Дело № 2-192 /14
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Поповой Т.А.,
при секретаре Перфильевой Г.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 25 декабря 2013 года гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению Министерства юстиции РФ по РК об обязании подписать совместное решение о сокращении срока стажировки
у с т а н о в и л :
ФИО1 обратилась в Сыктывкарский городской суд РК с иском к Управлению Министерства юстиции РФ по РК об обязании подписать совместное решение о сокращении срока стажировки; приостановить (отложить) заседание квалификационной комиссии по приему экзамена у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности.
В последующем истица требования уточнила (л.д. 149-151 т.1) и просила обязать ответчика подписать совместное решение о сокращении срока стажировки.
В обоснование требований ФИО1 указала, что в декабре 2012г. сдала экзамен на право прохождения стажировки у нотариуса; с ней заключен трудовой договор. После проведения проверки прохождения стажировки на заседании правления Нотариальной Палаты РК, проводимого с участием представителя Управления, 15 июня 2013г. было принято решение Нотариальной Палатой по РК о сокращении срока стажировки. 9.07.2013г. дано заключение по итогам стажировки, трудовой договор расторгнут. Однако руководитель Управления Министерства Юстиции РФ по РК отказывается подписать совместное решение территориального органа и нотариальной палаты о сокращении срока стажировки, что препятствует сдаче квалификационного экзамена для получения лицензии на право занятия нотариальной деятельностью.
В судебном заседании истица требования в части возложения обязанности на ответчика подписать совместное решение о сокращении срока стажировки поддержала.
Представители Управления Министерства Юстиции РФ по РК исковые требования не признали.
Представители Нотариальной Палаты РК поддержали позицию Управления Министерства Юстиции РФ по РК.
Заслушав доводы явившихся лиц, допросив свидетеля, исследовав письменные материалы и представленные сторонами доказательства и оценив их в совокупности, по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд находит требования истца не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Установлено, что в период с 6.09.2008г. по 29.10.2012г. истец замещала должность федерального государственного гражданского служащего специалиста-эксперта отдела по контролю и надзору в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния Управления Министерства юстиции РФ по РК.
Согласно должностному регламенту (л.д. 16 т.1) в ее обязанности входило осуществление контроля и надзора в сфере адвокатуры, нотариата; прием и рассмотрение документов, необходимых для выдачи лицензии на право нотариальной деятельности; в пределах установленной компетенции отдела осуществление деятельности, связанной с проведением конкурса на замещение вакантной должности нотариуса; экзамена для лиц, желающих пройти стажировку у нотариуса; экзамена для лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности; участие совместно с Нотариальной Палатой РК в организации прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса; в осуществлении контроля за прохождением стажировки и освоения программы стажировки; образования квалификационной комиссии по приему экзамена у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности; об изменении территории деятельности нотариуса, о количестве должностей нотариусов в нотариальном округе; участие в осуществлении совместного с Нотариальной Палатой РК контроля за исполнением нотариусами, занимающимися частной практикой, правил нотариального делопроизводства, в том числе проведения проверок нотариального делопроизводства и т.д.
Приказом № ... от ** ** **. прекращено действие служебного контракта от ** ** **. № ... по инициативе гражданского служащего на основании п. 3 ч. 1 ст. 33 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»; ФИО1 освобождена от замещаемой должности и уволена с федеральной государственной гражданской службы 29.10.2012г. (л.д. 171 т. 1).
20.12.2012г. ФИО1 приняла участие в экзамене для лиц, желающих пройти стажировку у нотариуса, по результатам которого признана сдавшей экзамен.
Совместным решением Управления и Нотариальной Палаты РК от ** ** **. № ... (л.д. 29 т.1) ФИО1 назначен руководитель стажировки.
9.01.2013г. Нотариальной Палатой РК с ФИО1 заключен трудовой договор. (л.д. 180 т. 1).
20 мая 2013г. в отношении ФИО1 проведена проверка соблюдения порядка прохождения стажировки Нотариальной палатой РК и Управлением (л.д. 33 т. 1).
15.06.2013г. протоколом заседания правления Нотариальной Палаты РК №... принято решение о сокращении ФИО1 срока прохождения стажировки до 8.07.2013г.
8.07.2013г между Нотариальной Палатой РК и ФИО1 заключено соглашение о расторжении трудового договора, согласно которому действие трудового договора прекращено 08 июля 2013г. по п. 1 ст. 77 ТК РФ (л.д. 200 т.1).
