ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-192/2015 от 03.12.2015 Тунгусско-чунского районного суда (Красноярский край)

Дело № 2-192/2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3 декабря 2015 г. Тунгусско-Чунский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Кирпиченко Е.П.,

с участием представителя истца Администрации с.Ванавара Черновой А.С., действующей на основании доверенности от 12.01.2015 г.,

при секретаре судебного заседания Кокориной Ю.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Ванавара Красноярского края гражданское дело №2-192/2015 по исковому заявлению Администрации села Ванавара Эвенкийского муниципального района Красноярского края к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Красноярскому краю о признании и исправлении кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости,

У С Т А Н О В И Л:

06.10.2015 г. Администрация села Ванавара Эвенкийского муниципального района Красноярского края (далее – Администрация с. Ванавара, истец) обратилась в Тунгусско-Чунский районный суд с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Красноярскому краю (далее - ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Красноярскому краю) о признании и исправлении кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости, указав в обоснование исковых требований следующее.

14.07.2011 г. Администрация села Ванавара обратилась в Тунгусско-Чунский районный суд Красноярского края с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь – незавершенный строительством жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.

27.07.2011 г. Тунгусско-Чунским районным судом Красноярского края вынесено решение о признании за муниципальным образованием сельское поселение село Ванавара права собственности на объект недвижимости незавершенного строительства - одноэтажный жилой дом, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес> кадастровым номером <данные изъяты>.

С целью государственной регистрации права собственности муниципального образования сельское поселение село Ванавара на указанный выше объект недвижимого имущества Администрацией подано заявление в филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Красноярскому краю о выдаче кадастрового паспорта. Получен кадастровый паспорт от ДД.ММ.ГГГГ, где в графе «Назначение» указано «Жилой дом». Таким образом, в государственном кадастре недвижимости (далее - ГКН) объект недвижимого имущества с кадастровым номером <данные изъяты>, предыдущий кадастровый , учтен как «Жилой дом».

21.10.2014 г. Администрацией в лице представителя ФИО4 подано заявление в филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Красноярскому краю о внесении изменений в государственный кадастр недвижимости в отношении объекта с кадастровым номером <данные изъяты>, а именно:

- в графе «Наименование» с «Жилой дом» на «Незавершенный строительством жилой дом»

- в графе «Назначение» с «Жилой дом» на «Нежилое».

28.10.2014 г. получено решение № Ф24/14-3-1498 о приостановлении осуществления кадастрового учета изменений. В результате анализа базы данных установлено, что в ГКН содержатся сведения об объекте недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты>, местоположение: <адрес>. При этом вид объекта – здание, назначение - жилой дом. Сведения внесены в ГКН ДД.ММ.ГГГГ в рамках Федеральной целевой программы оцифровки архивов БТИ. Согласно техническому паспорту объекта учета от ДД.ММ.ГГГГ вид объекта недвижимости - здание (жилой дом).

Орган кадастрового учета пояснил, что у него отсутствуют основания для изменения вида объекта недвижимости в рамках исправления кадастровой ошибки в сведениях ГКН. В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 22 Закона о кадастре (реквизиты) для внесения изменений необходимо предоставить технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства (при постановке на учет такого объекта недвижимости, учете его части или учете его изменений, за исключением кадастрового учета в связи с изменением указанных в пункте 15 или 16 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о таком объекте недвижимости) или копию разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (при постановке на учет или учете изменений такого объекта капитального строительства) - копию разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или необходимые сведения, содержащиеся в таком документе, запрашиваются органом кадастрового учета в порядке межведомственного информационного взаимодействия в федеральном органе исполнительной власти, органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органе местного самоуправления либо уполномоченной организации, выдавших такой документ.

30.01.2015 г. Администрацией получено решение филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Красноярскому краю № Ф24/15-3-45 об отказе в учете изменений объекта недвижимости. Основания отказа аналогичны основаниям, изложенным в решении о приостановлении.

В техническом паспорте объекта учета от 08.09.2005 г., на основании которого сведения внесены в государственный кадастр недвижимости, приведены следующие характеристики объекта: фундамент жилого дома - бетонный, стены - брус, перекрытия- деревянные, крыша – шифер. Сведения о наличии и состояние окон, дверных проемов, иных конструктивных элементов отсутствуют.

В техническом паспорте от 21.04.2010 г., который предоставлен в суд для признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь, указано, что степень готовности объекта незавершенного строительства 40%, полы и внутренняя отделка отсутствует.

19.07.2011 г. специалистом отдела имущественных отношений Администрации ФИО4 произведен осмотр объекта, расположенного по адресу: <адрес>, улица, <данные изъяты>, <адрес>. При осмотре установлено следующее: объект стоит на фундаменте, стены сложены из бруса, крыша покрыта шифером, крыльцо, двери, окна, полы отсутствуют, отсутствует внутренняя отделка стен. Следов разрушения объекта нет.

