дело №2-192/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 октября 2018 года с.Усть-Калманка
Усть-Калманский районный суд Алтайского края в составе
председательствующего судьи О.В.Григорьевой,
при секретаре судебного заседания Шинкаренко Т.И.,
с участием сторон: истцов ФИО1, ФИО2,
представителя ответчика ФИО3
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1, ФИО2, действующих в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей Е., Ф. к Администрации Усть-Калманского района о признании пострадавшими от чрезвычайной ситуации - наводнения и понуждении к включению (дополнительно) в списки пострадавших от наводнения для получения единовременной материальной помощи,
УСТАНОВИЛ:
Истцы Шмалько, действуя в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей, обратились в суд с иском к Администрации Усть-Калманского района Алтайского края о признании пострадавшими от чрезвычайной ситуации – наводнения, обязать Администрацию Усть-Калманского района включить их в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации для получения единовременной помощи. Исковые требования мотивируют тем, что они зарегистрированы и постоянно проживают по <адрес> в <адрес>. В марте 2017 года на территории района произошла чрезвычайная ситуация – наводнение (паводок), в результате которого пострадало принадлежащее им домовладение, а именно: в ночь с 30 на 31 марта подтопило земельный участок, двор, надворные постройки и дом. В доме вода заходила до пола, залило водой подполье, истцы остались без заготовленных в прок продуктов. В результате того, что вода подтопила дом, на досках появился «грибок», доски гниют, частично провалился пол. Члены межведомственной комиссии во двор, тем более в дом истцов, не заходили, каких-либо актов не составляли, фотографий не делали. То есть степень утраты имущества определена не была. Проживающими рядом с истцами соседями получена материальная помощь в размере 10000 на каждого члена семьи. Истцам отказано Администрацией Усть-Калманского района в письменном ответе о том, что их дом не включен в список домов, попавших в зону подтопления в марте-апреле 2018 года, в связи с чем они не включены в список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи по утере имущества первой необходимости.
В судебном заседании истцы ФИО1, ФИО2 настаивают на удовлетворении требований по доводам иска, суду пояснили, что 28 марта 2018 года вода пошла с реки Калманка, стала затоплять усадьбы, остановилась захватив край их ограды и пошла на спад. Затем вторая волна пошла с р.Чарыш, стало топить сильнее, в ночь с 29 на 30 марта они были вынуждены уехать из дома и три-четыре дня жили у родителей истицы, так как к дому подъехать было невозможно, добирались на лодке. Вода попала в подпол, затопила запасы овощей, были затоплены все надворные постройки, зерноотходы намокли и пришли в негодность. Когда паводковая вода спала, истцы еще некоторое время не могли использовать воду для питья и приготовления пищи, в доме стояла сырость. Через несколько дней, как паводковая вода ушла, члены межведомственной комиссии обследовали дома на <адрес>, где вода поднималась выше пола. К Шмалько члены комиссии не заходили, усадьбу и дом не осматривали.
Представитель ответчика Администрации Усть-Калманского района ФИО3 в судебном заседании возражает против удовлетворения иска, так как решение о не включении дома Шмалько в список домов, попавших в зону затопления, принято комиссионно, зона затопления фотографировалась с квадрокоптера, затем проводился обход домов, выяснялся размер ущерба в домах, где вода зашла выше пола, составлялись списки. Так как у Шмалько вода выше пола не поднялась, в список домов, попавших в зону затопления, их не включили.
Свидетель Л. суду пояснил, что работает в должности начальника отдела ГО и ЧС Администрации Усть-Калманского района Алтайского края. Достоверно знает, что наводнение на территории района началось 26 марта 2018 года, обследовали Михайловку, Огни. Было очень страшно, много воды. 27 марта вода пришла в Усть-Калманку, слияние рек Огневка и Ельцовка дало такой результат. Приехали спасатели, у них был специальный аппарат для съемки – квадрокоптер, с ними проводили обследование. Предварительно просили граждан, которые пострадали, чтобы они писали заявления, т.к. сроки всегда небольшие для этого даются. Снимки с квадрокоптера были сделаны 27 марта 2018 года, снимали один день. Позже, когда вода ушла ходила комиссия, определяли ущерб. Руководствовались Постановлением Правительства №110, так как вода в доме Шмалько до пола не дошла семья Шмалько не была включена в список, руководствовались устными консультациями. Согласно утвержденной карты (плана) практически вся <адрес> в <адрес> входит в зону затопления. Мы составляли списки граждан, которыми причинен ущерб имуществу первой необходимости. Истцы обращались в комиссию, им было предложено написать заявление и дан отказ, так как вода в дом не зашла выше пола.
