Дело № 2-1925/12
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
20 ноября 2012 года Борский городской суд Нижегородской области в составе: председательствующего судьи Батялова В.А.,
с участием прокурора Колбовской О.В.,
при секретаре Трефиловой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Борского городского прокурора Нижегородской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации городского округа г. Бор Нижегородской области об устранении нарушений в сфере безопасности дорожного движения,
у с т а н о в и л:
Борский городской прокурор Нижегородской области, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации городского округа г. Бор Нижегородской области об устранении нарушений в сфере безопасности дорожного движения.
В обоснование исковых требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ Борской городской прокуратурой совместно с ОГИБДД отдела МВД России по городу Бор проведена проверка в ходе которой установлено, что дорога «Неклюдово-Ивонькино-Боталово» г. Бор на участке от примыкания дороги на д. Квасово до пересечения с автодорогой «Нижний Новгород-Шахунья-ФИО4» с шириной проезжей части в 4, 6 метра, состоящей из двух полос встречного направления, не соответствует требованиям безопасности дорожного движения, так как минимально допустимая ширина полосы движения для двух полосных дорог составляет 3 метра согласно СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги» и 2,75 м для внутри дворовых проездов и переулков, согласно СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство».
По интенсивности движения данную дорогу следует отнести как минимум к IV категории (более 100 ед/сут), поэтому ширина проезжей части, состоящей из двух полос движения, должна быть не менее 6,0 метров, обочины - 2,0 метров. Интенсивное движение (более 100 единиц в час) по существующей дороге в обоих направлениях с выездами на обочины привело к разрушению краёв проезжей части и занижению обочин относительно верха дорожной одежды на 10 - 15 см, при допустимых ГОСТ Р 50597-93 «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения БДД» - 4 см.
В районе примыкания дороги на д. Квасово расположен железобетонный столб на обочине на расстоянии 90 см от края проезжей части, угрожающий безопасности дорожного движения.
Проект организации дорожного движения и дислокация установки дорожных знаков и разметки отсутствует. Также отсутствует горизонтальная разметка. По дороге осуществляется не согласованное с ОГИБДД движение маршрутного транспортного средства № 12. На всем протяжении дороги «Неклюдово-Ивонькино-Боталово» отсутствуют остановки общественного транспорта, обустроенные в соответствии с требованиями п.5.3.2 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования».
В силу п. 2.1 СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги» проектные решения автомобильных дорог должны обеспечивать в том числе, организованное, безопасное, удобное и комфортабельное движение автотранспортных средств с расчетными скоростями, однородные условия движения, необходимое сцепление шин автомобилей с поверхностью проезжей части.
Целями законодательства в сфере безопасности дорожного движения является в том числе, определение основ функционирования автомобильных дорог, их использования, осуществления дорожной деятельности в интересах пользователей автомобильными дорогами, собственников автомобильных дорог, государства, муниципальных образований; совершенствование государственного управления в области дорожной деятельности; обеспечение сохранности и развития автомобильных дорог, улучшение их технического состояния.
Администрацией городского округа город Бор не принимаются меры по приведению указанного участка дороги в соответствие со СНиП 2.05.02- 85 и ГОСТ Р 50597-93.
На основании вышеизложенного истец просил обязать администрацию городского округа город Бор Нижегородской области привести в соответствие с СНиП 2.05.02-85, ГОСТ Р 52766-2007 и ГОСТ Р 50597-93 автодорогу «Неклюдово-Ивонькино-Боталово» г. Бор на участке от примыкания дороги на д. Квасово до пересечения с автодорогой «Нижний Новгород-Шахунья-ФИО4» в течении 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В дальнейшем истец в порядке ст. 39 ГПК РФ уточнил исковые требования, в соответствии с которыми просил обязать администрацию городского округа г. Бор Нижегородской области осуществить классификацию и отнесение автодороги «Неклюдово-Ивонькино-Боталово» г. Бор на участке от примыкания дороги на д. Квасово до пресечения с автодорогой «Нижний Новгород-Шахунья-ФИО4» к категории автомобильной дороги в соответствии с Правилами классификации автомобильных дорог в Российской Федерации и их отнесения к категориям автомобильных дорог, утвержденными Постановлением правительства Российской Федерации от 28.09.2009г. № 767, и Порядком проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденным Приказом Минтранса России от 27.08.2009 № 150; обязать администрацию городского округа г. Бор Нижегородской области привести с учетом определенной категории автодорогу «Неклюдово-Ивонькино-Боталово» г.Бор на участке от примыкания дороги на д. Квасово до пересечения с автодорогой «Нижний Новгород-Шахунья-ФИО4» в соответствии со СНиП 2.05.02-85, ГОСТ Р 52766-2007 и ГОСТ Р 50597-93, СНиП 2.07.01.-89 «Градостроительство» в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Определением суда от 28.09.2012 года в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены МБУ «Управление Благоустройства городского округа г. Бор, ОАО «Нижегородоблгаз» Борский филиал, ОАО МРСК Центра и Приволжья Филиал Нижновэнерго.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены М.Д.И., С.А.В., С.С.В., ООО «Отдых сервис».
