Дело № 2 – 1928/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 июня 2017 года г.Пермь
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Будиловой О.В.,
при секретаре Орабинской Е.К.,
с участием истца ФИО1,
представителя истцов – адвоката Меновщиковой Л.Н, действующей на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя ответчика ФИО2, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО3, действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО4, ФИО5, ФИО6, к управлению жилищных отношений администрации города Перми о признании незаконным распоряжения начальника управлению жилищных отношений администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ№, о признании за молодой семьей В-вых в составе пяти человек права на получение социальной выплаты подпрограммы 1 "Государственная социальная поддержка семей и детей" государственной программы "Семья и дети Пермского края", в том числе в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы,
у с т а н о в и л:
Истцы обратились в суд с иском к управлению жилищных отношений администрации города Перми о признании незаконным распоряжения начальника управлению жилищных отношений администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ№ об отмене распоряжения начальника Управлению жилищных отношений от ДД.ММ.ГГГГ№ «О признании молодой семьи ФИО1 нуждающейся в улучшении жилищных условий», об отмене распоряжения начальника Управлению жилищных отношений от ДД.ММ.ГГГГ№ «О включении молодой семьи ФИО1 в список участниц подпрограммы 1 "Государственная социальная поддержка семей и детей" государственной программы "Семья и дети Пермского края", об исключении молодой семьи в составе пяти человек: ФИО1, ФИО3, несовершеннолетних детей ФИО4, ФИО5, ФИО6, из списка молодых семей, состоящих на учете для участия в подпрограмме 1 "Государственная социальная поддержка семей и детей" государственной программы "Семья и дети Пермского края", в том числе в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы; о признании за молодой семьей В-вых в составе пяти человек права на получение социальной выплаты подпрограммы 1 "Государственная социальная поддержка семей и детей" государственной программы "Семья и дети Пермского края", в том числе в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы (л.д.4-11).
В обоснование заявленных требований истцы указали, что ДД.ММ.ГГГГ приобрели квартиру по адресу: <Адрес> с использованием кредитных средств. После рождения в семье третьего ребенка ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ г.р., сдали пакет документов для признания молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий и включения в состав участниц подпрограммы 1 "Государственная социальная поддержка семей и детей" государственной программы "Семья и дети <Адрес>", в том числе в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, семья была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и ДД.ММ.ГГГГ. включена в программу. ДД.ММ.ГГГГ. начальником УЖО администрации <Адрес> было издано распоряжение № «Об отмене распоряжений начальника управления жилищных отношений от ДД.ММ.ГГГГ., от ДД.ММ.ГГГГ. и исключении молодой семьи ФИО1 из списка участников подпрограммы». Причиной исключения послужил факт прекращения ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ. права собственности в отношении <данные изъяты> доли жилого помещения по адресу: <Адрес>, данные действия были расценены как умышленное ухудшение жилищных условий, с чем истцы не согласны, поскольку при постановке в очередь ДД.ММ.ГГГГ. ипотечный кредит по квартире еще не был погашен, следовательно, при расчете нуждаемости площадь данной квартиры не учитывается, так как она была приобретена до ДД.ММ.ГГГГ, после отчуждения ФИО7 указанной <данные изъяты> доли в праве собственности нуждаемость осталась, действия ФИО3 не попадают под действие ст.53 Жилищного кодекса РФ. С момента погашения кредита – ДД.ММ.ГГГГ., с учетом рождения третьего ребенка, расчет нуждаемости семьи производится как <данные изъяты>5=<данные изъяты> кв.м, т.е. семья остается нуждающейся в улучшении жилищных условий, соответствует всем требованиям программы и имеет право на получение социальной выплаты.
В судебном заседании истец ФИО1 уточнила обоснование заявленных требований в соответствии с представленными письменными пояснениями по иску, согласно которым, когда семья ДД.ММ.ГГГГ была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, третий ребенок уже родился, но ипотечный кредит по квартире еще не был погашен. Получается, что после рождения третьего ребенка направить выплату на погашение ипотеки стало невозможно, поэтому площадь квартиры по адресу: <Адрес>, следует учитывать при определении нуждаемости, которая устанавливалась сотрудниками УЖО не на момент получения кредита и приобретения квартиры, а на момент обращения с заявлением в администрацию г.Перми в 2014 году. При этом как до отчуждения ФИО3 доли в праве собственности, так и после, нуждаемости в улучшении жилищных условий не было, следовательно, действия ФИО3 не попадают под действие ст.53 Жилищного кодекса РФ. Нуждаемость в улучшении жилищных условий у семьи появилась после рождения третьего ребенка (л.д.182-184).
