Дело № 2-1925/2022
29RS0018-01-2022-001635-13
Решение
Именем Российской Федерации
27 июня 2022 года г. Архангельск
Октябрьский районный суд города Архангельска в составе: председательствующего судьи Романовой Е.В., при секретаре Поповой Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области о взыскании задолженности по компенсации при увольнении, дополнительному материальному стимулированию, процентов, компенсации морального вреда,
установил:
ФИО1 обратился в суд с иском к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области о взыскании задолженности по компенсации при увольнении, дополнительному материальному стимулированию, компенсации морального вреда.
В обоснование исковых требований указал, что состоял на государственной гражданской службе у ответчика в должности УМВД России по Архангельской области. На основании приказа от 23 августа 2021 года служебный контракт с ним прекращен, 01 сентября 2021 года он освобожден от занимаемой должности и уволен по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». При увольнении ему была выплачена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. Полагал, что данная компенсация рассчитана ответчиком неверно. Также указал, что в апреле 2021 года в УМВД России по Архангельской области поступили лимиты бюджетных обязательства на материальное стимулирование федеральных государственных служащих. Однако в январе, феврале, марте 2021 года дополнительное материальное стимулирование ему не выплачивалось. Просил взыскать задолженность по компенсации при увольнении, дополнительному материальному стимулированию в общем размере 119 840 руб., компенсацию морального вреда в размере 20 000 руб.
В ходе рассмотрения дела истец заявленные требования увеличил, просил также взыскать с ответчика проценты за нарушение срока выплат по состоянию на 12 мая 2022 года в размере 22 114 руб. 84 коп. за период с 02 сентября 2021 года по 12 мая 2022 года.
Истец ФИО1, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, представителя не направил, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.
Представитель ответчика УМВД России по Архангельской области ФИО2 с иском не согласился. Указал, что выплата компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания произведена истцу в полном объеме. Основания для взыскания материального стимулирования в пользу истца за январь, февраль, март 2021 года отсутствуют, поскольку с учетом доведенных лимитов материальное стимулирование производилось в период с апреля 2021 года по декабрь 2021 года. Возможность выплаты материального стимулирования, доведенного в апреле 2021 года, за прошедшие периоды положениями бюджетного законодательства не предусмотрена.
По определению суда дело рассмотрено при данной явке.
Заслушав представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 указанного Федерального закона гражданский служащий имеет право, в том числе, на оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Согласно положениям частей 1-2, 5 и 10 статьи 50 указанного Федерального закона оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Согласно части 3.1 статьи 37 названного Федерального закона в случае расторжения служебного контракта в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2007 года № 562 (далее - Правила).
В случаях, предусмотренных подпунктом «д» (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) и «з» пункта 1 настоящих Правил, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц (абзац 1 пункта 8 Правил).
Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами «а» - «г» пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами «д» - «ж» пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта (абзац 2 пункта 8 Правил).
Судом установлено, что истец состоял на федеральной государственной службе у ответчика с 11 марта 2012 года в должности УМВД России по Архангельской области.
На основании приказа от 23 августа 2021 года № л/с служебный контракт с ним прекращен, он освобожден от занимаемой должности и уволен 01 сентября 2021 года по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (сокращение должности гражданской службы в государственном органе).
Как следует из материалов дела при увольнении истцу произведена выплата компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания в размере 191 439 руб. 52 коп., обозначенная в расчетом листке за август 2021 года как выходное пособие госслужащего.
Из представленного ответчиком расчета компенсации следует, что оно выполнено в полном соответствии с Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2007 года № 562, в частности в соответствии с пунктом 8 Правил.
Довод истца о том, что размер компенсации при делении его на три составляет 47 859 руб. 88 коп., в то время как для органов службы занятости ответчиком представлена справка о его среднем заработке за последние три месяца в размере 64 448 руб. не свидетельствует о том, что расчет компенсации произведен ответчиком неверно.
Сравнивания указанные суммы, истец не учитывает, что расчет компенсации производился ответчиком с учетом требований Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2007 года № 562, с учетом которых расчет производится с учетом предшествующих 12 календарных месяцев, в то время как для органов службы занятости населения справка подготовлена ответчиком с учетом Порядка исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости, утвержденного постановлением Минтруда РФ от 12.08.2003 № 62, с учетом положений которого в расчет принимается заработок за последние три месяца.
