Дело № 2-81/2022
Мотивированное решение суда
составлено 18 марта 2022 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 марта 2022 года г. Новоуральск
Новоуральский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Медведевой О.В.,
при секретаре Проскурниной Е.Н.,
с участием истца ФИО1, представителя истца Логинова А.Н., представителя третьего лица ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области о признании права на досрочную страховую пенсию по старости, назначении пенсии,
УСТАНОВИЛ:
истец ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области о признании права на досрочную страховую пенсию по старости, назначении пенсии, указав в обоснование заявленных требований, что Х истец обратился в Государственной учреждение – Управление Пенсионного фонда в городе Новоуральске Свердловской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением УПФР в городе Новоуральске Свердловской области №Х от Х истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по вышеуказанному основанию в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ 07 лет 06 месяцев. По мнению ответчика, стаж работы на соответствующих видах работ у истца составляет 04 года 00 месяцев 12 дней. При этом, ответчиком в специальный страховой стаж истца не включены периоды работы с Х по Х – в должности прокальщика металлических порошков объекта 58 Уральского электрохимического комбината, с Х по Х – в должности прокальщика металлических порошков объекта 46 Уральского электрохимического комбината. Указанные периоды, по мнению истца, подлежали включению в стаж истца на соответствующих видах работ по Списку № 1, утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173, как работа с вредными условиями труда. Ссылаясь на Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516, полагал, что при суммировании периодов работы с тяжелыми условиями труда, зачтенных ответчиком по Списку № 2 и спорных периодов работы во вредных условиях труда (Список № 1), специальный стаж истца составит более требуемой продолжительности (7 лет 06 месяцев), и досрочная пенсия по старости должна была быть назначена по Списку № 2 в соответствии с п.2 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Условие о занятости выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня, при котором возникает право на пенсию в связи с особыми условиями труда, не применимы, поскольку спорные периоды имели место до Х. Оспаривая законность вышеуказанного решения, истец, уточнив основания иска, просит обязать ответчика включить в специальный стаж с вредными условиями труда периоды работы на Уральском электрохимическим комбинате с Х по Х – в должности прокальщика металлических порошков объекта 58, с Х по Х – в должности прокальщика металлических порошков объекта 46, назначить страховую пенсию по старости на основании п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с Х, взыскать с ответчика в пользу истца в счет возмещения судебных расходов по оплате государственной пошлины 300 руб., по оплате юридических услуг по составлению искового заявления 3 000 руб.
Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в уточненном исковом заявлении. Суду пояснил, что в спорные периоды постоянно, полный рабочий день был занят в технологическом процессе по получению металлических порошков, осуществлял обжиг брикетов из прессованной никелевой ленты и бракованных никелевых трубок, для последующей переплавки и повторного использования в данном производстве. В Х году в связи с преобразованием объекта 58 в объект 46 УЭХК трудовые функции истца не изменились, им выполнялся тот же объем работ.
Представитель истца адвокат Логинов А.Н., действующий на основании ордера, уточненные исковые требования поддержал, пояснив, что оспариваемые истцом периоды работы с Х по Х – в должности прокальщика металлических порошков объекта 58, с Х по Х – в должности прокальщика металлических порошков объекта 46 необоснованно исключены ответчиком из специального страхового стажа его доверителя, дающего право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, поскольку ФИО1 выполнял работы во вредных условиях труда, предусмотренные Списком № 1 от Х года. При этом подтверждение полной занятости истца на работах, дающих право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, не требовалось, поскольку спорные периоды работы имели место до Х. Суммирование периодов по Списку № 1 и по Списку № 2 дает истцу право на назначение досрочной страховой пенсии по Списку № 2 с даты обращения за назначением пенсии – с Х. Истец и представитель просили в случае удовлетворения исковых требований взыскать с ответчика в счет возмещения судебных расходов на оплату услуг представителя 10000 руб.
