ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1921/19 от 30.09.2019 Усть-илимского городского суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 сентября 2019 года г. Усть-Илимск, Иркутская область

Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Шушиной В.И.,

при секретаре судебного заседания Романовой О.С.,

с участием Усть-Илимского межрайонного природоохранного прокурора Окульского С.А.,

представителя ответчика ООО «ИлимТЭК», представителя третьего лица ООО «БайкалТехРесурс» Почивалиной Л.В., действующей на основании доверенностей *** от **.**.**** и *** от **.**.****, соответственно, с полным объем процессуальных прав сроком действия до **.**.****,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
№ 2-1921/2019 по исковому заявлению Усть-Илимского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «Илимская Топливно-Энергетическая компания» о приостановлении деятельности до устранения нарушений природоохранного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

В обоснование исковых требований представитель истца указал, что Усть-Илимской межрайонной природоохранной прокуратурой с привлечением специалистов Службы по охране природы и озера Байкал Иркутской области, территориального отдела Управления Роспотребнадзора Иркутской области в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе, Департамента недвижимости администрации г. Усть-Илимска проведена проверка исполнения законодательства при сборе, накоплении и утилизации сточных вод, их сбросе в водные объекты ООО «ИлимТЭК», осуществляющим эксплуатацию автозаправочных станций. Основанием к проведению проверки послужили сведения об эксплуатации АЗС в отсутствие ливневой канализации и очистных сооружений, препятствующих попаданию загрязненных сточных вод в почву, недра и водные объекты. Отсутствие системы надлежащего сбора сточных вод на автозаправочных станциях может являться одной из причин загрязнения Усть-Илимского и Богучанского водохранилищ нефтепродуктами. Так, в связи с выпадением значительного количества осадков в августе 2018 загрязненные ливневые стоки с территории населенного пункта самотеком попали в указанные водные объекты. При этом, учитывая отсутствие в системе городской ливневой канализации очистных сооружений, указанные стоки образовали нефтесодержащую пленку в акватории водохранилищ. В ходе настоящей проверки прокуратурой выявлены факты осуществления хозяйственной деятельности ООО «ИлимТЭК» с грубыми нарушениями законодательства об охране окружающей среды, требований закона в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Основным видом деятельности предприятия является розничная торговля моторным топливом в специализированных магазинах (ОВЭД 47.3). Для указанных целей обществом используются 2 автозаправочные станции АЗС-104 и АЗС-100, а также другие строения и сооружения. На земельном участке с кадастровым номером ***, по адресу: ****, обществом эксплуатируется комплекс автозаправочной станции АЗС-104. Земельный участок используется для размещения нежилого сооружения АЗС, состоящего из здания операторной, навеса над топливораздаточными колонками, нежилого двухэтажного строения; подземных резервуаров, опор наружного освещения, уличного туалета с выгребной ямой. На земельном участке с кадастровым номером ***, по адресу: ****, обществом эксплуатируется комплекс автозаправочной станции АЗС-100. Земельный участок используется для размещения информационного стенда, нежилого сооружения стационарной подземной автозаправочной станции, навеса над топливораздаточными колонками, подземных и надземных резервуаров, одноэтажного строения для хозяйственных нужд, водоотводного бетонированного лотка с металлической решеткой, соединенного через коллектор с колодцем объемом 5 куб.м., уличного туалета с выгребной ямой. По представленным сведениям, за период с **.**.**** по **.**.**** ООО «ИлимТЭК» на АЗС-100 получено и реализовано *** л топлива, на АЗС-104 - *** Проведенной проверкой установлено, что площадки АЗС-104, АЗС-100 не оборудованы очистными сооружениями для сбора, очистки поверхностно-ливневых сточных вод, направляемых от ливневой канализационной сети или с соответствующих уклонов территории АЗС. Согласно проектной документации АЗС-100 (рабочий проект АЗС-100, ****, разработанный *** оборудована системой ливневой канализации для сбора поверхностных сточных вод со всей территории объекта. Система сбора поверхностных стоков, согласно проектной документации, на АЗС-100 представляет собой отведение поверхностных стоков на производственно-ливневую канализацию, с последующим попаданием в отстойник и колодец-маслосборник. Строительство очистных сооружений на АЗС-100 проектной документацией не предусмотрено, что являет нарушением указанных Правил. Проектная документация на АЗС-104 отсутствует, что подтверждается объяснениями соучредителя