ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-192/2017 от 28.02.2017 Ноябрьского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 февраля 2017 года город Ноябрьск ЯНАО

Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа

в составе председательствующего судьи НИГМАТУЛЛИНОЙ Д.М.

при секретаре судебного заседания БУГРОВОЙ Д.С.,

с участием представителя истца ФИО1, представителей ответчиков ФИО2, ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО4 к Администрации города Ноябрьск и Департаменту имущественных отношений Администрации города Ноябрьск о признании распоряжения, постановления и отказа в предоставлении земельного участка в собственность и возложении обязанности подготовить и направить договор купли-продажи земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО4 обратилась в суд с иском к НГДИ (с ДД.ММ.ГГГГ переименован в ДИО) Администрации г.Ноябрьск и Администрации г.Ноябрьск о признании незаконными распоряжения, постановления и отказа в предоставлении земельного участка в собственность и возложении обязанности подготовить и направить договор купли-продажи земельного участка. В обоснование требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась в НГДИ с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства площадью ..., вид права – собственность. ДД.ММ.ГГГГ Администрацией издано распоряжение № З-1861 «О предварительном предоставлении земельного участка», после чего произведены кадастровые работы, участок поставлен на кадастровый учет с видом разрешенного использования – приусадебный участок ЛПХ, адресный ориентир – <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в НГДИ с заявлением о предоставлении участка в собственность, ДД.ММ.ГГГГ подала заявление с просьбой не рассматривать предыдущее заявление. ДД.ММ.ГГГГ она снова подала заявление с просьбой предоставить земельный участок в собственность, в чем ей было отказано – ДД.ММ.ГГГГ постановление от ДД.ММ.ГГГГ отменено, в тот же день ей дан ответ об отказе в предоставлении земельного участка в собственность со ссылкой на ее отказ от участка. ДД.ММ.ГГГГ Администрацией издано Постановление «Об установлении соответствия между разрешённым использованием земельного участка и видом разрешённого использования земельных участков, установленных классификатором видов разрешённого использования земельных участков», которым, изменен вид разрешенного использования спорного участка с ЛПХ на ИЖС, что противоречит земельному законодательству. Просила признать незаконными все вышеуказанные постановления, распоряжения и действия ответчиков, а также обязать ДИО подготовить и направить ей проект договора купли-продажи земельного участка для ведения ЛПХ.

Истец в суд не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена, направила своего представителя ФИО1, который на иске настаивал, поддержал изложенные в исковом заявлении доводы. Дополнительно пояснил, что просьба истца не рассматривать ее заявление была вызвана необходимостью срочного выезда из города по семейным обстоятельствам на неопределенный срок. Он, будучи ее представителем, также выезжал по своим делам. Они не знали, когда вернутся, и полагали, что, возможно, в их отсутствие потребуется получить и подписать договор купли-продажи, поэтому подали такое заявление, в котором не содержится отказа от земельного участка. Указал, что действия ответчиков вызваны желанием увеличить стоимость земельного участка и не предоставлять его истцу. Заявление ФИО8 было подано ненадлежащим способом.

Представители ответчиков ФИО2 и ФИО3 в судебном заседании с иском не согласились. Пояснили, что распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ о предварительном согласовании предоставления истцу земельного участка отменено, поскольку изначально являлось незаконным – после опубликования извещения о возможности предоставления спорного земельного участка в собственность для ведения личного подсобного хозяйства (далее – ЛПХ) в НГДИ поступило заявление гражданина ФИО8 о намерении участвовать в аукционе по продаже этого земельного участка. Поступление данного заявления означало, что в предварительном согласовании истцу должно было быть отказано, следовало проводить торги, чего сотрудниками ответчика сделано не было. ДД.ММ.ГГГГ путем отмены распоряжения фактически устранено допущенное ранее нарушение закона. В распоряжении указана другая причина, а именно заявление истца об оставлении ее заявления о предоставлении земельного участка в собственность без рассмотрения, что ответчиком расценено как отказ заявителя от участка. Данная позиция была сформирована с учетом того, что таких участков было более двадцати, оставлять их «без дела» при наличии ... состоящих на учете в целях получения земельных участков для индивидуального жилищного строительства (ИЖС) многодетных семей возможным не представлялось. Кроме того, к этому моменту уже было принято решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка на ИЖС, что само по себе препятствовало его предоставлению кому-либо для ведения ЛПХ. Зона, в которой находится спорный земельный участок, была только запланирована как зона сельскохозяйственного назначения, но никогда такого статуса не имела. Ряд работников НГДИ, допустивших нарушения закона при осуществлении процедуры предварительного согласования предоставления истцу земельного участка, привлечены к дисциплинарной ответственности, некоторые из них уволены.

