ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1928/18 от 20.06.2018 Ново-савиновского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

Подлинник Дело № 2-1928/18

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Ново-Савиновский районный суд г.Казани в составе

председательствующего судьи Курбановой Р.Б.,

при секретаре Шептур А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к отделу социальной защиты МСЗ РТ в Авиастроительном и Ново-Савиновском районе г. Казани и Министерству труда, занятости и социальной защиты о признании незаконным отказа в предоставлении государственной социальной помощи в виде пособия как малоимущей семье, выплате социальной стипендии, пособия на ребенка, возложении обязанности назначения государственной помощи в виде социального пособия как малоимущей семье, отмене решения о необходимости возврата перечисленной суммы в качестве государственной материальной помощи, возложении обязанности отзыва заявления об отзыве справки и назначении социальной стипендии и перечислении ранее возвращенной стипендии, назначении ежемесячного пособия на троих детей, назначении всех льгот, субсидии и компенсаций, предусмотренных действующим законодательством для малообеспеченных семей,

у с т а н о в и л:

Истица обратилась в суд с иском к отделу социальной защиты МСЗ РТ в Авиастроительном и Ново-Савиновском районе г. Казани и Министерству труда, занятости и социальной защиты о признании незаконным отказа в предоставлении государственной социальной помощи в виде пособия как малоимущей семье, выплате социальной стипендии, пособия на ребенка, возложении обязанности назначения государственной помощи в виде социального пособия как малоимущей семье, отмене решения о необходимости возврата перечисленной суммы в качестве государственной материальной помощи, возложении обязанности отзыва заявления об отзыве справки и назначении социальной стипендии и перечислении ранее возвращенной стипендии, назначении ежемесячного пособия на троих детей, назначении всех льгот, субсидии и компенсаций, предусмотренных действующим законодательством для малообеспеченных семей.

В обосновании своих требований истица указала, что в сентябре 2017г. обратилась к ответчику за получением справки для предоставления ее дочерью Ш. в Казанский (Приволжский) Федеральный Университет для назначения выплаты социальной стипендии. При этом ею была представлена справка 2-НДФЛ, в которой указаны суммы, выплаченные истице в качестве оплаты труда.

Обратившись в октябре 2017г. за предоставлением субсидий, льгот как малообеспеченной семье, одним из предоставленных ею документов являлась справка о доходах физического лица, выданная работодателем в сентября 2017г., в которой за сентябрь месяца была указана сумма в размере 35600 рублей, которая является суммой возмещения работодателем расходов на содержание детей в санитарно-оздоровительном центре «Мать и дитя».

При этом, как указывает истица, ответчиком в ее адрес было направлено письмо, в котором содержалось требование о возврате полученной ею суммы материальной помощи в размере 1000 рублей, а также сообщалось о направлении письма в Казанский (Приволжский) Федеральный Университет об отзыве справки о назначении государственной помощи, поскольку как расценил ответчик, истицей были предоставлены недостоверные сведения о доходах.

Истица считает, что ответчиком нарушены права на своевременное получение мер социальной поддержки как к малообеспеченная семья, поскольку, как полагает истица, для расчета размера выплат социального характера не учитываются оплата стоимости отдыха детей, а потому сумма в размере 35600 рублей, полученная ею по месту работы как возмещение работодателем расходов на содержание детей в санитарно-оздоровительном центре «Мать и дитя» не должна входит в расчет полученных доходов семьи истицы за период июнь-август 2017г. А потому, как полагает истица, среднедушевой доход ее семьи на расчетный период составил сумму в размере 8623 руб. 75 коп., что ниже прожиточного уровня в Республике Татарстан за 2 квартал 2017г., следовательно, ее семья является малообеспеченной и ей должна быть оказана государственная социальная помощь. В связи с чем, полагает, что требование ответчика о возврате выплаченной ее семье суммы в размере 1000 рублей в виде государственной материальной помощи, а также отзыве справки о выплате социальной стипендии ее дочери является необоснованным и неправомерным.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, истица просит признать незаконным отказ в предоставлении государственной социальной помощи в виде пособия как малоимущей семье, выплате социальной стипендии, пособия на ребенка, возложении обязанности назначения государственной помощи в виде социального пособия как малоимущей семье, отменить решение о необходимости возврата перечисленной суммы в качестве государственной материальной помощи, возложить обязанность отзыва заявления об отзыве справки и назначении социальной стипендии и перечислении ранее возвращенной стипендии, обязать назначить ежемесячное пособие на троих детей, обязать назначить все льготы, субсидии и компенсации, предусмотренные действующим законодательством для малообеспеченных семей.

