ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1920/2022 от 24.05.2022 Ленинскогого районного суда г. Чебоксар (Чувашская Республика)

Дело -----

УИД -----

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

дата года адрес

Ленинский районный суд адрес Республики под председательством судьи Порфирьевой А.В. при секретаре судебного заседания ФИО3, с участием истца ФИО1, его представителя ФИО9, представителя ответчика ГУ МЧС России по Чувашской Республике – Чувашии ФИО7, третьих лиц ФИО2, ФИО10, действующей за себя и несовершеннолетних детей ФИО4, ФИО6, ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление ФИО1 к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Чувашской Республике – Чувашии о признании незаконным решения территориальной комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам (гражданам), проходящим службу в ГУ МЧС России по Чувашской Республике - Чувашии и подчиненных ему учреждениях, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и возложении обязанности восстановить на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения,

установил:

Обратившись в суд с приведенным иском к Главному управлению МЧС России по Чувашской Республике-Чувашии, ФИО1 указал, что он проходил службу в Государственной противопожарной службе МЧС России по дата..

В соответствии с протоколом заседания комиссии Главного управления МЧС России по Чувашской Республике от дата----- он поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании п.1 ч. 3 ст. 4 ФЗ от дата------Ф3 «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с дата с составом семьи из 3 человек.

Согласно выписке из протокола заседания территориальной комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам (гражданам), проходящим службу в Главном управлении МЧС России по Чувашской Республике - Чувашии и подчиненных ему учреждениях, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения ----- от дата принято решение о снятии ФИО1 с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с дата на основании п.п. «б» п. 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органов уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от дата-----, ст. 53 ЖК РФ, п. 5 ч. 8 ст. 4 ФЗ от 30.12.2012г.

Комиссия пришла к выводу о выявлении сведений, свидетельствующих об утрате оснований для получения единовременной социальной выплаты с дата., поскольку обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи превысила 15 кв. м., а также в связи с намеренным ухудшением жилищных условий с целью получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в большем размере, совершенные дата., выразившиеся в смене места жительства, которые привели к утрате на занимаемые на праве социального найма 8,73 кв.м.

Данное решение комиссии истец считает незаконным и противоречащим нормам действующего законодательства, указывая, что ни он, ни члены его семьи не совершали действий, которые могут быть квалифицированы как действия, повлекшие намеренное ухудшение жилищных условий.

ФИО1 являлся сотрудником Государственной противопожарной службы МЧС России, имеет продолжительность службы в календарном исчислении более 21 года. Ранее истцу единовременная социальная выплата не предоставлялась.

дата. между ним и ФИО11ФИО12. заключен брак. дата у них родился сын – ФИО4

На основании решения о предоставлении жилого помещения от дата. -----ФИО1 и членам его семьи ФИО10 и ФИО4 согласно договору найма служебного помещения ----- от дата. была предоставлена квартира, расположенная по адресу: адрес, общей площадью 31,28 кв. м..

По состоянию на дата. ФИО1 был зарегистрирован в служебной квартире, расположенной по адресу: адрес, общей площадью 31,28 кв.м., а его супруга ФИО10 и сын ФИО4 были зарегистрированы по адресу: адрес, комн. 8 и 9 в общежитии, являющимися муниципальной собственностью и которые были предоставлены матери ФИО10ФИО5

датаФИО10 и ФИО4 снялись с регистрационного учета с общежития в связи с невозможностью проживать в указанных комнатах и зарегистрировались в квартире, расположенной по адресу: адрес.

На основании договора передачи жилья от дата. ФИО5 бесплатно получила указанные комнаты в общежитии в собственность и в последующем продала их.

датаг. у семьи ФИО11 родился сын ФИО6, а дата. – дочь ФИО6

В связи с прекращением служебного контракта и необходимостью освобождения служебного помещения дата. ФИО1 снялся с регистрационного учета по адресу: адрес зарегистрировался вместе со своей семьей по адресу: адрес.

При вынесении оспариваемого решения комиссией не было учтено то, что все это время истец ФИО1 проживал вместе со своей семьей, поскольку предоставленное служебное помещение не являлось отдельной квартирой, а было лишь раздельной комнатой в квартире, в которой не было газа и туалета.

Снятие ФИО10 и ФИО4 с регистрационного учета из общежития, расположенного по адресу: адрес, комн. 8 и 9 не преследовало собой цели совершения действий по намеренному ухудшению жилищных условий, подпадающих под ч. 8 ст. 4 Федерального закона от дата N 238-ФЗ, а являлось необходимостью, поскольку данные комнаты им не принадлежали, а мать ФИО10ФИО5 хотела их приватизировать и в последующем продать, то есть реализовать свои жилищные и вещные права, установленные законом.