Свидетель Н. суду пояснил, что является отцом истицы. 29 марта 2018 года дети позвонили в 3 часа ночи, сказали, что сейчас приедут, что их затапливает. Потом приехали на машине и сказали, что вода зашла во двор, все постройки затопило. Жили дня 4, пока лед не замерз. Он подъезжал к дому истцов в период паводка на лодке, на машине не проехать туда было. Вода стояла день-два, потом начала сходить. Их уже не первый раз так топит, не помнит уже, в каком году им выплачивали компенсацию.
Свидетель Г. суду пояснила, что является матерью истицы, 29 марта, ночью, дети позвонили и сказали, что их подтапливает, что они приедут с детьми. Приехали с вещами, домашними животными. Вода была во дворе, постройки затопило, в доме сырость ужасная была. Вся усадьба была затоплена, в прошлый раз не так сильно было, в этом году больше, даже курицы утонули, зерно все затопило.
Свидетель К. суду пояснила, что проживает по соседству с Шмалько, в ночь с 29 на 30 марта 2018 года вода начала подниматься. Она поднималась на горку и смотрела, все было в воде внизу, также и усадьба ФИО1. Её дом не затопило, он на горке. Также затоплены были дома у ФИО4 – <адрес>, ФИО5 – <адрес>, Шмалько - №, другие дома. Видела, как на лодках люди ездили, пожарные приезжали, людей эвакуировали. Вода стояла дня 3-4, потом стала спадать.
Свидетель Ш.С. суду пояснил, что достоверно знает, что усадьбу Шмалько подтапливало. Шмалько обращался к нему за помощью, просил помочь с зерноотходами. Отходы были затоплены, испорчены, пришлось их выгружать и выбрасывать. В усадьбе Шмалько на заборе были видны следы от воды, на доме.
Свидетель С.. суду пояснил, что живет рядом с истцами, у него весной вода вышла на пол, 37 см было. В ограде больше было. Видел, что у Шмалько в ограде тоже была вода. На дороге по пояс воды было. Ограда Шмалько затоплена была, сантиметров 30 забора видно было из воды, он туда не мог пройти. Затопление сильнее было, чем в 2014 году, гораздо. Вода держалась долго.
Свидетель В. суду пояснил, что работает председателем комитета по ЖКХ Администрации Усть-Калманского района. 4 дня во время паводка в марте 2018 года работал по с.Михайловка. Потом <адрес> смотрели с архитектором, примерно 2-3 апреля, когда вода уже сошла. У Шмалько вода в дом не заходила, все фотографировали. Заходили в усадьбу Шмалько, в дом не заходили. Список домов утвержден был, устанавливали ущерб. Есть инструкция, где говорится, что включать в список, когда вода в дом зашла. В 2018 году сильнее был паводок, чем в 2014 году, больше затопило. Зону затопления определяет МЧС, Л. заходил.
Свидетель З. суду пояснил, что работает в должности первого заместителя главы Администрации Усть-Калманского района, возглавлял межведомственную комиссию в период паводка. Лично присутствовал при обходе <адрес>, встречался со Шмалько. Было установлено, что имущество первой необходимости не утрачено, не пострадало, в связи с чем их дом не был включен в список пострадавших домов. В течение 10 дней мы должны были направить документы в край, для осуществления выплат гражданам. Когда обследовалось домовладение, вода стояла возле гаража и все. В период паводка с 21 часа до 23:30 часов вода прибывала, потом остановилась, это было 27-28 марта. В это время делались снимки квадрокоптером, воды у Шмалько не было. Уровень воды зафиксирован в журнале ЕДДС, все должно быть отражено, в этом году топило меньше. Если конкретно брать, то весь «остров» должен писать заявления. Исходя из фактического расположения, весь «остров» входит в зону затопления, начиная от <адрес>. Руководствуясь Постановлением Правительства №110, раз вода в дом не зашла, комиссия решила не включать Шмалько в список.