В соответствии со ст. 2 Основ законодательства РФ о нотариате на должность нотариуса в РФ назначается в порядке, установленном Основами, гражданин Российской Федерации, имеющий высшее юридическое образование, прошедший стажировку сроком не менее одного года у нотариуса, занимающегося частной практикой, сдавший квалификационный экзамен, имеющий лицензию на право нотариальной деятельности.
Согласно п. 2 Порядка прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса, лица, претендующие на должность нотариуса, должны пройти стажировку сроком не менее одного года в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой. Для лиц, имеющих стаж работы по юридической специальности не менее трех лет, срок стажировки может быть сокращен совместным решением территориального органа Министерства юстиции РФ в субъекте РФ и нотариальной палатой субъекта РФ. Продолжительность стажировки не может быть менее шести месяцев.
Согласно п. 12 Порядка по результатам прохождения стажировки руководитель стажировки составляет заключение об итогах стажировки и представляет его на утверждение в нотариальную палату. Нотариальная палата утверждает заключение об итогах стажировки в пятнадцатидневный срок со дня поступления заключения. При утверждении указанного заключения стажер считается прошедшим стажировку. Пункт 12 данного Порядка следует рассматривать во взаимосвязи с п. 2 Порядка – при условии прохождения стажировки сроком не менее одного года либо при сокращении срока стажировки при наличии совместного решения территориального органа Министерства юстиции России и Нотариальной палатой субъекта РФ, оформленного в установленном порядке.
Статьей 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеют право замещать должности в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статьей 12 Федерального закона от 25.12.2008г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установлены ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора.
Согласно ч. 1 указанной статьи гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора, (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликтов интересов.
Согласно ст. 17 ч. 3.1 Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ» гражданин, замещавший должность гражданской службы, включенную в перечень должностей, установленный нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после увольнения с гражданской службы не вправе без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу (оказывать данной организации услуги) на условиях гражданско-правового договора в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного управления данной организации входили в должностные (служебные) обязанности гражданского служащего. Согласие соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами РФ.
Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2010 N 925 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции" в пункте 1 установлено, что гражданин Российской Федерации, замещавший должность федеральной государственной службы, включенную в раздел I или раздел II перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 N 557, или должность федеральной государственной службы, включенную в перечень должностей федеральной государственной службы в федеральном государственном органе, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный руководителем федерального государственного органа в соответствии с разделом III перечня, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 N 557, в течение двух лет со дня увольнения с федеральной государственной службы:
а) имеет право замещать должности и выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции по государственному управлению этими организациями входили в должностные (служебные) обязанности федерального государственного служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, установленном Положением о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 01.07.2010 N 821;
б) обязан при заключении трудовых договоров и (или) гражданско-правовых договоров в случае, предусмотренном подпунктом "а" настоящего пункта, сообщать работодателю сведения о последнем месте федеральной государственной службы с соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной тайне.
Перечень должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержден Указом Президента РФ от 18.05.2009 N 557.
Указанный перечень включает в себя 3 раздела: должности федеральной государственной гражданской службы, должности военной службы и федеральной государственной службы иных видов, другие должности федеральной государственной службы, замещение которых связано с коррупционными рисками.
Кроме того, в пункте 2 Указа от 18.05.2009 N 557 Президентом РФ поручено руководителям федеральных государственных органов утвердить в соответствии с разделом III перечня должностей, утвержденного настоящим Указом, перечни конкретных должностей федеральной государственной службы в соответствующих федеральных государственных органах, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Во исполнение указанной нормы Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 24 августа 2009 г. N 262 утвержден Перечень должностей федеральной государственной гражданской службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие Минюста России обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Гражданин обязан получать согласие комиссии на замещение на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнение в данной организации работы при наличии двух факторов:
- включение должности государственной службы в соответствующий перечень должностей, предусмотренный пунктом 1 Указа Президента РФ от 21.07.2010г. № 925;
- осуществление отдельных функций государственного управления в отношении данной организации во время прохождения государственной службы.
В целях получения указанного согласия гражданин в порядке, установленном нормативным правовым актом соответствующего государственного органа, в письменной форме обращается в подразделение кадровой службы государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо к должностному лицу кадровой службы государственного органа, ответственному за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений.
Письменное обращение гражданина о даче согласия в соответствии с ч. 1.1 ст. 12 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» комиссия обязана рассмотреть в течение семи дней со дня поступления указанного обращения в порядке, установленном Указом Президента РФ от 01.06.2010г. № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» и о принятом решении направить гражданину письменное уведомление в течение одного рабочего дня и уведомить его устно в течение трех рабочих дней.