Указанные действия по снятию с регистрационного учета не подпадают под признаки намеренного ухудшения жилищных условий с целью приобретения права сотрудником на социальную выплату.

Истцом в январе дата. были представлены все необходимые документы, подтверждающие его право состоять на учете для получения ЕСВ, и к моменту рассмотрения настоящего спора такое право истцом не утрачено, территориальная комиссия Управления, обладая необходимыми для этого полномочиями, никаких документов дополнительно не истребовала, посчитав представленный истцом пакет документов полным и достаточным для принятия решения о постановке истца на учет в целях получения ЕСВ.

Исходя из площади квартиры, занимаемой истцом и членами моей семьи (71,3 кв.м), истец является нуждающимся в улучшении жилищных условий с учетом действующего законодательства.

В судебном заседании истец ФИО1 требования поддержал в полном объеме.

Представитель истца ФИО1 - ФИО9 требования доверителя поддержала по изложенным в исковом заявлении основаниям, просила исковые требования удовлетворить.

Представитель ответчика ГУ МЧС России по Чувашской Республике – Чувашии ФИО7 просит отказать в удовлетворении исковых требований, указав на законность и обоснованность оспариваемого решения.

Третьи лица ФИО2 и ФИО10, действующая за себя и несовершеннолетних детей ФИО4, ФИО6, ФИО6 просили исковые требования удовлетворить, указав, что семья ФИО11 является нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Как установлено в судебном заседании, подтверждается материалами дела и не оспаривается ответчиком, истец проходил службу в ГПС ГУ МЧС России по Чувашской Республике – Чувашии.

Приказом ----- - НС от дата. ФИО1дата уволен со службы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, с выслугой лет в календарном исчислении – 21 год 6 месяцев 5 дней.

датаФИО1 обратился с заявлением в комиссию ГУ МЧС России по Чувашской Республики по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам ФПС ГПС единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее - Комиссия) о постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты с составом семьи из трех человек.

К заявлению приложил копии: договора найма служебного жилого помещения от дата. -----; служебного удостоверения, паспорта, паспорта супруги ФИО10, свидетельства о рождении сына, свидетельства о заключении брака с ФИО10, страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования, послужного списка, справки о составе семьи, выданной ГУ МЧС России по Чувашской Республике о том, что в состав семьи ФИО1 входят жена ФИО10 и сын ФИО4, выписки из финансового лицевого счета адрес. адрес по адрес, выданной ФГКУ «4-й отряд Федеральной противопожарной службы по Чувашской Республике-Чувашии; выписки из финансового лицевого счета ----- Торханского сельского поселения от дата., выписки из домовой книги на дом, расположенный по адресу: адрес, выписки из финансового лицевого счета на адрес, 9 адрес, выданной МУП ЧР адрес «Коммунальщик» от дата., справки от дата. о нахождении адрес, 9 адрес в муниципальной собственности и отсутствии домовой книги, домовой книги на адрес. адрес по адрес, диплома ФИО1, справки ----- от дата., выданной МУП «Шумерлинское городское бюро технической инвентаризации» о том, что за ФИО1, ФИО10, ФИО4 приватизированной жилой площади и жилого дома в адрес не зарегистрировано; справки ----- от дата. об отсутствии на территории Торханского сельского поселения адрес Чувашской Республики в собственности жилого помещения и земельного участка, выписки из ЕГРП на ФИО1, ФИО10 и ФИО4; справки администрации адрес----- от дата. и акт проверки жилищных условий ФИО1 от дата.

На основании протокола заседания комиссии ГУ МЧС России по Чувашской Республике от дата-----ФИО1 поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты с составом семьи 3 человека (он - дата г.р., жена ФИО10дата г.р., сын Дмитрий – дата.р.).

ФИО1 с дата. был зарегистрирован в служебной квартире, общей площадью 31,49 кв.м. по адресу: Чувашская Республика, адрес (выписка из финансового лицевого счета, выданная ФГКУ «4 отряд ФПС по Чувашской Республике – Чувашии», копия домовой книги, копия договора найма служебного жилого помещения ----- от дата).