С учетом мнения участвующих в деле лиц суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке и, выслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему:

В соответствии со ст.9, 17, 36 и 72 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Право частной собственности охраняется законом. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона. Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу содержания норм Федерального закона «О введении в действие земельного кодекса Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ распоряжение земельными участками до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.

Отношения по предоставлению земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства, которое является формой непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции урегулированы совокупностью норм Земельного кодекса РФ и Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве» от ДД.ММ.ГГГГ № 112-ФЗ.

Так, в силу ст.3 упомянутого Федерального закона, право на ведение личного подсобного хозяйства имеют дееспособные граждане, которым земельные участки предоставлены или которыми земельные участки приобретены для ведения личного подсобного хозяйства.

В соответствии с ч.1, п.10 ч.2 ст.39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных п.2 настоящей статьи. Без проведения торгов осуществляется продажа в том числе земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со ст.39.18 настоящего Кодекса.

Процедура предоставления земельного участка без проведения торгов, на применение которой, обратившись в суд с настоящим иском, претендует истец, регламентирована ст.39.14 ЗК РФ и состоит из следующих этапов: подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; подача заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать; принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном ст.39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать; обеспечение выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка; осуществление государственного кадастрового учета земельного участка; подача заявления о предоставлении земельного участка; заключение договора о предоставлении земельного участка.

При этом особо отмечено, что предоставление земельных участков гражданам для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, осуществляется с учетом особенностей, установленных ст.39.18 настоящего Кодекса. Таким образом, вопросы о предоставлении земельных участков (предварительного согласования их предоставления) для ведения личного подсобного хозяйства урегулированы специальной нормой земельного права.

Согласно ст.39.18 ЗК РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления заявления при отсутствии оснований для отказа в таком согласовании обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (ч.1). В таком извещении указывается информация о возможности предоставления земельного участка с указанием целей этого предоставления; информация о праве граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, заинтересованных в предоставлении земельного участка для указанных целей, в течение тридцати дней соответственно со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка; адрес и способ подачи заявлений; дата окончания их приема; адрес или иное описание местоположения земельного участка; площадь земельного участка; адрес и время приема граждан для ознакомления со схемой расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, если данная схема представлена на бумажном носителе (ч.2).

В ходе рассмотрения дела с достоверностью установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО4 обратилась в Администрацию г.Ноябрьск с заявлением о предварительном согласовании предоставления ей земельного участка в собственность для ведения личного подсобного хозяйства на основании п.2 ст.39.3 ЗК РФ, приложив к заявлению схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Из приложенной схемы явствовало, что речь идет о земельном участке площадью ... кв.м, расположенном в системе координат <адрес> (квартал ), были четко указаны координаты точек границ земельного участка.

Поступление указанного заявления в силу установленного ч.1 ст.39.18 ЗК РФ правила обязывало ответчика опубликовать извещение о предоставлении земельного участка для указанных целей в собственность, что было исполнено – публикации состоялись ДД.ММ.ГГГГ (сайт ...), ДД.ММ.ГГГГ (газета ...») и ДД.ММ.ГГГГ (сайт ...) ДД.ММ.ГГГГ с указанием на окончание приема заявок в ДД.ММ.ГГГГ и подведение итогов ДД.ММ.ГГГГ. При этом ответчик указал, что граждане, заинтересованные в предоставлении спорного земельного участка в собственность в целях его дальнейшего использования под ЛПХ, могут подавать заявления в письменном виде о намерении участвовать в аукционе по продаже земельного участка, а также разъяснил время и место подачи заявок. Непосредственно способ подачи заявлений извещением установлен не был.

Граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе. Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет указанное решение заявителю (ч.4 и п.2 ч.5 ст.39.18 ЗК РФ).

ДД.ММ.ГГГГ, то есть в установленный законом тридцатидневный срок, в НГДИ по электронной почте поступило заявление о намерении участвовать в аукционе по продаже спорного земельного участка от гражданина ФИО8

Следует отметить, что Постановлением Администрации г.Ноябрьска от ДД.ММ.ГГГГ-П утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка, находящегося в собственности муниципального образования город Ноябрьск, или земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного в границах муниципального образования город Ноябрьск» (далее – регламент).

