Дело № 2-1920/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«15» мая 2018 года г.Чита
Центральный районный суд г.Читы в составе:
Председательствующего судьи Аксаненко Р.Т.
секретаре Бондаревой Ю.М.,
с участием представителя Читинской транспортной прокуратуры, представителя ответчика ОАО «РЖД» ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Чите гражданское дело по исковому заявлению Читинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Российские железные дороги» о признании бездействия, действия незаконными, понуждении к действиям,
У С Т А Н О В И Л:
Читинский транспортный прокурор обратился в суд с вышеназванным иском, ссылаясь на следующее. Читинской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о безопасности эксплуатации тягового подвижного состава, в результате которой установлено превышение допустимого пробега электровоза серии
ВЛ80С №498Б (12509964) 1982 года постройки между проведением капитального ремонта, в связи с чем эксплуатация локомотива осуществляется с нарушением требований закона. Просил признать бездействие ОАО «РЖД» по своевременному проведению капитального ремонта электровоза серии ВЛ80С №498Б (12509964) 1982 года выпуска, незаконным, признать действие ОАО «РЖД» по эксплуатации электровоза серии ВЛ80С №498Б (12509964) 1982 года выпуска, не прошедшего в установленный срок капитальный ремонт незаконным, запретить ОАО «РЖД» эксплуатацию электровоза серии ВЛ80С №498Б (12509964) 1982 года выпуска до устранения нарушений закона.
Определением от 15.05.2018 года производство по данному гражданскому делу в части исковых требований, предусмотренных п.3 прекращено в связи с отказом истца от иска.
В настоящем судебном заседании прокурор Друкова Я.Ю. действующая по поручению Читинского транспортного прокурора исковые требования поддержала, просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика ОАО «РЖД» ФИО1 действующая на основании доверенности, предоставила письменный отзыв на иск, согласно которому исковые требования не признала, просила в иске отказать.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, Читинской транспортной прокуратурой в рамках осуществления надзора за состоянием безопасности эксплуатации тягового подвижного состава, установлено, что в Эксплуатационном локомотивном депо Чита Дирекции тяги Забайкальской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» осуществляется эксплуатация локомотива серии ВЛ80С №498Б (12509964) 1982 года выпуска с нарушением требований закона.
Согласно статье 1 Закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», железнодорожный транспорт в Российской Федерации является составной частью единой транспортной системы Российской Федерации, состоит из железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожного транспорта необщего пользования. Функционирование железнодорожного транспорта осуществляется исходя из принципов устойчивости, доступности, безопасности и качестве оказываемых услуг.
В соответствии со ст. 17 названного закона, предназначенные для перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа по железнодорожным путям общего пользования железнодорожный подвижной состав и контейнеры независимо от их принадлежности должны удовлетворять требованиям соответствующих стандартов, правил и норм, а также требованиям Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Согласно Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства транспорта России № 286 от 21.12.2010 года железнодорожный подвижной состав должен своевременно проходить планово-предупредительные виды ремонта, техническое обслуживание и содержаться в эксплуатации в исправном техническом состоянии, обеспечивающем безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта и выполнение требований по охране труда и пожарной безопасности.
В силу п. 17 Правил технической эксплуатации, техническое обслуживание, ремонт (включая межремонтные сроки) и содержание сооружений и устройств инфраструктуры и железнодорожных путей необщего пользования обеспечивается в порядке, установленном, соответственно, владельцем инфраструктуры, владельцем железнодорожных путей необщего пользования на основании норм и правил, а также технической документации.
Согласно п. 2 приложения №5 ПТЭ организация системы технического обслуживания и текущего ремонта железнодорожного подвижного состава, обращающегося на инфраструктуре и его составных частей, а также контроля за соблюдением норм межремонтных пробегов обеспечивается владельцем инфраструктуры.
Распоряжением ОАО «РЖД» № 3р от 17.01.2005 года «О системе технического обслуживания и ремонта локомотивов ОАО РЖД» утверждены средние для ОАО «РЖД» нормы периодичности технического обслуживания и ремонта локомотивов.
Согласно п. 2.13 распоряжения для электровозов модели ВЛ80 всех индексов периодичность капитального ремонта составляет каждые 2 400 000 км.
В силу п. 2.14 распоряжения дифференцированные нормы периодичности ремонта для отдельных локомотивных депо или групп локомотивов с учетом местных условий (профиля, плана пути, веса поездов и скоростей движения на участке обращения, протяженности участка обращения, среднесуточного пробега локомотивов) устанавливаются с отклонением не более 20% от средних для ОАО «РЖД» норм.
Согласно сведениям из электронного технического паспорта электровоза грузового переменного тока №79236025 последний капитальный ремонт электровоза серии ВЛ80С №498Б (12509964) 1982 года постройки, приписки эксплуатационного депо Чита Забайкальской дирекции тяги, проведен 2002 году. Таким образом, на момент проверки пробег локомотива от последнего капитального ремонта составляет 2 950 425 км.
