ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1924/19 от 02.01.2019 Канавинского районного суда г. Нижнего Новгорода (Нижегородская область)

Дело № 2-1924/2019

Уникальный идентификатор дела 52RS0002-01-2019-001152-38 Копия

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 июля 2019 года г. Н. Новгород

Канавинский районный суд г.Н.Новгорода в составе:

председательствующего судьи Чеховой В. Е.,

при секретаре судебного заседания Зениной И. Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Обществу с ограниченной ответственностью «Авиакомпания «Победа» о признании незаконными действий по взиманию платы за регистрацию на рейс и комиссии за обработку платежа, взыскании денежных средств, компенсации морального вреда, судебных расходов, штрафа,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к ООО «Авиакомпания «Победа» о признании незаконными действий по взиманию платы за регистрацию на рейс и комиссии за обработку платежа, взыскании денежных средств, компенсации морального вреда, судебных расходов, штрафа.

В обоснование заявленных требований, истец указала, что (ДД.ММ.ГГГГ.). между ней (ФИО1) и ООО «Авиакомпания «Победа» был заключен договор перевозки пассажира и багажа, выразившийся в приобретении на официальном сайте ООО «Авиакомпания «Победа» авиабилетов по направлению Москва – Стамбул – Москва на даты (ДД.ММ.ГГГГ.). (код бронирования (№)), общей стоимостью (данные обезличены) рублей.

В стоимость билета были включены дополнительные услуги по перевозке багажа: одно место до 10кг по направлению Москва – Стамбул по цене (данные обезличены) рублей и одно место до 20кг по направлению Стамбул – Москва по цене (данные обезличены) рублей, а также комиссия за обработку платежа в размере (данные обезличены) рублей.

(ДД.ММ.ГГГГ.). в аэропорту г. Стамбула у стойки регистрации ей (истцу) сообщили о необходимости оплаты за регистрацию на рейс 25 евро без которой к полету не допустят. При этом, за сутки до полета сайт авиакомпании не позволял осуществить онлайн регистрацию на рейс из-за технических неполадок самого сайта.

В виду отсутствия наличных денежных средств, оплата регистрации за рейс была произведена банковской картой (данные обезличены) в размере (данные обезличены) рублей.

Она (истец) считает взимание платы за регистрацию на рейс в размере 25 евро (данные обезличены) рублей) и комиссии за обработку платежа в размере (данные обезличены) рублей, которая была ей навязана как услуга - незаконными.

(ДД.ММ.ГГГГ.). она (истец) в адрес ответчика направила требование о возврате денежных средств в виде комиссии за обработку платежа в размере (данные обезличены) рублей и платы за регистрацию на рейс в размере (данные обезличены) рублей, которое адресатом было получено (ДД.ММ.ГГГГ.)., однако оставлено без удовлетворения.

Она (истец) полагает, что в связи с нарушением ее прав как потребителя, ответчик должен нести ответственность по уплате компенсации морального вреда, который оценивает в размере (данные обезличены) рублей, судебных расходов, связанных с рассмотрением дела и штрафа в размере 50% от суммы, присужденной в пользу потребителя.

На основании изложенного, ФИО1 просила суд признать действия ответчика по взиманию платы за регистрацию на рейс (ДД.ММ.ГГГГ.). № (№) в размере 25 евро, эквивалентных (данные обезличены) рублей и комиссии за обработку платежа в размере (данные обезличены) рублей – незаконными; взыскать с ответчика в свою (ФИО1) пользу плату за регистрацию за рейс в размере (данные обезличены) рублей, комиссию за обработку платежа в размере (данные обезличены) рублей, компенсацию морального вреда в размере (данные обезличены) рублей, расходы по оплате юридических услуг в размере (данные обезличены) рублей, почтовые расходы в размере (данные обезличены) рублей и штраф в размере 50% от суммы, присужденной в пользу потребителя.

Определением Канавинского районного суда г. Н. Новгорода от (ДД.ММ.ГГГГ.). к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области.

В судебное заседание истец не явилась, извещена надлежащим образом, представила заявление с просьбой о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Ответчик, будучи извещенным надлежащим образом, явку своего представителя в судебное заседание также не обеспечил; представил возражения на исковое заявление, в которых просил отказать истцу в удовлетворении заявленных требований по указанным в нем основаниям, а также о рассмотрении дела в отсутствие представителя Авиакомпании (л.д.88-89).

Третье лицо Управление Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области, будучи извещенными надлежащим образом, явку своего представителя в судебное заседание также не обеспечило; представило заявление с просьбой о рассмотрении дела в отсутствие представителя (л.д. 116).

Суд, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон и третьего лица, поскольку их неявка, в силу ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению дела.

Установив юридически значимые обстоятельства, изучив материалы дела в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств и дав им оценку в соответствии с требованиями, закрепленными в ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему выводу.

