Дело № 2-1926/2018
Мотивированное решение изготовлено 23.08.2018 года.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Рыбинский городской суд Ярославской области в составе
председательствующего судьи Ломановской Г.С.,
при секретаре Соловьевой В.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Рыбинске 15 августа 2018 года гражданское дело по иску ФИО1 к Департаменту имущественных и земельных отношений Администрации ГО г Рыбинск о возложении обязанности предоставить в собственность земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к Департаменту имущественных и земельных отношений Администрации городского округа г. Рыбинск Ярославской области о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> для индивидуального жилищного строительства, без проведения торгов.
Свои требования мотивирует тем, что с 2015 года начал оформление спорного земельного участка, подав заявление в Департамент имущественных и земельных отношений о предоставлении земельного участка. На тот момент испрашиваемый земельный участок не был учтен в ГКН, не были установлены его границы в соответствии с законодательством. Письмом от 31.05.2016 года № ответчик уведомил истца о согласовании предоставления в его собственность указанного земельного участка. 21.11.2017 года вынесено Постановление Администрации ГО г. Рыбинск о предварительном согласовании предоставления истцу земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. В данное постановление 14.12.2017 года были внесены изменения в части площади земельного участка – указана площадь 1200 кв.м. 20.12.2017 года истцом был заключен договор на выполнение работ по межеванию земельного участка, установлению его границ. 16.01.2018г. кадастровым инженером МУП «Землеустроитель» ФИО2 изготовлен межевой план, проведены кадастровые работы. Однако письмом от 28.02.2018 года № ответчик уведомил истца о намерении опубликовать извещение о предоставлении указанного земельного участка в аренду путем проведения торгов, после чего будет согласовано предоставление данного земельного участка в порядке, установленном ст. 39.3 Земельного кодекса РФ. Истец, ссылаясь на указанные обстоятельства, просить обязать ответчика предоставить ему в собственность спорный земельный участок без проведения торгов в порядке, установленном ст. 39.3 ЗК РФ.
В судебном заседании истец ФИО1 и его представитель по доверенности ФИО3 поддержали исковые требования в полном объеме по доводам, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика Департамента имущественных и земельных отношений Администрации городского округа г. Рыбинск и представитель ответчика Администрации городского округа г. Рыбинск по доверенностям ФИО4 в целом возражала против удовлетворения исковых требований, но при этом оставила решение данного вопроса на усмотрение суда.
Представитель третьего лица Департамента архитектуры и градостроительства администрации ГО г. Рыбинск в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещался о дате судебного разбирательства, направил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие и возражения на исковое заявление, где указал, что земельный участок не может быть предоставлен в собственность, поскольку расположен во 2 и 3 поясе зоны санитарной охраны водозаборных узлов и скважин, то есть в границах с особыми условиями использования.
Представитель третьего лица Управление Росреестра по Ярославской области в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о дате судебного разбирательства, уважительных причин неявки суду не представил.
Выслушав истца, его представителя, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
В соответствии с п. 2 ст. 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно ст. 39.2 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
В силу пункта 1 статьи 39.3 Земельного кодекса РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 этой статьи.
Без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта в соответствии со статей 39.18 настоящего Кодекса (подпункт 10 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ).
Статьей 39.14 ЗК РФ установлен порядок предоставления в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, предусматривающий, в том числе подготовку схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать, и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; подачу в уполномоченный орган гражданином заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать; принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса.
Согласно статье 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проектом межевания территории, утвержденным в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; проектной документацией лесных участков; утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации - данная норма содержит императивно установленный перечень случаев, в которых образование земельных участков осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено Земельным кодексом Российской Федерации (пункт 13 статьи 11.10 в редакции, действовавшей в момент возникновения спорных правоотношений).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 39.15 ЗК РФ к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются: схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать земельный участок.
Судом установлено, что ранее между Администрацией городского округа г. Рыбинск и ФИО1 был заключен договор аренды земельного участка № от 15 июня 2011 года, по условиям которого ФИО1 использует на условиях аренды земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>. Впоследствии на основании постановления Администрации городского округа г. Рыбинск от 24.07.2015г. № данный земельный участок ФИО1 был предоставлен в собственность, что подтверждается свидетельством о праве собственности (л.д. 46, 144).