ООО «ИлимТЭК» - директора ООО «БайкалТехРесурс» *** и противоречит п. 2.3 Правил. Также проверкой установлено, что эксплуатация АЗС-104, АЗС-100, осуществляется с нарушением иных требований Правил к созданию и содержанию канализационной сети, создающих угрозу причинения вреда окружающей среде. Материалами проверки подтверждается неисполнение ООО «ИлимТЭК» требований закона. Юридическим лицом территория АЗС-104 не оборудована ливневой канализационной сетью; не обеспечивается поддержание ливневой канализации на АЗС-100 в исправном состоянии, наблюдение за работой ливневой канализационной сети не проводится, журналы осмотра системы канализации отсутствуют. Твердое покрытие площадки АЗС-104 частично разрушено, стыки бетонных плит не герметичны. Учитывая изложенное, эксплуатация указанных автозаправочных станций, сопряженная с образованием, сбором, накоплением и сбросом сточных вод, содержащих нефтепродукты, в отсутствие очистных сооружений и канализационной системы (АЗС-104), при наличии признаков частичного разрушения твердого покрытия площадки АЗС-104, свидетельствуют о попадании загрязняющих веществ, в том числе содержащих нефтепродукты, с территории автозаправочных комплексов ООО «ИлимТЭК» в водные объекты и на рельеф местности и создает угрозу причинения вреда компонентам окружающей среды. Изложенные нарушения, допускаемые ООО «ИлимТЭК» при эксплуатации АЗС-104, АЗС-100, подтверждаются материалами проверки, объяснениями соучредителя ООО «ИлимТЭК» - директора ООО «БайкалТехРесурс» ***., заключениями специалистов Службы по охране природы и озера Байкал Иркутской области от **.**.****, специалиста территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Иркутской области в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе от **.**.****. В ходе проведенной проверки также выявлены факты ненадлежащего обращения с отходами при эксплуатации АЗС. ООО «ИлимТЭК», в нарушение требований закона, не обеспечен сбор и транспортировка отходов III класса опасности (шлам очистки емкостей и трубопроводов от нефти и нефтепродуктов), образующихся при зачистке резервуаров для приемки и хранения нефтепродуктов, организацией, имеющей соответствующую лицензию. Договор с такой организацией ООО «ИлимТЭК» не заключен. В соответствии с программами производственного экологического контроля АЗС-104, АЗС-100, утв. директором ООО «ИлимТЭК» **.**.****, сведений отчетности за 2018 на площадках образуются 4 вида отходов: мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный); обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15 %); песок, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15 %); отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами. Вместе с тем, исходя из осуществляемых видов деятельности, а также зданий и сооружений, эксплуатируемых ООО «ИлимТЭК» на площадках АЗС-104, АЗС-100 образуются и накапливаются отходы, аналогичные отходам, внесенным в Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО), утвержденный Приказом Росприроднадзора от **.**.*******. Так, помимо указанных выше, на площадках образуются следующие виды отходов: отходы (шлам) при очистке сетей, колодцев дождевой (ливневой) канализации (код по ФККО 7 21 800 01 39 4); мусор с защитных решеток хозяйственно-бытовой и смешанной канализации малоопасный *** отходы (шлам) при очистке сетей, колодцев хозяйственно-бытовой и смешанной канализации *** отходы (осадки) из выгребных ям *** отходы очистки септиков для очистки хозяйственно-бытовых сточных вод малоопасные *** шлам очистки емкостей и трубопроводов от нефти и нефтепродуктов ***), лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства *** и пр. Учет указанных видов отходов не велся, отчетность об их образовании и дальнейшем обращении в уполномоченные органы не подавалась. Образование указанных отходов подтверждается материалами проверки, в том числе представленными паспортами на шлам очистки емкостей и трубопроводов от нефти и нефтепродуктов, лампы ртутные. Паспорта на все виды образующихся отходов ООО «ИлимТЭК» не разработаны, в Управление Росприроднадзора по Иркутской области не представлены. Кроме того, ввиду отсутствия ряда паспортов на образующиеся в ходе деятельности ООО «ИлимТЭК» отходы, в нарушение статьи 19 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», ответчиком не организован надлежащий учет по всем образующимся, использованным, обезвреженным, переданным другим лицам или полученных от других лиц отходам на площадках АЗС-104, АЗС-100. Изложенное также свидетельствует о том, что юридическим лицом не организованы мероприятия по безопасному для окружающей среды обращению с отходами I-IV классов опасности (образованию, использованию, обезвреживанию и размещению отходов), что не исключает сброс (слив) образующихся в процессе деятельности ООО «ИлимТЭК» отходов, сточных вод на почву и в водные объекты. Проверкой выявлены и иные нарушения законодательства в сфере экологии, допускаемые ответчиком. Как следует из заключения специалиста Департамента недвижимости администрации г. Усть-Илимска от **.