В соответствии с действующим законодательством жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании (статья 16 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Жилой дом - один из видов жилого помещения. На основании раздела 2 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", жилое помещение должно быть обустроено и оборудовано таким образом, чтобы предупредить риск получения травм жильцами при передвижении внутри и около жилого помещения, при входе в жилое помещение и выходе из него. Жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция). Жилые помещения должны быть защищены от проникновения дождевой, талой и грунтовой воды и возможных бытовых утечек воды из инженерных систем при помощи конструктивных средств и технических устройств. Отметка пола жилого помещения, расположенного на первом этаже, должна быть выше планировочной отметки земли.

Объект, расположенный по <адрес>, не соответствует и не соответствовал ни одному из критериев, по которому его можно признать жилым домом, поэтому, по мнению истца, данный объект недвижимого имущества является объектом не завершенным строительством.

Как считает истец, при изготовлении технического паспорта в 2005 году, исполнителем допущена ошибка, что привело к внесению в ГКН неправильных сведений об объекте недвижимости.

В связи с чем, Администрация с. Ванавара просит суд:

1. Признать объект недвижимого имущества с кадастровым номером <данные изъяты>, местоположение: <адрес>, объектом незавершенного строительства.

2.Признать сведения об объекте с кадастровым номером <данные изъяты>, местоположение: <адрес>,в части наименования и назначения кадастровой ошибкой.

3.Обязать филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Красноярскому краю исправить кадастровую ошибку в сведениях государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимого имущества с кадастровым номером <данные изъяты>, а именно: - в графе «Наименование» с «Жилой дом» на «Незавершенный строительством жилой дом», в графе «Назначение» с «Жилой дом» на «Нежилое».

В судебном заседании представитель истца Администрации с. Ванавара Чернова А.С., действующая на основании доверенности от 12.01.2015 г., исковое заявление поддержала в полном объеме, просила иск удовлетворить.

Ответчик – ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Красноярскому краю, уведомленный о дате, времени и месте судебного разбирательства электронным извещением от 27.11.2015 г., в суд представителя не направил, но представил в суд письменное возражение на исковое заявление Администрации с. Ванавара № 1-6/16235 от 16.11.2015 г., из которого следует, что вопросы государственного кадастрового учета объектов недвижимости, в том числе вопросы исправления кадастровых ошибок регулирует Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о кадастре). В ст. 28 Закона о кадастре (п. 2 ч. 1) кадастровая ошибка определена как воспроизведенная в ГКН ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в ГКН. Согласно ч. 4 ст. 28 Закона о кадастре кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости, или в порядке информационного взаимодействия либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки. Учреждение не является изготовителем технического паспорта 2005 г., то есть не является лицом, допустившим кадастровую ошибку. Поэтому, по мнению ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Красноярскому краю, иск предъявлен к ненадлежащему ответчику по данному делу. Согласно Уставу Учреждение осуществляет полномочия по ведению ГКН, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, то есть осуществляет публичные полномочия. Из текста искового заявления следует, что фактически истец не согласен с принятыми Учреждением решениями о приостановлении и об отказе в кадастровом учете от 28.10.2014 г. и от 30.01.2015 г., то есть оспаривает их в данном деле. Между тем, заявитель не представил указанные в текстах этих решений документы, из которых бы следовало, что ошибка в ранее подготовленном документе исправлена. Истцом пропущен срок на обращение в суд с заявлением, установленным ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС) – 3 месяца. Оспариваемые решения получены Администрацией согласно тексту иска 28.10.2014 г. и 30.01.2015 г. Обращение в суд с заявлением в рамках настоящего дела последовало не ранее 05.10.2015 г. (дата иска), с пропуском указанного срока. Согласно ч. 8 ст. 219 КАС пропуск срока является основанием для отказа в удовлетворении административного иска. Кроме того, по мнению ответчика, дело подведомственно арбитражному суду на основании ст. 27 АПК РФ, так как собственность на имущество составляет экономическую основу местного самоуправления согласно п. 1 ст. 49 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», то есть данный спор является экономическим. Например, дело №А33-20898/2014 также по заявлению муниципального образования в отношении нежилого здания рассмотрено Арбитражным судом Красноярского края.

Также в возражениях ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Красноярскому краю на исковое заявление Администрации с. Ванавара предложено истцу в порядке урегулирования спора представить заявление о постановке на государственный кадастровый учет объекта незавершенного строительства с приложением технического плана объекта незавершенного строительства, преобразованного из объекта – здания с кадастровым номером <данные изъяты> с приложенным техническим паспортом объекта незавершенного строительства от 02.07.2012 г., решения Тунгусско-Чунского районного суда от 27.07.2011 по делу № 2-114/2011. По существу искового заявления ответчик просил в удовлетворении иска отказать.

