ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1926/20 от 14.10.2020 Хабаровского районного суда (Хабаровский край)

Дело № 2-1926/2020

Уникальный идентификатор дела 27RS0006-01-2020-002266-35

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 октября 2020 года г. Хабаровск

Хабаровский районный суд Хабаровского края в составе:

единолично судьи Хальчицкого А.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Гражданкиной К.С.,

с участием:

- представителя истца прокурора Хабаровского района помощника прокурора Хабаровского района Морозовой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Хабаровского района к ФИО1 о запрете использования для приема платежей терминалов, необорудованных контрольно-кассовой техникой,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Хабаровского района обратился в суд с иском к ФИО1 о запрете использования для приема платежей терминалов, необорудованных контрольно-кассовой техникой.

Исковые требования мотивированы следующим.

Прокуратурой Хабаровского района в ходе проведения проверки по факту обращения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю (далее-МИФНС № 3) установлено, что ИП ФИО1 в своей предпринимательской деятельности использует платежный терминал, необорудованный контрольно-кассовой техникой.

14.02.2019 года Постановлением № 14 начальника Межрайонной ИФНС № 3 по Хабаровскому краю ФИО1, за оказание услуг по оплате сотовой связи через терминал без применения контрольно-кассовой техники, привлечён к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде предупреждения.

В ходе проверки налогоплательщиков 13.07.2020 начальником отдела оперативного контроля МИФНС № 3 установлено, что ИП ФИО1 продолжает использовать платежный терминал, необорудованный контрольно-кассовой техникой.

Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 30.07.2020 года, ФИО1 зарегистрировал свою предпринимательскую деятельность ДД.ММ.ГГГГ и одним из видов экономической деятельности является деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий.

Статьей 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов с использованием платежных карт" (далее - ФЗ № 54) установлено, что контрольно-кассовая техника, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов.

При осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты).

Статьей 4.7 ФЗ № 54 определено, что кассовый чек и бланк строгой отчетности, содержат с учетом положений пункта 1.1 настоящей статьи следующие обязательные реквизиты: наименование документа; порядковый номер за смену; дата, время и место (адрес) осуществления расчета; наименование организации-пользователя или фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя-пользователя; идентификационный номер налогоплательщика пользователя; применяемая при расчете система налогообложения; признак расчета (получение средств от покупателя (клиента) - приход, возврат покупателю (клиенту) средств, полученных от него, - возврат прихода, выдача средств покупателю (клиенту) - расход, получение средств от покупателя (клиента), выданных ему, - возврат расхода); наименование товаров, работ, услуг (если объем и список услуг возможно определить в момент оплаты), платежа, выплаты, их количество, цена (в валюте Российской Федерации) за единицу с учетом скидок и наценок, стоимость с учетом скидок и наценок, с указанием ставки налога на добавленную стоимость; сумма расчета с отдельным указанием ставок и сумм налога на добавленную стоимость по этим ставкам (за исключением случаев осуществления расчетов пользователями, не являющимися налогоплательщиками налога на добавленную стоимость или освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость, а также осуществления расчетов за товары, работы, услуги, не подлежащие налогообложению; форма расчета, а также сумма оплаты наличными деньгами и (или) в безналичном порядке; регистрационный номер контрольно-кассовой техники; заводской номер экземпляра модели фискального накопителя; фискальный признак документа.

Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие расчеты, обязаны осуществлять регистрацию контрольно-кассовой техники в налоговых органах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, на основании п. 1 ст. 5 ФЗ № 54.

Прием платежным агентом от плательщика денежных средств должен быть подтвержден выдачей (направлением) в момент осуществления платежа кассового чека, подтверждающего осуществление соответствующего платежа.