**.****, иных материалов проверки юридическим лицом на территории АЗС-104 место под контейнеры для сбора твердых коммунальных отходов не оборудовано в соответствии с перечисленными требованиями (отсутствует твердое искусственное водонепроницаемое покрытие, ветрозащитная стенка). Поскольку ООО «ИлимТЭК» относится к категориям субъектов малого и среднего предпринимательства, на юридическое лицо возложены обязанность по предоставлению в уведомительном порядке данных учета по отходам в уполномоченные органы в области обращения с отходами, в том числе годовой формы федерального статистического наблюдения № 2-тп (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» (в Управление Росприроднадзора по Иркутской области ежегодно до 1 февраля после отчетного периода). Указанная обязанность установлена статьей 19 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», Приказом Росстата от 10.08.2017 № 529. Вместе с тем, в нарушение указанных требований закона, согласно заключению специалиста Службы по охране природы и озера Байкал Иркутской области от **.**.****, ООО «ИлимТЭК» отчет формы 2-тп (отходы) за **.**.**** г. в установленные сроки не предоставлен в Управление Росприроднадзора по Иркутской области. Проведенной проверкой также установлено, что ООО «ИлимТЭК» при эксплуатации АЗС допускаются нарушения законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия. Согласно заключению специалиста территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Иркутской области в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе от **.**.****, юридическим лицом, в нарушение ст. 11, ч. 3 ст. 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п. 6.7, 6.8 СанПиН 2.1.7.1287-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы» на территории санитарно-защитной зоны площадок АЗС-104, АЗС-100 не проводится мониторинг состояния почвы. Кроме того, предприятием не организован производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, не представлены программа (план) производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, и результаты лабораторных исследований на границе санитарно-защитной зоны производственных площадок АЗС-104, АЗС-100. Проверкой установлено, что на территории АЗС-104, АЗС-100 имеется по уличному деревянному туалету. Вместе с тем, согласно заключению специалиста территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Иркутской области в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе от **.**.****, в нарушение п.п. 2.3.4, 2.3.5 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест» выгреб уборных на АЗС-104, АЗС-100 очищается реже одного раза в полгода, не проводится дезинфекция уборной и выгребной ямы дезинфицирующими растворами. Таким образом, результаты проведенной проверки свидетельствуют об использовании ООО «ИлимТЭК» земельных участков под размещение 2-х автозаправочных станций АЗС-104, АЗС-100 с многочисленными нарушениями законодательства в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Эксплуатация автозаправочной станции (АЗС-104) в отсутствие производственно-ливневой канализации, исключающей попадание загрязненных стоков в окружающую среду, ведение деятельности на АЗС-104, АЗС-100 с нарушениями законодательства при обращении со сточными водами и образующимися отходами, содержащими в себе нефтепродукты, при отсутствии надлежащего учета таких отходов, создает реальную угрозу их попадания (слива) в почву и водные объекты, расположенные в границах муниципального образования г. Усть-Илимск. Указанные факты свидетельствуют о нарушении права граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду, закрепленные в ст. 42 Конституции РФ и ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», а также интересов Российской Федерации, которой гарантируется соблюдение Конституции РФ и законов всеми гражданами, объединениями. Учитывая, что деятельностью ООО «ИлимТЭК», осуществляемой с многочисленными нарушениями законодательства, причиняется вред окружающей среде, а также имеется угроза причинения нового вреда, восстановление нарушенных прав неопределенного круга лиц, Российской Федерации, в силу перечисленных норм и требований статьи 1065 ГК РФ, возможно путем приостановления такой деятельности до устранения выявленных нарушений закона. Таким образом, с целью восстановления права граждан на благоприятную окружающую среду, обеспечения экологической безопасности и создания условий защищенности личности, имущества граждан и организаций, общества и государства, деятельность ООО «ИлимТЭК» по эксплуатации площадки АЗС-104 подлежит приостановлению, а хозяйствующий субъект понуждению к проведению указанных экологических мероприятий на территории 2-х автозаправочных станций. С учетом уточнений просит обязать ООО «ИлимТЭК»: оборудовать площадку АЗС-104, расположенную на земельном участке по адресу: ****, кадастровый номер ***, очистными сооружениями для очистки талых и ливневых вод со всей площадки АЗС - до **.