Учитывая, что ответчиком по делу - ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Красноярскому краю представлено письменное возражение, подписанное директором Красноярского филиала ФИО6, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (срок полномочий по доверенности – 3 года), то есть, выражена правовая позиция по гражданскому делу, представлены письменные доказательства, подтверждающие изложены доводы, суд, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, признаёт неявку в суд представителя ответчика уважительной и рассматривает дело в отсутствие представителя ответчика по имеющимся в материалах дела доказательствам.

Выслушав в судебном заседании объяснения представителя истца, исследовав материалы гражданского дела, а также, проанализировав нормы материального и процессуального права, суд находит иск частично обоснованным и подлежащим удовлетворению частично. К такому выводу суд приходит на основании следующего.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Согласно пункту 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), судебной защите подлежат оспоренные или нарушенные права. При этом, выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса. В противном случае право на заявленный иск в рамках данного конкретного дела у истца отсутствует.

Следовательно, истец, обращаясь в суд за защитой нарушенных прав, должен указать, какие его права и каким образом нарушены ответчиком, а также самостоятельно избрать предусмотренный законом способ защиты нарушенного права. В свою очередь, способы защиты гражданских прав предопределяются правовыми нормами, регулирующими конкретное правоотношение.

В соответствии со статьей 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения иными способами, предусмотренными законом.

В соответствии с части 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

На основании части 1 статьи 4 ГПК РФ суд возбуждает гражданское дело по заявлению лица, обратившегося за защитой своих прав, свобод и законных интересов.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации изложенной в Определении от 17 июля 2014 года № 1583-О, в силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности только истец определяет, защищать ему или нет свое нарушенное или оспариваемое право (часть первая статьи 4 ГПК Российской Федерации), к кому предъявлять иск (пункт 3 части второй статьи 131 ГПК Российской Федерации) и в каком объеме требовать от суда защиты (часть третья статьи 196 ГПК Российской Федерации). Вследствие этого суд обязан разрешить дело по тому иску, который предъявлен истцом, и только в отношении того ответчика, который указан истцом, за исключением случаев, прямо определенных в законе.

Как следует из материалов дела, Администрация с. Ванавара обратилась в суд в порядке гражданско-искового производства с требованиями правоустанавливающего характера.

Администрация с. Ванавара не обжалует принятые ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Красноярскому краю решения о приостановлении осуществления кадастрового учета от 28.10.2014 г. № Ф24/14-3-1498 и об отказе в учете изменений объекта недвижимости от 30.01.2015 г. № Ф24/15-3-45, а также действия (бездействие) должностных лиц органа кадастрового учета, поэтому данное дело рассматривается не по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а в порядке гражданского судопроизводства.

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

В порядке осуществления административного судопроизводства подлежит проверке законность действий публичного органа, связанного с исполнением обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц: должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами.

По настоящему делу суд не проверяет законность действий публичного органа по принятию решений о приостановлении осуществления кадастрового учета или об отказе в учете изменений объекта недвижимости, а на основании представленных доказательств устанавливает, какой фактически объект принят на кадастровый учет, имеется ли в сведениях государственного кадастра недвижимости кадастровая ошибка, не позволяющая собственнику объекта недвижимости реализовать свои права относительно данного имущества по своему усмотрению.

Суд не может согласиться с доводом ответчика о том, что данное дело подсудно арбитражному суду.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.

На основании ч. 3 ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают дела, предусмотренные частями 1 и 2 ст. 22 названного Кодекса, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов.

Часть 1 ст. 27 АПК РФ предусматривает, что к юрисдикции арбитражных судов относятся дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 2 ст. 27, ст. 28 АПК РФ установлено, что арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке; случаи рассмотрения арбитражным судом дела с участием гражданина, не имеющего статуса индивидуального предпринимателя, должны быть предусмотрены АПК РФ или федеральным законом.

Поэтому главный критерий разрешения дела арбитражным судом – это экономический характер спора.

В приведенном в возражении ответчика примере дела № А 33-20898/2014, рассмотренного Арбитражным судом Красноярского края, администрацией города Заозерного Рыбинского района оспаривался отказ ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Красноярскому краю снять с кадастрового учета объект недвижимости, то есть фактически обжаловались действия публичного органа, а не рассматривался спор о праве.

Несмотря на то, что в силу п. 1 ст. 44 Устава сельского поселения Ванавара экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, заявленный Администрацией с. Ванавара иск нельзя отнести к экономическим спорам, так как в данном конкретном случае не затрагивается финасово-хозяйственная деятельность Администрации с. Ванавара, следовательно, правила подсудности и подведомственности, установленные в гл. 3 ГПК РФ при принятии дела к производству Тунгусско-Чунского районного суда не нарушены.

