44RS0002-01-2019-002264-06
Дело № 2-1921/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«16» сентября 2019 года г. Кострома
Ленинский районный суд г. Костромы в составе:
председательствующего судьи Коровкиной Ю.В.,
при секретаре Колотилове Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 и ФИО2 к МУП г. Костромы «Городские сети» о признании действий по начислению платы за центральное отопление незаконными,
установил:
ФИО1 и ФИО2 обратились в суд с иском к муниципальному унитарному предприятию ... «Городские сети» (далее – МУП г. Костромы «Городские сети») о признании незаконными действий по начислению платы за центральное отопление. Требования мотивированы тем, что с 01 июля 2017 г. в квартире, расположенной по адресу: ..., установлено автономное отопление с предварительного получения разрешительной документации в администрации Шунгенского сельского поселения. Решением администрации Шунгенского сельского поселения Костромского муниципального района от 19 октября 2016 г. дано согласие на переустройство системы отопления и горячего водоснабжения в соответствии с проектной документацией. АО «Газпром газораспределение Кострома» выдало техническое задание на проектирование системы газоснабжения от 27.04.2017 г. № 109. ООО «УК «Жилсервис», являющееся управляющей компанией многоквартирного дома, также не возражало против установки в квартире двухконтурного газового котла. При этом МУП г. Костромы «Городские сети» в силу ч. 1 ст. 26 Жилищного кодекса РФ не имеет права согласовывать либо отказывать в согласовании проводимых переустройств и перепланировок. 12 июля 2017 г. приемочная комиссия установила, что переустройство ее квартиры выполнено в соответствии с согласованным проектом. ООО «УК Жилсервис» 25.07.2019 г. выдало справку об отключении квартиры от центрального отопления и центрального горячего водоснабжения с 01.07.2017 г. Таким образом, услугу центрального отопления и горячего водоснабжения с 01 июля 2017 г. в свою квартиру не предоставляется, о чем сообщено ответчику 07.07.2017 г. с требованием снять начисление платы за отопление и горячее водоснабжение. Однако требование удовлетворено не было, начисления за центральное отопление продолжились. С действиями ответчика по начислению платы за центральное отопление истцы не согласны, считают их незаконными, так как согласно действующему законодательству оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии. Поскольку квартира, принадлежащая истцам, отключена от централизованной системы отопления, оборудована автономным отоплением, то фактически им не предоставлялась услуга центрального отопления, и они не могли и не могут принять ее в связи с отсутствием технической возможности, вследствие чего обязанность по оплате за центральное отопление у них не возникла. В связи с чем истцы просят признать действия МУП г. Костромы «Городские сети» по начислению платы за центральное отопление не законными.
В ходе рассмотрения дела исковые требования истцами уточнены, с учетом уточнений ФИО1 и ФИО2 просили признать действия МУП г. Костромы «Городские сети» по начислению платы за центральное отопление не законными и возложить на МУП г. Костромы «Городские сети» обязанность произвести списание задолженности.
В судебном заседании истец ФИО1, представитель истца ФИО2 – ФИО1 уточнила заявленные исковые требования и просила суд по указанным ранее основаниям признать незаконными действия МУП г. Костромы «Городские сети» по начислению платы за центральное отопление в части отопления жилого помещения ФИО1 и ФИО2, расположенного по адресу: ..., за период с 28 сентября 2017 г. по 31 декабря 2018 г., обязать ответчика произвести перерасчет платы за коммунальную услугу в части отопления данного жилого помещения за указанный период.
В судебное заседание истец ФИО2 не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, действует через представителя.
МУП г. Костромы «Городские сети» в судебное заседание своего представителя не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Согласно ч. 1 ст. 167 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными (ч. 3 ст. 167 ГПК РФ).
Уважительность причин неявки определяется судом на основании анализа фактических обстоятельств, поскольку предусмотреть все причины неявки, которые могут быть отнесены к числу уважительных, в виде исчерпывающего перечня в законе не представляется возможным. Данное полномочие суда вытекает из принципа самостоятельности и независимости судебной власти.
По смыслу закона отложение судебного разбирательства производится судом в соответствии с требованиями, установленными ч. 1 ст. 169 ГПК РФ в случаях, предусмотренных данным Кодексом, а также в случае, если суд признает невозможным рассмотрение дела в судебном заседании, вследствие неявки кого-либо из участников процесса, предъявления встречного иска, необходимости представления или истребования дополнительных доказательств, привлечения к участию в деле других лиц, совершения иных процессуальных действий. Из указанной нормы следует, что отложение судебного заседания допускается на определенный срок, при наличии объективных причин, препятствующих проведению судебного разбирательства в назначенное судом время. Кроме того, отложение судебного заседания по ходатайству лица, участвующего в деле, является правом суда, но не его обязанностью, и такое ходатайство подлежит разрешению с учетом его обоснованности и обстоятельств дела.
