Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
28 декабря 2011 года. пос. Колпна.
Колпнянский районный суд Орловской области в составе председательствующего федерального судьи Популина П.П.,
При секретаре Авериной Н.И.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда материалы гражданского дела по иску Казенного Учреждения Орловской области « Центр занятости населения Колпнянского района « к ФИО1 взыскании полученной субсидии в сумме 58800 рублей и субвенции в сумме 500 рублей,
У С Т А Н О В И Л :
Истец обратился в суд с выше указанным исковым заявлением. В обоснование исковых требований указывает, что на основании Постановления Коллегии Орловской области № 63 от 12.03.2009 года « О содействии развития малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан «, в соответствии с Договором № « Об организации содействия развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан» от 23.10. 2009 года, за счет средств субсидий из федерального бюджета, безработному гражданину ФИО1 была выдана субсидия на организацию самозанятости в сумме 58800 рублей, и в соответствии с договором от ДД.ММ.ГГГГ была выдана субвенция в сумме 500 рублей.
Вся предоставленная сумма израсходована ответчиком по назначению, согласно бизнес- плану.
Однако в нарушение п.1.8 Положения» Период, в течении которого гражданин обязуется заниматься предпринимательской деятельностью, должен составлять не менее 12 месяцев. При прекращении указанной деятельности ранее 12 месяцев гражданин обязан вернуть сумму предоставленной субсидии.
Согласно п.3.3 Договора № от 23.10 2009 года « При досрочном прекращении предпринимательской деятельности часть финансовой помощи ( субвенции ) в размере, равному отношению, в течении которого гражданин вел предпринимательскую деятельность, подлежит возврату « Центру занятости «. ФИО1 досрочно прекратила без уважительных причин предпринимательскую деятельность, т.е. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 23.10. 2009 года, а исключена из регистра 19.10.2010 года, т.е. ранее 12 месяцев.
Истец просит взыскать с ответчика денежные средства в сумме 58800 рублей, и субвенцию в сумме 500 рублей.
В судебном заседании, представитель истца ФИО2, действующая на основании доверенности ( л.д.23 ), уточнила исковые требования, и просит суд взыскать с ответчика полученную им субсидию в размере 58800 рублей, а также взыскать полученную субвенцию, пропорционально не отработанных 12 месяцев занятия предпринимательской деятельностью, что составляет 5 рублей, 48 коп. а так же суду показала, что безработный гражданин ФИО1 в Центре занятости, согласно договора от 23.10.2009 года, получил за счет средств федерального бюджета субсидию в сумме 58800 рублей, по программе содействия развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан, а также получил материальную помощь в размере 500 рублей ( субвенцию ). Согласно Постановления Коллегии Орловской области от 12 марта 2009 года «О мерах по снижению напряженности на рынке труда Орловской области « и Положения, п.1.8., ФИО1 должна заниматься предпринимательской деятельностью не менее 12 месяцев. При прекращении указанной деятельности ранее 12 месяцев гражданин обязан вернуть сумму предоставленной субсидии. Так как ФИО1 прекратила ранее 12 месяцев, на 4 дня, предпринимательскую деятельность, то с неё о подлежит взысканию вся сумма предоставленной субсидия в сумме 58800 рублей. Субвенция подлежит взысканию с ответчика пропорционально времени, в течении которого ответчик прекратил заниматься предпринимательской деятельность., т.е за 4 дня, что составляет 5 руб. 48 коп. ФИО1 субсидию и субвенцию получил на законных основаниях, и использовал полностью по целевому назначению., только прекратила предпринимательскую деятельность ранее 12 месяцев.
Ответчик ФИО3. исковые требования не признал и суду показа, что действительно, как безработный гражданин в начале ноября 2009 года в Центре занятости населения п. Колпна, в целях содействия самозанятости безработных граждан получила субсидию для занятия предпринимательской деятельностью в сумме 58800 рублей и материальную помощь в размере 500 рублей. Выше указанные денежные средства истратил по назначению., согласно бизнес-плана. Предпринимательскую деятельность прекратила ранее 12 месяцев, на 4 дня, так как бизнес-план выполнила.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ст.7 Закона РФ « О занятости населения в РФ», Правительство РФ в связи с осложнением ситуации на рынке труда в отдельных субъектах РФ вправе разработать и реализовать дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда этих субъектов РФ.
Постановлением Правительства РФ № 1089 от 31.12.2008 г. предусмотрено предоставление субсидий на софинансирование региональных программ, утвержденных в установленном порядке и предусматривающих дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда субъектов РФ.
Такая программа дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Орловской области была разработана и утверждена Постановлением Коллегии Орловской области от 12.03.2009 года № 63 и принято положение, регулирующее отношения, связанные с содействием развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан. Согласно п.п..2.2,2.3,32 Положения условиями предоставления безвозмездной субсидия являются: регистрация гражданина безработным, невозможность предоставления подходящей работы, предоставление необходимых документов, договор между Центром занятости населения и безработным гражданином об организации содействия развитию малого предпринимательства и самозанятости. Предоставление безвозмездной субсидии безработному гражданину осуществляется из средств субсидий из федерального бюджета и бюджета области в сумме годового размера пособия по безработице, причитающегося данному безработному гражданину, на основании заключенных договоров между Центром и безработным гражданином. ( л.д. 8-10 ).