Представитель истцов в судебном заседании поддержала доводы искового заявления с учетом представленных уточнений.
Истец ФИО3 в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д.181).
Представитель ответчика в судебном заседании выразила несогласие с исковыми требованиями по доводам и основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск, в соответствии с которыми распоряжением начальника управления жилищных отношений администрации г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ. № распоряжение начальника управления жилищных отношений администрации г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ. № «О признании молодой семьи ФИО1 нуждающейся в улучшении жилищных условий» и распоряжение управления жилищных отношений администрации г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ. № «О включении молодой семьи ФИО1 в список участниц подпрограммы 1 "Государственная социальная поддержка семей и детей" государственной программы "Семья и дети Пермского края" были отменены в связи с выявлением неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о признании молодой семьи ФИО1 нуждающейся в улучшении жилищных условий для участи в Подпрограмме и в связи с несоответствием требованиям пп. «б» п.6 Правил предоставления молодым семьям выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования. Молодая семья ФИО1 была исключена из списка молодых семей, состоящих на учете для участи в Подпрограмме, на основании пп.«а» п.22 Правил Подпрограммы. В соответствии с представленными ДД.ММ.ГГГГ. документами оснований для признания молодой семьи ФИО1 нуждающейся в улучшении жилищных условий не имелось, поскольку в общей совместной собственности супругов находилась квартира по адресу: <Адрес> площадью <данные изъяты> кв.м, где вся семья была зарегистрирована. Кроме того, ФИО3 принадлежало на праве общей долевой собственности (<данные изъяты> доли в праве) жилое помещение общей площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <Адрес>, в отношении которого ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 были совершены действия по прекращению права собственности (договор купли-продажи). С учетом открепленной <данные изъяты> доли вправе собственности обеспеченность общей площадью на каждого члена молодой семьи ФИО1 составляла <данные изъяты> кв.м (<данные изъяты>+<данные изъяты>):5), что было больше учетной нормы по г.Перми (л.д.48-51).
Представитель третьего лица – Министерства социального развития Пермского края в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д.179).
Заслушав объяснения истца ФИО1, представителя истцов, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования ФИО9 удовлетворению не подлежат на основании следующего.
Постановлением Правительства РФ № 1050 от 17.12.2010 г. утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы", которая в целях формирования рынка доступного жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, предусматривает в своем составе подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей".
Одним из принципов реализации подпрограммы является признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Приложением N 3 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее Правила).
В соответствии с п. 6 Правил участницей подпрограммы может быть молодая семья, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет; б) семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с п. 7 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Согласно п. 7 Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены ст. 51 Жилищного кодекса РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
На уровне субъекта РФ Пермского края принято постановление Правительства Пермского края от 03.10.2013 N 1322-п "Об утверждении государственной программы "Семья и дети Пермского края". В соответствии с указанным постановлением принято постановление Правительства Пермского края от 01.04.2014 N 215-п "О реализации мероприятий подпрограммы 1 "Государственная социальная поддержка семей и детей" государственной программы "Семья и дети Пермского края", утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 3 октября 2013 г. N 1322-п, которым утвержден Порядок реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей подпрограммы 1 "Государственная социальная поддержка семей и детей" государственной программы "Семья и дети Пермского края" (п.1.1); Порядок признания нуждающимися в улучшении жилищных условий молодых семей, желающих принять участие в реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей подпрограммы 1 "Государственная социальная поддержка семей и детей" государственной программы "Семья и дети Пермского края", утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 3 октября 2013 г. N 1322-п (п.1.6).
Согласно п.2 Порядка признания нуждающимися в улучшении жилищных условий в целях реализации мероприятий подпрограммы нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются молодые семьи, где: члены молодой семьи не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения (п.2.1); члены молодой семьи являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена молодой семьи менее учетной нормы, установленной нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (п.2.2).
