от ...... признано противоречащим принципу экономической обоснованности, недействующим и не подлежащим применению с даты принятия в части устанавливающей выкупную цену жилого помещения у собственников жилых помещений аварийного жилищного фонда, а спустя непродолжительное время утратило силу в полном объеме на основании решения органа, издавшего данный нормативный правовой акт, ... соглашение от ...... об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд путем выкупа в части п.2.1., подписанное сторонами, было изменено и изложено в следующей редакции, а именно: выкупная стоимость имущества, принадлежащего «собственнику» указанного в п.1.1. соглашения составляет 552960 рублей, исходя из стоимости квадратного метра равной 38400 руб., установленной в соответствии с Постановлением ИК МО г. Казани от ...... «О внесении изменений в Постановление ИК МО г. Казани от ......».

Из Определения Верховного суда Республики Татарстан от ... следует, что Распоряжением Кабинета Министров РТ от ... г. №... протокол от ...... об установлении предельной цены 11022,0 руб. за 1 кв. м при выкупе аварийного жилья у граждан - собственников таких помещений совещания Кабинета Министров РТ по вопросам реализации Республиканской адресной программы по переселению граждан из аварийного жилого фонда на 2013-2017 г. признан недействующим (распоряжение КМ РТ опубликовано в официальном печатном издании «Собрание законодательства РТ» от .......

Истица считает, что определение выкупной цены у собственников жилых помещений аварийного жилищного фонда и предоставление денежного возмещения по представленному ранее заключению нельзя признать полными и объективно определяющими выкупную стоимость объектов оценки, оно не было выполнено в соответствии с требованиями Федерального закона от ......-Ф3 «Об оценочной деятельности в РФ», федеральных стандартов и Стандартов и правил оценочной деятельности, в том числе ФСО-1, ФСО-2, ФСО-3, утвержденных приказами Минэкономразвития России №№ 254,255,256 от 20.07.2007г., не основано на информации, полученной в результате исследования и анализа рынка объектов аналогов жилых помещений, не было не принято во внимание местоположение земельного участка, на котором был расположен многоквартирный жилой дом, как обстоятельство, влияющее на формирование рыночной цены объекта недвижимости. Постановлением Исполнительного комитета г.Казани от ......, внесены изменения в постановление Исполнительного комитета г. Казани от ...... «Об утверждении Муниципальной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилого фонда на 2013-2017 г. (опубликовано в официальном печатном издании «Собрание законодательства Республики Татарстан» от ...г.), где у собственников жилых помещений аварийного жилищного фонда производится выкуп жилого помещения по цене 38400руб. за 1 кв.м, где указано в п.1.5 приложения ... и 2 к настоящему постановлению считать соответственно приложениями ... и ... к постановлению Исполнительного комитета г. Казани от ....... Согласно постановления Исполнительного комитета г.Казани от .... ..., внесены изменения в постановление Исполнительного комитета г.Казани от ...... «Об утверждении Муниципальной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилого фонда на 2013-2017 г. (опубликовано в официальном печатном издании «Собрание законодательства Республики Татарстан» от ...г.), где у собственников жилых помещений аварийного жилищного фонда производится выкуп жилого помещения по цене 42259,03 руб. за 1 кв.м, где указано в п.1.5 приложения ... и ... к настоящему постановлению считать соответственно приложениями ... и ... к постановлению Исполнительного комитета г.Казани от ......., т.е. с момента издания указанным постановлением руководителя ИК МО г.Казани внесены изменения и признаны утратившими силу приложения ... и ... постановления Исполнительного комитета г.Казани от .... ... и постановления Исполнительного комитета г. Казани от ...... от ...

