ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1927/18 от 13.07.2018 Магаданского городского суда (Магаданская область)

Дело № 2-1927/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 июля 2018 г. г. Магадан

Магаданский городской суд Магаданской области в составе председательствующего судьи Кирилловой Е.С.,

при секретаре Мильер М.А.,

с участием:

прокурора Заикиной Ю.Б.,

представителей ответчика ФИО1, действующего на основании доверенности № 66-ЗГД от 24 ноября 2017 г., ФИО2, действующей на основании доверенности № 78-ПО от 20 декабря 2017 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Магаданского городского суда гражданское дело по иску Магаданского транспортного прокурора, поданное в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Аэропорт Магадан» о возложении обязанности проведения эколого-орнитологического обследования приаэродромной территории и территории аэропорта Магадан (Сокол) с составлением орнитологических карт-схем и графиков,

УСТАНОВИЛ:

Магаданский транспортный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился к ОАО «Аэропорт Магадан» с вышеуказанным иском, в обоснование которого указал, что прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства о безопасности полетов на территории аэропорта Магадан (Сокол) в части орнитологического обеспечения полетов, в ходе которой выявлены нарушения требований федерального законодательства, а именно в том, что ОАО «Аэропорт Магадан» обследование приаэродромной территории и территории аэропорта Магадан (Сокол) с привлечением специалистов биологического учреждения с составлением орнитологических карт-схем и графиков не проводилось более 4 лет.

Истец полагает, что бездействие ОАО «Аэропорт Магадан» и непринятие им мер, направленных на орнитологическое обеспечение полетов, предотвращение столкновений воздушных судов с птицами, влечет нарушение гарантированных конституционных прав неопределенного круга лиц.

В связи с чем, истец просил суд возложить обязанность на ОАО «Аэропорт Магадан» провести эколого-орнитологическое обследование приаэродромной территории и территории аэропорта Магадан (Сокол) с составлением орнитологических карт-схем и графиков в течение 12 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

Участвующий в судебном заседании прокурор, просил удовлетворить исковые требования на основании доводов, указанных в исковом заявлении, при этом изменил заявленное требование в части срока исполнения решения суда с 12 до 16 месяцев.

Представители ответчика в судебном заседании просили в удовлетворении исковых требований отказать по доводам, приведенным в письменном отзыве на иск. Пояснили, что специалистами лаборатории орнитологии ФГБУН ИБПС ДНО РАМ в период с мая по ноябрь 2013 г. было проведено обследование аэродрома Магадан (Сокол) и приаэродромной территории с целью определения видового состава, численности и распределения птиц, мест их скопления, основных маршрутов и высот перелетов, а также для оценки их реальной и потенциальной опасности для воздушных судов, выполняющих взлет, посадку и движение по аэродрому.

Также указали, что 23 января 2018 г. генеральным директором ОАО «Аэропорт Магадан» был утвержден анализ орнитологического обеспечения полетов па аэродроме Магадан (Сокол) за 2017 г. Данный анализ был составлен на основании оценки орнитологической обстановки и наблюдений за птицами, проводимых специалистами Аэропорта и Магаданского центра ОВД. В результате проводимых мероприятии по орнитологическому обеспечению полетов количество факторов и условий, способствующих концентрации птиц на аэродроме значительно сократилось. Отметили, что в период с 1996 по 2017 г. в аэропорту Магадан случаев столкновений воздушных судов с птицами, приведших к повреждению элементов планера, двигателя или нарушению режима его работы не выявлено.

Выслушав объяснение сторон, исследовав представленные в деле письменные доказательства, суд приходит к следующему.

19 мая 2016 г. ОАО «Аэропорт Магадан» в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации выдан сертификат оператора аэродрома гражданской авиации № ФАВТ.ОА-009.

29 февраля 2016 г. аэродром Магадан (Сокол) зарегистрирован в Государственном реестре гражданских аэродромов Российской Федерации и допущен к эксплуатации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации аэродрома № 36.

Прокурором в иске указано, что в нарушение требований Приказа МГА СССР от 26 декабря 1988 г. № 209 «Об утверждении Руководства по орнитологическому обеспечению полетов в гражданской авиации (РООП ГА-89)» ОАО «Аэропорт Магадан» более 4 лет не проводилось обследование орнитологической обстановки на аэродроме и прилегающей к ней территории.