Письмом от 31.05.2016г. Департамент имущественных и земельных отношений Администрации городского округа г. Рыбинск сообщил ФИО1 о согласовании предоставления в собственность истца земельного участка, по адресу: <адрес>, для строительства индивидуального жилого дома без проведения торгов в порядке, установленном ст. 39.3 ЗК РФ (л.д. 9).
Согласно письму Департамента имущественных и земельных отношений Администрации городского округа г. Рыбинск от 18.09.2017г. установлено, что 17.08.2017г. состоялись публичные слушания по проекту планировки и проекту межевания территории между СНТ «Северный садовод – Омут» и Волжской улицей, согласно которому испрашиваемый истцом земельный участок соответствует участку № по <адрес>. После утверждения проекта планировки истцу необходимо обратиться в департамент с заявлением о предварительном согласовании предоставления запрашиваемого земельного участка. В соответствии с п. 15 ст. 39.15 ЗК РФ лицо, в отношении которого было принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, обеспечивает выполнение кадастровых работ, необходимых для образования испрашиваемого земельного участка.
Постановлением Администрации городского округа г. Рыбинск № от 21.11.2017г. ФИО1 было предварительно согласовано предоставление земельного участка площадью 989 кв.м. с условным номеров № по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства. Одновременно указанным постановлением ФИО1 наделен правом обращаться в ФГБУ «ФКП Росреестра» без доверенности с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета в связи с образованием земельного участка, указанного в постановлении, ему предписано выполнить мероприятия по образованию искомого земельного участка. Указан срок действия постановления – 2 года.
Постановлением Администрации ГО г. Рыбинск № от 14.12.2017г. в постановление № были внесены изменения в части площади земельного участка, указана площадь земельного участка с условным номером № - 1200 кв.м..
На основании указанных выше постановлений ФИО1 заключил договор подряда № от 20.12.2017г. с МУП «Землеустроитель» на выполнение кадастровых работ земельного участка по адресу: <адрес>., стоимость работ составила 3500 рублей.
Кадастровым инженером МУП «Землеустроитель» ФИО2 был изготовлен межевой план данного земельного участка от 16.01.2018г.
Отказывая в предоставлении земельного участка в собственность ФИО1 без торгов, ответчик ссылается на то, что земельный участок по <адрес>, расположен во 2-ом поясе зоны санитарной охраны водозаборных узлов и скважин, на территории которых устанавливается специальный режим хозяйственной и иной деятельности, а также определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды (СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»). В соответствии со ст. 27 Земельного кодекса РФ спорный участок не может быть предоставлен в собственность.
Департамент архитектуры и градостроительства Администрации ГО г. Рыбинск в своих возражениях на иск ссылается на генеральный план городского округа г. Рыбинск, утвержденный решением Муниципального совета городского округа г. Рыбинск № от 02.04.2009г. (в ред. от 27.04.2017г № 229), а также ст. 71 Правил землепользования и застройки, утвержденных решением Муниципального Совета городского округа г. Рыбинск № 40 от 29.07.2010г. (в ред. От 31.08.2017г. № 261), согласно которым спорный земельный участок расположен во 2 и 3 поясе зоны санитарной охраны водозаборных узлов и скважин, т.е. в границах территории с особыми условиями использования, в связи с чем не может быть предоставлен в собственность.
Оценив доводы сторон и представленные ими доказательства, суд полагает, что отказ ответчика предоставить спорный земельный участок в собственность истца является необоснованным с учетом следующего.
В соответствии с пунктами 1 и 2 ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату. Продажа находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, в соответствии с основным видом разрешенного использования которых предусмотрено строительство зданий, сооружений, не допускается, за исключением случаев, указанных в пункте 2 статьи 39.3 настоящего Кодекса, а также случаев проведения аукционов по продаже таких земельных участков в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
В судебном заседании при исследовании материалов дела также установлено, что 07.08.2015 года в газете «Рыбинские известия» было опубликовано извещение о возможности предоставления в собственность свободного земельного участка на территории городского округа город Рыбинск Ярославской области для строительства индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>. Заинтересованные граждане вправе в течение тридцати дней со дня опубликования подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже данного земельного участка.