Вместе с тем, согласно требований положения п. 2.14 распоряжения ОАО «ОЖД» от 17.01.2005 года предельный пробег по капитальном ремонту локомотивов составляет 120% от 2 400 000 км., то есть 2 880 000 км. Превышение допустимого пробега между проведением капитального ремонта составило 70 425 км. Кроме того, последний средний ремонт электровоза осуществлен 28.08.2012 года, текущий пробег составил 1 046 189 км, что превышает допустимую норму на 86 189 км.
Согласно сведениям Забайкальской дирекции тяги филиала ОАО «РЖД» от 28.12.2017 года указанная секция электровоза находится в эксплуатации, на ожидании
передачи в ремонт не поставлена, несмотря на наличие межремонтного перепробега. В силу п. 2.13 распоряжения периодичность средних ремонтов составляет каждые 800 000 км., текущих ремонтовТР-3- 400 000 км, текущих ремонтов ТР-2 – 200 000 км. Учитывая возможность 20% отклонения от норм, установленных распоряжений, предельный пробег между ремонтами должен составлять: при среднем ремонте – 960 000 км., при ТР-3- 480 000 км., при ТР-2- 240 000 км. На момент проверки межремонтные пробеги локомотива составили: по среднему ремонту – 1 046 189 км., по ТР-3 – 586 628 км., по ТР-2- 351 709 км.
Доказательств, достоверно опровергающих указанные выше обстоятельства, ответчиком не представлено.
Согласно доводам представителя ответчика, нормативы межремонтных пробегов для локомотивов серии ВЛ80С установлены распоряжением ОАО «РЖД» № 1296/Р от 07.07.2017 года «О приостановлении действия Положения о системе технического обслуживания и ремонта локомотивов ОАО «РЖД» утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 30.12.2016 года № 2796р. Согласно указанного распоряжения установлены следующие нормативы пробега, с учетом допуска: капитальный ремонт- 2 520 000 км., средний ремонт- 1 260 000 км., текущий ремонт третьего объема- 660 000 км., текущий ремонт второго объема- 360 000 км., текущий ремонт первого объема- 50 000 км. На момент остановки от эксплуатации локомотив 498Б имел пробеги от плановых видов ремонта КР 2970 934 км., при норме 2 400 000 км., СР 1 066698 км., при норме 1 200 000 км., ТР-3 607 137 км., при норме 600 000 км., ТР-2 361 215 км., при норме 300 000 км., ТР-1 13 132 км., при норме 41 667км. Согласно п. 5.2 Распоряжения ОАО «РЖД» от 21.08.2017 года № 1689-р «О проведении эксплуатационных испытаний локомотивов с увеличенными нормами периодичности среднего и капитального ремонта» и п. 2.2 Распоряжения № 2825р от 29.12.2017 года «О корректировке перечня локомотивов, участвующих в испытаниях, утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 21.08.2017 года №1689р по достижению локомотивам, указанными в приложениях к настоящим Распоряжениям, пробега, превышающего установленный норматив ( с учетом увеличения на 20%) необходимо обеспечить остановку локомотивов от эксплуатации. Учитывая данные нормативы периодичности технического обслуживания, локомотиву ВЛ80С № 498Б установлен допуск от капитального и среднего ремонта равный 20%, следовательно максимально допустимый пробег от капитального ремонта составляет – 2 880 000 км, от среднего ремонта 1 440 000 км. На момент остановки локомотив имел перепробег от капитального ремонта, что и явилось причиной отцепки. Согласно оперативного приказа № 25/ЗабТ от 10.04.2018 года Забайкальской дирекции тяги обеспечена передислокация электровоза ВЛ80С № 497/498-Б в эксплуатационное локомотивное депо Хилок, произведена замена электровоза ВЛ80С №2175/2185-2 на ВЛ80С №497/4987-Бдля использования в качестве тренажера. Согласно акту № 8519 от 12.04.2018 года локомотив ВЛ80С №497/498Б был оставлен от эксплуатационном локомотивном депо Хилок с целью использования в качестве тренажера для локомотивных бригад. В настоящее время локомотив находится в состоянии «Стационарные установки» и вводу в эксплуатацию не планируется.
Суд с указанным утверждением не может согласиться в связи со следующим.
В связи с изложенными обстоятельствами, суд приходит в выводу о том, что эксплуатация локомотива серии ВЛ80С №498Б (12509964) 1982 года выпуска осуществляется с нарушением требований закона.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Читинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Российские железные дороги» о признании бездействия, действия незаконными, удовлетворить.
Признать бездействие ОАО «РЖД» по своевременному проведению капитального ремонта электровоза серии ВЛ80С №498Б (12509964) 1982 года выпуска, незаконным;
признать действие ОАО «РЖД» по эксплуатации электровоза серии ВЛ80С №498Б (12509964) 1982 года выпуска, не прошедшего в установленный срок капитальный ремонт незаконным.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца с момента оглашения путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Читы.
Судья Аксаненко Р.Т.
Дело № 2-1920/2018