ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1926/2022 от 13.04.2022 Свердловского районного суда г. Костромы (Костромская область)

Дело № 2-1926/2022

44RS0001-01-2022-001867-37

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 апреля 2022 года г.Кострома

Свердловский районный суд г. Костромы в составе председательствующего судьи Тележкиной О.Д. при секретаре Быстряковой Н.Е. с участием прокурора ФИО6, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кадыйского района Костромской области в интересах Опекуновой ФИО12 к Департаменту здравоохранения Костромской области об обеспечении лекарственными средствами, взыскании убытков,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Кадыйского района Костромской области в интересах Опекуновой ФИО13. обратился в Свердловский районный суд г. Костромы с настоящим иском, в обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Кадыйского района проведена проверка по обращению Опекуновой ФИО14., в ходе которой установлено, что Опекунова ФИО15 состоит на диспансерном учете в ОГБУЗ «<адрес> больница» с диагнозом ..., категория «ребенок-инвалид». Для лечения Опекуновой ФИО16 врачами ФИО17» <адрес><дата> даны рекомендации, согласно которым, помимо прочего, должны применяться: инсулиновая помпа .... Используются расходные материалы: набор инфузионный ... 8 мм/60 см, 8 мм/30 см, 6 мм/60 см, 6 мм/30 см - не менее 5 шт. в месяц. К помпе прилагается глюкометр, который также является пультом со встроенным калькулятором - помощником болюса, необходимым для расчета дозы вводимого болюсного инсулина, используемые полоски - ФИО1... 6 мм, 8 мм - не менее 5 шт. в месяц. По рекомендации врача-эндокринолога медицинского центра «ФИО18» <адрес> от <дата> необходим контроль сахара в крови 8-10 раз в сутки, также учитывая болевой синдром во время введения инсулина по инфузионной системе 8мм/60 см, принято решение об изменении размеров канюли на 6 мм, то есть должно выдаваться не менее 5 упаковок тест - полосок Акку-ФИО19 на месяц (в каждой упаковке по 50 штук) и должны применяться: набор инфузионный ФИО1 I 6 мм/60 см -1- штука в месяц; Канюля ФИО1 6 мм - 10 штук в месяц. Несовершеннолетней ФИО10 с момента выписки рекомендаций, то есть с <дата> и по настоящее время 2022 года тест-полоски ФИО1 Перформа не выдавались. После выписки <дата> дополнительной рекомендации, в январе-феврале 2022 года она не была обеспечена: не менее чем 5 упаковками тест-полосок Акку-ФИО20 (в каждой упаковке по 50 штук) к глюкометру; инфузионным набором ФИО1 I 6 мм/60 см - 1 штука в месяц, Канюля ФИО1 6 мм - 10 штук в месяц. Таким образом, несмотря на рекомендации врачей, несовершеннолетняя ФИО10 на протяжении длительного времени 2021 года не обеспечивалась бесплатно тест-полосками ФИО1 Перформа к глюкометру, а в период времени с января по февраль 2022 не была обеспечена не менее чем 5 упаковками в месяц тест-полосок Акку-ФИО21 (в каждой упаковке по 50 штук) к глюкометру, также не обеспечена инфузионным набором ФИО1 I 6 мм/60 см - 1 штука в месяц, Канюля ФИО1 6 мм - 10 штук в месяц. Указанные факты не позволяют обеспечить эффективное лечение в соответствии с рекомендациями специалистов. Несвоевременное обеспечение медицинскими изделиями ставит под угрозу жизнь ФИО10 Установлено, что ФИО22» в 2021 и 2022 годах в Департамент здравоохранения <адрес> направлялась заявка на обозначенные медицинские изделия, в которых указана реальная потребность, однако, по настоящее время ФИО10 ими не обеспечена. С целью поддержания здоровья своей дочери ввиду отсутствия указанных медицинских изделий ФИО2 вынуждена самостоятельно приобретать указанные медицинские изделия за счет собственных средств, за период 2022 года понесла расходы в сумме 8922 руб. (Тест-полоски ФИО1 Перформа ; Канюли (иглы) «ФИО1 ФлексЛинк» 6 мм), что подтверждается соответствующими кассовыми чеками. В силу п.1 Положения о Департаменте здравоохранения Костромской области, утвержденного постановлением Губернатора Костромской области от 27.12.2007 № 546 Департамент здравоохранения Костромской области (далее - Департамент) является исполнительным органом государственной власти Костромской области, осуществляющим функции по проведению государственной политики, отраслевому управлению, нормативно-правовому регулированию в сфере охраны здоровья населения Костромской области. К полномочиям Департамента относятся переданные Российской Федерацией полномочия в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг осуществление следующих полномочий по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов; организация размещения заказов на поставки лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов; заключение по итогам размещения государственных заказов на поставки лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов соответствующих государственных контрактов; организация обеспечения населения лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам (п. 11); Организация обеспечения граждан лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения при амбулаторном лечении бесплатно и с 50% скидкой за счет средств областного бюджета, в том числе своевременное обеспечение оплаты лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой (п.27). В силу п.59 Положения Департамент осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание департамента и реализацию возложенных на него функций. Непредоставление ФИО10 ежемесячно бесплатно необходимых тест-полосок к инсулиновой помпе, а также рекомендованное врачом их требуемое количество для определения содержания глюкозы в крови, необходимого инфузионного набора и канюли (иглы) нужной длины, влечет нарушение ее права на охрану здоровья и получение медицинской помощи бесплатно, что в соответствии с Конституцией РФ недопустимо. На основании изложенного прокурор просит обязать Департамент здравоохранения <адрес> организовать обеспечение Опекуновой ФИО23<дата> года рождения тест-полосками ФИО24 для определения содержания уровня глюкозы в крови по медицинским рекомендациям не менее 240 штук ежемесячно, инфузионным набором ФИО1 I 6 мм/60 см по 1 штуке ежемесячно с Канюлями ФИО1 6 мм по 10 штук ежемесячно; взыскать с Департамента здравоохранения <адрес> в пользу ФИО11 Яны ФИО4 в лице законного представителя ФИО2 расходы, понесенные на приобретение тест-полосок Акку-ФИО25100, канюль (игл) «ФИО26» 6 мм в размере 8922 руб.