Выслушав стороны, опросив свидетелей, изучив материалы дела и представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.18 ФЗ от 21.12.1994г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане РФ имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 №110 (ред. от 30.05.2018) «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» (вместе с «Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий») в соответствии со ст.10 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и ст.18 Федерального закона «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Согласно подпункта «г» пункта 2 указанных Правил Бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, в том числе, оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека.
В соответствии с пунктом 2(1) Правил, выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных подпунктом "г" пункта 2 настоящих Правил, осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций следующих условий:
постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства;
нарушение условий жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
Постановлением Правительства Алтайского края от 25.05.2018 №179 «Об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам в связи с возникновением чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими с 23 по 31 марта 2018 года на территории Алтайского края» утвержден Порядок осуществления единовременных денежных выплат гражданам в связи с возникновением чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими с 23 по 31 марта 2018 года на территории Алтайского края.
Также рекомендовано органам местного самоуправления создать межведомственные комиссии по формированию и утверждению списков граждан, нуждающихся в получении единовременных денежных выплат и финансовой помощи в результате чрезвычайной ситуации.
Согласно утвержденного Порядка, получателями единовременной материальной помощи, финансовой помощи в связи с утратой имущества (далее также - "денежные выплаты") являются граждане, нуждающиеся в получении денежных выплат в результате чрезвычайной ситуации. К категории нуждающихся в получении денежных выплат относятся граждане, проживавшие в жилых помещениях, попавших в зону затопления в результате чрезвычайной ситуации (далее - "зона затопления") (п.2.1 Порядка).
Порядком предусмотрено, что денежные выплаты предоставляются гражданину один раз по месту жительства или пребывания в зоне затопления (далее - "по месту жительства"), подтвержденному регистрацией.
При отсутствии регистрации по месту жительства факт проживания гражданина по конкретному адресу в целях получения денежных выплат устанавливается в судебном порядке.
Единовременная материальная помощь предоставляется на основании списков граждан, граждан формируются межведомственными комиссиями, создаваемыми в нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации.
Списки муниципальных районах, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации и оформляются в виде таблиц. Указанные списки утверждаются руководителями межведомственных комиссий или их заместителями и подписываются:
главами администраций муниципальных районов и сельских поселений или их заместителями;
руководителями территориальных подразделений по вопросам миграции Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю;
руководителями отделов (управлений) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям администраций городских округов (муниципальных районов) или их заместителями.
Таким образом, единовременная материальная помощь предоставляется гражданину при условии, если он постоянно проживал в жилом помещении, которое попало в зону затопления, при этом были нарушены условия жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
В судебном заседании установлено, что истцы Шмалько и их несовершеннолетние дети: Е., Ф., зарегистрированы и постоянно проживают по <адрес> в <адрес>, что подтверждается материалами дела (л.д. 5-11) и не оспаривается стороной ответчика.
Жилой дом по <адрес> в <адрес> принадлежит на праве собственности ФИО1, право зарегистрировано 05.02.2008.
Постановлением Администрации Усть-Калманского района Алтайского края №73 от 26.03.2018 на территории Усть-Калманкого района с 20-00 часов 26.03.2018 года введен режим «чрезвычайной ситуации» в населенных пунктах Огни, Михайловка, Усть-Калманка до особого распоряжения, границы зоны чрезвычайной ситуации определены в пределах зоны подтопления. Начальнику ГО ЧС Администрации (Л.) организовать, наряду с иными мероприятиями, обеспечение сбора информации о происшествиях, причиненном ущербе и пострадавших.
Из пояснений сторон, свидетеля Л. установлено, что после введения режима «чрезвычайной ситуации» 27 марта 2018 года проводилось обследование зоны подтопления силами МЧС РФ, производилась фотосъемка подтопленных территорий с помощью квадрокоптера, в последующие дни велся мониториг уровня воды, что отражалось в журнале ЕДДС. После того, как вода ушла, члены межведомственной комиссии поводили обход зоны подтопления для установления размера ущерба.
Согласно списка улиц и домов, попавших в зону подтопления в марте 2018 года на территории Усть-Калманского района Алтайского края, утвержденного постановлением главы Администрации Усть-Калманского района Алтайского края от 03.04.2018 №86 (Приложение №1), жилой дом по <адрес> в <адрес>, где зарегистрированы и проживают истцы, не попал в зону подтопления.
