Дело № 2-1926/2018 г.
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
09 июля 2018 года г. Элиста
Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе
председательствующего судьи Лиджаевой Д.Х.,
при секретаре Минаевой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Республики Калмыкия в интересах Республики Калмыкия в лице Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия к Ботову Кириллу Ивановичу о взыскании с должностного лица ущерба, причиненного его незаконным решением,
у с т а н о в и л :
прокурор РК обратился в интересах Республики Калмыкия в лице Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству РК в порядке ст. 45 ГПК РФ в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что в ходе проведенной проверки исполнения бюджетного законодательства установлено, что 27.04.2015 г. между Министерством по строительству, транспорту и дорожному хозяйству РК (далее - Министерство) и ООО «Интер Строй» (далее - подрядчик) заключен государственный контракт №06-15 на выполнение строительно-монтажных работ по объекту «Реконструкция республиканской больницы им.П.П. Жемчуева с пристройкой КДО на 250 посещений в смену в г.Элиста» (далее - государственный контракт) на сумму 186 814 260 руб. со сроком действия до 15.12.2015 г. От имени Министерства контракт подписан министром по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия Ботовым К.И. Дополнительными соглашениями к указанному контракту от 23.06.2015 г. №1 и 25.11.2015 г. №2 стоимость работ по государственному контракту уменьшена до 76 357 150 руб. Оплата государственного контракта (выполнение строительно-монтажных работ) производилась по коду бюджетной классификации (далее -КБК) 61809010124106414310. В 2015 г. Министерством не в полном объеме выполнены обязательства по данному государственному контракту, поскольку оплачены работы только на сумму 57 447 918 руб. По состоянию на 01.01.2016 г. у Министерства перед подрядчиком образовалась кредиторская задолженность в размере 18 909 232 руб., что повлекло взыскание с Министерства подрядчиком пени в размере 1 057 396,98 руб. 03.05.2017 г. указанная пеня оплачена министерством в полном объеме (платежное поручение № 935818). Полагает, что действия Ботова К.И., заключившего государственный контракт в отсутствие доведенных лимитов бюджетных средств, не соответствуют требованиям бюджетного законодательства (ст. 72, 161, 219 БК РФ) и являются незаконными.
Указом Главы Республики Калмыкия от 14.11.2012 г. №161 Ботов Кирилл Иванович назначен Министром по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия. В соответствии с пунктами 6.7 Положения о Министерстве по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия, утвержденного Постановлением Правительства РК от 08.11.2010 г. № 338, министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на него задач и осуществление им своих функций, имеет право без доверенности действовать от имени Министерства, непосредственно руководит его деятельностью.
Как установлено проведенной проверкой, при заключении Ботовым К.И. государственного контракта от 27.04.2015 г. у Министерства отсутствовали доведенные лимиты бюджетных обстоятельств по КБК 61809010124106414310. Так, согласно объяснениям главного специалиста Министерства финансов РК Очировой Г.П. в 2015 г. лимиты бюджетных обязательств по данному коду бюджетной классификации были доведены Министерству только лишь 13.07.2015 г. на сумму 15 546 900 руб. (уведомление Министерства финансов РК №618/04-28 от 13.07.2015 г.). Всего в 2015 г. по данному КБК Министерству доведены лимиты бюджетных обязательств на общую сумму 57 447 918 руб. (уведомления №618/04-28 от 13.07.2015 г. на 15 546 900 руб., №618/04-40 от 04.08.2015 г. на 8 765 345 руб., №618/04-49 от 18.09.2015 г. на 4 495 400 руб., №618/04-50 от 21.09.2015 г. на 5 504 600 руб, №618/04-54 от 12.10.2015 г. на 2 400 000 руб., №618/04-54 от 22.10.2015 г. на 4 953503 руб., №618/04-58 от 27.10.2015 г. на 1 000 000 руб., №618/04-59 от 29.10.2015 г. на 5 435 397 руб., №618/04-60 от 03.11.2015г. на 1 000 000 руб., №618/04-61 от 06.11.2015 г. на 2 000 000 руб., №618/04-62 от 11.11.2015г. на 3 346773 руб., №618/04-71 от 30.12.2015г. на 3 000 000 руб.).