Не может суд согласиться также с доводом ответчика, о том, что он является ненадлежащим ответчиком по делу. Данный вывод суда основан на следующем.

Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности регулируются Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - ФЗ о кадастре).

Государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с указанным Законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы РФ, о границах между субъектами РФ, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных данным Законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (п. 2 ст. 1 ФЗ о кадастре).

В силу п. 3 ст. 1 ФЗ о кадастре государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

В соответствии с п. 10 ст. 4 ФЗ о кадастре ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется органом кадастрового учета в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности (далее - орган нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений).

Согласно Уставу федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее – Устав) (л.д. 81-88), федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации. Кадастра и картографии» (далее - Учреждение) создано на основании приказа Федеральной службы земельного кадастра России от 15.03.2001 № 48. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 №409-р Учреждение находится в ведении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (п.1).

В соответствии с п. 11 Устава Целью деятельности Учреждения является обеспечение реализации полномочий Росреестра в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета объектов недвижимости и государственной кадастровой оценки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 12 Устава Предметом деятельности Учреждения является осуществление полномочий Росреестра по государственному кадастровому учету объектов недвижимости, ведению государственного кадастра недвижимости, государственной кадастровой оценке, а также оказание государственных услуг в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета недвижимого имущества.

Также в качестве основных видов деятельности Учреждения указаны:

- ведение государственного кадастра недвижимости (п. 13.1 Устава);

-государственный кадастровый учет недвижимого имущества (п. 13.2 Устава).

Согласно п. 23 Устава Учреждение вправе создавать свои обособленные подразделения в виде филиалов (представительств) на территории Российской Федерации, которые не являются юридическими лицами и осуществляют деятельность от имени Учреждения. Сведения о наименовании и месте нахождения филиалов и представительств Учреждения содержатся в приложении к настоящему Уставу.

В соответствии с п. 26 приложения к Уставу поименован филиал федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Красноярскому краю (сокращенное наименование - филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Красноярскому краю, с местом нахождения филиала – ФИО1, <данные изъяты>

В соответствии с частью 1 статьи 16 ФЗ о кадастре предусмотрено, что кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21, 25 - 29 части 2 статьи 7 данного Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

Согласно ч. 1 ст. 28 ФЗ о кадастре, ошибками в государственном кадастре недвижимости являются:

1) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях);

2) воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).

В соответствии с ч. 2 ст. 28 ФЗ о кадастре техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета в случае обнаружения данным органом такой ошибки или поступления в орган кадастрового учета от любого лица заявления о такой ошибке в форме, установленной органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.

Согласно п. 4 названной статьи кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственном кадастре недвижимости являются документы, представленные в соответствии со ст. 22 указанного Закона), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственном кадастре недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.

Процедура исправления кадастровой ошибки установлена в Порядке ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденном Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 4 февраля 2010 г. № 42 (далее – Порядок) в соответствии с п. 10 ст. 4 названного выше Федерального закона.

Согласно п.п. 6 п. 4 Порядка при внесении кадастровых сведений в Реестр объектов недвижимости уполномоченными должностными лицами органа кадастрового учета выполняются в том числе кадастровые процедуры, связанные с исправлением технических и кадастровых ошибок в кадастровых сведениях.

Выполнение кадастровых процедур, указанных в пункте 4 Порядка, согласно п.п. 6 п. 18 Порядка, сопровождается принятием решения об исправлении технических и кадастровых ошибок в кадастровых сведениях.

Абзацем третьим п. 19 Порядка предусмотрено, что при выполнении кадастровых процедур, связанных с исправлением технической ошибки в кадастровых сведениях на основании заявления заинтересованного в исправлении такой ошибки лица, в соответствии с пунктом 35 Порядка принимается решение об отказе в исправлении технической ошибки.

В соответствии с п. 35 Порядка основанием для принятия решения об отказе в исправлении технической ошибки в кадастровых сведениях на основании заявления заинтересованного в исправлении такой ошибки лица является отсутствие противоречий между сведениями Реестра и сведениями, содержащимися в документах кадастрового дела (документах, на основании которых такие сведения вносились в Реестр).

Основанием для исправления технической ошибки в силу п. 45 Порядка являются:

решение органа кадастрового учета об исправлении технической ошибки (в случае обнаружения технической ошибки органом кадастрового учета);

представленное заинтересованным лицом заявление об исправлении технической ошибки и необходимые для исправления такой ошибки документы;

вступившее в законную силу решение суда об исправлении технической ошибки.

Согласно п. 47 Порядка, основанием для исправления кадастровой ошибки являются:

представленные (поступившие в порядке информационного взаимодействия) документы, необходимые для кадастрового учета изменений объекта недвижимости;

вступившее в законную силу решение суда об исправлении кадастровой ошибки.