Из ответа Администрации Усть-Калманского района от 07.08.2018 № ФИО1 установлено, что поскольку жилой дом истцов не включен в зону подтопления в марте-апреле 2018 года на территории Усть-Калманского района, они не внесены в список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи по утрате имущества первой необходимости.
Вместе с тем, из показаний истцов и опрошенных свидетелей Н., Г., К., С. установлено, что <адрес> была подтоплена 28.03.2018, а затем вода максимально прибыла в ночь с 29 на 30 марта 2018. В этот период семья Шмалько была вынуждена покинуть свой дом, так как усадьбу сильно затапливало, и проживала у родственников 3-4 дня. В последующие дни, до спада воды, Шмалько мог проехать к своему дому лишь на лодке. После того, как вода ушла – семья не могла использовать воду (из стационарной скважины) в пищу, использовать овощи, заготовленные на зиму (был затоплен подпол), т.е. в результате воздействия паводковых вод (затопления) были нарушены условия жизнедеятельности семьи Шмалько.
Факт подтопления домовладения истцов Шмалько по <адрес> в <адрес> наряду с показаниями свидетелей подтвержден фотографиями, выполненными 31.03.2018, сведениями рабочего журнала оперативного дежурного ЕДДС Администрации Усть-Калманского района, согласно данных которого в период с 26.03.2018 по 30.03.2018 уровень воды в р.Чарыш возрос с 450 до 609 см, на утро 31.03.2018 составлял 590 см.
Из представленных суду материалов и пояснений сторон следует, что дом Шмалько не первый раз подвергается подтоплению, в период паводка в мае-июне 2014 года семья Шмалько была включена в списки нуждающихся в оказании финансовой помощи, ими была получена социальная выплата для проведения ремонта дома.
Доказательств обратного, стороной ответчика предоставлено не было. Напротив, из показаний свидетелей Л., В., З. следует, что практически вся <адрес> в <адрес> потенциально отнесена к зоне затопления в период паводка, в период с 26 по 31 марта 2018 года установление границ подтопления производилось один раз – 27.03.2018, производилась фотосъемка зоны затопления квадрокоптером, в последующие дни обследования не производились. Кроме того, опрошенные члены межведомственной комиссии в судебном заседании пояснили, что жилой дом Шмалько не был включен в список домов, попавших в зону затопления лишь потому, что вода в дом не зашла выше пола, усадьбу они не обследовали, имелась ли вода под полом, не устанавливали.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о необоснованном не включении жилого дома истцов Шмалько в Список домов, попавших в зону подтопления в марте 2018 года на территории Усть-Калманского района, поскольку доводы иска о том, что Шмалько пострадали от чрезвычайной ситуации – паводка, в марте 2018 года, нашли свое подтверждение в судебном заседании.
Учитывая, что Администрацией района был утвержден список улиц и домов, попавших в зону подтопления в марте 2018 года на территории Усть-Калманского района Алтайского края, утвержденный постановлением главы Администрации Усть-Калманского района Алтайского края от 03.04.2018 №86 (Приложение №1), требование истцов Шмалько об обязании включить их в списки пострадавших от наводнения 23-31 марта 2018 подлежит удовлетворению, с учетом уточнения наименования списка.
Включение жилого дома, по <адрес> в <адрес> в Список домов, попавших в зону подтопления в марте 2018 года на территории Усть-Калманского района, служит восстановлению права истцов на обращение с заявлением о получении единовременной материальной помощи.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1, ФИО2, действующих в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей Е., Ф. удовлетворить.
Признать ФИО1, ФИО2 и их несовершеннолетних детей Е., Ф., проживающих по адресу: <адрес> в <адрес>, пострадавшими от чрезвычайной ситуации – паводка (наводнения), произошедшего на территории <адрес> с 26 по 31 марта 2018 года.
Обязать Администрацию Усть-Калманского района включить жилой дом, по <адрес> в <адрес>, в котором зарегистрированы по месту жительства и проживают ФИО1, ФИО2, Е., Ф., в список домов и улиц попавших в зону подтопления в марте 2018 года на территории Усть-Калманского района Алтайского края.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Усть-Калманский районный суд Алтайского края в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья О.В.Григорьева
Мотивированное решение
изготовлено 21.10.2018
Судья О.В.Григорьева