Истица в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.

Определением суда в качестве соответчика по делу было привлечено Министерство труда, занятости и социальной защиты РТ.

Представитель ответчиков с иском не согласен.

Выслушав истицу, представителя ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Порядок определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина устанавливается субъектом Российской Федерации с учетом величин прожиточных минимумов, установленных для соответствующих социально-демографических групп населения.

Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, в Республике Татарстан реализуется в рамках постановления Кабинета Министров РТ от 02 сентября 2014г. №635 «Об оказании государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта в Республике Татарстан».

Согласно Положению о порядке оказания государственной социальной помощи, утвержденному вышеуказанным постановлением Кабинета Министров РТ, государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, оказываемая малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, установленного в Республике Татарстан дл соответствующих социально-демографических групп населения.

В судебном заседании установлено, что истица является получателем государственной социальной помощи как малообеспеченная семья.

Из пояснений истицы в судебном заседании следует, что она в сентябре 2017г. обратилась к ответчику за получением справки для предоставления ее дочерью Ш. в Казанский (Приволжский) Федеральный Университет для назначения выплаты социальной стипендии, при этом ею была представлена справка 2-НДФЛ, в которой указаны суммы, выплаченные истице в качестве оплаты труда. Обратившись в октябре 2017г. за предоставлением субсидий, льгот как малообеспеченной семье, одним из предоставленных ею документов являлась справка о доходах физического лица за десять месяцев, выданная работодателем в сентябре 2017г., в которой за сентябрь месяца была указана сумма возмещения работодателем расходов на содержание детей в санитарно-оздоровительном центре «Мать и дитя» (35600). При этом, ответчиком в ее адрес было направлено письмо, в котором содержалось требование о возврате полученной ею суммы материальной помощи в размере 1000 рублей, а также сообщалось о направлении письма в Казанский (Приволжский) Федеральный Университет об отзыве справки о назначении государственной помощи, поскольку как расценил ответчик, ею были предоставлены недостоверные сведения о доходах. Истица считает, что ответчиком нарушены права на своевременное получение мер социальной поддержки как к малообеспеченная семья, поскольку, как полагает истица, для расчета размера выплат социального характера не учитываются оплата стоимости отдыха детей, а потому сумма в размере 35600 рублей, полученная ею по месту работы как возмещение работодателем расходов на содержание детей в санитарно-оздоровительном центре «Мать и дитя» не должна входит в расчет полученных доходов семьи истицы за период июнь-август 2017г. А потому, как полагает истица, среднедушевой доход ее семьи на расчетный период составил сумму в размере 8623 руб. 75 коп., что ниже прожиточного уровня в Республике Татарстан за 2 квартал 2017г., следовательно, ее семья является малообеспеченной и ей должна быть оказана государственная социальная помощь. В связи с чем, полагает, что требование ответчика о возврате выплаченной ее семье суммы в размере 1000 рублей в виде государственной материальной помощи, а также отзыве справки о выплате социальной стипендии ее дочери является необоснованным и неправомерным.

Доводы истицы о нарушении ее прав, связанных с получением выплат социального характера не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.

Вместе с тем, из пояснений представителя ответчиков следует, что при расчете среднедушевого дохода семьи были учтены полученные семьей истицы субсидии-льготы на оплату жилищно-коммунальных услуг, ежемесячное пособие на детей, компенсация и дополнительная компенсация за содержание ребенка в ДДУ (за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления) в размере 11090,78 руб. Кроме того, в состав семьи истицы были учтены ее несовершеннолетние дети. При этом, как указывает представитель ответчиков, после произведенного расчета (на сентябрь 2017г.) среднедушевой доход семьи истицы составил 8623,78 рублей, при величине прожиточного минимума семьи истицы в размере 8816 рублей, определенной в соответствии с п.1.2 Положения, утвержденного КМ РТ №635.