Представитель третьего лица АО «Уральский электрохимический комбинат» ФИО2, действующая на основании доверенности № Х, исковые требования полагала не подлежащими удовлетворению, в связи с отсутствием возможности у работодателя подтвердить льготный характер работы истца, при этом указала, что работа в должности прокальщика металлических порошков, выполняемая истцом в спорные периоды, относится к работе с вредными условиями труда, и предусмотрена Списком № 1 от Х года.
Ответчик Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области, извещен надлежащим образом и в установленный срок о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание явку своего представителя не обеспечил, представил письменные отзывы по исковому заявлению, в которых просил в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме, а также ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие свое представителя.
Поскольку участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, но каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки, суд, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, счел возможным рассмотреть дело при указанной явке.
Рассмотрев требования искового заявления, выслушав пояснения истца, представителя истца, представителя третьего лица, исследовав письменные доказательства, представленные в материалах дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту и в иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях.
По смыслу названных положений государство обязано принимать все необходимые меры к тому, чтобы уменьшить негативные для здоровья работников последствия труда в условиях особой вредности, сложности, в том числе путем предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций, к которым относится, в частности, и возможность уйти на пенсию по старости в более раннем возрасте и при меньшей продолжительности общего трудового стажа.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к указанному Федеральному закону).
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
В соответствии с подпунктами «а, б» пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665, при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются:
- при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, применяются:
Список № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
Список № 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.;
- при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:
Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»;
Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 № 537 установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, применяется Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10.
При этом время выполнявшихся до 1 января 1992 г. работ, предусмотренных Списком N 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком, указанным в абзаце первом настоящего подпункта.
В соответствии со Списком № 1, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173, пунктом «а» «Рабочие» подраздела 3 «Цехи и отделения спекания шихты» Раздела «Металлургическое производство (цветные металлы)» предусмотрены прокальщики.
Списком № 1, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10, предусмотрена профессия аппаратчик в производстве металлических порошков (позиция 1071500а-10131 раздела VII Металлургическое производство (цветные металлы)).
Судом установлено, что истец ФИО1 Х обратился в УПФР в городе Новоуральске с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 2 ч.1 ст. 30 от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Из материалов дела следует, что решением УПФР в городе Новоуральске Свердловской области № Х от Х истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости (л.д. 31-32).
При этом в специальный страховой стаж истца, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, ответчик не включил периоды работы с Х по Х – в должности прокальщика металлических порошков объекта 58 УЭХК, с Х по Х – в должности прокальщика металлических порошков объекта 46 УЭХК, по причине отсутствия документов, подтверждающих занятость в условиях труда, дающих право на льготное пенсионное обеспечение.
Согласно разъяснению Министерства труда Российской Федерации № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», утвержденному Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 № 29, право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее Х% рабочего времени (п. 5).
При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Если работники в связи с сокращением объемов производства работали в режиме неполной рабочей недели, но выполняли в течение полного рабочего дня работы, дающие право на пенсию в связи с особыми условиями труда, то специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, исчисляется им по фактически отработанному времени.
В специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, засчитываются периоды временной нетрудоспособности и ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.
Аналогичные положения впервые были даны в Разъяснении Министерства труда и занятости населения РСФСР и Министерства социальной защиты населения РСФСР «О порядке применения на территории РСФСР Списков № 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденных Постановлением Кабинета министров СССР от 26.01.1991 № 10 и введенных в действие на территории РСФСР с 01.01.1992 Постановлением Совета Министров РСФСР от 02.10.1991 № 517», утвержденном Приказом Минтруда РСФСР № 3, Минсоцзащиты РСФСР № 235 от 08.01.1992.
Ранее действующее пенсионное законодательство указанных требований не содержало, следовательно, подтверждение постоянной занятости при выполнении работ, предусмотренных Списками № 1 и № 2, в течение полного рабочего дня до Х не требовалось.
