ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1927/2016 от 13.05.2016 Домодедовского городского суда (Московская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Домодедово 13 мая 2016 года

Домодедовский городской суд Московской области в составе:

председательствующего Голошумовой И.А.

при секретаре ФИО3

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ООО «Эден Спрингс» об отмене дисциплинарных взысканий, нечинении препятствий в исполнении должностных обязанностей, взыскании заработной платы, компенсации морального вреда, представительских расходов,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с иском к ООО «Эден Спрингс» об отмене дисциплинарных взысканий, нечинении препятствий в исполнении должностных обязанностей, взыскании заработной платы, компенсации морального вреда, представительских расходов, утверждая, что с ДД.ММ.ГГГГ работает у ответчика в должности менеджера по работе с корпоративными клиентами. В ДД.ММ.ГГГГ г. начальник отдела, без согласования с ним, произвела перевод всех крупных клиентов, находящихся в его сопровождении и дающих большую часть продаж, другим сотрудникам. ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ ответчиком были вынесены приказы и о применении в отношении его дисциплинарного взыскания в виде замечания. Дисциплинарные взыскания вынесены в отношении его на фиктивных основаниях.Считает все указанные действия ответчика направлены на оказание психологического давления с целью побудить его уволиться по собственному желанию.

В дальнейшем истец требования уточнил, просил признать незаконными приказыо дисциплинарных взысканиях в виде замечаний от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, обязать ответчика не чинить ему препятствия в выполнении должностных обязанностей, взыскать задолженность по заработной плате за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> взыскать компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>

В судебном заседании истец требования поддержал, суду пояснил, что является менеджером по работе с корпоративными клиентами и у него была наработана большая клиентская база. В ДД.ММ.ГГГГ у него забрали большую часть клиентов, без которых он не смог выполнить план. Он ставил в известность руководство, что не сможет выполнить план с таким количеством клиентов. ДД.ММ.ГГГГ его привлекли к дисциплинарному взысканию в виде предупреждения, за то, что он своевременно не представил план по выполнению задания, тогда как он в последний день направил план по электронной почте. Привлечение его к дисциплинарной ответственности незаконно. ДД.ММ.ГГГГ его вновь привлекли к дисциплинарной ответственности за невыполнение плана и не привлечение новых клиентов. Невыполнение плана было вызвано объективными причинами, поскольку в декабре 2015 г. у него забрали большую клиентскую базу. Его зарплата состоит из оклада, 10% от новых клиентов и 0,52% от клиентской базы. Поскольку ему не дают новых клиентов, то его заработная плата снизилась. За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он недополучил <данные изъяты> в сравнении с прошлым периодом. ДД.ММ.ГГГГ его опять привлекли к дисциплинарной ответственности за не привлечение новых клиентов. Считает, что этим ему чинят препятствия в его должностных обязанностях, поскольку забрали часть клиентской базы, искусственно уменьшают заработную плату, устанавливают определенные обязанности только для него, например, являться с отчетом на работу в 17 ч., из-за чего он не успевает встречаться с клиентами. Считает, что все три приказа о привлечении его к дисциплинарной ответственности являются необоснованными и подлежат отмене. Неправомерными действиями ответчика ему причинен моральный вред, который он оценивает в 50000 руб. Просил удовлетворить его требования, а так же взыскать с ответчика расходы на представителя в размере <данные изъяты>

Представитель истца, допущенный к участию в деле по ходатайству истца в порядке ст.53 ГПК РФ, ФИО4 в судебном заседании уточненные требования истца поддержал, суду пояснил, что ответчиком не представлено доказательств совершения истцом дисциплинарных проступков. Экшн планов установленной формы не имеется у ответчика, поэтому истец представил план в произвольной форме, но несмотря на это его привлекли к дисциплинарной ответственности. О невозможности выполнения плана истец предупреждал ответчика, ссылаясь на то, что у него забрали большую часть клиентской базы. Невыполнение плана не может являться основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности. Просил удовлетворить требования истца в полном объеме.