Таким образом, как на момент заключения государственного контракта от 27.04.2015 г., так и дополнительных соглашений к нему от 23.06.2015 г. и 25.11.2015 г. у Министерства отсутствовали доведенные лимиты бюджетных обязательств. Факт принятия министром Ботовым К.И. бюджетных обязательств в отсутствие доведенных лимитов бюджетных обязательств также подтверждается постановлением Республиканской службы финансово-бюджетного контроля от 19.01.2018 №3/2017, которым Ботов К.И. привлечен к административной ответственности по ст. 15.15.10 КоАП РФ с назначением ему наказания в виде штрафа в размере 20 тыс. руб. Согласно решению Арбитражного суда РК от 22.12.2016 г. по делу № А22- 3417/2016 удовлетворены требования ООО «Интер Строй» о взыскании пени по государственному контракту от 27.04.2015 № 06-15 в размере 1 057396, 98 руб. Данная пеня погашена Министерством за счет средств республиканского бюджета.
В силу ч. 1 ст. 1081 ГК РФ Республика Калмыкия в лице Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству РК, возместив ООО «Интер Строй» вред, причиненный в результате незаконных действий министра по строительству, транспорту и дорожному хозяйству РК Ботова К.И., приобрела право обратного требования (регресса) к этому должностному лицу. Просили взыскать в порядке регресса с Ботова К.И. в пользу Республики Калмыкия в лице Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия 1 057 396 руб. 98 коп., перечислив их на счет Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству РК л/с 03052001040 р/с 40201810700000100002 (Отделение - НБ Республика Калмыкия г.Элиста БИК 048580001).
В судебном заседании представитель прокуратуры РК Лиджиева В.П. поддержала заявленные требования по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству РК Емченов Б.И. не явился, направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Ответчик Ботов К.И., извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился.
Представитель ответчика Ботова К.И. – Андреев А.В. в судебном заседании исковые требования не признал по доводам, изложенным в письменном возражении на иск. Однако в случае принятия решения об удовлетворении исковых требований прокурора РК о взыскании с Ботова К.И. в порядке регресса ущерба в размере 1057396 руб. 98 коп., просил с учетом положений ст. 250 ТК снизить размер ущерба, подлежащего взысканию до размера среднемесячного дохода согласно справке 2-НДФЛ.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – Бюджетный кодекс РФ) к бюджетным правоотношениям относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.
В соответствии со статьей 152 Бюджетного кодекса РФ к участникам бюджетного процесса относятся, в том числе главные распорядители (распорядители) бюджетных средств, получатели бюджетных средств.
В силу статьи 6 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - это орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено данным Кодексом;
получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено данным Кодексом;
лимит бюджетных обязательств - объем прав в денежном выражении на принятие бюджетным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году и плановом периоде. Плановым периодом являются два финансовых года, следующие за очередным финансовым годом;
бюджетные обязательства - расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.
Пунктом 2 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ установлено, что финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.
В соответствии с п. 5 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств.
Согласно п. 2 ст. 72 Бюджетного кодекса РФ государственные контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств.
В соответствии с абз. 3 ст. 162, п. 3 ст. 219 Бюджетного кодекса РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
Согласно Положению о Министерстве по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия, утвержденному постановлением Правительства Республики Калмыкия от 08 ноября 2010 года № 338, Министерство является органом исполнительной власти Республики Калмыкия, осуществляющим функции по участию в выработке и реализации государственной политики Республики Калмыкия, нормативно-правовому регулированию, управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг, контролю и надзору в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, транспортного комплекса, включающего в себя железнодорожный, воздушный, автомобильный, морской, внутренний водный транспорт, инфраструктуру транспорта, дорожного хозяйства Республики Калмыкия.
Министерство возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Главой Республики Калмыкия. Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач и осуществление им своих функций, имеет право без доверенности действовать от имени Министерства, непосредственно руководит его деятельностью (пункты 6, 7 Положения).
Указом Главы Республики Калмыкия от 14 ноября 2012 года № 161 Ботов К.И. назначен на должность министра по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия.