На момент обращения в комиссию ФИО10 и ФИО4 были зарегистрированы в квартире, общей площадью 21,82 кв.м., по адресу: адрес, 9 (выписка из финансового лицевого счета, выданная УП «Коммунальщик» №б/н от дата., справка о том, что домовая книга не ведется, выданная УП «Коммунальщик» №б/н от дата., копия ордера на квартиру). Данная квартира находилась в пользовании членов семьи сотрудника по социальному найму с общим количеством нанимателей 5 человек, зарегистрированных в ней по месту жительства. Доля в социальном найме данного жилого помещения, приходящаяся на жену и сына составляла: 21,82/5х2= 8,73 кв. м.

Согласно представленным справкам с Управления ФСГР, КиК по Чувашской Республике и органов БТИ жилых помещений в собственности ФИО1 и члены его семьи не имели. Уровень обеспеченности ФИО1 составлял менее 15 кв. м. на одного человека.

Потребность в жилой площади составляла 45,27 кв. м. (54,00-8,73).

Решением территориальной комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам (гражданам), проходящим службу в ГУ МЧС России по Чувашской Республике - Чувашии и подчиненных ему учреждениях, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения ----- от датаФИО1 снят с учета для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения за счет средств федерального бюджета в связи с выявлением сведений свидетельствующих об утрате оснований для получения единовременной социальной выплаты с дата., а также в связи с выявлением сведений, свидетельствующих о намеренном ухудшении жилищных условий с целью получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в большем размере, совершенные дата.

Не согласившись с решением о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения, истец обратился с настоящим иском в суд.

Отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, таможенных органах Российской Федерации, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий регулируются Федеральным законом от дата N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Федеральный закон № 283-ФЗ).

Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 283-ФЗ, сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).

Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (п. 2 ч. 3 вышеуказанной статьи).

Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (ч. 6 вышеуказанной статьи).

Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (ч. 7 вышеуказанной статьи).

Постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (название приводится в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений, далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты).

Пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со ст. ст. 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.

При наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на одного члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со ст. ст. 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником (пункт 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).

Согласно положениям п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от дата N 283-ФЗ во взаимосвязи с п. 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальной выплаты учету подлежит занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или на праве собственности общая площадь жилого помещения вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения.

В случае, если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Федерального закона от дата N 283-ФЗ, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий (пункт 12 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).

По смыслу приведенных нормативных положений, комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Федерального закона от дата N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий. При этом наличие таких условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в пункте 5 Правил и заверенных в установленном порядке.

Сотрудник обязан сообщить комиссии обо всех известных ему обстоятельствах, которые могут препятствовать принятию его на учет, пребыванию на таком учете и получению выплаты, а также об обстоятельствах, которые могут повлиять на ее размер. При этом если соискатель единовременной социальной выплаты продолжает отвечать требованиям, позволяющим ему претендовать на ее получение, он не теряет право получить данную выплату при наличии соответствующих бюджетных ассигнований (определение Конституционного Суда Российской Федерации от дата N 416-О).

Несоблюдение сотрудником установленных Правилами требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты как обстоятельство, препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает право комиссии для отказа в постановке сотрудника на такой учет.

Подпунктом "б" п. 15 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 369, предусмотрено, что сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в ч. 8 ст. 4 Федерального закона от дата N 283-ФЗ, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере.

К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся: 1) вселение в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); 2) с обменом жилыми помещениями; 3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; 4) с выделением доли собственниками жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей ( ч. 8 ст. 4 Федерального закона от дата N 283-ФЗ).

Подпунктом "г" пункта 15 указанных выше Правил предусмотрено, что сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты: в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послужившим основанием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты (если такие сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на постановку на такой учет).

Из приведенных нормативных положений следует, что обязательным условием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является не только его нуждаемость в жилом помещении, но и не совершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении, а также выявление сведений, не соответствующих сведениям указанным в заявлении и представленных документах и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Законодательством Российской Федерации учет отчуждаемой доли общей площади жилого помещения не предусмотрен при постановке на учет для предоставления денежной социальной выплаты.

Из материалов дела следует, что дата. ФИО1 подал заявление о принятии дополнительных документов для внесения изменений в учетные сведения в связи с изменением жилищных условий и рождением сына – ФИО6, дата.р. и дочери ФИО6, дата.р.

По состоянию на дата., то есть на дату постановки на учет, семья ФИО11, исходя из площади занимаемой ими квартиры, являлась нуждающейся в улучшении жилищных условий с учетом действующего законодательства.

дата. ФИО10 и ФИО4 снялись с регистрационного учета с адрес,9 адрес и зарегистрировались по месту жительства в квартире, расположенной по адресу: адрес, площадью 71,30 кв. м., которая находится в собственности ФИО2

Таким образом, у семьи ФИО11 изменился уровень обеспеченности жилыми помещениями и фактически она утратила основания для получения ЕСВ.