Из материалов дела следует, что, кроме ФИО1, заявлений от других лиц, изъявивших намерение принять участие в аукционе, не поступало.
По правилам подпункта 1 п.5 ст. 39.18 ЗК РФ, если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка.
В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка (подпункт 1 пункта 7).
Анализ приведенных законоположений позволяет сделать вывод о том, что земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, может быть предоставлен для индивидуального жилищного строительства без проведения аукциона лицу, обратившемуся в уполномоченный орган с соответствующим заявлением, при условии, что это лицо является единственным претендентом на испрашиваемый земельный участок. Наличие иных граждан, заинтересованных в приобретении прав на указанный объект недвижимости и подавших заявление о намерении участвовать в аукционе, является основанием для проведения такого аукциона, в том числе на право заключения договора купли-продажи земельного участка.
Предметом процедуры предоставления земельных участков гражданам может являться исключительно лишь конкретный земельный участок, земельный участок как объект недвижимости.
Во исполнение постановления от 21.11.2017 года ФИО1 заключил договор подряда на выполнение кадастровых работ с МУП «Землестроитель». 16.01.2018 года кадастровым инженером МУП «Землеустроитель» ФИО2 подготовлен межевой план земельного участка, который поставлен на кадастровый учет, 24.01.2018 года ему присвоен кадастровый №, что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д.97).
Таким образом, в силу п.5 ст. 39.18 ЗК РФ имеется возможность для осуществления подготовки проекта договора купли-продажи земельного участка, поскольку не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка.
В силу п. 6 ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном ст. 39.17 настоящего Кодекса.
Осуществление намерения Департамента имущественных и земельных отношений о проведении публикации о наличии свободного земельного участка о предоставлении его в аренду не соответствует указанным выше правовым нормам.
Ссылка представителя ответчика и третьего лица на расположение испрашиваемого земельного участка во 2-ом поясе зоны санитарной охраны водозаборных узлов и скважин, на территории которых устанавливается специальный режим хозяйственной и иной деятельности, определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды, что влечет на невозможность предоставления земельного участка в собственность, судом не принимаются.
В соответствии со ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии ряда оснований, в числе которых названы следующие: указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка; разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории; испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка; предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.
В соответствии с возражениями третьего лица Департамента архитектуры и градостроительства Администрации ГО г. Рыбинск (л.д.80-82) и отзывом ответчика Администрации ГО г. Рыбинск (л.д.47-48) земельный участок расположен во втором поясе зоны санитарной охраны водозаборных узлов и скважин, на территории которых устанавливается специальный режим хозяйственной и иной деятельности, а также определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды, что в силу ст. 27 ЗК РФ влечет невозможность его предоставления в собственность.
Вместе с тем, суд учитывает следующие обстоятельства:
1. В материалы дела представлено письмо Департамента архитектуры и градостроительства Администрации ГО г. Рыбинск от 18.10.2017г., направленное в адрес Департамента имущественных и земельных отношений Администрации ГО г. Рыбинск, согласно которому установлено, что в соответствии с постановлением Администрации ГО г. Рыбинск от 20.09.2017г. № «Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории между СНТ «Северный садовод-Омут» и Волжской ул.», приказом Департамента архитектуры и градостроительства от 26.09.2017г. № «О присвоении адресов земельным участкам, образованным при подготовке проекта планировке и проекта межевания территории между СНТ «Северный садовод-Омут и Волжской ул.», для дальнейшего формирования земельных участков в целях капитального строительства, установлены допустимые параметры строительство по адресам, в том числе в пункте 14 данного письма указан адрес: РФ, <адрес>, с видом разрешенного использования «строительство индивидуального жилого дома», примерная площадь земельного участка 1200 кв.м. Максимальные допустимые параметры разрешенного строительства: примерная площадь застройки объекта 30% от площади земельного участка – 360 кв.м.; примерная площадь объекта капитального строительства – 1080 кв.м., направлены технические условия и согласования инженерных служб города в том числе ОАО «Рыбинская городская электросеть», ГП ЯО «Северный водоканал», ОАО «Рыбинскгазсервис», МУП «Теплоэнерго» (л.д.68-70).