В судебном заседании истец поддержала заявленные требования.
Представитель ответчика по доверенности ФИО1 исковые требования не признала.
Представитель третьего лица отдела МВД России по городу Бор Нижегородской области по доверенности ФИО2 считал, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Представитель третьего лица МБУ «Управление благоустройства городского округа г. Бор» по доверенности ФИО3 оставила рассмотрение данного вопроса на усмотрение суда.
Третье лицо М.Д.И. считал, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Представитель третьего лица ОАО «МРСК Центра и Приволжья» в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель третьего лица ОАО «Нижегордоблгаз» в судебное заседание не явилась, просила отложить рассмотрение данного гражданского дела.
Представитель третьего лица ООО «Отдых Сервис» и третьи лица С.А.В., С.С.В. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о чем имеются почтовые уведомления (т. 2 л.д. 1, 2, 3).
Суд, с учетом мнения явившихся лиц, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и дав оценку собранным по делу доказательствам в их совокупности, суд приходит к следующему.
На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как усматривается из материала, прокурором заявление подано в защиту интересов неопределенного круга лиц, в том числе населения муниципального образования г. Бор Нижегородской области. Заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, для предупреждения причинения вреда и не может расцениваться как вмешательство в исключительную компетенцию администрации городского округа г. Бор Нижегородской области.
В силу ст.10 ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ" от 08.11.2007 г. № 257 (в ред. от 27.12.2009г.) единый государственный реестр автомобильных дорог представляет собой федеральный информационный ресурс и содержит сведения об автомобильных дорогах независимо от их форм собственности и значения. Формирование и ведение реестра осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, на основании данных учета автомобильных дорог.
Согласно с.1 ст.8 Закона Нижегородской области от 04.12.2008 N 157-З (ред. от 09.08.2011) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Нижегородской области»: Автомобильные дороги общего пользования в Нижегородской области подлежат обязательному учету.
Учет автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения осуществляется уполномоченным Правительством Нижегородской области дорожным органом.
Учет автомобильных дорог общего пользования местного значения осуществляется в порядке, определяемом органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области.
Согласно п. 5 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: К вопросам местного значения поселения относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Системное толкование законодательных норм, регулирующих правоотношения в области дорожного движения, в том числе п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», положений Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ст. 12 Федерального закона N 196-ФЗ от 10 декабря 2005 года «О безопасности дорожного движения», указывает на необходимость проведения мероприятий по учету автомобильных дорог лиц, являющихся собственниками дорог.
Согласно под п. 5 п. 2 ст. 10 Устава муниципального образования городского округа город Бор Нижегородской области (л.д. 148-163) к вопросам местного значения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 6 ст. 64 указанного выше Устава установлено, что автомобильные дороги местного значения в границах городского округа город Бор, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог, находится в собственности городского округа.
Согласно выписки из реестра муниципального имущество городского округа г. Бор Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д. 41) объект недвижимости - сооружение (автодорога) общей протяженностью 2200,0 м., расположенный по адресу: Нижегородская область, п. Неклюдово - Ивонькино - Баталово, является объектом муниципальной собственности городского округа город Бор.
Таким образом, судом установлено, что автомобильная дорога «Неклюдово-Ивонькино-Боталово» г. Бор, находится в собственности администрации городского округа город Бор Нижегородской области, и является дорогой местного значения.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ Борской городской прокуратурой совместно с ОГИБДД отдела МВД России по городу Бор проведена проверка (л.д. 15), в ходе которой установлено, что дорога «Неклюдово-Ивонькино-Боталово» г. Бор на участке от примыкания дороги на д. Квасово до пересечения с автодорогой «Нижний Новгород-Шахунья-ФИО4» с шириной проезжей части в 4, 6 метра, состоящей из двух полос встречного направления, не соответствует требованиям безопасности дорожного движения, так как минимально допустимая ширина полосы движения для двух полосных дорог составляет 3 метра согласно СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги» и 2,75 м для внутри дворовых проездов и переулков, согласно СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство».
По интенсивности движения данную дорогу следует отнести как минимум к IV категории (более 100 ед/сут), поэтому ширина проезжей части, состоящей из двух полос движения, должна быть не менее 6,0 метров, обочины - 2,0 метров. Интенсивное движение (более 100 единиц в час) по существующей дороге в обоих направлениях с выездами на обочины привело к разрушению краёв проезжей части и занижению обочин относительно верха дорожной одежды на 10 - 15 см, при допустимых ГОСТ Р 50597-93 «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения БДД» - 4 см.