При наличии у членов семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения членов молодой семьи осуществляется исходя из суммарной общей площади всех пригодных для проживания указанных жилых помещений (п.4 Порядка признания нуждающимися в улучшении жилищных условий).
На основании п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии с п.1 Решения Пермской городской Думы от 30.05.2006 N 103 "Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма" учетная норма площади жилого помещения утверждена в размере 12 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
Судом установлено и участвующими в деле лицами не оспаривается, что ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 обратилась в управление жилищных отношений г.Перми с заявлением о признании молодой семьи в составе пяти человек (в том числе муж и трое детей) нуждающейся в улучшении жилищных условий (л.д.106-107).
В соответствии с распоряжением начальника управления жилищных отношений администрации г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ. № молодая семья ФИО1 с составом семьи пять человек была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании ст.51 Жилищного кодекса РФ, Постановления Правительства РФ № 1050 от 17.12.2010 г. «О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011-2015 годы", постановления Правительства Пермского края от 01.04.2014 N 215-п, Постановления Правительства Пермского края от 3 октября 2013 г. N 1322-п и представленного пакета документов (л.д.102).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в управление жилищных отношений г.Перми с заявлением о включении ее молодой семьи в составе пяти человек (в том числе супруг ФИО3 и трое несовершеннолетних детей) в состав участниц подпрограммы 1 "Государственная социальная поддержка семей и детей" государственной программы "Семья и дети Пермского края", в том числе в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы (л.д.78-79).
В соответствии с распоряжением начальника управления жилищных отношений администрации г.Перми от 03.04.2015г. № 680 «О включении молодой семьи ФИО1 в список участниц подпрограммы 1 "Государственная социальная поддержка семей и детей" государственной программы "Семья и дети Пермского края", в том числе в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы (л.д.74).
Распоряжением начальника управления жилищных отношений администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об отмене распоряжений начальника управления жилищных отношений от ДД.ММ.ГГГГ., от ДД.ММ.ГГГГ. и исключении молодой семьи ФИО1 из списка участников подпрограммы» отменено распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ. № «О признании молодой семьи ФИО1 нуждающейся в улучшении жилищных условий» согласно пп.6 п.1 ст.56 Жилищного кодекса РФ в связи с выявлением неправомерных действий должностного лица органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий. Отменено распоряжение начальника управления жилищных отношений администрации г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ. № в связи с несоответствием требованиям пп. «б» п.6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат, молодая семья ФИО1 исключена их списка молодых семей, состоящих на учете для участия в подпрограмме (л.д.54).
Также судом установлено, что на дату признания семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий истцам на основании договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ на праве общей совместной собственности принадлежало жилое помещение общей площадью <данные изъяты> кв.м по адресу: <Адрес> (л.д.39, 40, 151-158), в котором все члены молодой семьи проживали и были зарегистрированы по месту жительства (л.д.125).
ФИО3 на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ осуществил продажу принадлежавшей ему <данные изъяты> доли в праве собственности в отношении жилого помещения общей площадью <данные изъяты> кв.м по адресу: <Адрес> (л.д.139-140), право собственности прекращено ДД.ММ.ГГГГ (л.д.39).
В соответствии с ч. 2 ст. 51 Жилищного кодекса РФ при наличии у гражданина и (или) членов его" семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется, исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Оценив представленные по делу доказательства в совокупности с вышеприведенными правовыми нормами суд квалифицирует отчуждение ФИО3 доли в жилом помещении по адресу: <Адрес> как намеренное ухудшение жилищных условий, поскольку с момента отчуждения и до вынесения решения о признании молодой семьи ФИО1 нуждающейся в улучшении жилищных условий, также как и оспариваемого распоряжения, не прошло более пяти лет; при условии сохранения права собственности на долю в праве собственности в жилом помещении семья не относилась бы к числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, так как на каждого члена семьи приходилось более установленной учетной нормы на территории г.Перми - <данные изъяты> кв. м ((<данные изъяты> кв. м + <данные изъяты> кв. м): 5 человек = <данные изъяты> кв. м).
Таким образом, для признания семьи истцов нуждающейся в улучшении жилищных условий как одного из принципов реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы", государственной программы "Семья и дети Пермского края" законных оснований не было, что и нашло свое отражении в распоряжении ответчика от 11.07.2016 г. № 1437.