Из статьи 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации в её взаимосвязи со статьей 19 (часть 1), закрепляющей равенство всех перед законом и судом, следует, что конституционное право на судебную защиту предполагает не только право на обращение в суд, но и возможность получения реальной судебной защиты в форме эффективного восстановления нарушенных прав и свобод в соответствии с законодательно закрепленными критериями.

Согласно преамбуле Закона РФ «О защите прав потребителей» настоящий закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Судом установлено и следует из выписки ЕГРЮЛ, ООО «Авиакомпания «Победа» осуществляет деятельность в области воздушного транспорта (л.д.35-40).

(ДД.ММ.ГГГГ.). между ФИО1 и ООО «Авиакомпания «Победа» был заключен Договор воздушной перевозки пассажира и багажа, выразившийся в приобретении истцом безналичным способом на официальном сайте ООО «Авиакомпания «Победа» билетов по направлению Москва – Стамбул – Москва на даты (ДД.ММ.ГГГГ.). (код бронирования (№)), общей стоимостью (данные обезличены) рублей, в которую, в том числе была включена комиссия за обработку платежа в размере (данные обезличены) рублей, что подтверждается электронным билетом (л.д.7).

(ДД.ММ.ГГГГ.). ФИО1 в аэропорту г. Стамбула с использованием банковской карты «Альфа банка» была произведена оплата за регистрацию на рейс в размере (данные обезличены), (данные обезличены) рублей (25 евро), поскольку по утверждению истца она по причине технических неполадок сайта авиакомпании не имела возможности заблаговременно пройти онлайн-регистрацию на рейс, в связи с чем, ей были понесены убытки в указанном размере.

В соответствии с п. 1 ст. 64 Воздушного кодекса РФ, - оказание услуг в области гражданской авиации осуществляется на платной основе (тарифы, сборы), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Перечень тарифов на услуги в области гражданской авиации и сборов за данные услуги, правила формирования указанных тарифов и сборов, правила взимания рассчитанной на основе указанных тарифов и сборов платы за услуги в области гражданской авиации, а также правила продажи билетов, выдачи грузовых накладных и других перевозочных документов устанавливаются уполномоченным органом в области гражданской авиации (пункт 2).

Таким образом, действующее законодательство относит установление тарифов на перевозку воздушным транспортом к компетенции перевозчика, который самостоятельно и с учетом особенностей установленных Федеральными авиационными правилами в области формирования и применения тарифов определяет критерии, необходимые для принятия решения по вопросам тарифной политики.

Согласно статье 2 Воздушного кодекса Российской Федерации, - федеральные правила использования воздушного пространства и федеральные авиационные правила - это нормативные акты, регулирующие отношения в области использования воздушного пространства и в области авиации и принимаемые в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Положением о подготовке федеральных правил использования воздушного транспорта и федеральных авиационных правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от (ДД.ММ.ГГГГ.) N 360, Министерством транспорта Российской Федерации утверждаются федеральные авиационные правила в области регулирования деятельности гражданской авиации.

Следовательно, Федеральные авиационные правила "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей" утверждены компетентным органом государственной власти.

Таким образом, отношения сторон регулируются Правилами воздушной перевозки пассажира и багажа ООО «Авиакомпания «Победа» от (ДД.ММ.ГГГГ.). с изменениями и дополнениями от (ДД.ММ.ГГГГ.) (л.д. 61-64; 65-76), согласно пункта 7.2 Главы 7 которых, с (ДД.ММ.ГГГГ.) услуга онлайн-регистрации для пассажиров, вылетающих из аэропортов иностранных государств, предоставляется бесплатно.В случае онлайн-регистрации пассажирам необходимо предъявить посадочный талон в аэропорту в распечатанном виде или на экране мобильного устройства. За регистрацию пассажиров на стойках регистрации в аэропортах иностранных государств взимается сбор (плата) в порядке, предусмотренными правилами применения тарифов и сборов. Ответственность за своевременное прохождение предполетных формальностей несет Пассажир (пункт 7.4 Правил) (л.д. 63-64, 70; 92-95, 96-101).

Согласно Общим положениям Правил перевозки ООО «Авиакомпания «Победа» сбор за услугу регистрации на рейс в аэропорту (только для пассажиров не прошедших онлайн-регистрацию на сайте авиакомпании), составляет 25 евро (л.д. 132).

Пунктом 1 Главы 5 Правил перевозки также предусмотрено, что все используемые тарифы и сборы зарегистрированы должным образом и опубликованы на сайте www.pobeda.aero (л.д. 68).

Как следует из материалов дела, ФИО1 при приобретении услуги на сайте ответчика была ознакомлена с тарифами Авиакомпании, в том числе по взиманию комиссии за обработку платежа в размере (данные обезличены) рублей. Приобретение авиабилетов на сумму (данные обезличены) рублей (включая комиссию) истец осуществила (оплатила) безналичным способом с использованием карты (данные обезличены), что объективно следует из электронного билета (л.д. 7-8).