**.****; оборудовать площадку АЗС-100, расположенную на земельном участке по адресу: ****, кадастровый номер ***, очистными сооружениями для очистки талых и ливневых вод со всей площадки АЗС - до **.**.****; обеспечить надлежащий сбор, транспортирование отходов III класса опасности - шлам очистки емкостей и трубопроводов от нефти и нефтепродуктов, собранных при зачистке средств хранения и транспортирования нефти и нефтепродуктов, с площадок АЗС-100, АЗС-104, расположенных на земельных участках по адресам: ****, кадастровый номер ***, ****, кадастровый ***, организацией, имеющей лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности - в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу; разработать программу (план) производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в соответствии с требованиями Санитарных правил - СП 1.1.1058-01, а также обеспечить проведение мероприятий по исполнению плана на территории площадок АЗС-100, АЗС-104, расположенных на земельных участках по адресам: ****, кадастровый номер ***, ****, кадастровый номер ***, по согласованию с органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор - в течение 5 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Определением суда от **.**.**** производство по настоящему делу в части требований об обязывании ООО «ИлимТЭК» приостановить деятельность по эксплуатации автозаправочной станции (АЗС-104), расположенной на земельном участке по адресу: ****, кадастровый номер ***, до обеспечения надлежащего сбора поверхностно-ливневых сточных вод со всей площади АЗС путем прокладки ливневой канализационной сети или создания соответствующих уклонов территории, а также обеспечения целостности твердого водонепроницаемого покрытия площадки АЗС; оборудовать площадку АЗС-104, расположенную на земельном участке по адресу: ****, кадастровый номер ***, производственно-ливневой канализацией или соответствующими уклонами для сбора талых и ливневых вод со всей площади АЗС, обеспечить целостность твердого водонепроницаемого покрытия площадки АЗС; обеспечить наблюдение за канализационной сетью на площадке АЗС-100, на земельном участке по адресу: ****, кадастровый номер *** путем проведения наружного и внутреннего осмотра трассы и сооружений - в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу; обеспечить учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов по всем видам образующихся отходов в соответствии с требованиями приказа Минприроды России от 01.09.2011 № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами»; произвести зачистку резервуаров на площадках АЗС-100, АЗС-104, расположенных на земельных участках по адресам: ****, р.****, кадастровый номер ***, ****, кадастровый номер *** - в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу; оборудовать место для накопления отходов производства и потребления, образующихся в процессе деятельности, на площадке АЗС-104, на земельном участке по адресу: ****, кадастровый номер *** в соответствии с п. 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 - в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу; обеспечить проведение мониторинга состояния почвы на территории санитарно-защитных зон площадок АЗС-100, АЗС-104, расположенных на земельных участках по адресам: ****, кадастровый номер ***, ****, кадастровый номер ***, по согласованию с органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор - в течение 5 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; составить паспорта на отходы IV класса опасности - отходы (шлам) при очистке сетей, колодцев дождевой (ливневой) канализации (***); мусор с защитных решеток хозяйственно-бытовой и смешанной канализации малоопасный *** отходы (шлам) при очистке сетей, колодцев хозяйственно-бытовой и смешанной канализации *** отходы (осадки) из выгребных ям *** отходы очистки септиков для очистки хозяйственно-бытовых сточных вод малоопасные *** образующиеся в процессе эксплуатации площадок АЗС-100, АЗС-104, расположенных на земельных участках по адресам: ****, ****, кадастровый номер ***, ****, кадастровый номер ***, и направить заверенные копии паспортов в Управление Росприроднадзора по Иркутской области; обеспечить направление в Управление Росприроднадзора по Иркутской области годовой формы федерального статистического наблюдения № 2-тп (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» за **.**.****. - в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу прекращено в связи с добровольным удовлетворением ответчиком заявленных исковых требований.