Представитель ООО «Эден Спрингс» по доверенности адвокат ФИО5 в судебном заседании возражала в удовлетворении исковых требований, представила письменные возражения. Суду пояснила, что в январе 2015 г. в отделе, где работает истец, была установлена форма ежемесячного экшн плана менеджера по работе с корпоративными клиентами. В декабре 2015 г. истец не представил такой план. На запрос о необходимости предоставления плана направил сообщение, которое планом действий не является. Руководством было принято решение привлечь истца к дисциплинарной ответственности в виде замечания. Основной работой менеджера является привлечение новых клиентов. Об этом с истцом разговаривали, проводили обучение, беседы, но он невыполнение месячных планов по количеству привлеченных клиентов объяснял тем, что у него забрали большую клиентскую базу. Руководство периодически перераспределяет клиентскую базу, что бы стимулировать менеджеров к привлечению новых клиентов. Часть клиентов забирают у всех менеджеров и передают новому работнику, что бы объемы работ у всех были равные. Поскольку истец в январе и <данные изъяты> г не привлек новых клиентов, чем нарушил свою должностную инструкцию, то был привлечен к дисциплинарной ответственности в виде замечаний. Письмо о явке в офис в 17 часов было адресовано всем менеджерам. В письме указано, что все отклонения согласуются с руководством, поэтому истец мог не возвращаться на работу, предупредив начальника отдела. Перед истцом не имеется задолженности по заработной плате. Истец просит выплатить ему разницу в сравнении с предыдущими месяцами. Прибыль должна приносится активными действиями истца. Выручка в каждом месяце разная, поскольку разные клиенты, разные объемы. Поскольку ответчиком не было совершено неправомерных действий по отношению к истцу, то требования о взыскании компенсации морального вреда, необоснованны. Просила отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Допрошенная в качестве свидетеля ФИО6 показала, что является руководителем отдела по работе с корпоративными клиентами. Менеджеры отдела ежемесячно должны представлять экшн планы, то есть план действий. Истец в <данные изъяты> г. план действий не представил. За что был привлечен к дисциплинарной ответственности. Нарушение дисциплины это невыполнение или ненадлежащее выполнение трудовых обязанностей. Истец не привлек новых клиентов, ненадлежащим образом работал со старыми клиентами. В связи с появлением новых менеджеров, клиентская база перераспределяется. Основная задача менеджеров - привлечение новых корпоративных клиентов. Клиентская база должна постоянно расти, поэтому, когда сотрудник не привлекает новых клиентов, это руководство не устраивает. Менеджеры отдела должны сами искать новых клиентов. В декабре 2015 г. в отдел пришел новый работник, ему было передано 102 клиента. От всех сотрудников забирали по 12-20 клиентов. У истца забрали 15. За три месяца с октября по декабрь истец привлек всего 1 клиента. Бонусы к зарплате идут за привлечение новых клиентов. Одна из причин снижения зарплаты истца это ликвидация авиакомпании «Трансаэро» и уход ее из клиентов. Истцу не чинятся препятствия в работе. Руководство заинтересовано в работе старых работников. Часть клиентской базы забирали у всех менеджеров, но на других это не повлияло, в том числе на доход. У всех забрали по 15 клиентов, а дали по 25, которых можно развивать. Истец не готов к развитию, не воспринимает обратную связь.

Выслушав стороны, свидетеля, исследовав материалы гражданского дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 192 ТК РФ, за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить замечание, выговор и увольнение.

При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен, а так же общие принципы юридической, и дисциплинарной ответственности, такие как справедливость, равенство, соразмерность, законность, вина, гуманизм.

Как усматривается из материалов дела, ФИО1 состоит в трудовых отношениях с ООО «Эден Спрингс» (ранее ЗАО «Нестле ВотерКулерс СНГ» на основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ в должности менеджера по работе с клиентами отдела продаж, а с ДД.ММ.ГГГГ менеджером по работе с корпоративными клиентами отдела по работе с корпоративными клиентами (л.д.137-140).

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ к ФИО1 применено дисциплинарное взыскание в виде замечания за нарушение п.п.27,32 раздела 1 «основных обязанностей» должностной инструкции Менеджера по работе с корпоративными клиентами.