Также из пояснений представителя ответчиков следует, что 13 октября 2017г. истица обратилась в отделение Республиканского центра материальной помощи в Ново-Савиновском районе г. Казани с заявлением о назначении ежемесячного пособия на ребенка в возврате до 16 лет, представив справку о доходах за июнь 2017г. – 46564,29 руб., за июль 2017г. – 20241,10 руб. и за августа 2017г. – 71806,08 руб. При этом, при формировании дела на назначение ежемесячного пособия истице на детей и введении в базу данных доходов истицы, в деле на государственную социальную помощь было произведено обновление доходов, в результате чего среднедушевой доход семьи истицы составил 10603,54 руб., что превышает величину прожиточного минимума, установленного в Республике Татарстан для соответствующих социально-демографических групп населения на дату обращения истицы. В связи с чем, отделом было принято решение о необходимости возврата ранее перечисленной суммы и отзыва справки о получении государственной социальной помощи из КФ (П)У. При рассмотрении представленных истицей документов на назначение ежемесячного пособия на детей среднедушевой доход семьи истицы составил 9203,49 руб. при величине прожиточного уровня в РТ за П квартал 2017г. в расчете на душу населения в размере 8568 руб., соответственно оснований для назначения ежемесячного пособия на детей не имелось.

Указанные представителем ответчика обстоятельства нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.

Согласно статье 4 Федерального закона от 5 апреля 2003 года N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производится исходя из суммы доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании государственной социальной помощи.

Статьей 5 указанного Федерального закона установлено, что при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина учитывается сумма доходов каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, полученных как в денежной, так и в натуральной форме.

В соответствии с подпунктом "ж" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 года N 512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи" при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме, в том числе денежные эквиваленты полученных членами семьи льгот и социальных гарантий, установленных органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями.

Учитывая вышеизложенные положения Федерального закона и нормативного акта, суд приходит к выводу о том, что доход истицы, полученный ею в виде возмещения работодателем расходов на содержание детей в санитарно-оздоровительном центре «Мать и дитя» должен учитываться при расчете среднедушевого дохода семьи истицы, в связи с чем, оспариваемые действия ответчиков являются правомерными.

Доводы истицы о том, что полученный ею доход в виде возмещения работодателем расходов на содержание детей в санитарно-оздоровительном центре «Мать и дитя» не должен входить в расчет полученных доходов семьи истицы за период июнь-август 2017г., суд находит не состоятельными, поскольку данные доводы основаны на неверном толковании норм законодательства, регулирующего перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи.

Кроме того, как установлено судом, семья истицы состоит на учете как «многодетная семья» и в соответствии с Законом РЕ «Об адресной социальной поддержке населения в РТ» получает меры социальной поддержки.

Для признания незаконными действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, необходимо одновременное наличие двух условий: во-первых, несоответствие действий (бездействия) закону или иному нормативному акту, во- вторых, нарушение прав и законных интересов истца.

Истицей не представлено доказательств нарушений ее прав со стороны ответчиков в вопросе оказания истице и ее семье государственной социальной помощи.

Исходя из оценки изложенных обстоятельств в их совокупности и взаимосвязи, учитывая установленное судом соответствие оспариваемых действий ответчиков закону, суд не находит правовых оснований для удовлетворения исковых требований о признании незаконным отказа в предоставлении государственной социальной помощи в виде пособия как малоимущей семье.

Поскольку исковые требования о выплате социальной стипендии, пособия на ребенка, возложении обязанности назначения государственной помощи в виде социального пособия как малоимущей семье, отмене решения о необходимости возврата перечисленной суммы в качестве государственной материальной помощи, возложения обязанности отзыва заявления об отзыве справки и назначении социальной стипендии и перечислении ранее возвращенной стипендии, возложении обязанности назначения ежемесячного пособия на троих детей являются производными от требований о признании незаконным отказа в предоставлении государственной социальной помощи в виде пособия как малоимущей семье, соответственно, в удовлетворении данных требований также надлежит отказать.

Также надлежит отказать и в удовлетворении заявленных истицей требований о назначении всех льгот, субсидии и компенсаций, предусмотренных действующим законодательством для малообеспеченных семей, поскольку судом установлено отсутствие нарушение прав истицы со стороны ответчика относительно заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 56, 194 ГПК РФ, суд

Р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к отделу социальной защиты МСЗ РТ в Авиастроительном и Ново-Савиновском районе г. Казани и Министерству труда, занятости и социальной защиты о признании незаконным отказа в предоставлении государственной социальной помощи в виде пособия как малоимущей семье, выплате социальной стипендии, пособия на ребенка, возложении обязанности назначения государственной помощи в виде социального пособия как малоимущей семье, отмене решения о необходимости возврата перечисленной суммы в качестве государственной материальной помощи, возложении обязанности отзыва заявления об отзыве справки и назначении социальной стипендии и перечислении ранее возвращенной стипендии, назначении ежемесячного пособия на троих детей, назначении всех льгот, субсидии и компенсаций, предусмотренных действующим законодательством для малообеспеченных семей, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РТ через Ново-Савиновский районный суд г.Казани в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Курбанова Р.Б.