Безосновательное отложение судебного разбирательства не соответствует эффективному правосудию, задачам и принципам гражданского судопроизводства.
Принимая во внимание изложенное, мнение истца, возражавшей против отложения судебного заседания, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу п. 1 ст. 548 Гражданского кодекса Российской федерации (далее - ГК РФ) к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации), если иное не установлено законом, иными правовыми актами.
Пунктом 1 ст. 539 ГК РФ предусмотрено, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно п. 1 ст. 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным статьей 546 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 542 ГК РФ качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательными правилами, или предусмотренным договором энергоснабжения. В случае нарушения энергоснабжающей организацией требований, предъявляемых к качеству энергии, абонент вправе отказаться от оплаты такой энергии. При этом энергоснабжающая организация вправе требовать возмещения абонентом стоимости того, что абонент неосновательно сберег вследствие использования этой энергии (пункт 2 статьи 1105).
В силу п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе плату за коммунальные услуги.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (ч. 3 ст. 154 ЖК РФ).
В соответствии с ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату, в том числе за тепловую энергию (отопление).
Частью 1 ст. 157 ЖК РФ предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
При предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, изменение размера платы за коммунальные услуги определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, ФИО1 и ФИО2 с dd/mm/yy на праве собственности (каждому по ? доли) принадлежит квартира, расположенная по адресу: ..., на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от 31.07.2018 г., договора на передачу и продажу жилой площади в собственность № 3593 от 31.03.1997 г., что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Ранее указанная квартира принадлежала И. , умершему dd/mm/yy
Собственниками помещений многоквартирного ... выбран способ управления – управление управляющей организацией ООО «УК «Жилсервис», заключен договор управления многоквартирным домом.
В судебном заседании установлено, что жилой дом подключен к централизованной системе отопления, общедомовым прибором учета тепловой энергии не оборудован, тепловой узел дома функционирует, внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры в многоквартирном доме имеется, в частности, в некоторых квартирах, не переведенных на автономное отопление.
Ресурсоснабжающей организацией по услуге центральное отопление является МУП г. Костромы «Городские сети».
Согласно протоколу общего собрания собственников помещений дома от 04 августа 2016 г. согласие собственников помещений дома на перевод квартиры № №, на автономное отопление имеется.
АО «Газпром газораспределение Кострома» своим письмом от 27 апреля 2017 г. подтвердило техническую возможность газоснабжения квартиры с учетом запланированного переустройства.
ООО «УК «Жилсервис» также не возражало против установки в квартире истов двухконтурного газового котла, что подтверждается справкой инженера участка от 24 августа 2016 г.
На основании решения администрации Шунгенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области от 19 октября 2016 г. собственнику квартиры, расположенной по адресу: ..., И. дано согласие на переустройство системы отопления и горячего водоснабжения в квартире в соответствии с представленной проектной документацией.
Согласно акту приемки законченного строительством объекта внутридомового газопровода в эксплуатацию от 03 июля 2017 г. комиссией с участием мастера ООО «Газтехсервис» работы по монтажу внутреннего газооборудования выполнены в соответствии с проектом.
Из материалов дела усматривается, что в квартире истцов 01 июля 2017 г. центральное отопление и горячее водоснабжение отключено.
В соответствии с актом приемочной комиссии о завершении переустройства от 12 июля 2017 г. в составе главы администрации Шунгенского сельского поселения, его заместителя и ведущего специалиста строительно-монтажные работы по переустройству жилого помещения по адресу: ... приняты как соответствующие проекту.
Большинство квартир в жилом доме по адресу: ... также имеют автономное газовое отопление и горячее водоснабжение.
Отказывая истице в перерасчете платы за отопление ввиду перехода на автономное отопление квартиры, ответчик сослался на то, что снятие начислений платы за отопление возможно только в случае перевода на автономное теплоснабжение и отключение от централизованного теплоснабжения всего многоквартирного дома.
Однако отсутствие законодательно закрепленного механизма оплаты за услугу отопления с разделением на плату за потребление услуги в жилом помещении и на плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме не должно приводить к начислению истцам платы за неоказанную услугу.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении № 46-П от 20.12.2018 «По делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в связи с жалобами граждан ФИО3 и ФИО4», одним из условий возникновения обязанности собственника или пользователя отдельного помещения в многоквартирном доме, подключенном к централизованным сетям теплоснабжения, оплатить коммунальную услугу по отоплению является фактическое потребление поступающей в этот дом тепловой энергии для обогрева конкретного помещения при помощи подключенного к внутридомовой инженерной системе отопления внутриквартирного оборудования и (или) теплоотдачи от расположенных в помещении элементов указанной системы…. обеспечение прав и законных интересов собственников и пользователей жилых помещений, которые в силу объективных причин были вынуждены установить в принадлежащих им помещениях индивидуальные квартирные источники тепловой энергии, соблюдая при этом нормативные требования к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления, действующие на момент его проведения, предполагает создание правовых условий, позволяющих учесть при определении размера платы за коммунальную услугу по отоплению факт неиспользования такими лицами тепловой энергии, поступающей в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения, для обогрева принадлежащих им жилых помещений….».
