ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1924/18 от 05.07.2018 Ставропольского районного суда (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

05 июля 2018 года г. Тольятти

Ставропольский районный суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Лазаревой Н.В.,

с участием: помощника прокурора Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры ФИО1

представителя ответчика – ООО «Волжский камень» - ФИО2 по должности,

при секретаре Кошелевой Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1924/18 по исковому заявлению Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Волжский камень» о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры обратился в Ставропольский районный суд с исковым заявлением в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на находящейся в аренде у ООО «Волжский камень».

Исковые требования мотивированы тем, что Самарской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения ООО «Волжский камень» требований законодательства об отходах производства и потребления, в ходе которой установлено следующее. ООО «Волжский камень» на основании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ и акта приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ осуществляет деятельность на земельном участке, имеющем местоположение: <адрес> кадастровый . Договор аренды заключен на срок до ДД.ММ.ГГГГ, занимаемый ответчиком участок отнеосится к категории - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, целевое использование - под строительство завода по сортировке и обезвреживанию твердых бытовых отходов. ООО «Волжский камень» имеет лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности от ДД.ММ.ГГГГ. Адрес (территория) осуществления лицензируемого вида деятельности: <адрес>, кадастровый . В рамках данной лицензии ООО «Волжский камень» осуществляет сбор отходов III-IV класса опасности, транспортирование отходов III-IV класса опасности, обработку отходов IV класса опасности. В соответствии с экспертным заключением ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области» от ДД.ММ.ГГГГ у ООО «Волжский камень» имеется установка сортировки отходов СПЕКТР ТБО-2, которая предназначена для сортировки твердых бытовых отходов. Технологический процесс предусматривает выгрузку отходов, предназначенных для сортировки, из кузова автотранспорта в приемный бункер, откуда конвейером отходы подаются в сепаратор и далее дозируются на конвейер, где осуществляется ручная сортировка отходов.

Согласно экспертному заключению отсортированные отходы должны храниться в складском корпусе, исключающем воздействие отходов на окружающую среду.

Вместе с тем, в ходе выездного обследования земельного участка занимаемого ООО «Волжский камень», расположенного по адресу: <адрес> кадастровый , проведенного ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой совместно со специалистом Управления Росприроднадзора по Самарской области установлено, что установка СПЕКТР ТБО-2 не функционирует, отходы принимаются и размещаются на незащищенном (открытом) грунте. По периметру земельного участка отсутствует ограждение, вследствие чего происходит захламление отходами прилегающей территории.

В ходе ранее проводимых проверок прокуратурой неоднократно выявлялись факты нарушения ООО «Волжский камень» требований законодательства об отходах производства и потребления. Так, ДД.ММ.ГГГГ в адрес директора ООО «Волжский камень» прокуратурой внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, согласно ответу от ДД.ММ.ГГГГ обществом начаты работы по вывозу размещенных на вышеуказанном земельном участке отходов. Вместе с тем в ходе рейдовых мероприятий, проводимых прокуратурой совместно со специалистом Управления Росприроднадзора по Самарской области ДД.ММ.ГГГГ установлено, что ООО «Волжский камень» не соблюдает требования и условия, предусмотренные специальным разрешением (лицензией) для осуществления работ по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов I - IV классов опасности, осуществляя деятельность при неисправной установке, в результате чего отходы размещаются на земельном участке, что является нарушением лицензионных требований, предусмотренных пп. «б» п. 3 Положения о лицензировании, предъявляемых лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами. В связи с выявленными нарушениями ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой в отношении ООО «Волжский камень» и директора - ФИО2 вынесены постановления о возбуждении дел об административных правонарушениях. Вместе с тем, до настоящего времени отходы с земельного участка не вывезены, установки, предназначенные для сортировки отходов не функционируют, при этом прием отходов продолжается, что подтверждается упаковкой от товаров, размещаемых на участке, датированные апрель-май 2018 года.

Допущенные нарушения природоохранного законодательства оказывают негативное воздействие на экологическую обстановку, могут отразиться на здоровье проживающего на территории сельского поселения Ташелка муниципального района Ставропольский Самарской области населения и приезжающих в него граждан, ограничивают конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ) и нарушают их право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, предусмотренные ст. 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

В судебном заседании помощник прокурора уточненные в ходе рассмотрения дела требования поддержала, просила его удовлетворить.

Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования признал в полном объеме, пояснил, что последствия признания иска и принятия его судом ему понятны. Также пояснил, что данная ситуация возникла в связи с финансовыми трудностями, в настоящее время работы по очистке, находящегося в аренде земельного участка ведутся. В непосредственной близости от его земельного участка находятся земли поселений на который складируется мусор, однако вины ООО «Волжский камень» в образовании на землях прилегающих к его территории нет.

Заслушав стороны, исследовав представленные истцом письменные доказательства, суд полагает, что заявленные требования обоснованы и подлежат удовлетворению, а признание иска ответчиком – принятию судом, так как оно не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов третьих лиц.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований.

В соответствии со ст.173 ГПК РФ, в случае признания иска ответчиками и принятия его судом выносится решение об удовлетворении исковых требований.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает, что заявление подлежит удовлетворению.

Статьей 8 Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Статьей 51 Федерального закона от 10.01.07 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Этой же статьей запрещен сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

На основании части 5 статьи 12 и части 1 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, в лесопарковых зонах; территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Частью 2 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что организация деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом

Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

Природная среда - совокупность компонентов природной среды (к примеру, земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы), природных (к примеру, естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства) и природно-антропогенных объектов (к примеру, объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение).

Статьей 4 Закона № 7-ФЗ установлено, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды (земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле).

Частью 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон № 52-ФЗ) предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

На основании ст. 51 Закона № 7-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Запрещается сброс отходов производства и потребления на почву, а также размещение опасных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям.

Согласно ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны в том числе:

- использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;

- соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно- гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

- не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

В ходе проведенной проверки установлено, что ООО «Волжский камень» на основании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ и акта приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ осуществляет деятельность на земельном участке, имеющем местоположение: <адрес> кадастровый .

Договор аренды заключен на срок до ДД.ММ.ГГГГ, в отношении земельного участка относящегося к категории - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, целевое использование - под строительство завода по сортировке и обезвреживанию твердых бытовых отходов.

ООО «Волжский камень» имеет лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности от ДД.ММ.ГГГГ. Адрес (территория) осуществления лицензируемого вида деятельности: <адрес> кадастровый .

В рамках данной лицензии ООО «Волжский камень» осуществляет сбор отходов III-IV класса опасности, транспортирование отходов III-IV класса опасности, обработку отходов IV класса опасности.

Отношения, в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности регулируются Федеральным законом от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

На основании ст. 8 Закона № 99-ФЗ лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Подпунктом «б» п. 3 постановления Правительства РФ от 03.10.2015 № 1062 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности» (далее - Положение о лицензировании) предусмотрено, что для работ по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов I - IV классов опасности необходимо наличие у соискателя лицензии (лицензиата) оборудования (в том числе специального) и специализированных установок, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям.

Согласно п. 5 Положения о лицензировании, для получения лицензии на осуществление работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности соискатель лицензии должен иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, которые планируется использовать для выполнения заявленных работ, составляющих деятельность по обращению с отходами.

В соответствии с экспертным заключением ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области» от ДД.ММ.ГГГГ у ООО «Волжский камень» имеется установка сортировки отходов СПЕКТР ТБО-2, которая предназначена для сортировки твердых бытовых отходов. Технологический процесс предусматривает выгрузку отходов, предназначенных для сортировки, из кузова автотранспорта в приемный бункер, откуда конвейером отходы подаются в сепаратор и далее дозируются на конвейер, где осуществляется ручная сортировка отходов.

Согласно экспертному заключению отсортированные отходы должны храниться в складском корпусе, исключающем воздействие отходов на окружающую среду.

Вместе с тем, в ходе выездного обследования земельного участка занимаемого ООО «Волжский камень», расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый , проведенного ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой совместно со специалистом Управления Росприроднадзора по Самарской области установлено, что установка СПЕКТР ТБО-2 не функционировала, отходы принимались и размещались на незащищенном (открытом) грунте. По периметру земельного участка отсутствует ограждение.