В судебном заседании прокурор ФИО6 исковые требования поддержала по основаниям, заявленным в иске.

Законный представитель истца ФИО10 – Опекунова ФИО27., извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании не участвует.

Ответчик Департамент здравоохранения Костромской области, извещенный о времени и месте, в судебное заседание своего представителя не направил. Ходатайство представителя ФИО7 об отложении судебного заседания оставлено без удовлетворения. Сведений об уважительных причинах неявки ответчика суду не представлено.

Третье лицо ОГБУЗ «<адрес> больница», извещенное о дате и месте, в судебное заседание своего представителя не направило.

На основании ст. 233 ГПК РФ дело рассмотрено в порядке заочного производства.

Выслушав прокурора, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

В силу статьи 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится в том числе право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (часть 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Статьей 29 указанного Федерального закона определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 29).

Согласно п. 16 ч. 2 ст. 14 данного Федерального закона, к полномочиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения относится утверждение порядка назначения лекарственных препаратов, медицинских изделий, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, медицинские изделия, порядка оформления этих бланков, их учета и хранения.

Специализированная медицинская помощь оказывается врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию. Специализированная медицинская помощь оказывается в стационарных условиях и в условиях дневного стационара. Высокотехнологичная медицинская помощь, являющаяся частью специализированной медицинской помощи, включает в себя применение новых сложных и (или) уникальных методов лечения, а также ресурсоемких методов лечения с научно доказанной эффективностью, в том числе клеточных технологий, роботизированной техники, информационных технологий и методов генной инженерии, разработанных на основе достижений медицинской науки и смежных отраслей науки и техники.

Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (ч. 1 ст. 38 Федерального закона).

Согласно ч. 1 ст. 43 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (ч. 2 ст. 43 Федерального закона).

Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 №715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально значимых заболеваний включен сахарный диабет (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) Е10 - Е14).

В Перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 №890, в группе «категории заболеваний» поименован диабет, при амбулаторном лечении которого все лекарственные средства, этиловый спирт (100 гр. в месяц), инсулиновые шприцы, шприцы типа «Новопен», «Пливапен» 1 и 2, иглы к ним, средства диагностики отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2019 №1610 утверждена государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, которой в числе видов, форм и условий предоставления медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, указана в высокотехнологичная медицинская помощь, включая заместительную инсулиновую терапию системами постоянной подкожной инфузии (инсулиновая помпа), которая оказывается гражданам при болезнях эндокринной системы, в числе которых сахарный диабет.

Финансовое обеспечение терапевтического лечения сахарного диабета, включая заместительную инсулиновую терапию системами постоянной подкожной инфузии (инсулиновая помпа), осуществляется за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования (пункт 56 раздела I Перечня видов высокотехнологичной медицинской помощи, включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования (приложение к Программе).

Аналогичные положения предусмотрены Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 28.12.2020 N 2299, Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, утвержденной Постановлением Правительства РФ 28.12.2021 N 2505.

Пунктом 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся среди прочего разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.

Постановлением Администрации Костромской области от 29.12.2020 №648-а утверждена «Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Костромской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов».

Согласно п. 3 указанной Программы, в рамках Программы (за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации) бесплатно предоставляются: первичная медико-санитарная помощь, в том числе первичная доврачебная, первичная врачебная и первичная специализированная; специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь; скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь; паллиативная медицинская помощь, в том числе паллиативная первичная медицинская помощь, включая доврачебную и врачебную, и паллиативная специализированная медицинская помощь.

Согласно п. 11 Программы, высокотехнологичная медицинская помощь, являющаяся частью специализированной медицинской помощи, включает в себя применение новых сложных и (или) уникальных методов лечения, а также ресурсоемких методов лечения с научно доказанной эффективностью, в том числе клеточных технологий, роботизированной техники, информационных технологий и методов генной инженерии, разработанных на основе достижений медицинской науки и смежных отраслей науки и техники. Высокотехнологичная медицинская помощь, являющаяся частью специализированной медицинской помощи, оказывается медицинскими организациями в соответствии с перечнем видов высокотехнологичной медицинской помощи, содержащим в том числе методы лечения и источники финансового обеспечения высокотехнологичной медицинской помощи, указанным в Постановлении Правительства Российской Федерации от 28.12.2020 №2299 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов».

Согласно п. 19 Программы, гражданин имеет право на бесплатное получение медицинской помощи по видам, формам и условиям ее оказания в соответствии с главой 2 Программы при следующих заболеваниях и состояниях: болезни эндокринной системы.

Согласно п. 32 Программы, источниками финансового обеспечения настоящей Программы являются средства областного бюджета и средства обязательного медицинского страхования.

Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Статьей 6.1 данного Федерального закона определен исчерпывающий перечень категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6.2 названного Федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6.2, и порядки формирования таких перечней (ч. 2 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2018 №3053-р утверждены Перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, и Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг.

Инсулиновая помпа поименована в Перечне медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

В Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, включены расходные материалы к инсулиновой помпе - инфузионные наборы к инсулиновой помпе (код вида номенклатурной классификации медицинских изделий - 351940) набор для введения инсулина амбулаторный; резервуары к инсулиновой помпе (код вида номенклатурной классификации медицинских изделий - 207670) резервуар для амбулаторной инсулиновой инфузионной помпы.

Согласно «Рекомендации по организации обеспечения граждан, больных сахарным диабетом, которым установлены инсулиновые помпы, расходными материалами к ним», утвержденной Минздравом России, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 10.10.2018 №1506, терапевтическое лечение сахарного диабета и его сосудистых осложнений, включая заместительную инсулиновую терапию системами постоянной подкожной инфузии (в том числе с установкой инсулиновой помпы), осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования при оказании высокотехнологичной медицинской помощи.

Порядок назначения и выписывания медицинских изделий утвержден приказом Минздрава России от 20.12.2012 №1181н. Согласно п. 2 Порядка, назначение и выписывание медицинских изделий осуществляется: лечащим врачом медицинской организации; фельдшером, акушеркой в случае возложения на них полномочий лечащего врача в установленном порядке. При выписывании рецептов на расходные материалы к инсулиновой помпе необходимо учитывать сведения технической и эксплуатационной документации производителя (изготовителя) инсулиновой помпы, поставленной гражданину.

