Дело № 2-1920/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 апреля 2016г. город Уфа
Советский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе:
Председательствующего судьи Сагетдиновой А.М.,
при секретаре Черновой Д.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан к ФИО1, действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО2 о принудительном изъятии земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимого имущества,
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского округа ... Республики Башкортостан обратилась в суд с иском с последующим уточнением к ФИО1. действущей в интересах несовершеннолетнего ФИО2, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ о принудительном изъятии из собственности ФИО2 3/400 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: ..., выкупе у ФИО2 за ... рублей указанной доли в жилом доме со сроком выкупа в течение 10 дней со дня вступления в силу решения суда и прекращении права общей долевой собственности в ... доли ФИО2 на жилой дом с кадастровым номером ... по адресу: .... В обоснование заявленных требований истец указал, что на основании Постановления ... Администрации городского округа ... Республики Башкортостан от < дата > «Об изъятии земельных участков у землепользователей, находящихся на застроенной территории кварталов ..., 123, 124, ограниченных бульваром Ибрагимова, ..., территорией парка им. Якутова, ..., Петропавловской, и ФИО3 в ... городского округа ... Республики Башкортостан», изданного в соответствии со статьей 279 ГК РФ и статьей 32 ЖК РФ, земельный участок и жилой дом по адресу: ... подлежат изъятию у собственников для муниципальных нужд. ... доли в праве общей долевой собственности на жилой дом общей площадью 226,9 кв.м. по адресу: ... принадлежит ФИО2, что подтверждается выписками, выданными Управлением Росреестра по РБ. < дата >ФИО2 были направлены копии постановления и уведомления с предложением выплаты выкупной цены за жилой дом. < дата >. Ответчику, в соответствии со ст.282 ГК РФ были направлены проект соглашения о выкупе недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка для муниципальных нужд, копия кадастрового паспорта и копия отчета об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости. Согласно оценке, произведенной ООО «Регион-Консалтинг» на дату < дата > (отчет ...-ф-15) стоимость жилого дома по адресу: ... составляет ... рублей. ФИО5 в интересах ФИО2 не ответила ни на одно из направленных ему писем, не подписала соглашение об изъятии недвижимости, не согласовала выкупную цену жилого дома по адресу: .... В соответствии с п.10 ст.56.10 Земельного кодекса РФ в случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости. Ответчик по истечении девяноста дней со дня получения проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представил подписанное соглашение об изъятии недвижимости. Истец полагает, что в соответствии с п.10 ст.56.10 Земельного кодекса РФ у него возникло право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости.
Истец Администрация ГО ... Республики Башкортостан о дне слушания извещен, обеспечил явку своего представителя ФИО6, действующей по доверенности ... от < дата >. Истец исковые требования с учетом их уточнения поддержал в полном объеме, пояснила, что Постановление вынесено в соответствии с генеральным планом застройки городского округа ... Республики Башкортостан, на основании результатов публичных слушаний по проекту межевания территории кварталов №..., ..., ограниченных бульваром Ибрагимова, ..., территорией парка Якутова, ..., Петропавловской и ФИО3 в ... городского округа ... Республики Башкортостан. Результаты публичных слушаний были размещены в открытом доступе в сети интернет на официальном сайте Администрации городского округа ... (https://ufacity.info) и официальном сайте Совета городского округа ... Республики Башкортостан (http://www.gorsovet-ufa.ru). Уведомление об изъятии земельного участка ответчику было направлено < дата >, а < дата > это дата составления уведомления. Соглашение о выкупе недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка для муниципальных нужд и приложенные к нему отчет об оценке имущества и копия кадастрового паспорта были направлены ответчику в соответствии с требованиями ст.56.10 Земельного Кодекса Российской Федерации.
Законный представитель несовершеннолетнего ответчика ФИО2 - мать ФИО4 в судебном заседании подтвердила право собственности сына 3/400 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: .... Вопрос об удовлетворении иска оставила на усмотрение суда.
Третье лицо ООО «Центр структурных разработок», извещенное о времени и месте судебного заседания обеспечило явку своего представителя ФИО7, действующей по доверенности. Представитель третьего лица просил исковые требования удовлетворить в полном объеме.