Согласно письму Пенсионного фонда Российской Федерации от Х г., если по информации, содержащейся в трудовой книжке, из наименования организации и структурного подразделения можно сделать вывод о производстве и выполняемой работе, а наименование профессии или должности прямо предусмотрено Списками N 1 и N 2, утвержденными Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 или Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, то период работы в данной организации и должности, протекавшей до Х г., рекомендуется засчитывать в стаж на соответствующих видах работ без дополнительной проверки, в том числе постоянной занятости в течение полного рабочего дня, учитывая, что до указанной даты работа предприятий отраслей народного хозяйства носила стабильный характер.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015 «Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий», ранее действовавшим Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 № 555 основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
Согласно записям в трудовой книжке Х, истец ФИО1 с Х принят на работу в Уральский электрохимический комбинат транспортировщиком (приказ № Х от Х), с Х переведен прокальщиком металлических порошков по 5 разряду (приказ № Х от Х), Х в связи с переходом на новые условия оплаты труда установлен 5 разряд прокальщика металлических порошков (приказ № Х от Х), с Х переведен аппаратчиком получения углекислоты 5 разряда (приказ № Х от Х).
Согласно справке № Х от Х, выданной АО «УЭХК», ФИО1 работал на УЭХК с Х по Х – транспортировщиком (он же водитель электро и автотележек) Завода насадок (объект 58), с Х по Х – прокальщиком металлических порошков объекта 58, с Х по Х – прокальщиком металлических порошков объекта 46. Из вышеуказанной справки также следует, что подтвердить льготный характер работы ФИО1 в период с Х по Х не представляется возможным в связи с отсутствием подтверждающих документов (технологические инструкции и технологические процессы по производству металлических порошков (никеля) на архивное хранение не передавались) (л.д. 59).
Как следует из обзорной уточняющей справки ФГУП УЭХК Завод электрохимических преобразователей энергии (ЗЭП-объект 46) от Х № Х, завод электрохимических преобразователей энергии (ЗЭП-объект 46) был организован из отдела 29 (Специальное конструкторское бюро преобразователей энергии – СКБПЭ) и объекта 58 (Завода насадок) Х согласно приказу директора комбината от Х № Х. Согласно штатным расписаниям на ЗЭП (объект 46) в качестве структурного подразделения выделен участок металлических порошков, изделий из них и электродных заготовок. С Х когда образовался ЗЭП (объект-46), в его состав вошел Завод насадок (объект 58) с производственными участками №3 (получения металлических порошков химическим и электрохимическим способом и изготовления двухслойной ленты) и № 5 (получения металлических порошков химическим способом, изготовления и электрохимической обработки порошковых изделий). До Х года производимый на Заводе насадок (объект 58) порошок цветных металлов использовался Заводом насадок (объект 58), затем Заводом электрохимических преобразователей энергии (объект 46) при производстве фильтров для газодиффузионного разделения урана. Согласно технологическим процессам и технологическим инструкциям, на участке предусмотрены аппаратчик в производстве металлических порошков с Х, до Х – аппаратчик на осаждении и растворении оксалата, нейтрализаторщик-промывщик, промывщик медно-никелевого порошка, прокальщик металлического порошка, прокальщик металлических масс Завода насадок (объект 58) постоянно, полный рабочий день занят в технологическом процессе получения порошков цветных металлов (никеля, бронзы). Выполняемая работа соответствует по льготному пенсионному обеспечению требованиям Списка № 1, разделу Х, коду Х (л.д. 167-168).
Согласно инструкции по безопасности труда и производственной санитарии для прокальщика металлических порошков объекта 58 № Х, утвержденной Х, сроком действия до Х, прокальщик участка выполняет следующие работы: сушка и просев щавелевокислых солей (оксалатов) никеля, меди и магния; затаривание лодочек оксалатом; транспортировка оксалата к шестиреторным печам; термическое разложение оксалата в шестиреторных печах; стабилизация реторного порошка; разбраковка и ссыпка годного порошка в кюбели; затаривание бракованного порошка; комплектация партий; пропаривание и чистка реторт печей; отбор проб порошка; мойка лодочек; контроль за соблюдением режимов.