Согласно п. 2 ст. 5 ФЗ № 54 пользователь обязан выдавать (направлять) покупателям (клиентам) при осуществлении расчетов в момент оплаты товаров (работ, услуг) кассовые чеки или бланки строгой отчетности в случаях, предусмотренных ФЗ № 54.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов с использованием платежных карт", контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, осуществляются налоговыми органами. При осуществлении контроля и надзора, указанных в пункте 1 настоящей статьи, налоговые органы: ведут (в том числе с помощью автоматизированной информационной системы) мониторинг расчетов с применением контрольно-кассовой техники и полноты учета выручки, проводят анализ данных; осуществляют наблюдение за применением контрольно-кассовой техники; проводят проверки применения контрольно-кассовой техники, полноты учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, а также проверки осуществления деятельности операторами фискальных данных, в том числе по месту нахождения налоговых органов, на основе информации, имеющейся у налоговых органов (удаленные проверки); проводят проверки оформления и (или) выдачи (направления) организацией и индивидуальным предпринимателем кассовых чеков, бланков строгой отчетности и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники и подтверждающих факт расчета между организацией или индивидуальным предпринимателем и покупателем (клиентом), в том числе путем приобретения товаров (работ, услуг), оплаты этих товаров (работ, услуг), совершения платежей (получения выплат) с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа, - контрольные закупки; запрашивают необходимые пояснения, справки, сведения и документы, в том числе через кабинет контрольно-кассовой техники.

Из положений Федерального закона "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" № 103-ФЗ от 03 июня 2009 года следует, что данный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг) (ст. 1), для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, что свидетельствует о распространении па данные отношения положений Закона РФ "О защите прав потребителей".

Таким образом, не установление в платежном терминале контрольно-кассовой техники, предназначенной для некорректируемого (защищенного от коррекции) хранения итоговой ежесменной информации, необходимой для контроля правильности исчисления налогов по денежным расчетам с населением, влечет за собой уклонение от уплаты налогов.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст 45 ГПК РФ, 131-132 ГПК РФ. ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор Хабаровского района просил суд обязать индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН , паспорт серия от ДД.ММ.ГГГГ выданный Отделом по вопросам миграции отдела полиции УМВД России по <адрес>), осуществляющего предпринимательскую деятельность по адресу уд. Кедровая, <адрес>, оборудовать платежный терминал контрольно-кассовой техникой, в течении 10 дней с момента вступления решения в законную силу.

В судебном заседании представитель истца прокурора Хабаровского района помощник прокурора Хабаровского района Морозова Н.В. заявленные исковые требования поддержала по основаниям, указанным в иске.

Ответчик индивидуальный предприниматель ФИО1 извещен надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, свою позицию по делу не высказал.

В силу положний ч 3-5 ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие ответчика индивидуального предпринимателя ФИО1

Выслушав пояснения представителя истца прокурора Хабаровского района помощника прокурора Хабаровского района Морозовой Н.В., исследовав собранные по делу доказательства в их совокупности, суд полагает заявленные требвоания подлежащими удовлетврению по следующим основаниям.

Прокуратурой Хабаровского района в ходе проведения проверки по факту обращения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Хабаровскому краю установлено, что ИП ФИО1 в своей предпринимательской деятельности использует платежный терминал, необорудованный контрольно-кассовой техникой.

ДД.ММ.ГГГГ Постановлением № 14 начальника Межрайонной ИФНС № 3 по Хабаровскому краю ФИО1, за оказание услуг по оплате сотовой связи через терминал без применения контрольно-кассовой техники, привлечён к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде предупреждения. Постановление по делу об административном правонарушении вступило в законную силу.

В ходе проверки налогоплательщиков 13.07.2020 начальником отдела оперативного контроля МИФНС № 3 установлено, что ИП ФИО1 продолжает использовать платежный терминал, необорудованный контрольно-кассовой техникой.

Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 30.07.2020 года, ФИО1 зарегистрировал свою предпринимательскую деятельность ДД.ММ.ГГГГ и одним из видов экономической деятельности является деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий.

Статьей 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов с использованием платежных карт" (далее - ФЗ № 54) установлено, что контрольно-кассовая техника, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов.

При осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты).