Согласно п.2.13.2 регламента при поступлении заявления в электронной форме либо по почте регистрация заявления производится в тот же день, если заявление поступило в период рабочего времени НГДИ. В случае поступления заявления в электронной форме либо по почте в нерабочее время, выходные и праздничные дни заявление регистрируется в первый рабочий день, в течение первого часа рабочего времени. Принятое к рассмотрению заявление в электронной форме распечатывается на бумажном носителе, и в дальнейшем работа с ним ведется в порядке, установленном для письменных заявлений.

В случае, если заявление не соответствует форме, установленной в приложении к регламенту, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены необходимые документы, заявление в течение ... со дня его поступления (регистрации) возвращается заявителю с указанием причины возврата (п.3.3.3 регламента).

Каких-либо особых правил о форме подачи заявления о намерении участвовать в аукционе после опубликования извещения ни земельным законодательством, ни регламентом не установлено. Поэтому, исходя из содержания п.2.13.2 регламента о правилах ведения работы с поступившими в электронной форме обращениями, суд приходит к выводу о том, что письменная форма заявлений, подаваемых в рамках оказания услуги по предварительному согласованию предоставления земельного участка, считается соблюденной и в том случае, если поданное в электронной форме заявление о намерении участвовать в аукционе, принято к рассмотрению.

Принято же к рассмотрению должно быть любое заявление об участии в аукционе, которое подписано заявителем, подано в установленный срок в уполномоченный орган, а также содержит сведения, позволяющие достоверно определить, об участии в каком аукционе и относительно какого земельного участка, заявлено.

Всем указанным требованиям заявление ФИО8, судя по его содержанию, соответствовало. Указанное подтверждается и тем, что в срок до ДД.ММ.ГГГГ заявление не было возвращено заявителю с указанием причин возврата.

В связи с поступлением этого заявления и в силу установленного ч.7 ст.39.18 ЗК РФ правила ответчик был обязан в недельный срок (то есть по ДД.ММ.ГГГГ) принять решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, то есть истцу. В дальнейшем должна была быть инициирована процедура проведения аукциона по продаже земельного участка.

На эту же обязанность указано в п.3.5.7 регламента, согласно которому в случае поступления в течение 30 дней со дня опубликования извещения заявлений иных заявителей о намерении участвовать в аукционе, НГДИ в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение об отказе обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка (п.3.5.7 регламента).

Таким образом, поступление заявления ФИО8 исключало возможность предварительного согласования предоставления спорного земельного участка истцу на основании поданного ею ДД.ММ.ГГГГ заявления, что не лишало ее права и возможности обратиться к ответчикам с аналогичным заявлением в последующий период в том случае, если бы аукцион по тем или иным причинам не состоялся.

В установленных обстоятельствах представленное стороной истца в судебное заседание письмо НГДИ в адрес ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ о несоответствии способа подачи заявления установленному в извещении, а также поступившее в НГДИ ДД.ММ.ГГГГ заявление ФИО8 об отказе от участия в аукционе по продаже спорного земельного участка, правового значения не имеют. Кроме того, из письма от ДД.ММ.ГГГГ невозможно сделать однозначный вывод о том, о каком земельном участке идет речь; отзыва заявления по спорному земельному участку от ФИО8 к тому моменту не поступало; а способ подачи заявлений о намерении участвовать в аукционе в извещении указан не был (извещение содержало лишь требование о форме заявления, которая, исходя из содержания утвержденного ответчиком регламента, была соблюдена).

Не смотря на это, распоряжением Администрации от ДД.ММ.ГГГГ просьба истца была удовлетворена: предварительно согласовано предоставление в ее собственность земельного участка площадью ... кв.м, расположенного в поселке <адрес> (категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – приусадебный участок личного подсобного хозяйства); утверждена схема расположения земельного участка; на заявителя возложена обязанность обеспечить проведение работ по образованию земельного участка и осуществление кадастрового учета, для чего переданы соответствующие полномочия.

ДД.ММ.ГГГГ земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет, ему присвоен кадастровый с указанием категории земель (земли населенных пунктов) и вида разрешенного использования (приусадебный участок личного подсобного хозяйства), что подтверждается его кадастровым паспортом.