В соответствии с пунктами 4.6.2, 4.6.11, 4.6.12 Положения Министерство осуществляет заключение государственных контрактов на размещение заказов, поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, в том числе для обеспечения нужд Министерства; функции главного распорядителя и получателя средств федерального и республиканского бюджетов в части средств, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на него полномочий; функции государственного заказчика по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию объектов, отнесенных к сфере ведения Министерства.
Объем бюджетных полномочий главного распорядителя бюджетных средств определен в статье 158 Бюджетного кодекса РФ, согласно которой принятие бюджетных обязательств в полномочия главного распорядителя бюджетных средств не входит.
В силу статьи 162 Бюджетного кодекса РФ право исполнения бюджетных обязательств, а также их принятия закреплено исключительно за получателем бюджетных средств.
Таким образом, Министерство должно принимать бюджетные обязательства путем заключения государственных контрактов в пределах лимитов, доведенных до него как до получателя бюджетных средств.
Из материалов дела следует, что 27 апреля 2015 года между Министерством по строительству, транспорту и дорожному хозяйству РК и ООО «Интер Строй» заключен государственный контракт №06-15 на выполнение строительно-монтажных работ по объекту «Реконструкция республиканской больницы им.П.П.Жемчуева с пристройкой КДО на 250 посещений в смену в г.Элиста» на сумму 186 814 260 руб. со сроком действия до 15.12.2015г.
Дополнительными соглашениями к указанному контракту от 23.06.2015г. №1 и 25.11.2015 г. №2 стоимость работ по государственному контракту уменьшена до 76 357 150 руб.
Таким образом, в 2015 году Министерством как получателем бюджетных средств были приняты бюджетные обязательства по государственному контракту на общую сумму 76357 150 руб.
Между тем на дату заключения государственного контракта от 27.04.2015 г. и дополнительных соглашений к нему от 23.06.2015 г. и 25.11.2015г. лимиты бюджетных обязательств в сумме 76357150 руб. у Министерства как получателя бюджетных средств отсутствовали.
Как следует из материалов дела, в 2015 г. по КБК 61809010124106414310 Министерству доведены лимиты бюджетных обязательств на общую сумму 57 447 918 руб. (уведомления №618/04-28 от 13.07.2015г. на 15 546 900 руб., №618/04-40 от 04.08.2015г. на 8 765 345 руб., №618/04-49 от 18.09.2015г. на 4 495 400 руб., №618/04-50 от 21.09.2015г. на 5 504 600 руб., №618/04-54 от 12.10.2015г. на 2 400 000 руб., №618/04-54 от 22.10.2015г. на 4 953503 руб., №618/04-58 от 27.10.2015г. на 1 000 000 руб., №618/04-59 от 29.10.2015г. на 5 435 397 руб., №618/04-60 от 03.11.2015г. на 1 000 000 руб., №618/04-61 от 06.11.2015г. на 2 000 000 руб., №618/04-62 от 11.11.2015г. на 3 346 773руб., №618/04-71 от 30.12.2015г. на 3 000 000 руб.).
В результате заключения названного выше государственного контракта Министерством были приняты бюджетные обязательства за счет средств федерального бюджета при отсутствии лимитов бюджетных обязательств по соответствующей целевой статье на сумму 76357150 руб.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о нарушении Министерством порядка принятия бюджетных обязательств, предусмотренного частью 3 статьи 219 Бюджетного кодекса РФ.
В соответствии со ст. 265 Бюджетного кодекса РФ государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Методами осуществления государственного (муниципального) финансового контроля являются проверка, ревизия, обследование, санкционирование операций (ч. 1 ст. 267.1 БК РФ).
В мае 2018 года в отношении Министерства прокуратурой проведена проверка исполнения бюджетного законодательства.
В ходе проверки установлено нарушение порядка принятия бюджетных обязательств, в том числе при заключении государственного контракта от 27 апреля 2015 года №06-15 на выполнение строительно-монтажных работ по объекту «Реконструкция республиканской больницы им.П.П.Жемчуева с пристройкой КДО на 250 посещений в смену в г.Элиста» на сумму 186 814 260 руб. в отсутствие утвержденных лимитов бюджетных обязательств.