В районе примыкания дороги на д. Квасово расположен железобетонный столб на обочине на расстоянии 90 см от края проезжей части, угрожающий безопасности дорожного движения.
Проект организации дорожного движения и дислокация установки дорожных знаков и разметки отсутствует. Также отсутствует горизонтальная разметка. По дороге осуществляется не согласованное с ОГИБДД движение маршрутного транспортного средства № 12. На всем протяжении дороги «Неклюдово-Ивонькино-Боталово» отсутствуют остановки общественного транспорта, обустроенные в соответствии с требованиями п.5.3.2 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования».
Кроме, того ДД.ММ.ГГГГ совместно с Борской городской прокуратурой, МБУ «Управление благоустройства городского округа г. Бор, Комитета архитектуры и градостроительства администрации городского округа г. Бор, МКУ «Бостройзаказчик», Борского РЭС ПО СЕС филиала Нижновэнерго, ОАО «Нижегородоблгаз», ОГИБДД отдела МВД России по г. Бор, администрации городского округа г. Бор, провели осмотр состояния участка автомобильной дороги «Неклюдово - Боталово - Ивонькино» 0 км + 00 м - 0 км + 860 м (от пересечения с а/д «Н. Новгород - ФИО4» до поворота в д. Квасово)
В ходе осмотра проведены замеры ширины проезжей части в 12 сечениях:
На 0 км + 100 м ширина проезжей части составила 5,6 м.
На 0 км + 200 м ширина проезжей части составила 5,6 м.
На 0 км + 300 м ширина проезжей части составила 6,0 м
На 0 км + 350 м ширина проезжей части составила 4,2 м.
На 0 км + 400 м ширина проезжей части составила 4,5 м.
На 0 км + 415 м ширина проезжей части составила 4,5 м.
На 0 км + 500 м ширина проезжей части составила 4,5 м.
На 0 км + 560 м ширина проезжей части составила 4,6 м.
На 0 км + 600 м ширина проезжей части составила 4,2 м.
На 0 км + 700 м ширина проезжей части составила 4,5 м.
На 0 км + 800 м ширина проезжей части составила 4,6 м.
На 0 км + 850 м ширина проезжей части составила 4,7 м.
На 0 км + 300 м, 0 км + 415 м и 0 км + 560 м над дорогой (проезжей частью) расположен газопровод.
На 0 км. + 415 м. и 0 км. + 560 м. при ширине проезжей части 4,5 м и 4,6 м соответственно опоры газопроводов расположены на расстоянии от 1,5 до 2,0 метров от краёв асфальтового покрытия дороги. От 0 км + 560 м с левой стороны участка дороги (по направлению к жилому району Боталово) расположен подземный газопровод высокого давления (расстояния от полотна дороги до контрольной трубки газопровода не замерялись). Выше названные газопроводы (кроме газопровода высокого давления) находятся в частной собственности.
На 0 км. + 850 м. расположена опора линии электропередачи на расстоянииодного метра от правого края проезжей части, находящаяся в собственности ОАО Нижновэнерго.
Также вдоль дороги в непосредственной близости от проезжей части расположены объекты недвижимого имущества: гаражи и земельные участки граждан, территория детского сада, тротуар.
Предлагаемая к обустройству разворотная площадка (автобусная остановка) в районе пересечения автомобильной дороги «Неклюдово - Боталово - Ивонькино» с автодорогой «Н. Новгород - ФИО4» находится в непосредственной близости от железной дороги (вопрос нахождения названного объекта в полосе отвода железной дороги не исследовался).
В ходе осмотра произведены замеры интенсивности движения транспортных средств в течение одного часа:легковые автомобили - 262 авт/ч;мотоциклы и мопеды - 8 м/ч;грузовые т/с с грузоподъёмностью 2 т - 56 авт/ч;грузовые т/с с грузоподъёмностью 8 т - 12 авт/ч;грузовые т/с с грузоподъёмностью 14 т - 4 авт/ч;автопоезда с грузоподъёмностью 30 т - 12 авт/ч.
Итого часовая интенсивность движения, приведённая к легковому автомобилю, на момент осмотра участка автодороги "Неклюдово - Боталово - Ивонькино" 0 км + 00 м - 0 км + 860 м (от пересечения с а/д "Н. Новгород - ФИО4" до поворота в д. Квасово) составила 262 + 8x0,5 + 56x1,5 + 12x2,5 + 4x3,5 + 12х 5 = 454 ед./час.
Одним из выявленных нарушений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения на территории городского округа город Бор Нижегородской области, являлось отсутствие классификации и отнесение автодороги «Неклюдово-Ивонькино-Боталово» г. Бор на участке от примыкания дороги на д. Квасово до пресечения с автодорогой «Нижний Новгород-Шахунья-ФИО4» к категории автомобильной дороги в соответствии и их отнесения к категориям автомобильных дорог.