Должность истицы (старший специалист-эксперт 1 разряда отдела по контролю и надзору в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния Управления Министерства юстиции РФ по РК) отнесена к должности федеральной государственной службы, включенную в Перечень должностей федеральной государственной службы, требующей получение согласия комиссии на замещение должности (выполнение работы).
В день увольнения истица ознакомлена с ограничениями и запретами, регламентированными частями 3 и 3.1 ст. 17 Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ» (л.д. 172 т. 1).
Установлено, что с письменным обращением для получения согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликтов интересов истица не обращалась.
Протоколом Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих Управления Министерства юстиции РФ по РК и урегулированию конфликта интересов № 2 от 15.07.2013г. установлен факт нарушения ФИО1 требований ст. 64.1 ТК РФ, ч. 3.1 ст. 17 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», ч. 1 ст. 12 ФЗ «О противодействии коррупции» в части запрета замещать на условиях трудового договора должности в Нотариальной Палате РК без согласия комиссии.
Таким образом, поскольку истцом нарушены требования положений ст. 64.1 ТК РФ, ч. 3.1 ст. 17 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», ч. 1 ст. 12 ФЗ «О противодействии коррупции», не получено согласие комиссии, не выполнены ограничения, предусмотренные законом, Управлением Министерства юстиции РФ по РК правомерно не дано согласие на сокращение срока стажировки истицы.
При этом суд исходит также из того, что подписание совместного соглашения является правом, а не обязанностью сторон, правовой статус каждого из субъектов в реализации такого права равнозначен, какого-либо приоритета один перед другим не имеет, при этом у Управления имелись действительные основания для отказа в подписании такого соглашения.
Доводы истца о фактическом принятии 15.06.2013г. совместного решения Управления и Палаты о сокращении срока стажировки ввиду отсутствия возражений представителя Управления ... И.А. на заседании правления Нотариальной Палаты РК судом не могут быть приняты во внимание, поскольку представитель Управления правом решающего и совещательного голоса не обладала.
Также не состоятельны доводы истца о том, что в период государственной службы она не осуществляла функции по государственному управлению Нотариальной Палатой РК, с которой у нее был заключен трудовой договор, и соответственно на нее не может быть возложена обязанность по обращению в Комиссию.
Как следует из Методических рекомендаций обеспечения соблюдения федеральными государственными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным Законом от 25.12.2008г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, одобренных президиумом Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции (протокол от 25.09.2012г. № 34) к числу обязательных для исполнения решений (проектов решений) можно отнести осуществление государственного контроля и надзора в соответствующей сфере, в том числе в отношении заинтересованной организации. Из должностного регламента ФИО1 следует, что в период замещения государственной гражданской службы она осуществляла обязанности, предусматривающие контрольно-надзорные функции в сфере нотариата, кроме того, принимала непосредственное участие при образовании квалификационной комиссии по приему экзамена у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности; деятельности, связанной с проведением конкурса на замещение вакантной должности нотариуса, экзамена для лиц, желающих пройти стажировку у нотариуса, экзамена для лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности; участие совместно с Нотариальной Палатой РК в организации прохождения стажировки лицами, контроля за прохождением стажировки и освоения программы стажировки и т.д., что несомненно свидетельствует о ее взаимодействии как с нотариусами, так и с Нотариальной Палатой РК.
Кроме того, Нотариальная Палата РК является профессиональным объединением нотариусов, занимающихся частной практикой. При этом нотариусы обладают правом решающего голоса, а стажеры нотариуса правом совещательного голоса (ч. 1 ст. 26 Основ). Согласно п. 2.1.1 Устава Палата организует и координирует деятельность нотариусов по обеспечению и защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
Истица согласно трудовому договору была принята на работу на должность , занимающегося частной практикой и практически все обязанности исполняла непосредственно у нотариуса.
Таким образом, непосредственное участие государственного гражданского служащего, замещающего должность специалиста-эксперта отдела по контролю и надзору в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния в реализации Управлением полномочий с учетом их взаимосвязи с пунктом 10 должностного регламента служащего является его прямой обязанностью и подтверждает выполнение истцом в период нахождения в указанной должности функции государственного (административного) управления как в отношении Нотариальной палаты Республики Коми, так и в отношении нотариусов.
С учетом изложенного требования истца не основаны на законе, удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении требований ФИО1 к Управлению Министерства юстиции РФ по РК об обязании подписать совместное решение о сокращении срока стажировки отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд республики Коми через Сыктывкарский городской суд РК в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Т.А.Попова