В ходе ранее проводимых проверок прокуратурой неоднократно выявлялись факты нарушения ООО «Волжский камень» требований законодательства об отходах производства и потребления.

Так, ДД.ММ.ГГГГ в адрес директора ООО «Волжский камень» прокуратурой внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, согласно ответу от ДД.ММ.ГГГГ обществом начаты работы по вывозу размещенных на вышеуказанном земельном участке отходов.

Вместе с тем в ходе рейдовых мероприятий, проводимых прокуратурой совместно со специалистом Управления Росприроднадзора по Самарской области ДД.ММ.ГГГГ установлено, что ООО «Волжский камень» не соблюдает требования и условия, предусмотренные специальным разрешением (лицензией) для осуществления работ по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов I - IV классов опасности, осуществляя деятельность при неисправной установке, в результате чего отходы размещаются на земельном участке, что является нарушением лицензионных требований, предусмотренных пп. «б» п. 3 Положения о лицензировании, предъявляемых лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами.

В связи с выявленными нарушениями ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой в отношении ООО «Волжский камень» и директора - ФИО2 вынесены постановления о возбуждении дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ (осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных лицензией) и внесено представление об устранении нарушений закона.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 05.12.2017 № А55- 27797/2017 ООО «Волжский камень» привлечено к административной ответственности в виде предупреждения, должностное лицо - директор ООО «Волжский камень» ФИО2 решением мирового судьи судебного участка № 156 Ставропольского судебного района Самарской области от 15.12.2017 № 5- 987/2017 также признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 3. ст. 14.1 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде предупреждения.

Кроме того, Управлением Росприроднадзора по Самарской области в отношении ООО «Волжский камень» и директора общества - ФИО2

ДД.ММ.ГГГГ вынесены постановления соответственно и за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ (Несоблюдение экологических и санитарно- эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами) по факту незаконного размещения отходов производства и потребления на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, кадастровый .

Как пояснил в судебном заседании представителяч ответчика работы по уборке территории ведутся, однако, времени было не достаточно.

Вместе с тем, как установлено судом до настоящего времени отходы с земельного участка в полном объеме не вывезены, что подтверждено было представителем ответчика в ходе рассмотрения дела.

Согласно журналу принятых в 2017 году ООО «Волжский камень» отходов, их объем составил 14916 м3, что составляет 3356,1 тонн.

На основании полученных данных и методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ, специалистом Управления Росприроднадзора по Самарской области произведен расчет вреда.

В соответствии с ч. 2 ст. 39 Закона № 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.

Согласно положениям ч. 1 ст. 78 Закона № 7-ФЗ, компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

В силу требований ст. 76 Федерального закона «Об охране окружающей среды» споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством.

Представителем ответчика признается тот факт, что на территории земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> кадастровый расположена несанкционированная свалка бытовых отходов площадью 1,0 га.

До настоящего времени ответчиком не приняты достаточные меры по ликвидации несанкционированной свалки, чем нарушены вышеприведенные требования федерального законодательства.

В нарушение вышеуцказанных требований федерального законодательства на территории земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый надлежащим образом не организована планово-регулярная система очистки и удаления бытовых отходов, что способствует образованию несанкционированных свалок, захламлению отходами территории.

Допущенные нарушения природоохранного законодательства оказывают негативное воздействие на экологическую обстановку, могут отразиться на здоровье проживающего на территории прилегающей к землям ООО «Волжский камень» населения и приезжающих в него граждан, ограничивают конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ) и нарушают их право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, предусмотренные ст. 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Наличие несанкционированной свалкибытовых отходов и мусора нарушает конституционные права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, оказывает негативное воздействие на окружающую среду, ее загрязнение. Эксплуатация несанкционированной свалки создает угрозу причинения вреда здоровью граждан.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры – удовлетворить.

Обязать ООО «Волжский камень» освободить земельный участок, находящийся в аренде на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ, расположенный по адресу: <адрес> кадастровый от незаконно размещенных на нем отходов производства и потребления в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Ставропольский районный суд.

Судья Н.В. Лазарева

Мотивированное решение изготовлено 09.07.2018 года