Дело № 2-192/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Котельнич Кировской области 14 февраля 2018 года
Котельничский районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Перминовой Н.В.,
с участием истца ФИО1,
представителя ответчика ФИО2,
представителя третьего лица ФИО3,
при секретаре Исуповой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Котельничском районе Кировской области о зачете периодов трудовой деятельности в специальный трудовой стаж и назначении досрочной трудовой пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
Истец ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Котельничском районе Кировской области о зачете периодов трудовой деятельности в специальный трудовой стаж и назначении досрочной трудовой пенсии. В обоснование требований указав, что решением пенсионного органа от 04.10.2017 г. № 416708/17 ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по причине отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ. ГУ УПФ РФ в Котельничском районе Кировской области не были включены периоды ее работы с 24.04.2007 г. по 31.12.2012 г., 01.01.2013 по 31.12.2013 г., 01.01.2014 г. по 28.02.2014 г. в должности уборщика производственных помещений, так как отсутствуют документы, подтверждающие выполнение работ, предусмотренных Списком № 2, а также сведения индивидуального (персонифицированного) учета за 2007-2016 гг. представлены без указания кода льготы «Особые условия». С данным отказом истец не согласна.
Просит включить в специальный стаж указанные периоды работы, признать незаконным решение и назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с 25.09.2017 г., взыскать расходы по оплате государственной пошлины.
Истец ФИО1 в судебном заседании на заявленных требованиях настаивала, ссылаясь на доводы, указанные в иске. Дополнительно пояснила, что в спорные периоды работала в должности уборщика производственных помещений комендатуры. Однако неоднократно направлялась на работу в здание 1004, где происходит непосредственное уничтожение химического оружия, ей выдавались индивидуальные средства защиты – противогаз, который она никогда не надевала, а лишь держала наготове. Медицинские осмотры для допуска в грязную зону не проходила, в журналах фиксации входа в грязную зону не расписывалась. При этом получала доплату за вредные условия труда и увеличенный отпуск.
Представитель ответчика по доверенности ФИО2 заявленные требования не признала, указала, что истцом не представлено доказательств непосредственной занятости ее в технологическом процессе по уничтожению химического оружия, также работодателем не указан код льготы за спорные периоды работы истца. Ссылка истца, что она пользуется социальными гарантиями, получала надбавку за работу во вредных условиях труда, не является основанием для возникновения права на досрочную пенсию, поскольку предоставление дополнительных льгот в рамках трудовых правоотношений не влечет автоматического права истца на досрочную пенсию.
Представитель третьего лица Войсковой части <№> пгт.Мирный ФИО3 в судебном заседании пояснил, что истец была принята на работу уборщиком производственных и служебных помещений в административное здание части – комендатуру, где размещаются органы управления военного гарнизона. Производственный объект <№> по химическому уничтожению и хранению химического оружия делится на ряд структурных подразделений. Комендатура не имеет точного места базирования, есть штатный персонал уборщиц и они могут работать на любом из чистых зданий, без входа в грязную зону. В те помещения, где задействованы вредные факторы, т.е. где требуется одевать индивидуальные средства защиты, выполнять какие то работы по отбору проб воздуха, заниматься детоксикацией боеприпасов или работать в печном отделении на уничтожении и переработке радиационной массы и вещества, которое находится в снарядах и авиабомбах, истец допуска не имела. В здании детоксикации <№> есть грязные помещения, куда входят люди для выполнения работ, связанных с расснаряжением боеприпасов и уничтожением химического оружия, но это закрытое помещение, перед входом в это помещение надо пройти мед.комиссию, пройти комиссию на допуск к работе с хим.оружием, соответствовать определенным требованиям, получить соответствующие средства защиты, одеть их, пройти воздушную камеру, где определяется имеются ли опасные участки через которые химическое вещество может проникнуть в кожу и воздействовать на человека. Данной работой занимается совершенно другой персонал (аппаратчики, начальники смены), истец данных действий не выполняла, в технологическом процессе уничтожения химического оружия не участвовала. Поэтому оснований для указания кода льготы в спорные периоды работы истца не имеется. Уборка производственных помещений, где производится непосредственное уничтожение химоружия возложена на самих работников, имеющих допуск к грязной зоне. Участие уборщика производственных и служебных помещений в технологическом процессе уничтожение химоружия не предусмотрено, соответственно, условия труда (выполняемые работы) уборщика не дают права на досрочное назначение страховой пенсия по старости.
Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Общий порядок пенсионного обеспечения для всех граждан с 01.01.2015 года установлен Федеральным законом от 28.12.2013г № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее ФЗ № 400-ФЗ от 28.12.2013 г.).
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 указанного Федерального закона досрочная страховая пенсия по старости назначается женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 10 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года такой работы.
Аналогичные положения содержались в Федеральном законе от 17.01.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», действовавшем до 01.01.2015 года.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ от 28.12.2013 г., правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу ФЗ № 400-ФЗ от 28.12.2013 г., могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
При назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с особыми условиями труда применяется после 01.01.1992 года Список производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров РСФСР N 10 от 26 января 1991 года.
Согласно п. 2 подраздела А, раздела X "Химическое производство" (код профессии 2110А020) Списка N 2, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991г. N10, правом на назначение досрочной трудовой пенсии пользуются рабочие химической и нефтехимической отрасли промышленности, занятые полный рабочий день в производстве и работах, в том числе, в цехах (отделениях, участках) переработки и утилизации твердых, жидких и газообразных отходов от всех производств, перечисленных в Списке N 1, на очистке цистерн, емкостей и химаппаратуры, мойке и обработке возвратной тары из-под вредных химпродуктов, перечисленных в Списке N 1.
При этом в силу пункта 7 Разъяснения N 5, утвержденного Постановлением Минтруда РФ от 22.05.1996 г. N 29, правом на пенсию в связи с особыми условиями труда пользуются все работники независимо от наименования профессий и должностей, занятые в технологическом процессе производства или на отдельных работах, если в Списках эти производства и работы указаны без перечисления наименований профессий и должностей работников.
В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с Разъяснениями Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 N 5 под полным рабочим днем понимается выполнение работ в условиях труда, предусмотренных Списками соответствующих видов работ, не менее 80% рабочего времени.
В судебном заседании установлено, что 22.09.2017 г. ФИО1 обратилась в ГУ УПФ РФ в Котельничском районе Кировской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 ФЗ от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением ГУ УПФ РФ в Котельничском районе от 04.10.2017 г. № 416708/17 ФИО1 в назначении досрочной страховой пенсии по старости отказано по причине отсутствия стажа на соответствующих видах работ.
Ответчиком не включены в специальный стаж истца периоды работы с 24.04.2007 г. по 31.12.2012 г., 01.01.2013 г. по 31.12.2013 г., 01.01.2014 г. по 28.02.2014 г. в должности уборщика производственных помещений комендатуры в филиале <...>», так как отсутствуют документы, подтверждающие выполнение работ, предусмотренных Списком № 2, а также сведения индивидуального (персонифицированного) учета работодателем за период с 2007-2016 гг. представлены без кода льготы «Особые условия».
ФИО1 не согласившись с указным решением ответчика обратилась в суд, указав, что в спорные периоды осуществляла трудовую деятельность во вредных условиях труда, предусмотренных Списком №2.
Как следует из записей в трудовой книжке истца, ФИО1 в период с 24.04.2007 г. по 31.12.2012 г., 01.01.2013 г. по 31.12.2013 г., 01.01.2014 г. по 28.02.2014 г. работала в должности уборщика производственных помещений комендатуры в филиале <...>». Указанное также подтверждается соответствующими приказами о принятии и увольнении истца, трудовыми договорами.
Согласно справке, выданной войсковой частью № <№> Минобороны России от 08.06.21017 г., ФИО1 являлась гражданским персоналом Вооруженных сил РФ и работала в спорные периоды в должности уборщика производственных и служебных помещений комендатуры (л.д.20).
Из объяснений истца в судебном заседании следует, что она была принята на должность уборщика в комендатуру, то есть административное здание воинской части, однако неоднократно в 2010 году ее направляли выполнять работу уборщика в производственных помещениях, находящихся в <№>, в котором непосредственно происходят работы по уничтожению химического оружия. За работу во вредных условиях труда она получала доплату, предоставлялся увеличенный ежегодный отпуск.
Согласно положению о филиале ФБУ «<...>» предметом деятельности филиала является выполнение работ (услуг) по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия (л.д.72).