В судебном заседании представитель истца заявленные исковые требования поддержал, с учетом частичного отказа от заявленных требований, в полном объеме.

Представитель ответчика и третьего лица Почивалина Л.В. в судебном заседании, с учетом заявления об отказе от части требований, возражала против удовлетворения требований в части обеспечения надлежащего сбора и транспортирования отходов III класса опасности и разработать программу (план) производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в соответствии с требованиями Санитарных правил - СП 1.1.1058-01, в остальной части исковые требования признала.

Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, оценив их в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьями 35, 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» при размещении, эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов должно быть обеспечено выполнение требований в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности.

Юридические лица обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды (ч. 2 ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

Нормативы и требования, предъявляемые к эксплуатации автозаправочных станций, их территории, зданиям, сооружениям и оборудованию, инженерным коммуникациям в части экологической безопасности, установлены Правилами технической эксплуатации автозаправочных станций (РД 153-39.2-080-01), утв. Приказом Минэнерго РФ от 01.08.2001 № 229 (далее - Правила). Кроме того, с 01.06.2019 введен в действие ГОСТ Р 58404-2019 Национальный стандарт РФ. Станции и комплексы автозаправочные. Правила технической эксплуатации.

Правила обязательны для применения на всей территории РФ для организаций всех форм собственности независимо от ведомственной принадлежности и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по эксплуатации АЗС (п. 1.3 Правил).

Пунктом 18.1 Правил регламентировано, что эксплуатация автозаправочных станций не должна приводить к загрязнению окружающей природной среды (воздуха, поверхностных вод, почвы) вредными веществами.

При эксплуатации АЗС должны выполняться экологические требования, определенные природоохранным законодательством и действующими нормативными техническими документами по охране окружающей среды.

Согласно п. 2.3 Правил эксплуатируемые АЗС должны соответствовать проектам. Проекты реконструируемых и вновь строящихся АЗС должны соответствовать настоящим Правилам и действующей нормативной технической документации.

Согласно требованиям пункта 4.4 Правил территория АЗС оборудуется канализационной системой, обеспечивающей отвод и сбор загрязненных нефтепродуктами ливневых и талых вод с поверхности проезжей части, локализацию разливов при сливе и отпуске нефтепродуктов.

В соответствии с пунктом 18.4 Правил сбор поверхностно-ливневых сточных вод обеспечивается со всей площади АЗС путем прокладки ливневой канализационной сети или создания соответствующих уклонов территории для направления стока на очистные сооружения (абзац 1).

АЗС оснащаются очистными сооружениями. Состав очистных сооружений и необходимое качество очистки производственных сточных вод обосновываются с учетом места их сброса (абзац 2).

Согласно п. 10.3 Правил автозаправочные станции оборудуются производственно-ливневой канализацией для сбора производственных и дождевых стоков в целях предотвращения смешивания дождевых и талых сточных вод со специфическими стоками АЗС, а также их попадание в почву и природные водоемы (абзац 1).