Таким образом, на территории Красноярского края уполномоченным органом кадастрового учета, в чьи полномочия входит такая кадастровая процедура, как исправление технических и кадастровых ошибок в кадастровых сведениях, является филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Красноярскому краю, который, по мнению суда, является надлежащим ответчиком по настоящему гражданскому делу.

Изучив представленные в судебное заседание доказательства, суд установил следующее.

Согласно техническому паспорту от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом, бесхозяйный, по адресу: <адрес> инвентарный , реестровый был поставлен на учет в Управлении регистрации и учета зданий и сооружений <адрес> (л.д.6-9). Согласно характеристик конструкций указанного объекта в данном техническом паспорте значатся:

1. Фундамент – бетонный,

2. Стены – брус,

3. Перекрытия – деревянное,

4. Крыша – шифер,

5. Полы – знак «прочерк»,

6. Двери, окна – два знака «прочерк»,

7. Отделка внутренняя - знак «прочерк»,

8.Отделка наружная - знак «прочерк»,

9. Благоустройство - знак «прочерк».

Итого удельные веса по таблице -100.

По состоянию на 21.04.2010 г. Березовским отделением Филиала по Красноярскому краю ФГУП «Ростехинвентаризация» Федеральное БТИ составлен технический паспорт объекта незавершенного строительства «Жилой дом», расположенного по адресу: <адрес>, почтовый индекс <данные изъяты> населенный пункт: <адрес>, местоположение по документу: <адрес>, инвентарный , кадастровый . Согласно архитектурно-планировочных и эксплуатационных показателей данного технического паспорта указано: назначение – жилое, количество надземных этажей 1, количество подземных этажей – 0, строительный объем <данные изъяты> куб.м., общая площадь здания – <данные изъяты> кв.м. В разделе II «Описание конструктивных элементов здания, его основных частей и определение износа» указанного выше документа отражены следующие сведения: Год начала строительства – неизвестен, число этажей – 1, группа капитальности IV, вид внутренней отделки (знак прочерк). Для незавершенного строительства степень готовности (процент) -40 %.

14.07.2011 г. Администрация с. Ванавара, обратилась в Тунгусско-Чунский районный суд Красноярского края с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь, жилой дом, расположенный в <адрес> просила:

1. Признать за муниципальным образованием сельское поселение село Ванавара право собственности на незавершенный строительством объект недвижимого имущества, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.

2. Признать за муниципальным образованием сельское поселение село Ванавара право собственности на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>.

26.07.2011 г. представитель заявителя Администрации с. Ванавара Чернова А.С., действующая на основании доверенности от 21.06.2011 г., уточнила ранее поданное заявление, сообщив следующее: «Жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> принят на учет как бесхозяйный объект недвижимого имущества 19.11.2005 года с условным номером <данные изъяты>. В июне 2005 года был изготовлен технический паспорт на бесхозяйный объект недвижимого имущества, с площадью <данные изъяты> кв.м. В 2011 году по заказу Администрации с. Ванавара был изготовлен новый технический паспорт. После произведенных замеров объекта недвижимого имущества, была уточнена площадь жилого дома в размере <данные изъяты> кв.м, был присвоен кадастровый . Объект незавершенного строительства - одноэтажный жилой дом, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес> не имеет ограждения, дверей».

В связи с указанными дополнительными сведениями Администрация с. Ванавара уточнила предмет иска по указанному гражданскому делу и просила суд: «1. Признать за муниципальным образованием сельское поселение село Ванавара право собственности на объект недвижимости незавершенного строительства одноэтажный жилой дом, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес> кадастровым номером <данные изъяты>. 2. Признать за муниципальным образованием сельское поселение <адрес> право собственности на земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу <адрес>».

Исследовав материалы гражданского дела № 2-114/2011, суд объективно установил, что жилой дом с условным номером <данные изъяты> расположенный по адресу <адрес>, принят на учет как бесхозяйный объект недвижимого имущества ДД.ММ.ГГГГ о чем в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись за .

Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано: кадастровый (или условный) номер объекта <данные изъяты>, наименование объекта: жилой дом, назначение объекта: жилое, площадь объекта: <данные изъяты> кв.м, адрес (местоположение) объекта: Россия. Эвенкийский АО, <адрес>, вид права: принят на учет как бесхозяйный объект недвижимого имущества.

Вышеуказанный объект недвижимости согласно данных кадастрового паспорта земельного участка от ДД.ММ.ГГГГУ/11-385 расположен на земельном участке с кадастровым номером: <данные изъяты>, по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м. с разрешенным использованием для индивидуального жилищного строительства.

Согласно данным технического паспорта от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> имел общую площадь объекта - <данные изъяты> кв.м.

В соответствии с техническим паспортом по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ общая площадь здания (без лоджий, балконов, веранд и других холодных помещений) составляет <данные изъяты> кв.м. для незавершенного строительства степень готовности составляет 40 %.

