ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1923/2014 от 30.05.2014 Ленинскогого районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

 Дело №

 Р Е Ш Е Н И Е

 Именем Российской Федерации

 ДД.ММ.ГГГГ Ленинский районный суд <адрес> в составе:

 председательствующего            С.В.Лычагиной,

 при секретаре                     ИИ. Галеевой

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Ленинского <адрес> в интересах Жеребцов Е.В. к Областному казенному учреждению «Центр занятости населения <адрес>» по Ленинскому <адрес> о признании отказа в регистрации в качестве безработного незаконным, обязывании признать безработным, назначить пособие по безработице,

 У С Т А Н О В И Л:

 Прокурор Ленинского <адрес> обратился в суд в интересах Жеребцов Е.В. к Областному казенному учреждению «Центр занятости населения <адрес>» по Ленинскому <адрес> о признании отказа в регистрации Жеребцов Е.В. в качестве безработного незаконным, обязывании признать его безработным со ДД.ММ.ГГГГ года, просил обязать назначить Жеребцов Е.В. пособие по безработице со ДД.ММ.ГГГГ. Исковое заявление обосновано тем, что ДД.ММ.ГГГГ Жеребцов Е.В. обратился в отдел по Ленинскому <адрес> Областного казенного учреждения «Центра занятости населения <адрес>» с заявлением о регистрации его в качестве безработного, Жеребцов Е.В. отказали в регистрации в качестве безработного, поскольку у него отсутствует постоянная регистрация в городе <адрес>

 В судебном заседании прокурор Ленинского <адрес> поддержал исковые требования, ссылаясь на тот факт, что Жеребцов Е.В. постоянно с ДД.ММ.ГГГГ проживает в <адрес>, зарегистрирован по месту пребывания в <адрес>, в <адрес> не зарегистрирован в качестве безработного, отказ в постановке на учет в качестве безработного является нарушением Конституции РФ.

 Жеребцов Е.В. настаивал на удовлетворении требований, ссылаясь на тот факт, что его фактическое место жительство совпадает с регистрацией по месту пребывания, в <адрес> на учете в качестве безработного не зарегистрирован.

 Представитель ответчика отдела по Ленинскому <адрес> Областного казенного учреждения «Центра занятости населения <адрес>» с исковыми требованиями не согласился, указав, что Жеребцов Е.В. был зарегистрирован как получающий государственную услугу содействия гражданам в поиске подходящей работы без получения статуса безработного, на основании Определения Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № № при наличии у гражданина одновременно регистрации по месту жительства и по месту пребывания, гражданин может быть зарегистрирован по месту регистрации. Кроме того, Жеребцов Е.В. пропустил трехмесячный срок для обращения в суд, поскольку узнал о нарушении своего права ДД.ММ.ГГГГ.

 Исследовав материалы дела, выслушав стороны, оценив обстоятельства, имеющие юридическое значение, суд считает требования не подлежащими удовлетворению.

 ДД.ММ.ГГГГ Жеребцов Е.В. обратился в отдел по <адрес> Областного казенного учреждения «Центра занятости населения <адрес>» с заявлением о предоставлении государственной услуги по информированию о положении на рынке труда (л.д. 56-57), была заведена карточка персонального учета граждан, ищущего работу (л.д.42), где имеется подпись Жеребцов Е.В. Стороны не представили доказательств, что ДД.ММ.ГГГГ Жеребцов Е.В. обращался с заявлением о регистрации его в качестве безработного. Жеребцов Е.В. были выданы предложения и направления на работу (л.д. 43-54).

 ДД.ММ.ГГГГ Жеребцов Е.В. обратился в отдел по Ленинскому <адрес> Областного казенного учреждения «Центра занятости населения <адрес>» с заявлением о регистрации его в качестве безработного по месту пребывания (л.д.37). ДД.ММ.ГГГГ Жеребцов Е.В. был дан ответ, что при предоставлении паспорта и свидетельства о регистрации по месту пребывания регистрация в качестве безработного осуществляется по месту регистрации. (л.д.40)

 ДД.ММ.ГГГГ составлен отказ от подбора подходящей работы, поскольку Жеребцов Е.В. заявление-анкету о предоставлении государственной услуги по информированию о положении на рынке труда заполнять отказался, анкету-заявление по содействию подходящей работы заполнил, при проверке было выявлено некорректное заполнение условий последнего места работы, переписать заявление-анкету отказался, ушел с приема без объяснения причин, услуга была оказана не в полном объеме. (л.д.41, 61). ДД.ММ.ГГГГ Жеребцов Е.В. снят с учета занятых в связи с длительной неявкой в Центр занятости населения (л.д.60).

 Согласно паспорта Жеребцов Е.В. зарегистрирован по адресу <адрес>. На основании свидетельства о регистрации по месту пребывания Жеребцов Е.В. зарегистрирован по месту пребывания по адресу <адрес> на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.13)

 На основании ст. 3 ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя. Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации.

 Как разъяснено в Определении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 105-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО1 на нарушение его конституционных прав положением пункта 2 статьи 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" такие гарантии, как предоставление органами службы занятости бесплатных консультаций, бесплатной информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией, в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности профессионального обучения, распространяются на граждан, ищущих работу, независимо от того, признаны они в установленном порядке безработными или нет, а также независимо от места их жительства. Что касается права на получение пособия по безработице, то Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" определено, что назначение и выплата этого пособия производится только гражданину, зарегистрированному в целях поиска подходящей работы и признанному безработным органами службы занятости по месту его жительства.