Из содержания уточняющей справки № 12 ФГУП «УЭХК» от Х № Хследует, что ФГУП «УЭХК» находится в ведомственном подчинении Федерального агентства по атомной энергии и является предприятием атомной промышленности. Основной вид деятельности предприятия не менялся с момента основания с Х года. Профессия аппаратчик в производстве металлических порошков, до Х – прокальщик металлических порошков, предусмотрена штатными расписаниями в отделении порошковых цветных металлов участка металлических порошков, изделий из них и электродных заготовок с Х. До Х вышеуказанный участок имел наименование – участок изготовления металлических порошков и металлокерамических изделий. Производство высокодисперсных и ультратонких порошков цветных металлов (никеля, бронзы) в период с Х. по Х. входило в состав Завода насадок, а с переходом на конверсионные программы с Х года – в состав Завода электрохимических преобразователей. В соответствии с «Общесоюзным классификатором продукции», никель является продукцией подотрасли «Цветная металлургия», подгруппы «Производство никеля и кобальта», код Х, и относится к цветным металлам. Характеристика работ, выполняемых прокальщиками металлических порошков по производству порошков цветных металлов до Х и характер работ, выполняемых аппаратчиками в производстве металлических порошков с Х по настоящее время, соответствуют одним и тем же технологическим процессам и технологическим инструкциям. Выполняемая работа тарифицирована ЕТКС (Выпуск 8. Раздел «Производство цветных, редких металлов и порошков цветных металлов»). Аппаратчик в производстве металлических порошков в отделении порошков цветных металлов участка металлических порошков, изделий из них и электродных заготовок объекта 46 постоянно, полный рабочий день занят в технологическом процессе по производству металлических порошков цветных металлов (никеля) объекта 46, что подтверждается штатными расписаниями и штатными расстановками объекта 58 и объекта 46.
Согласно Перечню профессий и должностей по объекту 58 с вредными условиями труда, работа в которых дает право на предоставление льгот (инв. № Х от Х), право на льготное пенсионное обеспечение предусмотрено для прокальщиков металлических порошков по Списку № 1. При этом, из вышеназванного Перечня следует, что выполнение работ в указанной должности осуществляется полный рабочий день, постоянно.
Таким образом, в периоды Х по Х ФИО1 осуществлял трудовую деятельность в должности прокальщика металлических порошков УЭХК, которая предусмотрена Списком №1, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 №1173.
Сведений об одновременном выполнении истцом другой работы суду не представлено, равно как и фактического невыполнения им работы прокальщиком металлических порошков в спорные периоды, что не опровергнуто и работодателем.
При этом справка АО «УЭХК» от Х № Х, положенная в основу отказа пенсионного фонда, свидетельствует о неподтверждении полной занятости истца не ввиду отсутствия таковой, а ввиду несохранения документов у работодателя. В то же время пенсионное обеспечение, исходя из установленных по делу доказательств, не может быть поставлено в зависимость от волеизъявления работодателя, более того, доказательства, послужившие основанием для выдачи указанной справки, не указаны.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2004 №2-П со ссылкой на свои Постановление от 24.05.2001 №8-П и Определение от 05.11.2002 №320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что периоды работы с Х по Х – в должности прокальщика металлических порошков объекта 58 УЭХК, с Х по Х – в должности прокальщика металлических порошков объекта 46 УЭХК исключены пенсионным органом из специального страхового стража истца, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости, незаконно, а потому иск в указанной части подлежит удовлетворению, спорные периоды подлежат включению в стаж ФИО1, дающий право на льготное пенсионное обеспечение.
Разрешая требование истца о назначении досрочной страховой пенсии по старости, суд приходит к следующему.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", осуществляется, в том числе, с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила N 516).
Согласно пункта 2 Правил N 516 при досрочном назначении гражданам трудовой пенсии по старости в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, суммируются, в том числе, периоды следующих работ: подземные работы, работы с вредными условиями труда и в горячих цехах (подпункт 1); работы с тяжелыми условиями труда (подпункт 2).
Согласно абзаца 3 пункта 3 Правил N 516 суммирование периодов работ, указанных в пункте 2 настоящих Правил, осуществляется в следующем порядке путем прибавления: к периодам работ, указанных в подпункте 2, - периодов работ, указанных в подпункте 1, а также периодов работ, указанных в подпунктах 5 - 7, 9, 12, при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с абзацем первым подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона.