Из приведенных нормативных положений федерального и регионального законодательства в их системной взаимосвязи следует, что к числу государственных гарантий в сфере охраны здоровья относится оказание гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, среди которых «сахарный диабет», детям-инвалидам бесплатной медицинской помощи, включая высокотехнологичную медицинскую помощь. К такому виду помощи относится заместительная инсулиновая терапия системами постоянной подкожной инфузии - инсулиновой помпой. При этом использование по назначению инсулиновой помпы невозможно без расходных материалов к ней (инфузионной системы и резервуара), являющихся неотъемлемой частью системы инсулиновой помпы и требующих периодической замены. Бесплатное предоставление указанных расходных материалов к инсулиновой помпе входит в число гарантий, предоставляемых гражданам, которые имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Согласно ч. 3 ст. 6.5 Федерального закона № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг, предусмотренной настоящей главой, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 № 864 утверждены Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, п. 4 которых предусмотрено, что финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий, год, Министерству здравоохранения РФ - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Средства на осуществление переданных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета, которые зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации (части 2, 4 статьи 4.1 Федерального закона № 178-ФЗ).

В силу пунктов 1, 4 ст. 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации субвенции из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий относятся к доходам бюджетов субъектов Российской Федерации.

Таким образом, решение вопросов по организации обеспечения граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственными препаратами, медицинскими изделиями относится к компетенции субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п.п. 2 п. 11 Положения о Департаменте здравоохранения Костромской области, утвержденного постановлением губернатора Костромской области от 27.12.2007 № 546, Департамент здравоохранения Костромской области является исполнительным органом государственной власти Костромской области, к его полномочиям в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг относится: организация обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов; осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов; организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.

Из пункта 59 Положения следует, что Департамент здравоохранения Костромской области осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание Департамента и реализацию возложенных на него функций.

Судом установлено, что ФИО2 является матерью ФИО10, <дата> г.р., что подтверждается копией свидетельства о рождении от <дата>.

Согласно справке Бюро медико-социальной экспертизы от <дата>, ФИО10 является ребенком – инвалидом, инвалидность установлена впервые на срок до <дата>.

Согласно выписному эпикризу из истории болезни № ФИО28» <адрес> от <дата>, ФИО10 находилась в отделении сахарного диабета с <дата> по <дата> с диагнозом основным: Е10.9 Саханый диабет 1 типа, сопутствующим: аутоиммунное поражение щитовидной железы. Даны рекомендации, согласно которым, помимо прочего, должны применяться: инсулиновая помпа ФИО29 расходные материалы: набор инфузионный АККУ-ФИО30 8 мм/60 см, 8 мм/30 см, канюли АККУ-ФИО31 I 6 мм/60 см, 6 мм/30 см - не менее 5 шт. в месяц. К помпе прилагается глюкометр, который также является пультом со встроенным калькулятором - помощником болюса, необходимым для расчета дозы вводимого болюсного инсулина, используемые полоски - Акку-ФИО32.

Как следует из записи поликлинического приема врача детского эндокринолога медицинского центра «ФИО33» <адрес> от <дата>, учитывая болевой синдром во время введения инсулина по инфузионной системе 8мм/60см, принято решение об изменении размеров канюли на 6 мм; должен применяться набор инфузионный ФИО1 I 6 мм/60 см -1 штука в месяц; канюля АККУ-ФИО34 I 10 шт. в месяц; необходим контроль сахара в крови 8-10 раз в сутки.

Опекунова ФИО35. 16.02.2022 обратилась в прокуратуру Кадыйского района Костромской области в связи с необеспечением её дочери медицинскими изделиями. Указала, что на инфузионные наборы для инсулиновой помпы на январь и февраль были выписаны рецепты, при предъявлении рецепта за январь в аптеке выяснилось, что срок годности имеющихся наборов – <дата>, она отказалась их получать. Расходные материалы присылаются в конце месяца. Врач-эндокринолог рекомендует выдавать канюли для инсулиновой помпы длиной 6 мм. из-за болевого синдрома, но присылают 8 мм. При установке инсулиновой помпы врачи ФГБУ «НМИЦ эндокринологии» <адрес> рекомендуют использовать тест-полоски ФИО1 перформа, т.к. к помпе прилагается глюкометр, который является пультом со встроенным калькулятором-помощником болюса, необходим для расчета дозы вводимого инсулина. Однако выдаются тест-полоски Сателлит-Экспресс, которые не подходят для данного глюкометра. Тест-полоски ФИО1 перформа она приобретает за свой счет.