По акту осмотра объекта незавершенного строительства от 19.07.2011 г. с приложенными фототаблицами следовало, что ведущим специалистом отдела имущественных отношений Администрации <адрес>ФИО7 произведен осмотр объекта (жилого дома) незавершенного строительства, расположенного по адресу: <адрес>. В недостроенном доме обнаружено: объект стоит на фундаменте; состоит из бруса; отсутствуют крыльцо, двери, окна, полы; отсутствует внутренняя отделка стен; крыша покрыта шифером.

Оценив все представленные по гражданскому делу №2-114/2011 доказательства в их совокупности, суд вынес решение, которым признал за муниципальным образованием сельское поселение село Ванавара право собственности на объект недвижимости незавершенного строительства одноэтажный жилой дом, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес> кадастровым номером <данные изъяты> признал за муниципальным образованием сельское поселение <адрес> право собственности на земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу <адрес>. (л.д. 118-120).

Решение Тунгусско-Чунского районного суда от 27.07.2011 г. по гражданскому делу № 2-114/2011 вступило в законную силу 12.08.2011 г. В соответствии с абз. 6 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», вступившие в законную силу судебные акты, являются основанием для государственной регистрации права.

Согласно части 2 статьи 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному гражданскому делу, обязательны для суда.

Также в судебное заседание по настоящему гражданскому делу были представлены:

- кадастровый паспорт здания, сооружения, объекта незавершенного строительства от 19 марта 2014 г. (л.д. 26-27) из которого следует, что видом объекта недвижимого имущества является здание, кадастровый , номер кадастрового квартала: <данные изъяты>, местоположение объекта недвижимого имущества: <адрес>, площадь <данные изъяты> кв.м, степень готовности объекта незавершенного строительства (%) – знак «прочерк», назначение: жилой дом, количество этажей 1, количество подземных этажей – знак «прочерк», материал стен: деревянные, кадастровый номер земельного участка (участков), в пределах которого расположен объект недвижимого имущества – знак «прочерк», предыдущие кадастровые (условные) номера объекта недвижимого имущества: <данные изъяты><данные изъяты>. В п. 10 кадастрового паспорта в особых отметках значится, что сведения об объекте подготовлены на основании технической инвентаризации от ДД.ММ.ГГГГ наименование объекта – жилой дом;

-кадастровая выписка от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 28), из которой следует: вид объекта недвижимого имущества здание, кадастровый , номер кадастрового квартала: <данные изъяты>, предыдущие номера: <данные изъяты>, <данные изъяты> дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости: ДД.ММ.ГГГГ. Описание объекта недвижимого имущества: адрес (описание местоположения): <адрес>, площадь <данные изъяты> кв.м, степень готовности объекта незавершенного строительства (%) – знак «прочерк», назначение: жилой дом, наименование: жилой дом, количество этажей, в том числе подземных: 1, материал наружных стен: деревянные, год ввода в эксплуатацию (завершение строительства): знак «прочерк». В п. 15 кадастровой выписки характер сведений государственного кадастра недвижимости (статус записи об объекте) указано, что сведения об объекте недвижимости имеют статус ранее учтенные.

Частью 1 ст. 45 ФЗ о кадастре установлено, что государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу данного Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных данным Федеральным законом особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с данным Федеральным законом (далее - ранее учтенные объекты недвижимости).

Согласно Приказу Минэкономразвития РФ от 11 января 2011 года № 1 «О сроках и порядке включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости» включение в государственный кадастр недвижимости сведений и содержащих указанные сведения документов о ранее учтенных объектах недвижимости осуществляется органом кадастрового учета.

В пункте 5 указанного документа сказано, что источниками для включения в ГКН сведений и содержащих данные сведения документов о ранее учтенных объектах недвижимости являются в том числе технические и кадастровые паспорта зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее - объекты технического учета), хранящиеся в архивах органов и организаций по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации (далее - организации технической инвентаризации).

Орган кадастрового учета в целях организации работ по передаче копий технических паспортов объектов технического учета направляет в организацию технической инвентаризации письменный запрос о представлении перечня объектов технического учета, в отношении которых такой организацией изготовлены технические или кадастровые паспорта (далее - перечень объектов) (пункт 8).

Перечень объектов передается организациями технической инвентаризации в срок не более чем двадцать рабочих дней со дня получения запроса органа кадастрового учета о представлении такого перечня (пункт 9).

В перечень объектов вносятся следующие сведения об объектах технического учета:

вид (здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства);

адрес (в случае отсутствия адреса - местоположение); литера (при наличии); инвентарный номер;

значение инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января года составления перечня объектов (п. 10).