Считает, что с учетом указанных обстоятельств, признание нормативного правового акта недействующим полностью или в части, принятие ИКМО г.Казани, МКУ «Управление жилищной политики ИКМО г.Казани» вышеуказанного постановления от ......, которым внесены изменения в постановление Исполнительного комитета г. Казани от ...... «Об утверждении Муниципальной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилого фонда на 2013-2017 г должен применяться нормативный правовой акт большей юридической силы. В течение длительного времени ИКМО г. Казани, МКУ «Управление жилищной политики ИКМО г. Казани, Министерство строительства, архитектуры и ЖКХ РТ не перечисляет выкупную стоимость в денежной форме и размере установленной согласно постановления Исполнительного комитета от ......, которым внесены изменения в постановление Исполнительного комитета г. Казани от ...... «Об утверждении Муниципальной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилого фонда на 2013-2017г.», где у собственников жилых помещений аварийного жилищного фонда производится выкуп жилого помещения по цене 38400 руб. за 1 кв.м. Поскольку, данный нормативный правовой акт также отменен органом или должностным лицом, его издавшим, ею было направлено для подписания дополнительное соглашение № б/н от ... к соглашению от ...... об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд путем выкупа, исходя из постановления Исполнительного комитета г.Казани от ...... «О внесении изменений в постановление Исполнительного комитета ... от ......» (опубликовано в официальном печатном издании «Собрание законодательства Республики Татарстан» от ...г.), Распоряжения КМ РТ ...-р от 22.02.2017г. Выкупная стоимость имущества, принадлежащего «собственнику», указанного в п.1.1. соглашения составляет 608530 рублей 03 копейки, исходя из стоимости одного квадратного метра равной 42259 (сорок две тысячи двести пятьдесят девять) рублей 03 копейки,установленной в соответствии с постановлением Исполнительного комитета ... от .......

Неоднократные обращения в ИК МО ..., МКУ «Управление жилищной политики ИК МО ...», Министерство строительства, архитектуры и ЖКХ РТ остались без ответа, либо сообщалось, что собственникам, заключившим соглашения о выкупе по 11022 руб. Правительством Республики Татарстан рассматривается вопрос зачета неоплаченных квадратных метров в пределах норматива. Истец обжалуя основанные на них решения и действия (бездействия) органов власти и должностных лиц, для признания которых незаконными нет препятствий, поскольку несоответствие акта государственного или иного органа (в том числе утратившего силу) акту большей юридической силы, основания для понуждения к заключению соглашения об установлении выкупной цены за жилое помещение имеется. Просит обязать заключить ИК МО ..., МКУ «Управление жилищной политики ИК МО ...», Министерство строительства, архитектуры и ЖКХ РТ с Нуриевой В.И. дополнительное соглашение об установлении выкупной цены в сумме 608530 рублей 03 копейки, исходя из стоимости одного квадратного метра равной 42259 рублей 03 копейки,установленной в соответствии с постановлением Исполнительного комитета ... от ...... за изъятое жилое помещение в ...|2 по ..., и перечислить Нуриевой В.И. на счет выкупную цену жилого помещения у собственника жилого помещения аварийного жилищного фонда в сумме 608530 рублей 03 копейки.

В ходе рассмотрения дела истец уточнила исковые требования в порядке ст.39 ГПК РФ просила обязать заключить ИК МО г. Казани, МКУ «Управление жилищной политики ИК МО г.Казани», Министерство строительства, архитектуры и ЖКХ РТ с Нуриевой В.И. дополнительное соглашение об установлении выкупной цены в сумме 608530 рублей 03 копейки, исходя из стоимости одного квадратного метра равной 42259 рублей 03 копейки,установленной в соответствии с постановлением Исполнительного комитета ... от ...... за изъятое жилое помещение в ... по ..., и перечислить Нуриевой В.И. на счет выкупную цену жилого помещения у собственника жилого помещения аварийного жилищного фонда в сумме 608530 рублей 03 копейки.

Представитель ответчиков в судебном заседании исковые требования не признал.

Третьи лица без самостоятельных требований относительно предмета спора в судебное заседание не явились, причины неявки суду не сообщили, о времени и месте судебного заседания были извещены.

Суд, выслушав пояснения истца, представителя истца, представителя ответчиков, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

В силу ст. 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

В соответствии с частью 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (часть 2 статьи 32 ЖК РФ).

Частью 8 статьи 32 названного кодекса предусмотрено, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

Если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (часть 9 статьи 32 ЖК РФ).

Частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием для предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.

Таким образом, обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, расположенного в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, производится путем выкупа либо предоставления другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену по соглашению с собственником.

На необходимость соблюдения при переселении граждан из аварийного жилищного фонда положений Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе статьи 32, указывает Федеральный Закон от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в разделе II Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г., в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.

При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

В соответствии с пунктом 4 статьи 445 того же Кодекса если сторона, для которой в соответствии с тем же Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.

Из материалов дела следует, что квартира по адресу: ..., принадлежала на праве собственности Нуриевой В.И.

Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования ...... от .... утверждена Муниципальная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда города Казани на 2013-2017 годы, во исполнении Федерального закона от 21.07.2007г. №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в пределах выделяемых Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан объемов финансирования в целях обеспечения переселения граждан из аварийного жилищного фонда города Казани на 2013-2017 годы.

.... между Муниципальным образованием г.Казани в лице Муниципального казенного учреждения «Управление жилищной политики Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» и Нуриевой В.И. заключено соглашение ... об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд путем выкупа, а именно ..., находящейся по адресу: ..., путем выплаты выкупной цены в денежной форме и размере установленной в соответствии с постановлением Исполнительного комитета г.Казани от .... ... «Об утверждении муниципальной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фона города Казани на 2013-2015 годы».

Согласно п.2.1. выкупная стоимость имущества, принадлежащего собственнику, указанного п.1.1, составляет 158716 рублей 80 копеек, исходя из стоимости одного квадратного метра, равной 11022 руб., установленной в соответствии с постановлением Исполнительного комитета г.Казани от ...... «Об утверждении муниципальной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фона города Казани на 2013-2015 годы».

.... между сторонами подписан акт приема-передачи, согласно которого стороны по соглашению подтверждают, что обязательства сторон выполнены, у сторон нет финансовых и иных претензий друг к другу.

Исполнительным комитетом муниципального образования г.Казани вынесено постановление ... от .... внесены изменения в постановление Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани от ...... «Об утверждении муниципальной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фона города Казани на 2013-2017 годы» в подпункты 2.1., 2.2.2, 3.1.2, в связи с уточнением сроков завершения этапов реализации Муниципальной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда города Казани на 2013-2017 годы.

Исполнительным комитетом муниципального образования г.Казани вынесено постановление ... от .... внесены изменения в постановление Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани от ...... «Об утверждении муниципальной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фона города Казани на 2013-2017 годы» в подпункты 2.1., в связи с уточнением сроков завершения этапов реализации Муниципальной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда города Казани на 2013-2017 годы.

Нуриевой В.И. в адрес МКУ «Управление жилищной политики» ИК МО г.Казани, Министерству строительства, архитектуры и градостроительства и ЖКХ РТ направлялось дополнительное соглашение (без №) к соглашению от .... ... об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд путем выкупа.

В обосновании заявленных требования истица указывает, что в связи с признанием нормативного правового акта недействующим, ответчики обязаны подписать с ней дополнительное соглашение о выплате выкупной цены из расчета 42 25903 рубля из стоимости одного квадратного метра в размере 608530,03 руб.

Выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. Соглашение включает в себя обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение.

При определении выкупной цены жилого помещения в нее включается рыночная стоимость жилого помещения, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в ч. 6 ст. 32 ЖК РФ соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду (ч. 7 ст. 32 ЖК РФ).

При возникновении спора о размере выкупной цены рыночная стоимость жилого помещения должна быть установлена по правилам, предусмотренным Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

В соответствии с частью 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Согласно части 1 статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

Частью 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

Принимая во внимание нормативно - правовое регулирование действий субъектов гражданских правоотношений при реализации ими конституционных прав по распоряжению имуществом, а также возможность заключения дополнительного соглашения с ответчиками, не выразившим намерения заключить дополнительное соглашение на предложенных условиях истца, невозможно рассматривать как нарушение ее прав.

Исходя из изложенного и принимая во внимание, что предоставление собственнику изымаемого жилого помещения другого жилого помещения допускается только по соглашению с собственником жилого помещения с зачетом стоимости предоставляемого жилого помещения в выкупную цену, а такое соглашение было достигнуто, суд руководствуясь положениями ст. ст. 3, 32, 86, 89 ЖК РФ, п. п. 8, 20, 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", ст. 235 ГК РФ, приходит к выводу об отсутствии оснований для понуждения ответчиков к заключению вышеназванного дополнительного соглашения и об отказе в удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Нуриевой Веры Ивановны к Исполнительному комитету муниципального образования г.Казани, МКУ «Управление жилищной политики» ИК МО г.Казани, Министерству строительства, архитектуры и градостроительства и ЖКХ РТ об обязании заключить дополнительное соглашение оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный суд РТ через данный суд в течение 1 месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.

Судья подпись

Копия верна:

Судья Малкова Я.В.