Основанием привлечения истца к дисциплинарной ответственности послужили: уведомление о предоставлении письменных объяснений от ДД.ММ.ГГГГ, объяснительная записка ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, копии электронных писем директора по продажам и маркетингу ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, служебная записка от руководителя отдела по работе с корпоративными клиентами ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ.

С данным приказом истца ознакомили ДД.ММ.ГГГГ., что подтверждается его личной подписью на приказе. Судом установлено, что процедура привлечения истца к дисциплинарной ответственности соблюдена и истцом не оспаривается.

Пунктом 32 раздела 1 должностной инструкции Менеджера по работе с корпоративными клиентами отдела по работе с корпоративными клиентами, вступившей в силу с ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрено выполнение распоряжений и поручений (как письменных так и устных) непосредственного руководителя и вышестоящего руководства, связанных с выполнением менеджером его трудовой функции, определенной трудовым договором и настоящей должностной инструкцией.

В обязанность менеджерапо работе с корпоративными клиентами входит анализ объемов продаж и подготовка отчетов по результатам анализа для предоставления непосредственному руководителю и вышестоящему руководству (п.27 Инструкции).

Судом установлено, что 15 и ДД.ММ.ГГГГ директором по продажам и маркетингу ФИО7 истцу по электронной почте были направлены запросы о планах по перекрытию отставания по дополнительной продукции. Истцу был установлен срок до <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ, однако истцом не был представлен запрашиваемый план действий, а указано на возможность его предоставления после ответа директора на запрашиваемые им разъяснения по пересмотру планов (л.д.22, 23).

По требованию работодателя истец предоставил ДД.ММ.ГГГГ объяснительную записку по факту указанного обстоятельства, в которой указал, что разъяснение по перекрытию отставания по дополнительной продукции было им своевременно отправлено ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании истец так же подтвердил, что ответ на запрос ФИО7 отправил в установленный срок.

Судом установлено, что истец действительно своевременно направил письмо, которое ответом на запрос не является, поскольку он не указал план своих действий по перекрытию отставания по дополнительной продукции, тем самым не выполнил письменное поручение вышестоящего руководства, связанное с выполнением им его трудовой функции, чем нарушил п.32 должностной инструкцией менеджера по работе с корпоративными клиентами. Указанная должностная инструкция является неотъемлемой частью трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с истцом.

Судом установлено, что истец привлечен к дисциплинарной ответственности законно и обоснованно ввиду несоблюдения им должностных обязанностей, предусмотренных п.32,27 Должностной инструкции менеджера по работе с корпоративными клиентами. Факт нарушения истцом должностной инструкции нашел свое подтверждение в судебном заседании.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ к ФИО1 применено второе дисциплинарное взыскание в виде замечания за нарушение п.17 раздела 1 «основных обязанностей» должностной инструкции Менеджера по работе с корпоративными клиентами.

Основанием привлечения истца к дисциплинарной ответственности послужили: уведомление о предоставлении письменных объяснений от ДД.ММ.ГГГГ, объяснительная записка ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, служебная записка от руководителя отдела по работе с корпоративными клиентами ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ, бонусный отчет от ДД.ММ.ГГГГ.

С данным приказом истца ознакомили ДД.ММ.ГГГГ что подтверждается актом об отказе от подписи. Судом установлено, что процедура привлечения истца к дисциплинарной ответственности соблюдена и истцом не оспаривается.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ к ФИО1 применено третье дисциплинарное взыскание в виде замечания за нарушение п.17 раздела 1 «основных обязанностей» должностной инструкции Менеджера по работе с корпоративными клиентами.

Основанием привлечения истца к дисциплинарной ответственности послужили: уведомление о предоставлении письменных объяснений от ДД.ММ.ГГГГ, объяснительная записка ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, служебная записка от руководителя отдела по работе с корпоративными клиентами ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ, бонусный отчет от ДД.ММ.ГГГГ.

С данным приказом истца ознакомили ДД.ММ.ГГГГ что подтверждается его личной подписью на приказе. Судом установлено, что процедура привлечения истца к дисциплинарной ответственности соблюдена и истцом не оспаривается.