В силу ст. ст. 39, 153-155, 158 ЖК РФ собственники жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме и обязаны нести расходы на содержание принадлежащих им помещений, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей долевой собственности на это имущество.
Постановлением Правительства РФ от 28.12.2018 г. № 1708 внесены изменения в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», Постановление вступило в силу с 1 января 2019 г.
В соответствии с п. 42(1) Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 в ред. Постановления Правительства РФ от 28.12.2018 г. № 1708 оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов – в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года, в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и жилом доме, который не оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2,2(1),2(3) и 2(4) приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
Формула 2(3) Приложения № 2 предназначена для определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии согласно п.п. 42(1) и 43 Правил при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода и предполагает учет объема потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на i-е помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме, определенного по формуле 2(5), общей площади i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества с многоквартирном доме и т.д.
Таким образом, действующее с 1 января 2019 г. правовое регулирование предполагает определение платы за услугу центрального отопления с раздельным учетом площадей квартир и площадей общедомового имущества.
Ответчиком в материалы дела представлены доказательства о произведенном истцу перерасчете платы за отопление за январь 2019 г., а также о начислениях с января 2019 г. за услугу только по отоплению мест общего пользования дома.
Разрешая заявленные исковые требования о перерасчете платы за центральное отопление за период до 1 января 2019 г., суд учитывает указанное выше Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 20.12.2018 г. № 46-П, в котором указано, что судебные решения, вынесенные в отношении заявителей по настоящему делу и основанные на положении абзаца второго пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в той мере, в какой это положение признано настоящим Постановлением не соответствующим Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленном порядке. Что же касается основанных на указанном нормативном положении судебных решений, вынесенных в отношении лиц, не являвшихся участниками конституционного судопроизводства по настоящему делу, то данные решения - как не исполненные, так и исполненные частично - также не подлежат дальнейшему исполнению и должны быть пересмотрены с использованием закрепленных законодательством материально-правовых оснований и процессуальных институтов.
Таким образом, с тех лиц, которые обратились за судебной защитой и не внесли начисленную плату за центральное отопление их квартиры, как за неоказанную услугу, данная плата взиманию не подлежит.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что поскольку услуга истцам не оказывалась в части отопления занимаемой им квартиры с момента установки автономного отопления, истцы начисленную оплату по данной услуге не вносили, обратились в суд, полагая свои права таким начислением нарушенными, то они должны быть освобождены от оплаты услуги по отоплению в части занимаемого ими жилого помещения, начисленной за период до 1 января 2019 г. Вместе с тем оплату услуги по отоплению в части мест общего пользования дома за период до 1 января 2019 г. истцы вносить обязаны.
С 1 января 2019 г. начисления платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирных домах, отдельные жилые помещения в которых были переведены на индивидуальные квартирные источники тепловой энергии, производятся с учетом изменений, внесенных в Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
Данный механизм перерасчета платы в отсутствие иного может быть применен ответчиком и к периодам до 1 января 2019 г.
По информации ООО «УК «Жилсервис», отопление в жилой дом по адресу: ... было подключено с 28 сентября 2017 г. Из материалов дела следует, что по квартире истцов в период с сентября 2017 по декабрь 2018 г. включительно начислялась плата за центральное отопление.
Поскольку истцы с момента оборудования автономного отопления услуг по центральному отоплению своей квартиры не получали, то коммунальную услугу по центральному отоплению в части отопления жилого помещения, расположенного по адресу: ..., следует признать неоказанной, в связи с чем действия ответчика по начислению платы за неоказанную услугу за период с 28 сентября 2017 г. по 31 декабря 2018 г. являются незаконными. На ответчика подлежит возложению обязанность произвести перерасчет платы за коммунальную услугу «центральное отопление» путем снятия ранее начисленной суммы платы за отопление жилого помещения истцов за указанный период.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 198, 199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования ФИО1 и ФИО2 к муниципальному унитарному предприятию города Костромы «Городские сети» удовлетворить.
Признать незаконными действия муниципального унитарного предприятия ... «Городские сети» по начислению платы за центральное отопление в части отопления жилого помещения, расположенного по адресу: ..., за период с 28 сентября 2017 г. по 31 декабря 2018 г. включительно.
Обязать муниципальное унитарное предприятие города Костромы «Городские сети» произвести ФИО1 и ФИО2 перерасчет платы за коммунальную услугу «центральное отопление» путем снятия ранее начисленной суммы платы за отопление жилого помещения – квартиры, расположенной по адресу: ..., за период с dd/mm/yy по dd/mm/yy включительно.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Костромской областной суд через Ленинский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Ю.В. Коровкина
Мотивированное решение суда изготовлено 21 сентября 2019 г.