В последующем, дата. у ФИО1 и ФИО10 родился сын – ФИО6, который также был зарегистрирован по адресу: адрес.

дата истец ФИО1 зарегистрировался по месту жительства по адресу: адрес.

датаг. у ФИО11 родилась дочь – ФИО6, которая также была зарегистрирована по адресу проживания членов семьи.

Таким образом, как установлено судом, подтверждается факт совершения истцом и членами его семьи намеренных действий, ухудшающих жилищные условия и приведших к возможности приобретения права на получение единовременной социальной выплаты в большем размере, то есть без вычета ранее имевшейся доли ФИО10 и ФИО4, что является основанием для снятия с учета на получение выплаты согласно подпункту "б" пункта 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты. Также установлено, что в период с дата. уровень обеспеченности жилыми помещениями истца ФИО1 и членов его семьи превысил 15 кв. м. на одного члена семьи и фактически ФИО1 утратил право для получения ЕСВ, поскольку перестал соответствовать условиям ч. 3 ст. 4 Закона о социальных гарантиях.

Между тем, в случае, если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в ч. 8 ст. 4 Федерального закона от дата N 283-ФЗ, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий (п. 12 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).

Из приведенных нормативных положений следует, что обязательным условием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является не только его нуждаемость в жилом помещении, но и не совершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия сотрудником или членами его семьи были совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.

Аналогичные положения содержатся в ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Законодательством Российской Федерации учет отчуждаемой доли общей площади жилого помещения не предусмотрен при постановке на учет для предоставления денежной социальной выплаты.

Согласно ч. 1 ст. 54 Конституции Российской Федерации закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Таким образом, право состоять на учете имелось у истца как с момента постановки его на учет в 2014 году, так и в настоящее время. Отсутствие обеспеченности истца жильем имело место как на 2014, так и на дату снятия его с учета в 2022 году. ФИО1 не было совершено каких-либо умышленных действий при постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Поскольку на момент вынесения оспариваемого решения от дата. и с момента намеренного ухудшения членами семьи ФИО1 жилищных условий (дата.) прошло более 7 лет, а с момента когда уровень обеспеченности жилыми помещениями истца ФИО1 превысил 15 кв. м. на одного члена семьи (дата) прошло более 6 лет, суд приходит к выводу, что истец является нуждающимся в улучшении жилищных условий, в связи с чем имеет право на получение единовременной социальной выплаты и у ответчика по состоянию на дата. отсутствовали основания для снятия истца с учета.

То обстоятельство, что истец в 2014г. своевременно не сообщил в комиссию о регистрации по месту жительства его супруги и сына по иному адресу, а также то, что в период с дата по дата. уровень обеспеченности жилыми помещениями ФИО1 превысил 15 кв.м., в данном случае правового значения по делу не имеет, поскольку с указанных действий истца прошло более 5 лет и в настоящее время он имеет право на получение ЕСВ.

ФИО1 был зарегистрирован в ведомственном жилом помещении и снялся с регистрационного учета дата., о чем не могло быть не известно ответчику.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства дела, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца.

При этом суд считает необходимым учесть, что Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).

Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40 Конституции Российской Федерации).

Предоставление сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения является способом реализации права на жилище, гарантированного Конституцией Российской Федерации.

Как правильно отмечено в отзыве ответчика, положения ч. 8 ст. 4 Федерального закона № 283-ФЗ направлены на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления жилищных гарантий за счет средств федерального бюджета, т.е. направлены на защиту публичного интереса.

При этом необходимо руководствоваться не только наличием формальных соображений, но также и требованиями разумности и справедливости.

Отказ истцу в реализации гарантированного Конституцией Российской Федерации права на жилище явно не соответствует необходимости обеспечения справедливого баланса частных и публичных интересов, интересов сторон, и противоречит целям социального государства - обеспечению достойной жизни и свободного развития человека.

Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ,

РЕШИЛ:

Признать незаконным решение территориальной комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам (гражданам), проходящим службу в ГУ МЧС России по Чувашской Республике - Чувашии и подчиненных ему учреждениях, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения ----- от дата в части снятия ФИО1 с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Обязать территориальную комиссию по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам (гражданам), проходящим службу в ГУ МЧС России по Чувашской Республике - Чувашии и подчиненных ему учреждениях, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения восстановить ФИО1 на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено апелляционное представление в Верховный суд Чувашской Республики через Ленинский районный суд адрес в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено дата.

Председательствующий судья А.В.Порфирьева

Решение31.05.2022