Требования ФИО8 об отмене приказа от ДД.ММ.ГГГГ и приказаот ДД.ММ.ГГГГ о применении к нему дисциплинарных взысканий в виде замечания удовлетворению не подлежат.

Пунктом 17 раздела 1 должностной инструкции Менеджера по работе с корпоративными клиентами отдела по работе с корпоративными клиентами, вступившей в силу с ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрено, что в обязанность менеджера отдела входит выполнение ежедневных/еженедельных/ежемесячных планов, установленных распоряжением по компании (таких как: план по продаже дополнительной продукции; оборудования; по выручке от корпоративных клиентов; по увеличению количества корпоративных клиентов компании, приобретающих дополнительную продукцию; увеличению количества продукции, поставляемой корпоративному клиенту в одну доставку; по привлечению новых корпоративных клиентов компании через деловые отношения и по рекомендации корпоративных клиентов, по количеству визитов, в том числе активных визитов, по показателям просроченной дебиторской задолженности по закрепленным клиентам и иные).

Менеджер отдела несет ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих обязанностей, предусмотренных действующим законодательством, трудовым договором, настоящей должностной инструкцией и т.д.(п.10 раздел 5)

Распоряжением ООО «Эден Спрингс» от ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ г. установлены плановые показатели и специальные задания менеджерам по работе с корпоративными клиентами отдела по работе с корпоративными клиентами, в том числе по количеству новых корпоративных клиентов не менее 8, по выручке от реализации продукции новым клиентам, закрепленным за менеджером, на сумму не менее <данные изъяты> по выручке от реализации продукции от существующих клиентов, открывших дополнительные адреса доставки, закрепленных за менеджером, не менее <данные изъяты> по количеству установок единиц оборудования -не менее 60, план по количеству активных визитов-не менее 4 активных визитов в неделю, план по количеству визитов - не менее 3 визитов в день.

С данным распоряжением истец ознакомлен, что подтверждается его личной подписью (<данные изъяты>

Как следует из представленных документов, истец в ДД.ММ.ГГГГ г. не привлек ни одного клиента, и вместо 60 единиц оборудования привлек только 16. Данные показатели являются значительно ниже плановых показателей, установленных вышеназванным распоряжением.

Распоряжением ООО «Эден Спрингс» от ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ г. установлены плановые показатели и специальные задания менеджерам по работе с корпоративными клиентами отдела по работе с корпоративными клиентами, в том числе по количеству новых корпоративных клиентов не менее 8, по выручке от реализации продукции новым клиентам, закрепленным за менеджером, на сумму не менее <данные изъяты>. по выручке от реализации продукции от существующих клиентов, открывших дополнительные адреса доставки, закрепленных за менеджером, не менее <данные изъяты> по количеству установок единиц оборудования -не менее 39, план по количеству активных визитов-не менее 4 активных визитов в неделю, план по количеству визитов - не менее 3 визитов в день.

С данным распоряжением истец ознакомлен, что подтверждается его личной подписью (л.д.98-100).

Из материалов дела следует, что истец в ДД.ММ.ГГГГ. вместо 8, привлек 2-х клиентов, и вместо 60 единиц оборудования привлек 26. Данные показатели так же являются значительно ниже плановых показателей, установленных вышеназванным распоряжением.

По требованию работодателя истец предоставил ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ объяснительные записки по указанным фактам, в которых указал, что план им не выполнен в связи с тем, что у него забрали крупных корпоративных клиентов, в связи с чем, он потерял часть зарплаты. Считает, что на него оказывается психологическое давление по принуждению к увольнению.

Согласно представленной справки о количестве привлеченных новых клиентов менеджерами по работе с корпоративными клиентами, <данные изъяты>

Судом установлено, что истец привлечен к дисциплинарной ответственности законно и обоснованно ввиду несоблюдения им должностных обязанностей, предусмотренных п.17 Должностной инструкции менеджера по работе с корпоративными клиентами. Факт нарушения истцом должностной инструкции нашел свое подтверждение в судебном заседании.