В силу ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что проектом планировки территории, ограниченной с северо-запада - ж/д, ..., с севера - ул.им...., с юго-востока - ..., с юга - ..., Революционной, ФИО8, ФИО9 в Ленинском и ...х ГО ... РБ, утвержденным постановлением главы Администрации ГО ... РБ от < дата >..., в границах квартала, ограниченного ..., Революционная, Карла Маркса и бульваром Ибрагимова на пересечении ... (кварталы ..., ...) предусмотрено многоэтажное жилищное строительство.
С учетом протокола публичных слушаний от < дата > и заключения о результатах публичных слушаний от < дата > по проекту планировки и проекту межевания территории Постановлением Администрации ГО ... РБ от < дата >... был утвержден проект межевания территории кварталов №..., ..., ограниченных бульваром Ибрагимова, ..., территорией парка им.Якутова, ..., Петропавловской и ФИО3 в ... городского округа ... Республики Башкортостан.
В соответствии с Договором ...-РТ о развитии застроенной территории кварталов №..., 123 и 124, ограниченных бульваром Ибрагимова, ..., территорией парка им.Якутова, ..., Петропавловской и ФИО3 в ... городского округа ... Республики Башкортостан от < дата >, договором уступки права ... по договору ...-РТ от < дата > о развитии застроенной территории кварталов №..., ... в ... городского округа ... Республики Башкортостан от < дата > договором уступки права ... по договору ...-РТ от < дата > о развитии застроенной территории кварталов №..., ... в ... городского округа ... Республики Башкортостан от < дата >, договором уступки части прав по договору 8-РТ от < дата > о развитии застроенной территории кварталов №..., ..., ограниченных бульваром Ибрагимова, ..., территорией парка им.Якутова, ..., Петропавловской и ФИО3 в ... городского округа ... Республики Башкортостан право на развитие части данной территории принадлежит Обществу с ограниченной ответственностью «Центр структурных разработок».
Администрацией городского округа ... Республики Башкортостан < дата > было вынесено Постановление ... «Об изъятии для муниципальных нужд земельных участков у землепользователей, находящихся на застроенной территории кварталов ..., 123, 124, ограниченных бульваром Ибрагимова, ..., территорией парка им.Якутова, ..., Петропавловской и ФИО3 в ... городского округа ... Республики Башкортостан».
Согласно постановлению ... подлежат изъятию для муниципальных нужд в установленном законом порядке земельные участки у граждан, являющихся собственниками жилых и нежилых помещений в жилых домах №...,< дата > по ..., №...,... по ..., ...А по ... городского округа ... Республики Башкортостан; подлежат изъятию для муниципальных нужд в установленном законом порядке земельные участки у собственников земельных участков, находящихся по адресу: №...,8,10,12,14 по ..., №...,... по ..., ...А по ... городского округа ... Республики Башкортостан; подлежат изъятию для муниципальных нужд жилые и нежилые помещения у собственников жилых и нежилых помещений в жилых домах №...,... по ..., №...,... по ..., ...А по ... городского округа ... Республики Башкортостан.
В соответствии со справкой ГУП БТИ РБ Территориальный участок ...... от < дата > согласно архивных материалов инвентарного дела домовладения (инв ...) по данным первичной технической инвентаризации, проведенной по состоянию на < дата >. была составлена карточка на домовладение, в которой адрес указан Краснодонская, .../ФИО10, .... Позже в техническом паспорте по состоянию на < дата >. адрес жилого дома указан: .... По данным планов усадебного участка и ситуационных планов технических паспортов (инв.1139) на пересечении улиц Краснодонская, ... расположен один жилой дом.
Постановлением Администрации ГО ... РБ от < дата >... внесены изменения в Постановление Администрации ГО ... РБ от < дата >.... По тексту слова с «…№№№...,... по ..., №...,... по ..., ...А по ...…» изменены на «…№...,... по ..., №...,... по ..., ...А по ...
Из пункта 1 ст. 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на дату принятия постановления об изъятии от < дата >...) следует, что резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 названного Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории.
Пунктом 2 ст. 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий.