Статьей 4.7 ФЗ № 54 определено, что кассовый чек и бланк строгой отчетности, содержат с учетом положений пункта 1.1 настоящей статьи следующие обязательные реквизиты: наименование документа; порядковый номер за смену; дата, время и место (адрес) осуществления расчета; наименование организации-пользователя или фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя-пользователя; идентификационный номер налогоплательщика пользователя; применяемая при расчете система налогообложения; признак расчета (получение средств от покупателя (клиента) - приход, возврат покупателю (клиенту) средств, полученных от него, - возврат прихода, выдача средств покупателю (клиенту) - расход, получение средств от покупателя (клиента), выданных ему, - возврат расхода); наименование товаров, работ, услуг (если объем и список услуг возможно определить в момент оплаты), платежа, выплаты, их количество, цена (в валюте Российской Федерации) за единицу с учетом скидок и наценок, стоимость с учетом скидок и наценок, с указанием ставки налога на добавленную стоимость; сумма расчета с отдельным указанием ставок и сумм налога на добавленную стоимость по этим ставкам (за исключением случаев осуществления расчетов пользователями, не являющимися налогоплательщиками налога на добавленную стоимость или освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость, а также осуществления расчетов за товары, работы, услуги, не подлежащие налогообложению; форма расчета, а также сумма оплаты наличными деньгами и (или) в безналичном порядке; регистрационный номер контрольно-кассовой техники; заводской номер экземпляра модели фискального накопителя; фискальный признак документа.

Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие расчеты, обязаны осуществлять регистрацию контрольно-кассовой техники в налоговых органах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, на основании п. 1 ст. 5 ФЗ № 54.

Прием платежным агентом от плательщика денежных средств должен быть подтвержден выдачей (направлением) в момент осуществления платежа кассового чека, подтверждающего осуществление соответствующего платежа.

Согласно п. 2 ст. 5 ФЗ № 54 пользователь обязан выдавать (направлять) покупателям (клиентам) при осуществлении расчетов в момент оплаты товаров (работ, услуг) кассовые чеки или бланки строгой отчетности в случаях, предусмотренных ФЗ № 54.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов с использованием платежных карт", контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, осуществляются налоговыми органами. При осуществлении контроля и надзора, указанных в пункте 1 настоящей статьи, налоговые органы: ведут (в том числе с помощью автоматизированной информационной системы) мониторинг расчетов с применением контрольно-кассовой техники и полноты учета выручки, проводят анализ данных; осуществляют наблюдение за применением контрольно-кассовой техники; проводят проверки применения контрольно-кассовой техники, полноты учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, а также проверки осуществления деятельности операторами фискальных данных, в том числе по месту нахождения налоговых органов, на основе информации, имеющейся у налоговых органов (удаленные проверки); проводят проверки оформления и (или) выдачи (направления) организацией и индивидуальным предпринимателем кассовых чеков, бланков строгой отчетности и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники и подтверждающих факт расчета между организацией или индивидуальным предпринимателем и покупателем (клиентом), в том числе путем приобретения товаров (работ, услуг), оплаты этих товаров (работ, услуг), совершения платежей (получения выплат) с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа, - контрольные закупки; запрашивают необходимые пояснения, справки, сведения и документы, в том числе через кабинет контрольно-кассовой техники.

Из положений Федерального закона "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" № 103-ФЗ от 03 июня 2009 года следует, что данный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг) (ст. 1), для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, что свидетельствует о распространении па данные отношения положений Закона РФ "О защите прав потребителей".

Таким образом, не установление в платежном терминале контрольно-кассовой техники, предназначенной для некорректируемого (защищенного от коррекции) хранения итоговой ежесменной информации, необходимой для контроля правильности исчисления налогов по денежным расчетам с населением, влечет за собой уклонение от уплаты налогов.

Срок устранения недостатков в течение десяти дней с момента вступления решения суда в законную силу является разумным и обоснованным, позволяет соблюсти баланс публичных и частных интересов предпринимателя.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК России, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора <адрес> к ФИО1 о запрете использования для приема платежей терминалов, необорудованных контрольно-кассовой техникой удовлетворить.

Возложить обязанность на индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>), осуществляющего предпринимательскую деятельность по адресу <адрес>, оборудовать платежный терминал контрольно-кассовой техникой, в течении 10 дней с момента вступления решения суда по настоящему делу в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Хабаровский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Вступившее в законную силу решение суда может быть обжаловано в кассационном порядке в девятый кассационный суд общей юрисдикции через Хабаровский районный суд в срок не превышающий трех месяцев со дня вступления решения в законную силу при условии, что были исчерпаны иные, установленные Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации способы обжалования судебного постановления до дня вступления его в законную силу.

Судья А.С. Хальчицкий

Мотивированное решение изготовлено 21 октября 2020 года.