 Введение требования учета (регистрации) безработных граждан по месту жительства не направлено на ущемление их права на защиту от безработицы. Напротив, оно обусловлено необходимостью создать наиболее благоприятные условия для поиска территориальными органами службы занятости подходящей гражданину работы в пределах именно той местности, где он проживает. Вместе с тем, учитывая, что реализация указанного права предполагает получение соответствующего материального пособия, законодатель вправе предусматривать в федеральном законе как порядок и условия приобретения статуса безработного, так и определенные организационно-учетные правила, с одной стороны, способствующие беспрепятственной реализации каждым права на защиту от безработицы, включая право на получение предусмотренного в этом случае пособия, а с другой стороны - исключающие возможность злоупотребления данным правом, в частности путем его реализации не только по месту жительства. При этом из статьи 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации не вытекает возможность выбора гражданином по своему усмотрению любых способов и процедур реализации права на защиту от безработицы. Напротив, соответствующая конституционная норма предполагает право и обязанность государства установить на законодательном уровне механизм и условия реализации данного права.

 Таким образом, само по себе введение регистрации гражданина в качестве безработного по месту жительства - как направленное на обеспечение организационных и иных условий социальной защиты безработных в различных формах, включая поиск подходящей работы, в том числе с учетом места жительства гражданина, а также имеющее целью предотвращение возможных злоупотреблений правом и, соответственно, защиту прав и законных интересов иных граждан от неправомерного расходования средств на выплату пособий по безработице за счет уплачиваемых ими налогов - не может рассматриваться как нарушающее конституционное право на защиту от безработицы и ограничивающее государственные гарантии занятости граждан, предоставляемые в рамках реализации конституционных прав, закрепленных в статье 37 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации, и в силу этого не согласующееся со статьями 17, 19 (части 1 и 2) и 27 Конституции Российской Федерации.

 По правилам ч. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

 Согласно Закону РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 5242-1 под местом пребывания и жительства подразумеваются:

 местом пребывания является гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, - в которых он проживает временно;

 местом жительства является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Местом жительства гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает, в соответствии с Законом может быть признано одно из поселений, находящихся в муниципальном районе, в границах которого проходят маршруты кочевий данного гражданина.

 Согласно ст. 2 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" место жительства - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

 Граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований (ч. 2 ст. 1 ЖК РФ).

 По смыслу Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 5242-1 органы регистрационного учета уполномочены лишь удостоверить акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства. Именно поэтому регистрационный учет не может носить разрешительного характера и не должен приводить к ограничению конституционного права гражданина выбирать место пребывания и жительства.

 Истец по своему усмотрению определил место своего жительства и место своего пребывания, свободно реализуя принадлежащие ему права. Доказательств того, что его волеизъявление при этом носило вынужденный характер, он суду не представил.

 При разрешении спора суд руководствуясь правовой позицией Конституционного Суда РФ, содержащейся в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 105-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО1 на нарушение его конституционных прав положением пункта 2 статьи 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", не находит законных оснований для удовлетворения требований Жеребцов Е.В.

 Само по себе введение регистрации гражданина в качестве безработного по месту жительства - как направленное на обеспечение организационных и иных условий социальной защиты безработных в различных формах, включая поиск подходящей работы, в том числе с учетом места жительства гражданина, а также имеющее целью предотвращение возможных злоупотреблений правом и, соответственно, защиту прав и законных интересов иных граждан от неправомерного расходования средств на выплату пособий по безработице за счет уплачиваемых ими налогов - не может рассматриваться как нарушающее конституционное право на защиту от безработицы и ограничивающее государственные гарантии занятости граждан, предоставляемые в рамках реализации конституционных прав, закрепленных в статье 37 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации, и в силу этого не согласующееся со статьями 17, 19 (части 1 и 2) и 27 Конституции Российской Федерации.

 Довод истца о постоянном проживании в городе Челябинске и наличии в связи с этим основания для учета этого обстоятельства в качестве условия, определяющего разрешение дела в его пользу, несостоятелен, поскольку Жеребцов Е.В. при осуществлении принадлежащих ему прав на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства самостоятельно определил принадлежащую ему квартиру в <адрес> как место своего пребывания и просил о регистрации в ней временно: сроком на десять лет, при этом продолжал сохранять право на жилое помещение в <адрес> как на свое постоянное место жительства.

     На основании изложенного, суд полагает, что требования истца не подлежат удовлетворению в полном объеме.

 Ответчик заявлял ходатайство о трехмесячном пропуске срока для обращения в суд, полагая, что истец обжалует их действия в порядке главы 25 ГПК РФ. Однако, Отдел по ФИО2 <адрес> Областного казенного учреждения «Центр занятости населения <адрес>» является государственным учреждением, которое не относятся к тем субъектам, чьи решения, действия (бездействие) гражданин или организация вправе оспорить в порядке установленном главой 25 ГПК РФ. В этой связи, дела по спорам между гражданами (организациями) и государственными учреждениями центров занятости населения не могут рассматриваться в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, по правилам, предусмотренным главой 25 ГПК РФ, а подлежат рассмотрению в порядке искового производства. Таким образом, довод ответчика о пропуске срока несостоятелен.

 На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

 Р Е Ш И Л:

 Отказать Прокурору <адрес> в интересах Жеребцов Е.В. к Областному казенному учреждению «Центр занятости населения <адрес>» по Ленинскому <адрес> в удовлетворении требований о признании отказа в регистрации Жеребцов Е.В. в качестве безработного незаконным, обязывании признать Жеребцов Е.В. безработным со ДД.ММ.ГГГГ года, обязывании назначить Жеребцов Е.В. пособие по безработице ДД.ММ.ГГГГ

 Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение месяца, c момента изготовления мотивированного решения, путем подачи апелляционной жалобы через суд, вынесший решение.

 Председательствующий                     С.В.Лычагина