В тот же день заявитель обратилась в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении вышеуказанного земельного участка в ее собственность на основании п.2 ст.39.3 и ст.39.1 ЗК РФ.

ДД.ММ.ГГГГ истцом заявлено об оставлении ее заявления о предоставлении земельного участка в собственность без рассмотрения без указания причин, а ДД.ММ.ГГГГ вновь подано заявление о предоставлении спорного земельного участка в ее собственность на том же основании.

Распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ в силу всех указанных выше обстоятельств изначально носило незаконный характер, в силу чего не могло послужить основанием для предоставления земельного участка истцу без проведения торгов в порядке, установленном ст.39.17 ЗК РФ, поэтому суд вынужден согласиться с позицией ответчиков о необходимости его безусловной отмены.

Такая отмена состоялась ДД.ММ.ГГГГ путем издания распоряжения Администрации , которое издано органом местного самоуправления в пределах его полномочий, содержит все необходимые реквизиты, является правильным по существу, поэтому не может быть отменено только лишь по тем основаниям, что в нем была указана другая причина. До ДД.ММ.ГГГГ право собственности истца на спорный земельный участок не возникло и не было зарегистрировано, а подлежащий разрешению судом спор о праве собственности на этот участок отсутствовал, в силу чего ответчик имел право на издание оспариваемого истцом в настоящее время распоряжения. Заявителю об отмене распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ сообщено письмом от ДД.ММ.ГГГГ, в котором содержался отказ в предоставлении земельного участка.

Исходя из изложенного, суд, учитывая, что судебной защите подлежит лишь возникшее в установленном порядке право, не находит оснований для удовлетворения требований истца о признании незаконными распоряжения Администрации г.Ноябрьска от ДД.ММ.ГГГГ и выраженного в письме НГДИ Администрации г.Ноябрьска от ДД.ММ.ГГГГ отказа в предоставлении земельного участка в собственность, а также о возложении на ответчика ДИО Администрации г.Ноябрьск обязанности подготовить и направить истцу договор купли-продажи земельного участка.

Что касается Постановления «Об установлении соответствия между разрешённым использованием земельного участка и видом разрешённого использования земельных участков, установленных классификатором видов разрешённого использования земельных участков» , то оно издано Администрацией г.Ноябрьска ДД.ММ.ГГГГ в рамках своих полномочий, в соответствии с законодательством (ГрК РФ, ЗК РФ, Федеральным законом «О внесении изменений в ЗК РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 171-ФЗ, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ, приказом Минэкономразвития России «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» от ДД.ММ.ГГГГ, Правилами землепользования и застройки МО г.Ноябрьск) и (в том числе в части спорного земельного участка) не нарушает прав и законных интересов истца, доводы которой основаны на неправильном толковании норм материального права.

Так, согласно ст.34 Федерального закона «О внесении изменений в ЗК РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 171-ФЗ, по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка.

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ правообладателем спорного земельного участка, вопреки доводам истца, в силу содержания норм Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ, являлось МО г.Ноябрьск, внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о спорном земельном участке носили временный характер.

Иных правообладателей земельного участка не имелось, на законном основании право истца на получение земельного участка в собственность к этой дате не возникло, поэтому ответчики были вправе заявить об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков, что и было сделано.

Вид разрешенного использования спорного земельного участка приведен в соответствие с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным Приказом в целях устранения возникшего несоответствия видов разрешенного использования земельных участков, расположенных в <адрес> (включая спорный), утвержденному Приказом Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, что повлекло обоснованное установление более высокой кадастровой стоимости спорного земельного участка, который относится к категории «земли населенного пункта», а не к категории «земли сельскохозяйственного использования».

Указанные действия никоим образом не затронули прав и законных интересов истца, не являющейся правообладателем земельного участка.

При таких обстоятельствах в удовлетворении требований о признании постановления от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении соответствия между разрешённым использованием земельного участка и видом разрешённого использования земельных участков, установленных классификатором видов разрешённого использования земельных участков» в части изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером ... истцу также должно быть отказано.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

ФИО4 в удовлетворении предъявленных к Администрации города Ноябрьск и Департаменту имущественных отношений Администрации города Ноябрьск о признании незаконными распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ, постановления от ДД.ММ.ГГГГ в части изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером ..., отказа в предоставлении земельного участка в собственность и возложении обязанности подготовить и направить договор купли-продажи земельного участка отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путём подачи жалобы через Ноябрьский городской суд.