Доводы стороны истца о том, что нуждаемость семьи в улучшении жилищных условий связана не с отчуждением ФИО3 доли в праве собственности на жилое помещение, а с рождением третьего ребенка ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ, суд находит несостоятельными, поскольку, как установлено судом, с соответствующим заявлением истцы обратились ДД.ММ.ГГГГ., то есть после рождения ФИО6, нуждающимися в улучшении жилищных условий молодая семья признана на дату обращения с таким заявлением и в составе всех членов семьи на указанную дату.
Доводы истца о том, что продажа доли ФИО3 была осуществлена вынуждено в связи с ранее состоявшейся передачей истцам родителями ФИО3 денежных средств в сумме <данные изъяты> рублей для первоначального взноса на покупку квартиры по адресу: <Адрес>, и устной договоренностью о том, что затем ФИО3 по первому требованию родителей продаст свою долю сестре (ФИО8), не соответствует имеющимся в деле письменным доказательствам, а именно договору купли-продажи доли в квартире от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.139-140), которым каких-либо особых условий для продавца ФИО3 не установлено. Кроме того, достоверных доказательств как факта передачи денежных средств, так и определения правоотношений между истцами и родителями ФИО3 в связи с передачей данных денежных средств, иных доказательств вынужденного характера таких действий истцами в соответствии с требованиями ст.56 ГПК РФ не представлено.
В силу пп.6 ч.1 ст.56 Жилищного кодекса РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Поскольку при рассмотрении настоящего спора судом установлено, что семья ФИО1 по результатам рассмотрения заявления от ДД.ММ.ГГГГ не могла быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, принятие решения от ДД.ММ.ГГГГ о признании молодой семьи ФИО1 связано с неправомерными действиями должностных лиц управления жилищных отношений администрации города Перми, неправомерно осуществившими расчет площади жилого помещения, что установлено в судебном заседании из объяснений представителя ответчика, постольку решение ответчика об отмене распоряжения начальника управления жилищных отношений администрации г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ. № является законным и обоснованным, соответственно, при несоответствии молодой семьи условиям пп. «б» п.6 Правил, молодая семья ФИО1 была правомерно исключена из списка молодых семей, состоящих на учете для участия в подпрограмме 1 "Государственная социальная поддержка семей и детей" государственной программы "Семья и дети Пермского края", в том числе в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы как не соответствующая указанным в ней требованиям.
В связи с отказом в удовлетворении исковых требований о признании незаконным распоряжения начальника Управлению жилищных отношений администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ№ не подлежат удовлетворению производные от указанных требования истцов о признании за молодой семьей В-вых права на получение социальной выплаты в подпрограмме 1 "Государственная социальная поддержка семей и детей" государственной программы "Семья и дети Пермского края", в том числе в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований ФИО1, ФИО3, действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО4, ФИО5, ФИО6, к Управлению жилищных отношений администрации города Перми о признании незаконным распоряжения начальника Управлению жилищных отношений администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ№ об отмене распоряжения начальника Управлению жилищных отношений от ДД.ММ.ГГГГ№ «О признании молодой семьи ФИО1 нуждающейся в улучшении жилищных условий», об отмене распоряжения начальника Управлению жилищных отношений от ДД.ММ.ГГГГ№ «О включении молодой семьи ФИО1 в список участниц подпрограммы 1 "Государственная социальная поддержка семей и детей" государственной программы "Семья и дети Пермского края", об исключении молодой семьи в составе пяти человек: ФИО1, ФИО3, несовершеннолетних детей ФИО4, ФИО5, ФИО6, из списка молодых семей, состоящих на учете для участия в подпрограмме 1 "Государственная социальная поддержка семей и детей" государственной программы "Семья и дети Пермского края", в том числе в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы; о признании за молодой семьей в составе пяти человек: ФИО1, ФИО3, несовершеннолетних детей ФИО4, ФИО5, ФИО6, права на получение социальной выплаты в подпрограмме 1 "Государственная социальная поддержка семей и детей" государственной программы "Семья и дети Пермского края", в том числе в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г.Перми в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий - подпись
<данные изъяты>
<данные изъяты>