Согласно информации, содержащейся в электронном билете, ФИО1 было известно о прохождении онлайн-регистрации на рейс с целью прохождения её в иностранном аэропорту – бесплатно.

Кроме того, ООО «Авиакомпания «Победа» повторно по адресу электронной почты (указанному при бронировании билета по коду бронирования (№)) уведомила ФИО1 о необходимости заблаговременного прохождения онлайн-регистрации (за 24 часа до вылета), во избежание расходов по оплате 25 евро в зарубежном аэропорту за услугу регистрации (л.д. 59-60; 90-91).

Указанные обстоятельства не отрицались истцом в предварительном судебном заседании.

При этом, доказательств наличия недостатка (предоставления некачественной услуги) в виде «не работает сайт авиакомпании» не позволившего ФИО1 произвести онлайн-регистрацию на рейс и, как следствие избежать дополнительных расходов в иностранном аэропорту в размере (данные обезличены) рублей (25 евро) по оплате регистрации на рейс, последней, в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ, суду предоставлено не было.

Из материалов дела также следует, что истцом при приобретении авиабилетов на сумму (данные обезличены) рублей с использованием банковской карты была уплачена комиссия за обработку платежа в размере (данные обезличены) рублей, что составляет 2% от стоимости авиабилетов ((данные обезличены) рубля – 98%).

Согласно Правил перевозки Раздел «Сборы и дополнительные услуги» сбор авиакомпании за проведение операций по обработке платежа при оплате банковской картой составляет 2% от суммы платежа (л.д. 130).

Кроме того, продавец обязан обеспечить возможность оплаты услуги с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт (ст. 16.1 Закона РФ (№)). Прием платежей через сайт ООО «Авиакомпания «Победа» осуществляется АО «Альфа-Банк» на основании заключенного (ДД.ММ.ГГГГ.) Договора интернет-эквайринга (№) (л.д. 138-150), в связи с чем ООО «Авиакомпания «Победа» не является платежным агентом.

Более того, сбор (комиссия) за оплату банковской картой, взимаемый за бронирование в размере 2% от стоимости при бронировании через сайт был утвержден и введен в действие Приказом от (ДД.ММ.ГГГГ.). ООО «Авиакомпания «Победа» (№) «О введении в действие тарифов и сборов за дополнительные услуги пассажирам» (пункт 1) и предусмотрен Правилами Перевозки ООО «Авиакомпания «Победа» (л.д. 135-137; 130, 132), которые в установленном законом порядке, не действительными как нарушающими права потребителей услуг, не признаны.

Согласно доказательств, представленных в материалы дела, стоимость авиабилета не изменяется в зависимости от способа оплаты. Необходимость уплаты комиссии за обработку платежа определяется самостоятельно выбранным пассажиром способом оплаты и относится к расходам на оформление билета, которые не влияют на размер тарифа. Комиссия за обработку платежа, установленная в размере 2% от стоимости билетов не входит в стоимость билета, что не противоречит пункту 9 Приказа Минтранса России от 25.09.2008г. (№) "Об утверждении Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации" (в ред. от 16.07.2014г.).

Таким образом, взимание комиссии за обработку платежа в контексте с положениями ст. 16 Закона РФ от 07.02.1992г. (№) «О защите прав потребителей и ст. 12 ГК РФ не может рассматриваться как нарушающее права ФИО1 как потребителя, поскольку не обуславливало приобретение авиабилетов обязательным приобретением иной услуги, поскольку рассматриваемая комиссия за обработку платежа не является платой за услугу.

При установленных по делу обстоятельствах, суд не находит правовых оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 о признании действий ответчика по взиманию платы за регистрацию на рейс (ДД.ММ.ГГГГ.). № (№) в размере 25 евро, эквивалентных (данные обезличены) рублей и комиссии за обработку платежа в размере (данные обезличены) рублей – незаконными.

Требования истца о взыскании с ответчика платы за регистрацию на рейс в размере (данные обезличены) рублей, комиссии за обработку платежа в размере (данные обезличены) рублей, компенсации морального вреда в размере (данные обезличены) рублей, расходов по оплате юридических услуг в размере (данные обезличены) рублей, почтовых расходов в размере (данные обезличены) рублей и штрафа в размере 50% от суммы, присужденной в пользу потребителя, удовлетворению также не подлежат как производные от основного требования в удовлетворении которого судом отказано.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд -

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Обществу с ограниченной ответственностью «Авиакомпания «Победа» о признании незаконными действий по взиманию платы за регистрацию на рейс и комиссии за обработку платежа, взыскании денежных средств, компенсации морального вреда, судебных расходов, штрафа – отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Канавинский районный суд г.Н.Новгорода путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья подпись В. Е. Чехова

Копия верна.

Судья: В. Е. Чехова

Секретарь судебного заседания: Зенина И. Г.

Подлинное решение находится в гражданском деле № 2-1924/2019г. в Канавинском районном суде г.Н.Новгорода