В редакции дополнительных соглашений цена контракта составила 76357150 руб.
Решением Арбитражного суда РК от 22.12.2016 по делу № А22- 3417/2016 удовлетворены требования ООО «Интер Строй» о взыскании с Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству РК пени по государственному контракту от 27.04.2015 № 06-15 в размере 1 057 396 руб.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами 03.05.2017г. пени по государственному контракту от 27.04.2015 № 06-15 в размере 1 057 396 руб. 98 коп. погашены Министерством за счет средств республиканского бюджета (платежное поручение №935818).
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения Ботова К.И., как должностного лица бюджетного учреждения, к ответственности, предусмотренной ст. 15.15.10 КоАП РФ.
Таким образом, Ботов К.И., являясь должностным лицом, наделенным организационно - распределительными функциями, допустил ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, а именно в нарушение части 3 статьи 219 БК РФ принял бюджетные обязательства в размере, превышающем лимиты бюджетных обязательств.
В соответствии с п. 1 ст. 1081 ГК РФ лицо, возместившее вред, причиненный другим лицом (работником при исполнении им служебных, должностных или иных трудовых обязанностей, лицом, управляющим транспортным средством, и т.п.), имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом.
Факт причинения вреда, его размер, а также причинно-следственная связь между действиями ответчика и наступившими неблагоприятными последствиями нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.
Поскольку Министерством погашены 03.05.2017г. пени по государственному контракту от 27.04.2015 № 06-15 в размере 1 057 396 руб. 98 коп. за счет средств республиканского бюджета, то ответчик должен возместить в порядке регресса уплаченную в связи с этим сумму.
С учетом изложенного, исковые требования прокурора Республики Калмыкия в интересах Республики Калмыкия в лице Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству РК о возмещении ущерба являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Доводы представителя ответчика о том, что к спорным правоотношениям подлежат применению положения трудового законодательства Российской Федерации, несостоятельны и основаны на неправильном толковании норм материального права, т.к. возникшие отношения между сторонами носят гражданско-правовой характер, в данном случае должностное лицо несет регрессную ответственность в полном объеме. Кроме того, порядок возмещения ущерба в порядке регресса урегулирован положениями ст. ст. 1064, 1081 ГК РФ.
Должность министра Республики Калмыкия не относится к государственной гражданской службе, а в силу ст. 1 Закона Республики Калмыкия от 12.05.2009 г. № 94-IV-З «О лицах, замещающих государственные должности Республики Калмыкия» и Указа Главы Республики Калмыкия от 06.01.2004 г. № 9 является государственной должностью Республики Калмыкия, правовой статус которой определен названным законом. Указанные положения также подтверждаются представленным стороной ответчика письмом Аппарата Правительства РК от 10.02.2011 г. В этой связи возникшие правоотношения регулируются общими нормами гражданского права и на них не распространяются нормы трудового законодательства.
Согласно ст. 8 Закона РК от 12.05.2009 г. № 94-IV-З лицо, замещающее государственную должность Республики Калмыкия, несет ответственность в соответствии с федеральными законами и законами Республики Калмыкия.
В силу п. 1 ст. 1081 ГК РФ, приведенных положений республиканского законодательства, Республика Калмыкия, возместив ООО «Интер Строй» вред, причиненный в результате незаконных действий министра по строительству, транспорту и дорожному хозяйству РК Ботова К.И., заключившего государственный контракт в отсутствие утвержденных лимитов бюджетных обязательств, приобрела право обратного требования регресса к этому должностному лицу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
исковые требования прокурора Республики Калмыкия в интересах Республики Калмыкия в лице Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия к Ботову Кириллу Ивановичу о взыскании с должностного лица ущерба, причиненного его незаконным решением, удовлетворить.
Взыскать в порядке регресса с Ботова Кирилла Ивановича в пользу Республики Калмыкия в лице Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия 1057 396 руб. 98 коп., перечислив их на счет Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству РК л/с 03052001040 р/с 40201810700000100002 (Отделение - НБ Республика Калмыкия г.Элиста БИК 048580001).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Калмыкия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Элистинский городской суд Республики Калмыкия.
Председательствующий Д.Х. Лиджаева