2. В соответствии с ч.4. ст. 65 Водного кодекса РФ ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров; ширина водоохранной зоны моря составляет пятьсот метров.
При принятии решения о предварительном согласовании предоставления в собственность ФИО1 спорного земельного участка отсутствовали сведения о нахождении его во втором поясе зоны санитарной охраны водозаборных узлов и скважин.
В документах, представленных стороной ответчика при рассмотрении настоящего спора, отсутствуют сведения о расстоянии, на котором находится спорный земельный участок от береговой линии водного объекта. Кроме писем Департаментов Архитектуры и градостроительства и Департамента имущественных и земельных отношений Администрации ГО г. Рыбинска и фрагмента карты, представленной стороной ответчика, отсутствуют другие, надлежащие доказательства, подтверждающие включение в установленном порядке спорного земельного участка в состав земель, расположенных во 2, -ом поясе санитарно-охранной зоны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
3. В соответствии с пп. 14 п. 5 ст. 27 ЗК РФ, ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Ограничение использования земельного участка определяется в соответствии с целевым назначением его использования.
Согласно письму Департамента имущественных и земельных отношений Администрации ГО г. Рыбинск от 27.02.2018 года № данный участок может быть предоставлен в аренду для строительства индивидуального жилого дома (л.д.36), из чего следует, что назначением земельного участка, независимо от права его использования – собственность или аренда, – является строительство индивидуального жилого дома, что не нарушает специальный режим хозяйственной и иной деятельности санитарной зоны в случае передачи земельного участка в собственность для строительства жилого дома.
Кроме того, строительство индивидуальных жилых домов не относится в видам деятельности, ведение которых запрещено в границах водоохранных зон согласно частям 15 - 17 ст. 65 ВК РФ.
Более того, в силу п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. При этом абз. 2 п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ предусмотрено исключительное право граждан и юридических лиц - собственников зданий, строений, сооружений на приватизацию таких земельных участков в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом РФ, федеральными законами.
Нормы Земельного кодекса РФ и Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" закрепляют право лица на получение в собственность земельного участка, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении этого лица, на котором находится принадлежащий этому лицу на праве собственности объект недвижимости, и не содержат ограничений указанного права и в том случае, если данный участок находится в первом или втором поясе зоны санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
4. Доказательства включения в установленном порядке спорного земельного участка в состав земель особо охраняемых природных территорий и объектов, также не представлены.
В выписке из ЕГРН от 23.07.2018 года содержатся сведения в отношении земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1201 кв.м +/- 12 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. В этих сведениях отсутствуют данные о водных объектах, расположенных в пределах земельного участка, о том, что земельный участок полностью или частично расположен в границах особой экономической зоны, либо в границах особо охраняемой природной территории. Наличие каких-либо обременений, ограничений в использовании земельного участка также не указано, сведений о том, что земельный участок находится в границах зоны с особыми условиями использования территории не установлено.
5. В соответствии с пп. 14 п. 5 ст. 27 ЗК РФ, ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Деятельность по водоснабжению и водоотведению на территории городского округа город Рыбинск осуществляет ГП ЯО «Северный водоканал».
В соответствии с письмом ГП ЯО «Северный водоканал» от 10.08.2018 года № – на территории между СНТ «Северный садовод»-Омут» и Волжской улицей нет водозаборов, находящихся в хозяйственном ведении названного предприятия (л.д.136).
6. Вокруг спорного земельного участка, в том числе на более близком расстоянии от береговой полосы, расположено значительное количество земельных участков, расположение которых в санитарной зоне не препятствовало передаче этих участков в собственность иных граждан.
Тем самым, оценив в совокупности установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований ФИО1
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Департамент имущественных и земельных отношений Администрации ГО г Рыбинск предоставить в собственность ФИО1 за плату без торгов земельный участок, площадью 1201 кв.м, с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в Ярославский областной суд через Рыбинский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья Г.С. Ломановская