Согласно выписке из истории болезни детской консультации ОГБУЗ «<адрес> больница» от <дата>, выданной участковым педиатром, ФИО10<дата> года рождения состоит на учете в ОГБУЗ «<адрес> больница» с диагнозом: ... 1 типа с октября 2019 года. Получает заместительную инсулинотерапию подкожно через инсулиновую помпу ФИО36, суточная доза инсулина 16-20 ЕД, контроль сахара в крови 8-10 раз в сутки, для этого получает тест-полоски Сателлит по 100 шт. в месяц, иглы к шприц-ручке; получает набор инфузионный и резервуар к инсулиновой помпе – 1 раз в месяц; наблюдается у педиатра и детского эндокринолога. Консультированы детским эндокринологом в январе 2022 года, рекомендована смена инфузионного набора ФИО1 с 8мм на 6 мм – заявка и выписка переданы в департамент здравоохранения.

Как следует из объяснения и.о. главного врача ОГБУЗ «<адрес> больница» ФИО8 от <дата>, на диспансерном учете состоит ФИО10 с заболеванием ... Данное заболевание относится к категории социально значимых, в связи с чем ФИО10 имеет право на бесплатное получение лекарственных препаратов и средств диагностики. Для лечения ФИО10 врачами ФГБУ «ФИО37» <адрес><дата> даны рекомендации, согласно которым, помимо прочего, должны применяться: .... Используются расходные материалы: набор инфузионный АККУ-ФИО38, 8 мм/60 см; 8 мм/30 см; 6 мм/60 см; 6 мм/30 см; - не менее 5 шт. в месяц. К помпе прилагается глюкометр, который также является пультом со встроенным калькулятором - помощником болюса, необходимым для расчета дозы вводимого болюсного инсулина, используемые полоски - ФИО1 Перформа; Канюля АККУ-ФИО39) 6 мм; 8 мм - не менее 5 шт. в месяц. По рекомендации врача-эндокринолога медицинского центра ФИО40» <адрес> от <дата>, учитывая болевой синдром во время введения инсулина по инфузионной системе 8мм/60 см, принято решение об изменении размеров канюли на 6 мм, то есть должно выдаваться не менее 5 упаковок тест-полосок ФИО1 Перформа на месяц (в каждой упаковке по 50 штук) и должны применяться: набор инфузионный ФИО1 I 6 мм/60 см -1- шт/мес.; Канюля ФИО1 6 мм - 10 шт/мес. <дата> выписан рецепт на тест полоски Сателит Экспресс, которые ФИО2 получила <дата> в аптеке. <дата> выписан рецепт на инфузионный набор ФИО1 ФлексЛинк I 8 мм/60 см и на ФИО41-Чек Спирит, Картридж-систему объемом 3,15 мл. . В аптеке находился данный инфузионный набор сроком годности до <дата>, в итоге ФИО2 отказалась его получать. ОГБУЗ «Кадыйская РБ» сделана заявка в Департамент здравоохранения <адрес> от <дата> на смену инфузионного набора ФИО43 ФлексЛинк 6 мм/60 см. ФИО45 для инсулиновой помпы заказаны 6 мм вместо 8 мм, потому что появился болевой синдром во время введения инсулина у ФИО10 Тест-полоски заказывались ФИО1 перформа, но приходят Сателлит Экспресс. Когда делается заявка, все лекарственные препараты и изделия приходят по-разному, что есть на складе, приходит сразу, если нет - примерно через месяц. ФИО10 не была обеспечена тест-полосками Перформа с июня 2021 года по настоящее время и инфузионным набором АККУ-ФИО44 6мм/60 см в январе-феврале 2022 года.