Согласно ч. 1 ст. 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования муниципальных образований являются: схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов. В силу ч. 5 ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект планировки территории является одним из видов градостроительной документации, разрабатываемой органом местного самоуправления при подготовке документации по планировке территории. Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной указанным Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий (ч. 1, 2 ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Из правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума ... от < дата > следует, что правила землепользования и застройки призваны обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников. Следовательно, задача органов муниципальных образований при разработке правил землепользования и застройки состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов, в установлении между ними разумного и справедливого баланса.
Согласнопункту 1.3 статьи 49 Земельного Кодекса РФ (в редакции до < дата >) изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных иными обстоятельствами в установленных федеральными законами случаях, а применительно к изъятию, в том числе путем выкупа, земельных участков из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации.
Статьей 17 Закона 59-3 от < дата > «О регулировании земельных отношений в ...» установлено, что изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных нужд Республики Башкортостан осуществляется в исключительных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, а из земель, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан или муниципальной собственности, также для:
- выполнения обязательств Республики Башкортостан, в том числе связанных с созданием, реконструкцией, расширением зданий, строений, сооружений и их комплексов независимо от форм собственности, осуществляемых за счет полного или частичного финансирования из бюджета Республики Башкортостан;
- образования особо охраняемых природных территорий республиканского значения;
- в целях застройки в соответствии с генеральными планами городских и сельских поселений, правилами землепользования и застройки.
Указанная позиция подтверждена Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации ... от < дата > «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении жилищного Кодекса РФ». В подпункте «в» пункта 20 указано, что «Под государственными или муниципальными нуждами при изъятии земельных участков следует понимать потребности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, связанные с обстоятельствами, установленными соответственно федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации, удовлетворение которых невозможно без изъятия земельных участков (например, выполнение международных обязательств Российской Федерации, размещение объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов их размещения, застройка в соответствии с генеральными планами городских и сельских поселений)».
Согласно выписки из ЕГРП ... от < дата > на жилое помещение с кадастровым номером ... общей площадью ... кв.м, этажность 1,2 по адресу: ...ФИО2 принадлежит ... доли в праве общей долевой собственности, номер и дата государственной регистрации права ... от < дата >. Согласно выписки из ЕГРП ... от < дата >. на земельный участок с кадастровым номером ... площадью ... кв.м, по адресу: ... право собственности ФИО2
Согласно информации Филиала ФБУ Федеральная кадастровая палата Росреестра по ... земельный участок с кадастровым номером 02:55:010549:923 входит в список территориальных зон, в границах которых расположен земельный участок 02.5< дата >. Данная территориальная зона поставлена на учет < дата >, вид зоны: жилая зона, Ж-3. Согласно пункта 43.1 статьи 43 Правил землепользования и застройки городского округа ... Республики Башкортостан назначение зоны Ж-3: для многоэтажной застройки многоквартирными жилыми домами выше 6-ти этажей. Согласно генеральному плану застройки ... в указанном квартале должны располагаться многоэтажные многоквартирные дома.
Частью 1 статьи 26 Федерального закона № 499-ФЗ «О внесении изменений в Земельный Кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от < дата > установлено, что, если решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принято до дня вступления его в силу, подготовка и заключение соглашения об изъятии такого земельного участка осуществляются в порядке, установленном ГК РФ и ЗК РФ в редакции Федерального закона № 499-ФЗ. Таким образом, независимо от того, какие действия по подготовке к заключению соглашения о выкупе земельного участка были произведены до < дата >, после указанной даты процедура подготовки и заключения такого соглашения, предусмотренная положениями главы VII1 ЗК РФ должна быть соблюдена в полном объеме.
С < дата > установлена обязанность не только уведомить правообладателя земельного участка о принятом решении об изъятии (пункт 5 статьи 279 ГК РФ, подпункт 3 пункта 10 статьи 56.6 ЗК РФ), но и направить ему проект соглашения об изъятии недвижимости с приложением кадастровых паспортов, отчета об оценке рыночной стоимости изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, а в установленных законом случаях - и отчета об оценке стоимости объектов недвижимого имущества, предоставляемых взамен изымаемого (пункты 2, 4 статьи 56.10 ЗК РФ).