Ливневые канализационные сети, колодцы, должны поддерживаться в исправном состоянии (должны быть чистыми, заливание их выходов не допускается). Наблюдение за работой канализационной сети осуществляется путем проведения наружного (не реже 1 раза в месяц) и технического (внутреннего) осмотра трассы и сооружений (по графику 2 раза в год) (абзац 2).

Аналогичные требования закреплены в ГОСТ Р 58404-2019 п. 11.1, 11.5, 11.6.

Согласно п. 2.1.11 Экологических требований к предприятиям транспортно-дорожного комплекса. РД 152-001-94, утв. Минтрансом РФ 20.05.1994, загрязненные воды, отводимые от производственных объектов, административных, хозяйственно-бытовых зданий и сооружений, а также ливневые стоки с территории предприятия не должны сбрасываться в поверхностные водные объекты, на рельеф местности без предварительной очистки.

Аналогичные требования закреплены в ч. 2 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

Из материалов дела следует, что Усть-Илимской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства при сборе, накоплении и утилизации сточных вод, их сбросе в водные объекты ООО «ИлимТЭК, осуществляющим эксплуатацию автозаправочных станций (АЗС).

По результатам проверки были выявлены факты осуществления хозяйственной деятельности ООО «ИлимТЭК» с грубыми нарушениями законодательства об охране окружающей среды, требований закона в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Основным видом деятельности предприятия является розничная торговля моторным топливом в специализированных магазинах (ОВЭД 47.3).

Для указанных целей обществом используются 2 автозаправочные станции АЗС-104 и АЗС-100, а также другие строения и сооружения.

На земельном участке с кадастровым номером ***, по адресу: ****, обществом эксплуатируется комплекс автозаправочной станции АЗС-104.

Земельный участок используется для размещения нежилого сооружения АЗС, состоящего из здания операторной, навеса над топливораздаточными колонками, нежилого двухэтажного строения; подземных резервуаров, опор наружного освещения, уличного туалета с выгребной ямой.

На земельном участке с кадастровым номером ***, по адресу: ****, обществом эксплуатируется комплекс автозаправочной станции АЗС-100.

Земельный участок используется для размещения информационного стенда, нежилого сооружения стационарной подземной автозаправочной станции, навеса над топливораздаточными колонками, подземных и надземных резервуаров, одноэтажного строения для хозяйственных нужд, водоотводного бетонированного лотка с металлической решеткой, соединенного через коллектор с колодцем объемом 5 куб.м., уличного туалета с выгребной ямой.

По представленным сведениям, за период с **.**.**** г. по **.**.**** ООО «ИлимТЭК» на АЗС-100 получено и реализовано *** л топлива, на АЗС-104 - ***

Проведенной проверкой установлено, что площадки АЗС-104, АЗС-100 не оборудованы очистными сооружениями для сбора, очистки поверхностно-ливневых сточных вод, направляемых от ливневой канализационной сети или с соответствующих уклонов территории АЗС.

Согласно проектной документации АЗС-100 (рабочий проект АЗС-100, ****, разработанный ИП Серебренниковым Ю.В.), оборудована системой ливневой канализации для сбора поверхностных сточных вод со всей территории объекта. Система сбора поверхностных стоков, согласно проектной документации, на АЗС-100 представляет собой отведение поверхностных стоков на производственно-ливневую канализацию, с последующим попаданием в отстойник и колодец-маслосборник.

Строительство очистных сооружений на АЗС-100 проектной документацией не предусмотрено, что являет нарушением указанных Правил.

Проектная документация на АЗС-104 отсутствует, что подтверждается объяснениями соучредителя ООО «ИлимТЭК» - директора ООО «БайкалТехРесурс» *** и противоречит п. 2.3 Правил.

Учитывая изложенное, эксплуатация указанных автозаправочных станций, сопряженная с образованием, сбором, накоплением и сбросом сточных вод, содержащих нефтепродукты, в отсутствие очистных сооружений и канализационной системы (АЗС-104, АЗС-100), свидетельствуют о попадании загрязняющих веществ, в том числе содержащих нефтепродукты, с территории автозаправочных комплексов ООО «ИдимТЭК» в водные объекты и на рельеф местности и создает угрозу причинения вреда компонентам окружающей среды.