При изменении технического паспорта объекта технического учета организацией технической инвентаризации, уполномоченной на осуществление государственного технического учета, после передачи в орган кадастрового учета его копии, указанная организация в срок не более чем пять рабочих дней со дня такого изменения передает в орган кадастрового учета копию технического паспорта данного объекта технического учета с внесенными изменениями без письменного запроса органа кадастрового учета (пункт 14).

В соответствии со статьей 20 ФЗ о кадастре с заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица.

С заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться только собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица.

Кроме указанных выше норм ФЗ о кадастре и связанных с принятием и вступлением в силу данного закона нормативно-правовых актов, определяя закон, которым следует руководствоваться при разрешении настоящего дела, суд исходил из следующего.

Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ):

строительство - создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства);

реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

объект капитального строительства определен как «здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек».

Следовательно, объект незавершенного строительства – это объект, строительство которого не завершено.

В соответствии с подпунктами 6 и 14 пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» даны следующие понятия:

здание - результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных;

помещение - часть объема здания или сооружения, имеющая определенное назначение и ограниченная строительными конструкциями.

Согласно части 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилым помещением признается изолированное помещение, пригодное для постоянного проживания граждан, т.е. отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Статьей 16 ЖК РФ предусмотрено, что к жилым помещениям относятся: 1) жилой дом, часть жилого дома; 2) квартира, часть квартиры; 3) комната. Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании. Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.

Пунктами 5, 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. №47, установлено, что жилым помещением признается: жилой дом - индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в нем; квартира - структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также из помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.

Статьей 288 ГК РФ установлено, что жилые помещения предназначены для проживания граждан. Размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое. Перевод помещений из жилых в нежилые производится в порядке, определяемом жилищным законодательством.

Согласно ч. 1 ст. 22 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.

В соответствии с частями 1, 2 и 3 статьи 23 ЖК РФ, перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления.

В силу пункта 2 статьи 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.

Согласно пункту 1 статьи 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Согласно пункту 1 статьи 131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Из анализа вышеприведенных правовых норм следует, что объект незавершенного строительства не является зданием, строением или сооружением. Объекты незавершенного строительства, согласно статьям 130, 131 ГК РФ, являются объектами недвижимости, права на которые подлежат обязательной государственной регистрации.

В соответствии с п. 2 ст. 25 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ, предусмотрено, что право собственности на объект незавершенного строительства регистрируется на основании правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором расположен объект незавершенного строительства, и разрешения на строительство, если в соответствии с законодательством Российской Федерации для строительства создаваемого объекта требуется получение такого разрешения.

Статья 7 ФЗ о кадастре, определяющая состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости, предусматривает, что в государственный кадастр вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта: 1) вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства); 2) кадастровый номер и дата его внесения в государственный кадастр недвижимости; 3) описание местоположения границ объекта в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра, если объектом является земельный участок; 4) описание местоположения объекта на земельном участке в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, если объектом является здание, сооружение или объект незавершенного строительства; 5) кадастровый номер здания или сооружения, в которых расположено помещение, номер этажа, на котором расположено это помещение (при наличии этажности), описание местоположения этого помещения в пределах данного этажа, либо в пределах здания или сооружения, либо соответствующей части здания или сооружения, если объектом является помещение; 6) площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с этим Законом требований, если объектом является земельный участок, здание или помещение.

В государственный кадастр могут также быть внесены дополнительные сведения об объекте недвижимости, а именно:

- назначение здания (нежилое здание, жилой дом или многоквартирный дом), если объектом недвижимости является здание (п.15 ч. 2 ст. 7 ФЗ о кадастре);

- назначение помещения (жилое помещение, нежилое помещение), если объектом недвижимости является помещение (п.16 ч. 2 ст. 7 ФЗ о кадастре);

- вид жилого помещения (комната, квартира), если объектом недвижимости является жилое помещение, расположенное в многоквартирном доме (п.17 ч. 2 ст. 7 ФЗ о кадастре);

-назначение сооружения, если объектом недвижимости является сооружение (п.18 ч. 2 ст. 7 ФЗ о кадастре);

- степень готовности объекта незавершенного строительства в процентах (п. 26 ч. 2 ст. 7 ФЗ о кадастре).

Таким образом, согласно указанным выше законоположениям ФЗ о кадастре следует, что здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства - это самостоятельные виды объектов недвижимости, подлежащие кадастровому учету. Внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о назначении объекта недвижимости возможно, если только объектами недвижимости являются здания, помещения и сооружения. Объекты незавершенного строительства в отличие от зданий, строений или сооружений не могут быть использованы в соответствии с их назначением до завершения строительства и ввода в эксплуатацию.

Завершение строительства и ввод объекта в эксплуатацию оформляются соответствующим разрешением, то есть документом, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации (ст. 55 ГрК РФ).

В силу подпункта 5 пункта 1 статьи 8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселения относится выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений.

В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относится: утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.