Если правообладатель не заключит соглашение об изъятии, иск о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд не может быть подан ранее, чем до истечения девяноста дней со дня получения правообладателем такого земельного участка соглашения об изъятии (пункт 2 статьи 282 ГК РФ, пункт 10 статьи 56.10 ЗК РФ).
В материалы дела представлены акт выполненных работ ООО «Служба правовых извещений» от 20.02.2015г. по договору поручения от 25.09.2014г. и доп.соглашению от 19.02.2015г. по доставке уведомления о принятом решении об изъятии жилых помещений и земельных участков и предложения о выкупе и квитанция почты России от 20.02.2015г. о направлении ФИО4 указанных документов.
Согласно представленными истцом: квитанции почты России от 25.08.2015г. в адрес ФИО2 были направлены проект соглашения о выкупе недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка для муниципальных нужд от < дата >., копия кадастрового паспорта земельного участка и копия отчета ...-Ф-15 об оценке рыночной стоимости жилого дома и земельного участка по адресу: ....
Отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором ... подтверждается, что корреспонденция, направленная ФИО2< дата > возвращена отправителю в связи с неудачной попыткой вручения.
Согласно позиции, изложенной в Обзоре судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд, утвержденных президиумом Верховного Суда РФ от < дата > годауклонение или отказ правообладателя земельного участка от получения направленного по его месту жительства письменного уведомления о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд не являются основанием для отказа в принудительном отчуждении земельного участка для государственных или муниципальных нужд. В материалы дела предоставлены доказательства о направлении ответчика необходимых документов, однако Ответчик за получением письма не явился и оно было возвращено адресату отделением связи по истечении срока хранения. Отсутствие надлежащего контроля за поступающей по месту регистрации ответчика корреспонденцией является риском для него самого и не свидетельствует о неисполнении или ненадлежащем исполнении истцом своей обязанности по уведомлению правообладателя в письменной форме о принятом решении об изъятии земельного участка. В соответствии с п.11 статьи 56.6 ЗК РФ прямо устанавливает, что правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным о принятом решении об изъятии со дня получения копии решения об изъятии или со дня возврата отправителю в соответствии с Федеральным законом от < дата >г. № 176-ФЗ «О почтовой связи» заказного письма, которым ему направлялась копия решения об изъятии.
В соответствии с п.9 ст.56.10 Земельного кодекса РФ правообладатель изымаемой недвижимости вправе подписать соглашение об изъятии недвижимости и направить его лицам, указанным в пункте 8 настоящей статьи, либо направить указанным лицам уведомление об отказе в подписании соглашения об изъятии недвижимости или предложения об изменении условий данного соглашения, в том числе предложения об изменении размера возмещения. К предложениям об изменении размера возмещения должны быть приложены обосновывающие это изменение документы.
В соответствии со ст. 282 ГК РФ, если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Согласно оценке, произведенной ООО «Регион-Консалтинг» на дату < дата > (отчет ...-Ф-15) стоимость жилого дома по адресу: ... составляет ... рублей. Следовательно, стоимость ... доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение с кадастровым номером ... общей площадью ... кв.м, этажность 1,2 по адресу: ... составляет ... рублей.
Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решению суда. Иск о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в суд в течение срока действия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения девяноста дней со дня получения правообладателем такого земельного участка проекта соглашения об изъятии.
В соответствии с п.10 ст.56.10 Земельного кодекса РФ в случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Администрации городского округа ... Республики Башкортостан к ФИО2 удовлетворить.
Изъять из собственности ФИО2 3/400 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение с кадастровым номером ... общей площадью ... кв.м, этажность ... по адресу: ....
Обязать ООО «Центр структурных разработок» выкупить у ФИО2 за ... рублей ... доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение с кадастровым номером ... общей площадью ... кв.м, этажность ... по адресу: ....
Прекратить право общей долевой собственности в ... доли ФИО2 на жилое помещение с кадастровым номером ... общей площадью ... кв.м, этажность ... по адресу: ....
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме через Советский районный суд ... Республики Башкортостан.
Судья Сагетдинова А.М.