Доводы истца о том, что работодатель оказывает психологическое давление по принуждению его к увольнению и чинит препятствия в осуществлении должностных обязанностей, поскольку забрал часть клиентской базы, искусственно уменьшает заработную плату, устанавливают определенные обязанности только для него, не нашли своего подтверждения.

Из представленных суду документов следует, что в отделе по работе с корпоративными клиентами практикуется перераспределение клиентской базы в связи с принятием на работу новых сотрудников. Так в <данные изъяты> г. новому сотруднику были переданы клиенты в количестве 15 от ФИО1, в количестве 20 от ФИО9, в количестве 16 от ФИО10, в количестве 16 от ФИО11, в количестве по 12 от ФИО12 и ФИО13, в количестве 8 от ФИО14 Кроме указанного у истца крупный корпоративный клиент авиакомпания «Трансаэро» выбыл из клиентской базы, в связи с его ликвидацией, а не в результате перераспределения. Таким образом, судом установлено, что истец находится в равных условиях с другими сотрудниками отдела, которые несмотря на перераспределение базы, установленные планы выполнили.

Утверждение истца о том, что непосредственный его руководитель требует только от него выполнения определенных обязанностей, так же не нашло своего подтверждения. Так письмо начальника отдела по работе с корпоративными клиентами, об установлении графика работы отдела, на которое ссылался истец, было направлено всем сотрудникам к исполнению. В письметак же указано, что все, что не по графику, согласовывается лично с ней.

Судом установлено, что работодателем при наложении взыскания учитывалась тяжесть совершенного истцом проступка, обстоятельства, при которых он был совершен, предшествующее поведение истца, его продолжительная работа на предприятии, отношение к труду.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что примененные к истцу дисциплинарные взыскания в виде замечания, являются соразмерными к совершенному им проступку.

Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Истцом не представлено доказательств, подтверждающих его доводы о незаконном привлечении к дисциплинарной ответственности.

Требования истца о взыскании с ответчика в его пользу заработную плату за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>., удовлетворению не подлежат. В судебном заседании истец не смог обосновать и представить расчет. Фактически истец просит взыскать денежные средства, которые он мог бы получить в случае выполнения плана.

Согласно изменениям к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ истцу установлена заработная плата в размере ежемесячного оклада <данные изъяты>.

Из положения о премировании менеджера по работе скорпоративными клиентами отдела по работе с корпоративными клиентами, утвержденного приказом Генерального директора от ДД.ММ.ГГГГ, вступившего в силу с ДД.ММ.ГГГГ следует, что менеджер по работе с корпоративными клиентами имеет право получать ежемесячную премию в процентном отношении, установленном данным положением, за выполнение трудовой функции по каждому основанию: оплата за продажу продукции, дополнительных услуг, сдачу в аренду оборудования, новым клиентам и клиентам работника на дополнительный адрес доставки, осуществленную менеджером лично. С данным положением истец ознакомлен лично ДД.ММ.ГГГГ.

Из расчетных листков ФИО1 следует, что в период с октября 2015 г. по январь 2016 г. ему была начислена заработная плата из расчета его должностного оклада за отработанное время и премии <данные изъяты> За данный период ответчиком представлены документы по объему выполненной истцом работы, за которую была начислена заработная плата.

Судом установлено, что заработная плата истцу за указанный период выплачена в полном объеме, задолженности не имеется.

Учитывая, что в судебном заседании в действиях ответчика нарушений требований законодательства не установлено, исковые требования ФИО1, в том числе о компенсации морального вреда, суд находит необоснованными, и не подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст.100 ГПК РФ, ввиду отказа истцу в удовлетворении исковых требований, оснований для взыскания с ответчика в пользу истца расходов на представителя в размере <данные изъяты> не имеется.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к ООО «Эден Спрингс» об отмене дисциплинарных взысканий, о нечинении препятствий в исполнении должностных обязанностей, взыскании заработной платы, компенсации морального вреда, представительских расходов, отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца через Домодедовский городской суд.

Председательствующий И.А.Голошумова