Такой договор между « Центром занятости населения Колпнянского района « и безработным гражданином ФИО1 был заключен 23.10.2009 года.. Согласно п.п.2.2.2. Договора, Центр обязуется предоставить безработному ФИО1 в соответствии с Постановление Правительства РФ от 31.12.2008 года на реализацию мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда содействие на развитие малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан безвозмездную субсидию в размере 58800 рублей.( годовое пособие по безработице ).
Согласно данного договора п.п. 3.1,3.3, стороны несут ответственность за нарушение настоящего договора в соответствии с действующим законодательством РФ. В случае досрочного прекращения предпринимательской деятельности по неуважительной причине ( менее года ) Гражданин возмещает Центру понесенные им затраты. ( л.д.5).
Согласно договора от ДД.ММ.ГГГГ на оказание финансовой помощи ( субвенции ) безработному гражданину ФИО1 на организацию её самозанятости была оказана материальная помощи в размере 500 рублей. П.П. 2.2 Договора гласит, оказать ФИО1 финансовую помощь в размере 500 рублей, на подготовку документов, для регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и оплату нотариальных действий ( индивидуальной предпринимательской деятельности, организацию малого предприятия ).Согласно п.2.1 Договора, в случае нецелевого использования финансовой помощи, возвратить её в бесспорном порядке с момента её нецелевого использования, при досрочном прекращении предпринимательской деятельности возвратить часть финансовой помощи в размере равному отношению времени, в течении которого гражданин вел хозяйственную деятельность к 12 месяцам. ( л.д.4 ).
Согласно ст.309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
В соответствии с п.3 ст.2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Так как предоставление, использование, и возврат субсидий и субвенций не регулируется гражданский законодательством, необходимо руководствоваться Бюджетным законодательством.
В силу ст. 28 Бюджетного кодекса РФ ( далее БК РФ ) бюджетная система РФ основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
В п.2 ст. 78 БК РФ предусмотрено, что субсидии подлежат возврату в случаях их нецелевого использования в сроки, установленные уполномоченными органами исполнительной власти. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства предусмотрена в ст. 289-291 БК РФ.
В соответствии со ст. 289 БК РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившиеся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, влечет их изьятие в бесспорном порядке.
Довод истца о том, что ответчик нарушил срок занятия предпринимательской деятельности, менее года, на 4 дня, суд во внимание не принимает, так как субсидия и субвенция получена безработным ФИО1 на законных основаниях, использована ей по целевому назначению, и получена, лицом имеющего статус безработного, взамен годового пособия по безработице, и имеет ту же цель – предоставление социально необеспеченным гражданам средств к существованию, и снижению напряженности на рынке труда, что гарантируется государством, в соответствии со ст. 39 Конституции РФ.
Кроме того, в соответствии ст.453 ГК РФ, если основанием для расторжения договора послужило существенное нарушение договора одной из сторон, другая сторона вправе требовать возмещения убытков, причиненных расторжением договора.
Нарушение ответчиком времени занятия предпринимательской деятельности, на 4 дня, суд не считает существенным, так как цели договора достигнуты полностью.
Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства, в силу ст. 56 ГПК РФ, предусматривающей, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
Истец не опроверг возражений ответчика, о том, что предоставленная субсидия, в сумме 58800 рублей, и субвенция в сумме 500 рублей, получена им на законных основания и использована по целевому назначению, поэтому ответчик исковые требования не признает.
Учитывая, что суд, является органом по разрешению споров, в силу ч.1 ст. 195 ГПК РФ должен вынести законное о обоснованное решение с соблюдением вытекающих из ст.ст. 1,2,15,17,18,19 54 и 55 Конституции РФ и признанных Российской Федерацией как правовым государством общих правовых принципов таких, как справедливость, равенство, соразмерность, законность, вина, гуманизм.
Между тем требование истца о возложении на ответчика ФИО1 обязанности возвратить полученные денежные средства ( субсидию и субвенцию ), которые были получены в установленном законном порядке в качестве меры социальной поддержки, при отсутствии данных о недобросовестности с её стороны, с приведенными выше общепризнанными правовыми принципами и действующим законодательством не согласуется, поэтому суд, считает необходимым отказать истцу в его исковых требования в полном объёме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Казенному учреждению Орловской области « Центр занятости населения Колпнянского района « о взыскании с ФИО1 полученной субсидии в размере 58800 рублей, и взыскании субвенции в сумме 05,48 рублей, отказать полностью.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в течении 10 дней, со дня его оглашения, в Орловский областной суд, через Колпнянский районный суд.
Председательствующий : __________ - Популин П.П. -