ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-192/20 от 29.07.2020 Ногайского районного суда (Республика Дагестан)

Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 июля 2020 года с.Терекли-Мектеб

Ногайский районный суд Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи Аюпова Р.А.,

при секретаре Баймурзаевой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ногайского района РД в интересах неопределённого круга лиц к администрации МР «Ногайский район» РД обязать администрацию МР «Ногайский район» РД зарегистрировать право собственности на артезианские скважины,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> обратился в суд с вышеуказанным иском к администрации МР «<адрес>» РД, в котором указал, что прокуратурой района в ходе проверки на территории осуществления прокурорского надзора исполнения требований федерального законодательства об охране и использовании недр на территории осуществления прокурорского надзора выявлены бесхозяйные объекты водоснабжения (артезианские скважины).

Установлено, что на административной территории МО СП «сельсовет Арсланбековский» <адрес> РД функционируют 5 артезианских скважин, которые являются бесхозяйными, а именно: артезианская скважина,(<адрес>); артезианская скважина,(<адрес>); артезианская скважина,(<адрес>); артезианская скважина,(<адрес>, западная сторона); артезианская скважина,(<адрес>, юго-восточная).

Согласно действующему законодательству на органы местного самоуправления возложена обязанность по владению, пользованию и распоряжению артезианскими скважинами в пределах и согласно нормам законодательства, регулирующего правоотношения в данной области, установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам,

Однако отсутствие собственника данных гидротехнического сооружений лишает возможности администрацию муниципального района «<адрес>» полноценно исполнять возложенные на нее полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, осуществления полномочий собственника водных объектов, установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам. Кроме того, отсутствие собственника гидротехнических сооружений может вызвать наступление тяжких последствий, и, как следствие, возникновение чрезвычайной ситуации, которая может повлечь за собой человеческие жертвы, причинение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальны потери. Просит суд обязать администрацию МР «<адрес>» РД в течение 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу зарегистрировать право собственности на следующие бесхозяйные объекты (артезианские скважины): артезианская скважина,(<адрес>); артезианская скважина,(<адрес>); артезианская скважина,(<адрес>); артезианская скважина,(<адрес>, западная сторона); артезианская скважина,(<адрес>, юго-восточная).

<адрес> РД в судебное заседание не явился, помощник прокурора <адрес>ФИО3 обратился в суд с письменным ходатайством, в котором просил суд рассмотреть дело без их участия.

Представитель ответчика, глава администрации МР «<адрес>» РД ФИО4 в судебное заседание не явился, обратился в суд с письменным ходатайством, в котором просил суд рассмотреть дело без участия стороны ответчика, представил суду письменный отзыв, в котором исковые требования прокурора признал в полном объеме. Так же указал, что проведение землеустроительных работ по оформлению межевого дела по определению границ артезианских скважин требует крупных финансовых затрат в связи с чем не представляется возможным право собственности на указанные в иске объекты в течении 6 месяцев. При этом они обязуются устранить выявленные нарушения в соответствии с дорожной карте, утвержденной главой администрации района от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой на 2020 год запланированы землеустроительные работы по оформлению межевого дела по определению границ артезианских скважин и внесение в ЕГРН 17 единиц, а так же установление на месте охранных зон, на 2021 год 34 единиц, на 2022 год 34 единиц. В связи с изложенным, учитывая, что на текущий финансовый год денежные средства предусмотрены для устранения только части выявленных нарушений, операции по расходованию денежных средств администрации района приостановлены, просит суд продлить срок для устранения нарушений до 2022 года.

Представитель третьего лица МО СП «сельсовет Арсланбековский» по доверенности, ФИО5 в судебное заседание не явился, обратился в суд с письменным заявлением, в котором исковые требования прокурора поддержал, просил рассмотреть дело без его участия..

Изучив доводы сторон, изложенные в исковом заявлении и отзыве на иск, исследовав письменные материалы дела, суд полагает требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Части 1, 2 ст.45 ГПК РФ наделяют прокурора правом обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Прокурор, подавший заявление пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.

В соответствии с ч. 1, 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, отправа собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

В силу статьи 1.2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон ) недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности.

Статьей 5 Закона установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования относятся:

участие в решении вопросов, связанных с соблюдением социально- экономических и экологических интересов населения территории при предоставлении недр в пользование;

контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

В соответствии с подпунктами 7, 8, 10, 11 части 1 статьи 23 Закона основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются:

охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку;

предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении отходов I - V классов опасности, сбросе сточных вод, размещении в пластах горных пород попутных вод, вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд, вод, образующихся у пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу, а также первичную переработку калийных и магниевых солей;

предупреждение самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых и соблюдение установленного порядка использования этих площадей в иных целях;

предотвращение размещения отходов производства и потребления на водосборных площадях подземных водных объектов и в местах залегания подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения или резервирование которых осуществлено в качестве источников питьевого водоснабжения.

Кроме того, согласно п. 28 ч.1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам.

В соответствии с п. 34 ст. 6 Устава МР к вопросам местного значения муниципального района относится осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам.

Суд приходит к выводу, что отсутствие собственника данных гидротехнического сооружений действительно лишает возможности администрацию муниципального района «<адрес>» полноценно исполнять возложенные на нее действующим законодательством по владению, пользованию и распоряжению имуществом; по организации мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды; по организации и осуществлению мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; осуществления мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья; осуществления в пределах полномочий установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам. Указанное обстоятельство может способствовать наступлению тяжких последствий, и, как следствие, возникновению чрезвычайной ситуации, которая может повлечь за собой человеческие жертвы, причинение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальны потери.

В силу требований части 1 статьи 39 Гражданского процессуального кодекса РФ ответчик вправе признать иск.

В своем письменном глава администрации МР «<адрес>» РД ФИО4 признал исковые требования в части того, что они обязаны зарегистрировать право собственности на бесхозяйные объекты, а именно артезианские скважины, указанные в иске.

Суд руководствуясь положениями части 1 статьи 39 Гражданского процессуального кодекса РФ принимает признание ответчиком иска в указанной части, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, считает требования заместителя прокурора подлежащими удовлетворению.

При этом доводы глава администрации МР «<адрес>» РД ФИО4 о продлении срока для устранения указанных в иске прокурора нарушений – регистрации права собственности на артезианские скважины, до 2022 года в связи с отсутствием средств, суд находит несостоятельным и приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-197 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора <адрес> Республики Дагестан в интересах неопределённого круга лиц удовлетворить.

Обязать администрацию МР «<адрес>» РД в течение 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу зарегистрировать право собственности на следующие бесхозяйные объекты (артезианские скважины): артезианская скважина,(<адрес>); артезианская скважина,(<адрес>); артезианская скважина,(<адрес>); артезианская скважина,(<адрес>, западная сторона); артезианская скважина, (<адрес>, юго-восточная сторона).

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке через Ногайский районный суд в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в течение 30 дней с момента его провозглашения.

Текст решения изготовлен и отпечатан в совещательной комнате.

Председательствующий

судья Р.А. Аюпов