Таким образом, периоды работы по подпункту 2 пункта 2 данных Правил (работы с тяжелыми условиями труда) суммируются с периодами работ по подпункту 1 пункта 2 данных Правил (работы с вредными условиями труда), только при досрочном назначении пенсии в соответствии с абзацем первым подп. 2 п. 1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в настоящее время - п.2 ч.1 ст. 30 Закона "О страховых пенсиях"), который в свою очередь предусматривает специальный стаж для мужчин 12 лет 6 месяцев и достижение возраста 55 лет.
Из изложенного следует, что такое суммирование периодов работы имеет правовое значение только в том случае, если в результате продолжительность специального стажа составит не менее 12 лет 6 месяцев, установленных в абзаце первом подп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в настоящее время - п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона "О страховых пенсиях"). Если же в результате суммирования стаж составит менее 12 лет 6 месяцев, то правило о назначении досрочной пенсии с уменьшением возраста пропорционально продолжительности специального стажа, предусмотренное абзацем вторым подп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в настоящее время - п.2 ч.1 ст.30 Закона "О страховых пенсиях"), не применяется в силу прямого указания на это в абз. 3 п. 3 Правил N 516.
Согласно п. 1 и п. 2 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
С учетом установленного специального стажа истца по решению УПФР в городе Новоуральске Свердловской области по Списку N 2 – 04 года 00 месяцев 12 дней и включения периодов работы с Х по Х, с Х по Х (04 года 01 месяц 9 дней), стаж работы ФИО1 по п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ (в результате суммирования) составляет 08 лет 01 месяц 21 день, что менее требуемых 12 лет 06 месяцев, в этой связи, с учетом возраста истца на дату обращения за назначением пенсии 57 лет, оснований для назначения истцу пенсии по п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ с 20.11.2020, как об этом заявлено в иске, не имеется, и требования истца в данной части удовлетворению не подлежат.
С учетом изложенного, исковые требования ФИО1 подлежат удовлетворению частично.
В соответствии с положениями ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пользу истца с ответчика надлежит взыскать в счет возмещения судебных расходов по оплате государственной пошлины при подаче иска в суд - 300 руб.
В соответствии с ч. 1 ст. 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Истцом также понесены расходы на оплату юридических услуг представителя в сумме 10000 руб., что подтверждается квитанциями № Х от Х на сумму 3 000 руб., № Х от Х на сумму 10000 руб.
Принимая во внимание частичное удовлетворение иска, положения ст. ст. 98 (ч.1), 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, что расходы на оплату понесенных услуг были необходимы и подтверждены документально, учитывая характер и сложность спора, длительность его рассмотрения, объем оказанной юридической помощи, исходя из принципа разумности, суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца в счет возмещения судебных расходов по оплате услуг представителя 10 000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
исковые требования ФИО1 к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области о признании права на досрочную страховую пенсию по старости, назначении пенсии – удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Новоуральске Свердловской области от х от Х в части отказа ФИО1 включить в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по п. 2 ч.1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях», периоды работы с Х по Х – в должности прокальщика металлических порошков объекта 58 Уральского электрохимического комбината, с Х по Х – в должности прокальщика металлических порошков объекта 46 Уральского электрохимического комбината.
Возложить на Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области обязанность включить периоды работы ФИО1 с Х по Х – в должности прокальщика металлических порошков объекта 58 Уральского электрохимического комбината, с Х по Х – в должности прокальщика металлических порошков объекта 46 Уральского электрохимического комбината в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Взыскать с Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области в пользу ФИО1 расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб., расходы на оплату услуг представителя в размере 10000 руб.
В остальной части исковых требований отказать.
Решение по настоящему делу может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда, через суд, вынесшей решение, в течение одного месяца, со дня изготовления мотивированного текста решения суда.
Председательствующий О.В. Медведева
СОГЛАСОВАНО:
СУДЬЯ О.В.МЕДВЕДЕВА