До настоящего времени указанное нарушение ответчиком, как собственником спорной автодороги, не устранено.
В соответствии п. 18 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» классификация автомобильных дорог и их отнесение к категориям автомобильных дорог (первой, второй, третьей, четвертой, пятой категориям) осуществляются в зависимости от транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств автомобильных дорог в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок классификации автомобильных дорог (их участков) в Российской Федерации и их отнесения к категориям автомобильных дорог в зависимости от транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств определяется Правилами классификации автомобильных дорог в Российской Федерации и их отнесения к категориям автомобильных дорог, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2009 г. № 767.
Согласно подп. «г» п. 6 указанных Правил классификация и отнесение автомобильной дороги к категории автомобильной дороги осуществляется по результатам оценки технического состояния автомобильной дороги, проводимой в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации, в отношении автомобильной дороги местного значения органом местного самоуправления.
В соответствии с п. 4 ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257- ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в целях определения соответствия транспортноэксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке,установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог.
Приказом МинтрансаРоссии от27.08.2009№ 150 утвержден Порядок проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, который определяет состав и периодичность работ по определению соответствия комплекса характеристик технического уровня автомобильной дороги и ее эксплуатационного состояния, обеспечивающего требуемые потребительские свойства автомобильной дороги, полученного на основании результатов комплекса работ по обследованию, сбору и анализу информации о параметрах, характеристиках и условиях функционирования автомобильной дороги, о наличии повреждений ее элементов и причин их появления, о характеристиках транспортных потоков, требованиям технических регламентов.
Таким образом, отсутствие классификации и отнесение спорной автодороги к категории автомобильной дороги, расположенной в пределах границ муниципального образования и предназначенные для использования неопределенным кругом лиц, создает предпосылки к нарушению изложенных выше норм действующего законодательства, для препятствий к осуществлению государственного контроля за техническим состоянием дорог, а в случае его несоответствия предъявляемым требованиям - приведению в надлежащее состояние.
При таких обстоятельствах требования Борского городского прокурора Нижегородской области в части обязании ответчика осуществить классификацию и отнесение автодороги «Неклюдово-Ивонькино-Боталово» г. Бор на участке от примыкания дороги на д. Квасово до пересечения с автодорогой «Нижний Новгород-Шахунья-ФИО4» к категории автомобильной дороги в соответствии с Правилами классификации автомобильных дорог в Российской Федерации и их отнесения к категориям автомобильных дорог являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая изложенное суд считает необходимым предоставить ответчику время для приведения классификации и отнесение автодороги «Неклюдово-Ивонькино-Боталово» г. Бор на участке от примыкания дороги на д. Квасово до пересечения с автодорогой «Нижний Новгород-Шахунья-ФИО4» к категории автомобильной дороги в соответствии с Правилами классификации автомобильных дорог в Российской Федерации и их отнесения к категориям автомобильных дорог - в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Поскольку в настоящее время по спорному участку дороги не осуществлена классификация и не установлена ее категория, которая в том числе определяет ширину проезжей части дороги, суд считает не целесообразным и не эффективным в настоящее время обязывать ответчика привести автодорогу в соответствии со СНиП 2.05.02-85, ГОСТ Р 52766-2007 и ГОСТ Р 50597-93, СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство».
Выявленные на данный момент нарушения, а также в дальнейшем возможные нарушения с учетом классификации спорной дороги, может повлечь иные последствия и устранения нарушений в сфере безопасности дорожного движения, и привести к невозможности исполнению решения суда в части заявленных требований.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований истца в части обязании ответчика привести с учетом определенной категории автодорогу «Неклюдово-Ивонькино-Боталово» г.Бор на участке от примыкания дороги на д. Квасово до пересечения с автодорогой «Нижний Новгород-Шахунья-ФИО4» в соответствие со СНиП 2.05.02-85, ГОСТ Р 52766-2007 и ГОСТ Р 50597-93, СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство».
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд -
решил:
Исковые требования Борского городского прокурора Нижегородской области - удовлетворить частично.
Обязать администрацию городского округа город Бор Нижегородской области осуществить классификацию и отнесение автодороги «Неклюдово-Ивонькино-Боталово» г. Бор на участке от примыкания дороги на д. Квасово до пересечения с автодорогой «Нижний Новгород-Шахунья-ФИО4» к категории автомобильной дороги в соответствии с Правилами классификации автомобильных дорог в Российской Федерации и их отнесения к категориям автомобильных дорог в течении шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.
В удовлетворении остальной части иска Борского городского прокурора Нижегородской области - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через городской суд в течение 1 месяца со дня его принятия в окончательной форме
Судья В.А. Батялов
Решение не вступило в законную силу