Анализ исследованных в судебном заседании материалов дела показал, что объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес> поставлен на кадастровый учет на основании сведений технической инвентаризации от ДД.ММ.ГГГГ, сведения об объекте недвижимости имеют статус ранее учтенные. В качестве уникальных характеристик данного объекта недвижимости в ГКН внесены сведения: вид объекта недвижимости – здание, кадастровый и дата его внесения в государственный кадастр недвижимости -ДД.ММ.ГГГГ, описание местоположения объекта: <адрес>, площадь – <данные изъяты> кв.м., назначение – жилой дом.

Между тем, фактически, как подтверждается представленными в суд доказательствами, по адресу: <адрес> находится вид объекта недвижимости - объект незавершенного строительства, год начала строительства неизвестен, количество этажей – 1, группа капитальности IV, степень готовности – 40%.

Указанный объект техническую инвентаризацию прошел, о чем свидетельствует технический паспорт объекта незавершенного строительства по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ имеет инвентарный , кадастровый , но в целом, как вид объекта недвижимости в ГКН не учтен.

Поскольку наличие объекта незавершенного строительства подразумевает возможность дальнейшего его преобразования в здание или сооружение, а также может повлечь изменение его характеристик, объект незавершенного строительства является преобразуемым объектом недвижимости. Снятие с учета такого объекта недвижимости осуществляется в порядке, установленном пунктом 47 Порядка учета, без заявления в течение трех рабочих дней с даты государственной регистрации прав на соответствующее здание, сооружение.

Также, как разъяснено в Письме Росреестра от 09 сентября 2013 года № 09-исх/08271-ВАн/13 «О государственном кадастровом учете здания, ранее поставленного на кадастровый учет как объект незавершенного строительства» в отношении объекта недвижимости, строительство которого завершено, должна осуществляться его постановка на государственный кадастровый учет как соответственно здания или сооружения (с внесением в государственный кадастр недвижимости в том числе предыдущего кадастрового номера - кадастрового номера объекта незавершенного строительства) с присвоением такому зданию или сооружению нового кадастрового номера. Снятие с учета преобразуемого объекта недвижимости (то есть объекта незавершенного строительства) осуществляется без заявления в течение трех рабочих дней с даты государственной регистрации прав на образованный из такого объекта недвижимости новый объект недвижимости (здание или сооружение) (часть 3 статьи 24 Закона о кадастре).

Таким образом, оценив в совокупности все исследованные в судебном заседании доказательства, суд признает объект недвижимого имущества с кадастровым номером <данные изъяты>, местоположение: <адрес>, видом объекта недвижимости - объектом незавершенного строительства со степенью готовности 40% и признает ранее учтенные в Государственном кадастре недвижимости сведения о виде объекта недвижимости – здание с кадастровым номером <данные изъяты>, местоположение: <адрес>, кадастровой ошибкой.

Согласно п. 5 ст. 28 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ решение суда об исправлении кадастровой ошибки принимается судом по требованию любого лица или любого органа. На основании решения суда об исправлении кадастровой ошибки орган кадастрового учета вносит новые сведения в реестр.

Суд отказывает истцу в удовлетворении требования об обязании филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Красноярскому краю исправить кадастровую ошибку в сведениях государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимого имущества с кадастровым номером <данные изъяты>, а именно: - в графе «Наименование» с «Жилой дом» на «Незавершенный строительством жилой дом», в графе «Назначение» с «Жилой дом» на «Нежилое», поскольку уникальные характеристики преобразуемого объекта недвижимости в связи с завершением строительства могут измениться, поэтому истец не лишен возможности обратиться самостоятельно в орган кадастрового учета с заявлением о постановке на учет объекта недвижимости, строительство которого завершено.

На основании пп.19п.1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ Администрация села Ванавара освобождена от уплаты государственной пошлины при обращении в суды общей юрисдикции.

Согласно ч.1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с абз. 3 п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера размер государственной пошлины для организаций составляет 6000 рублей. Поскольку исковое заявление Администрации с. Ванавара удовлетворено частично с Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 3000 рублей.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Администрации села Ванавара Эвенкийского муниципального района Красноярского края к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Красноярскому краю о признании и исправлении кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости – удовлетворить частично.

Признать объект недвижимого имущества с кадастровым номером <данные изъяты>, местоположение: <адрес>, видом объекта недвижимости - объектом незавершенного строительства со степенью готовности 40%.

Признать ранее учтенные в Государственном кадастре недвижимости сведения о виде объекта недвижимости – здание с кадастровым номером <данные изъяты>, местоположение: <адрес>, кадастровой ошибкой.

В удовлетворении оставшейся части исковых требований истцу – отказать.

Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 3000 рублей.

Решение суда может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Тунгусско-Чунский районный суд Красноярского края в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий

Судья подпись Е.П. Кирпиченко