Таким образом, требования о возложении обязанности на ООО «ИлимТЭК» оборудовать площадку АЗС-104, расположенную на земельном участке по адресу: ****, кадастровый номер *** очистными сооружениями для очистки талых и ливневых вод со всей площадки АЗС - до **.**.****; оборудовать площадку АЗС-100, расположенную на земельном участке по адресу: ****, кадастровый номер *** очистными сооружениями для очистки талых и ливневых вод со всей площадки АЗС - до **.**.****, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Частью 1 статьи 9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» регламентировано, что деятельность по сбору, утилизации, транспортировке, размещению и обезвреживанию отходов I-IV классов опасности осуществляется на основании лицензии на проведение указанных видов работ, в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Согласно п. 5.11 Правил резервуары, предназначенные для приема и хранения нефтепродуктов, подвергаются периодическим зачисткам в соответствии с требованиями государственных стандартов: не реже 1 раза в год для масел с присадками, не реже 1 раза в год - для остальных масел, автомобильных бензинов, дизельных топлив.

В свою очередь, ответчиком, в нарушение вышеуказанных норм не обеспечена транспортировка отходов III класса опасности (шлам очистки емкостей и трубопроводов от нефти и нефтепродуктов), образующихся при зачистке резервуаров для приемки и хранения нефтепродуктов, организацией, имеющей соответствующую лицензию. Договор с такой организацией ответчиком не заключен.

Доводы представителя ответчика о том, что такой договор заключается по мере необходимости и нарушений в данной части не имеется, суд находит несостоятельными, поскольку действующим законодательством предусмотрена обязанность эксплуатирующей организацией, от деятельности которой образуются отходы I-IV класса опасности, обеспечить транспортирование отходов специализированной организацией, путем заключения соответствующего договора. Вопросы организации вывоза, сроки, периодичность подлежат разрешению в рамках заключенного договора.

Представленные представителем ответчика договор по переработке отходов от **.**.**** и дополнительное соглашение к нему от **.**.****, заключенные ответчиком с ООО «Инновация» указывают лишь на исполнение обязанности по утилизации таких отходов.

Представленный договор *** от **.**.****, заключенный ответчиком с ООО «Братский полигон ТБО» указывает на исполнение обязанности по сбору, транспортирование, обезвреживание и захоронение твердых коммунальных отходов.

Таким образом, требования истца о возложении на ответчика обязанности обеспечить надлежащий сбор, транспортирование отходов III класса опасности - шлам очистки емкостей и трубопроводов от нефти и нефтепродуктов, собранных при зачистке средств хранения и транспортирования нефти и нефтепродуктов, с площадок АЗС-100, АЗС-104, расположенных на земельных участках по адресам: ****, кадастровый номер ***, ****, кадастровый номер ***, организацией, имеющей лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности - в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу, также является обоснованным.

В соответствии с п. 2.2 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» целью производственного контроля является обеспечение безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания вредного влияния объектов производственного контроля путем должного выполнения санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, организации и осуществления контроля за их соблюдением.