Как следует из заявок ОГБУЗ «<адрес> больница» на изменение лимитов для выписки рецептов в департамент здравоохранения <адрес>, <дата> подавалась заявка на набор инфузионный АККУ-ФИО46 I 8 мм/60 см; 8 мм/30 см; 6 мм/60 см; 6 мм/30 см; - не менее 5 шт. в месяц; канюля ФИО47 6 мм; 8 мм - не менее 5 шт. в месяц; тест-полоски Акку-ФИО48, контроль гликемии 4 раза в день; <дата> подавалась заявка в связи со сменой канюли на 6 мм.

Проанализировав представленные по делу доказательства в их совокупности, суд находит установленным, что ФИО10, как ребенок-инвалид, страдающий сахарным диабетом, в силу приведенного нормативно-правового регулирования, вправе получать бесплатную медицинскую помощь, включая все лекарственные препараты и изделия медицинского назначения, необходимые для лечения и компенсации данного заболевания, назначенные лечащим врачом.

Установленная ФИО10 инсулиновая помпа поименована в Перечне медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а в Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, включены расходные материалы к инсулиновой помпе - инфузионные наборы и резервуары к инсулиновой помпе.

В рассматриваемом случае в нарушение приведенных положений законодательства обеспечение ФИО10 медицинскими изделиями - инфузионным набором ФИО1 I 6 мм/60 см по 1 шт. ежемесячно с Канюлями ФИО1 6 мм по 10 шт. ежемесячно в соответствии с назначением лечащего врача, тест-полосками ФИО1 Перформа для определения содержания уровня глюкозы в крови 8-10 раз в день по медицинским рекомендациям Департаментом здравоохранения Костромской области не производится.

Бездействие Департамента здравоохранения Костромской области, выразившееся в непринятии мер к обеспечению ребенка-инвалида медицинскими изделиями в рекомендованном лечащим врачом виде и количестве влечет нарушение его права на охрану здоровья и получение медицинской помощи бесплатно.

Поскольку судом установлен факт необеспечения истца медицинскими изделиями, расходы законного представителя истца на приобретение данных изделий за свой счет в соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации являются его убытками вследствие незаконного бездействия ответчика и подлежат взысканию с ответчика.

Представленный прокурором расчет понесенных ФИО2 расходов на приобретение медицинских изделий подтверждается представленными кассовыми чеками.

Согласно кассовым чекам, истцом понесены следующие расходы на приобретение медицинских изделий: тест-полоски ФИО49 стоимостью 1722 рублей, что подтверждается кассовым чеком аптеки ФИО50» от <дата>; ФИО51) «ФИО1» 6 мм, 10 шт. в упаковке стоимостью 7200 рублей, что подтверждается кассовым чеком интернет решения ФИО52 от <дата>, всего на сумму 8922 руб.

При таких обстоятельствах исковые требования прокурора Кадыйского района Костромской области в интересах ФИО10 подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 235 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Кадыйского района Костромской области в интересах Опекуновой ФИО54 удовлетворить.

Обязать Департамент здравоохранения Костромской области организовать обеспечение Опекуновой ФИО55<дата> года рождения тест-полосками Акку-ФИО56 для определения содержания уровня глюкозы в крови по медицинским рекомендациям не менее 240 штук ежемесячно, инфузионным набором ФИО1 I 6 мм/60 см по 1 штуке ежемесячно с канюлями ФИО1 6 мм/60 см по 10 штук ежемесячно в соответствии с назначением лечащего врача.

Взыскать с Департамента здравоохранения Костромской области в пользу Опекуновой ФИО57 в лице законного представителя Опекуновой ФИО58 расходы на приобретение медицинских изделий в размере 8922 (восемь тысяч девятьсот двадцать два) рубля.

Разъяснить ответчику, что он вправе в течение семи дней с момента получения копии заочного решения подать в Свердловский районный суд г. Костромы заявление об отмене решения, в котором должны быть указаны обстоятельства, свидетельствующие об уважительности причин неявки в судебное заседание, о которых он не имел возможности своевременно сообщить суду, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, а также обстоятельства и доказательства, которые могут повлиять на содержание решения суда.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья О.Д. Тележкина