С учетом изложенного, поскольку компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания при увольнении выплачена истцу ответчиком в полном объеме, основания для удовлетворения иска в данной части отсутствуют.
Разрешая требования истца о взыскании материального стимулирования за январь, февраль, март 2021 года, суд исходит из следующего.
Как следует из служебного контракта, заключенного между истцом и ответчиком, гражданскому служащему было установлено денежное содержание, которое включало в себя премии за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с порядком, установленным приказом МВД России от 06 июля 2009 года № 511.
В соответствии с приложением № 2 «Порядок выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий федеральным государственным гражданским служащим, замещающим должности федеральной государственной гражданской службы в территориальных органах МВД России» к приказу МВД России от 06.07.2009 № 511 «О денежном содержании отдельных категорий федеральных государственных гражданских служащих» федеральным государственным гражданским служащим, замещающим должности федеральной государственной гражданской службы в территориальных органах МВД России, в соответствии с пунктом 4 части 5 статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» выплачиваются премии за выполнение особо важных и сложных заданий (пункт 1).
С учетом положений пункта 2 Порядка премия является формой материального стимулирования эффективного и добросовестного труда, качественного и оперативного выполнения должностных обязанностей, предусмотренных должностным регламентом, конкретного вклада гражданского служащего в выполнение подразделениями территориального органа МВД России особо важных и сложных заданий.
В силу положений пункта 3 Порядка размер премии, выплачиваемой конкретному гражданскому служащему, определяется дифференцированно в зависимости от результатов его деятельности и максимальными размерами не ограничивается.
По решению руководителя территориального органа МВД России, осуществляющего полномочия представителя нанимателя от имени Российской Федерации, на выплату гражданским служащим премий могут направляться дополнительные средства в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 51 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (пункт 4 Порядка).
С учетом положений пункта 5 Порядка решения о выплате и размере премии конкретным гражданским служащим оформляются приказами соответствующего руководителя.
Из материалов дела следует, что согласно указаниям ФЭД МВД России от 02 апреля 2021 года № расходным расписанием от 01 апреля 2021 года подразделениям и организациям системы МВД России доведены лимиты бюджетных обязательств на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих, решение о котором принято руководством МВД России в рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 22 марта 2021 года № 440-16.
Из пояснений врио начальника ЦФО УМВД России по Архангельской области ФИО3 следует, что во исполнение указания распределение лимитов бюджетных обязательств на дополнительное материальное стимулирование произведено исходя из численности федеральных государственных служащих по состоянию на 01 апреля 2021 года и на период с 01 апреля 2021 года по 31 декабря 2021 года.
Согласно расчетным листам премирование истца осуществлялось с апреля 2021 года по день увольнения.
Истцом заявлено требование о взыскании материального стимулирования за период с января по март 2021 года.
Основания для удовлетворения иска в данной части с учетом положений служебного контракта, Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Порядка выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий федеральным государственным гражданским служащим, замещающим должности федеральной государственной гражданской службы в территориальных органах МВД России, утвержденного приказом МВД России от 06.07.2009 №511, отсутствуют, поскольку выплата премии за выполнение особо важных и сложных заданий не является гарантированной, выплачивается в установленном порядке с учетом имеющихся средств фонда оплаты труда, зависит от результатов деятельности сотрудника, производится на основании решения соответствующего руководителя.
Как следует из расчетных листков истца за 2020 год в период с января 2020 года по март 2020 года выплата дополнительного материального стимулирования ему также не производилась. Материальное стимулирование выплачивалось в апреле 2020 года и в последующие периоды. Что также свидетельствует о том, что выплата премии за выполнение особо важных и сложных заданий не является гарантированной ежемесячной выплатой. Мнение истца об обратном основано на ошибочном толковании правовых норм, подлежащих применению.
На основании изложенного, поскольку задолженности у ответчика перед истцом по компенсации при увольнении, дополнительному материальному стимулированию не имеется, исковые требования о взыскании данных сумм, а также производные требования о взыскании процентов, компенсации морального вреда не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области о взыскании задолженности по компенсации при увольнении, дополнительному материальному стимулированию, процентов, компенсации морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.
Мотивированное решение суда изготовлено 27 июня 2022 года.
Судья Е.В. Романова