Санитарными правилами также установлено, что Программа (план) производственного контроля составляется в произвольной форме и должна включать следующие данные: Перечень официально изданных санитарных правил, методов и методик контроля факторов среды обитания в соответствии с осуществляемой деятельностью (п. 3.1); Перечень должностных лиц (работников), на которых возложены функции по осуществлению производственного контроля (п. 3.2); Перечень химических веществ, биологических, физических и иных факторов, а также объектов производственного контроля, представляющих потенциальную опасность для человека и среды его обитания (контрольных критических точек), в отношении которых необходима организация лабораторных исследований и испытаний, с указанием точек, в которых осуществляется отбор проб (проводятся лабораторные исследования и испытания), и периодичности отбора проб (проведения лабораторных исследований и испытаний) (п. 3.3); Перечень должностей работников, подлежащих медицинским осмотрам, профессиональной гигиенической подготовке и аттестации (п. 3.4); Перечень осуществляемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем работ и услуг, выпускаемой продукции, а также видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека и подлежащих санитарно-эпидемиологической оценке, сертификации, лицензированию (п. 3.5); Мероприятия, предусматривающие обоснование безопасности для человека и окружающей среды продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов производственной и окружающей среды и разработка методов контроля, в том числе при хранении, транспортировке, реализации и утилизации продукции, а также безопасности процесса выполнения работ, оказания услуг (п. 3.6); Перечень форм учета и отчетности, установленной действующим законодательством по вопросам, связанным с осуществлением производственного контроля (п. 3.7); Перечень возможных аварийных ситуаций, связанных с остановкой производства, нарушениями технологических процессов, иных создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения ситуаций, при возникновении которых осуществляется информирование населения, органов местного самоуправления, органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор (п. 3.8); Другие мероприятия, проведение которых необходимо для осуществления эффективного контроля за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Перечень указанных мероприятий определяется степенью потенциальной опасности для человека деятельности (выполняемой работы, оказываемой услуги), осуществляемой на объекте производственного контроля, мощностью объекта, возможными негативными последствиями нарушений санитарных правил (п. 3.9).

Между тем, в представленной ответчиком программе (план) производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, в нарушение требований п. 3.3 санитарных правил не указаны точки, в которых осуществляется отбор проб (проводятся лабораторные исследования и испытания), и периодичности отбора проб (проведения лабораторных исследований и испытаний). Доводы представителя ответчика о том, что указанные точки должны определять специалисты суд находит обоснованными, однако указанные обстоятельства не освобождают организацию от обязанности после определения таких точек специалистом указать их в программе производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

Согласно п. 6.2 санитарных правил органы, уполномоченные осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, без взимания платы с юридических и физических лиц по их обращениям обязаны предоставить информацию о государственных санитарно-эпидемиологических правилах, гигиенических нормативах, методах и методиках контроля факторов среды обитания человека, которые должны быть в наличии на объекте, и о перечне химических веществ, биологических, физических и иных факторов, в отношении которых необходима организация лабораторных исследований и испытаний, с указанием точек, в которых осуществляются отбор проб, лабораторные исследования и испытания, периодичности отбора проб и проведения лабораторных исследований и испытаний.

Таким образом, организация вправе обратится в соответствующий государственный орган, который обязан предоставить информацию в том числе о точках, в которых осуществляется отбор, после чего организация должна указанные точки закрепить в программе производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

При указанных обстоятельствах требования истца в этой части обоснованы и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Усть-Илимского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Илимская Топливно-Энергетическая компания» ***):

- оборудовать площадку АЗС-104, расположенную на земельном участке по адресу: ****, кадастровый номер ***, очистными сооружениями для очистки талых и ливневых вод со всей площадки АЗС - до **.**.****;

- оборудовать площадку АЗС-100, расположенную на земельном участке по адресу: ****, кадастровый номер 38:17:010131:2, очистными сооружениями для очистки талых и ливневых вод со всей площадки АЗС - до **.**.****;

- обеспечить надлежащий сбор, транспортирование отходов III класса опасности - шлам очистки емкостей и трубопроводов от нефти и нефтепродуктов, собранных при зачистке средств хранения и транспортирования нефти и нефтепродуктов, с площадок АЗС-100, АЗС-104, расположенных на земельных участках по адресам: ****, кадастровый номер *******, кадастровый номер ***, организацией, имеющей лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности - в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу;

- разработать программу (план) производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в соответствии с требованиями Санитарных правил - СП 1.1.1058-01, а также обеспечить проведение мероприятий по исполнению плана на территории площадок АЗС-100, АЗС-104, расположенных на земельных участках по адресам: ****, кадастровый номер ***, ****, кадастровый номер ***, по согласованию с органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор - в течение 5 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Усть-Илимский городской суд Иркутской области в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья В.И. Шушина