Проверив данный довод прокурора, судом установлено следующее.

Статьей 2 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. № 390 «О безопасности» определено, что к основным принципам обеспечения безопасности в Российской Федерации относится соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, а также приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности.

В соответствии со статьями 2 и 48 Воздушного кодекса Российской Федерации, воздушное законодательство Российской Федерации состоит из Воздушного кодекса, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Требования, предъявляемые к предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов аэродромам, вертодромам и посадочным площадкам, а также правила их эксплуатации в зависимости от видов полетов воздушных судов и характеристик обслуживаемых воздушных судов устанавливаются федеральными авиационными правилами.

Согласно п.1.2 Приказ Минтранса России от 31 июля 2009 г. № 128 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации» (далее - Правила) настоящие Правила обязательны для исполнения эксплуатантами и владельцами воздушных судов, зарегистрированных в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации, воздушных судов, зарегистрированных в иностранных государствах и включенных в сертификат (свидетельство) эксплуатанта, выданный Российской Федерацией, а также иными физическими и юридическими лицами, осуществляющими организацию, обеспечение, выполнение полетов гражданских воздушных судов и аэронавигационное обслуживание в воздушном пространстве Российской Федерации.

Пунктом 8.24 данных Правил предусмотрено орнитологическое обеспечение полетов, который включает комплекс мероприятий, направленных на предотвращение столкновений воздушных судов с птицами, и включает: орнитологическое обследование района аэродрома; ликвидацию условий, способствующих скоплению птиц на аэродромах, и проведение мероприятий по их отпугиванию; проведение визуальных и радиолокационных системных наблюдений для обеспечения контроля за орнитологической обстановкой; сбор и оценку сведений о фактической орнитологической обстановке в районе аэродрома в целях определения опасности, создаваемой птицами для полетов воздушных судов; доведение до летных экипажей воздушных судов информации об орнитологической обстановке (предупреждение о ее усложнении и возникновении орнитологической опасности на аэродромах, в районах аэродромов, на маршрутах, в районах полетов); проведение занятий по авиационной орнитологии со специалистами ОВД, аэродромной службы и других служб, связанных с орнитологическим обеспечением полетов.

Пунктом 8.26 данных Правил предусмотрено, на аэродромах принимаются меры по предотвращению столкновений воздушных судов с птицами, вплоть до временного прекращения полетов.

Приказом МГА СССР от 26 декабря 1988 г. № 209 «Об утверждении Руководства по орнитологическому обеспечению полетов в гражданской авиации (РООП ГА-89)» предусмотрено, что планирование мероприятий по орнитологическому обеспечению полетов производится, как правило, на период от 1 до 3 лет. Если аэродром находится в интенсивно осваиваемом человеком районе, то обследование его территории целесообразно повторять ежегодно.

Также п. 3.3.2 вышеуказанного приказа, установлено, что план мероприятий разрабатывается командиром авиапредприятия с привлечением необходимых специалистов аэропорта и местных биологических учреждений.

В соответствии с пунктами 4.1.1, 4.1.2 приказа МГА СССР от 26 декабря 1988 г. установлено, что эколого-орнитологическое обследование осуществляется в целях определения характера орнитологической обстановки на аэродроме и прилегающей к нему территории и выявления условий, способствующих концентрации птиц.

Для обследования и составления орнитологических карт-схем и графиков привлекаются специалисты из местных биологических учреждений и работников авиапредприятия.

Пунктом 4.1.15. приказа, предусмотрено, что результаты обследования дополняются сведениями, полученными при визуальных наблюдениях за птицами на аэродромах, а также при радиолокационном контроле за орнитологической обстановкой. На основании этой информации составляются специальные сезонные карты-схемы орнитологической обстановки (масштаба 1:30000 или крупнее) и вспомогательные графики, показывающие места скоплений, основные маршруты и высоты перелетов наиболее опасных для ВС птиц, а также суточную и сезонную динамику их перелетов в районе аэродрома. Оригиналы указанных карт-схем и графиков находятся в штурманской, а копии - в службе движения, летной и аэродромной службах.

Магаданским транспортным прокурором в адрес ОАО «Аэропорт Магадан» направлено требование от 4 июня 2018 г. о предоставлении информации о причинах проведения эколого – орнитологического обследования с периодичностью, не соответствующей требованиям п. 4.1.14 РООП ГА – 89.

В ответ на требование прокурора генеральный директор ОАО «Аэропорт – Магадан» ФИО3 указал, что эколого – орнитологическое обследование аэродрома и прилегающей территории в 2016, 2017 годах не проводилось и в 2018 г. не запланировано, обосновывая свою позицию снижением интенсивности полетов и эффективностью ранее принятых мер.

Исходя их представленных в материалы дела доказательств, а также из пояснений сторон, судом действительно установлено, что обследование приаэродромной территории и территории аэродрома Магадан (Сокол) с привлечением специалистов местных биологических учреждений, в установленный законом срок, а также в установленном порядке, не проведено, что является нарушением требований воздушного законодательства в сфере обеспечения безопасности полетов, которые создают угрозу безопасной деятельности в области авиации, вероятность наступления катастроф, несчастных случаев с людьми, возможность повреждения или уничтожения воздушных судов, элементов аэродромной инфраструктуры.

Между тем, в соответствии со статьями 20, 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жизнь, охрану здоровья. Охрана жизни и здоровья граждан, из безопасности, является одной из важнейших функций государства.

Основным принципом обеспечения безопасности в Российской Федерации относится приоритет предупредительных мер.

В связи с чем, довод представителей ответчика о том, что ранее в период с мая по ноябрь 2013 г. было проведено специалистами лаборатории орнитологии ФГБУН ИБПС ДНО РАМ обследование аэродрома Магадан (Сокол) и приаэродромной территории, и необходимости в повторном проведении которого не имеется, а также ссылка на утвержденный 23 января 2018 г. генеральным директором ОАО «Аэропорт Магадан» анализ орнитологического обеспечения полетов па аэродроме Магадан (Сокол) за 2017 г., в рамках которого специалистами Аэропорта и Магаданского центра ОВД проводятся мероприятия по орнитологическому обеспечению полетов, не может признан обоснованным и принят судом во внимание, поскольку данные действия ответчика по изданию внутренних локальных актов, не свидетельствует о четком соблюдении требований действующего воздушного законодательства, в том числе и Приказа МГА от 26 декабря 1998 г. № 209.

Прокурором обоснованно указано в иске, что данное бездействие ответчика и непринятие мер, направленных на предотвращение столкновений воздушных судов с птицами, влечет нарушение гарантированных прав неопределенного круга лиц, которые могут находиться на воздушных судах в момент взлета и посадки, на охрану жизни и здоровья.

При этом суд приходит к выводу, что правовых оснований для несоблюдения ответчиком вышеприведенных норм на том доводе, что в период с 1996 по 2017 г. в аэропорту Магадан случаев столкновений воздушных судов с птицами, приведших к повреждению элементов планера, двигателя или нарушению режима его работы не выявлено, не имеется, поскольку планирование мероприятий по орнитологическому обеспечению полетов производится на период от 1 до 3 лет, и не зависит от фиксации указанных случаев столкновений воздушных судов с птицами.

В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.

С учетом изложенного, поскольку в нарушение п. 4.1.14 РООП ГА – 89 ответчик более 4 лет не проводил обследование орнитологической обстановки на аэродроме и прилегающей к ней территории, то суд приходит к выводу, что исковые требования Магаданского транспортного прокурора являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

В силу ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

В связи с чем, суд полагает разумным срок, который указан прокурором для проведения ответчиком эколого-орнитологического обследования приаэродромной территории и территории аэродрома Магадан (Сокол) с составлением орнитологических карт-схем и графиков в течение 16 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194, 196-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Магаданского транспортного прокурора, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к открытому акционерному обществу «Аэропорт Магадан» о возложении обязанности проведения эколого-орнитологического обследования приаэродромной территории и территории аэропорта Магадан (Сокол) с составлением орнитологических карт-схем и графиков, удовлетворить.

Возложить обязанность на открытое акционерное общество «Аэропорт Магадан» провести эколого-орнитологического обследование приаэродромной территории и территории аэродрома Магадан (Сокол) с составлением орнитологических карт-схем и графиков в течение 16 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Магаданский областной суд путем подачи жалобы в Магаданский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Установить день принятия решения суда в окончательной форме 18 июля 2018 г.

Судья Е.С. Кириллова