Из должностной инструкции уборщика служебных и производственных помещений войсковой части <...> следует, что комендатура является структурным подразделением войсковой части и создана для обеспечения и поддержания надлежащего порядка помещений на территории промзоны объекта. В обязанности уборщика входит: поддержание чистоты на вверенном ему участке, своевременное удаление мусора, уборка окон, подоконников, панелей дверей, проведение сухой и влажной уборки искусственной зелени и цветов, стендов, картин, чистка ковровых покрытий, полив цветов, обработка моющими и дезинфицирующими средствами туалетов, душевых и других мест общего пользования, собирание и транспортировка мусора и отходов в установленное место, проведение чистки и дезинфекции урн, участие в техническом обеспечении работ по расснаряжению и детоксикации химических боеприпасов, емкостей, устройств, детоксикации токсических химикатов в производственных зонах промышленных объектов по уничтожению (л.д.64).
Согласно трудовым договорам, заключенным между истцом и работодателем следует, что истцу в спорные периоды производились компенсационные выплаты в соответствии с Федеральным законом от 07.11.2000г. №136-ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием», а именно: компенсация стоимости санаторно-курортной путевки, а также надбавки: за стаж непрерывной работы, за выслугу лет в структурных подразделениях Министерства обороны. Иных надбавок, в том числе за выполнение или обеспечение работ по хранению, техническому обслуживанию и транспортированию химического оружия, истцу не устанавливалось (л.д.29).
Из представленной карты аттестации № 114 рабочего места и условий труда уборщика производственных и служебных помещений комендатуры (действующей до 2011г.) следует, что состояние условий труда на рабочем месте по степени вредности и опасности отнесена к допустимому классу 2, льготное пенсионное обеспечение при работе на указанной должности не предусмотрено (л.д.55-58). Из карты аттестации рабочего места по условиям труда №176 уборщика производственных и служебных помещений комендатуры (действующей с 2011г. по настоящее время) установлено, что условия труда отнесены к классу условий труда – 3.1, досрочное назначение трудовой пенсии предусмотрено только за фактическую занятость на работах с вредными условиями труда (л.д.59-62).
С указанными картами аттестации истец была ознакомлена, о чем свидетельствует ее личная подпись.
Из пояснений представителя ответчика следует, что уборщики в технологическом процессе уничтожения химического оружия не задействованы, истица непосредственного участия в уничтожении химического оружия, либо в иных работах по обслуживанию химического оружия не участвовала. Данные обстоятельства не оспаривала и сама истица.
Согласно сведениям, представленных войсковой частью <№> от 14.02.2018г. следует, что ФИО1 за период работы в войсковой части <№> в грязную зону <№> объекта по хранению и уничтожению химического оружия не заходила, соответствующего допуска не имела (л.д.81).
Кроме того, работодателем не выдана истцу справка уточняющая характер работы и условия труда, в которой за ней признавалось бы право на льготную пенсию в связи с вредными условиями труда.
Из письма войсковой части <№> от 13.06.2017г., адресованного ФИО1 следует, что выдать справку не представляется возможным по причине отсутствия должностей уборщика производственных и служебных помещений комендатуры в перечне рабочих мест, наименований профессий и должностей, занятость в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по возрасту в соответствии со статьей 28 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» (по Снискам №1 и №2 и малым спискам), следовательно, индивидуальные сведения при перечислении страховых взносов в пенсионный фонд в отношении ФИО1 были представлены без указания льготных кодов (л.д.21).
Исходя из представленных доказательств и установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что истица непосредственного участия в осуществлении работ по уничтожению химического оружия, а также в технологическом процессе его уничтожения не принимала, доказательств выполнения истцом в спорные периоды такой работы, которая в соответствии с названными выше Списками дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не представлено, в связи с чем оснований для удовлетворениях заявленных требований не имеется.
Доводы истца о том, что учреждение в котором она работала, осуществляет деятельность по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия, следовательно, она имеет право на досрочное назначение пенсии, не состоятельны, поскольку не всем работающим лицам на предприятиях химической промышленности назначается досрочная пенсия по Списку №1 и №2, так как юридически значимым обстоятельством является занятость истца в подразделениях и должностях, участвующих в технологическом процессе по уничтожению химического оружия, что не нашло своего подтверждения в судебном заседании.
Выплата ФИО1 надбавок к месячному заработку и ежегодного вознаграждения на основании постановления Правительства РФ от 29.03.2002 г. N 187 "Об оплате труда граждан, занятых на работах с химическим оружием", не свидетельствует о непосредственной занятости истца на таких работах, поскольку данный Федеральный закон принят во исполнение Федерального закона от 07.11.2000 г. "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием", который устанавливает виды социальных гарантий, и не может являться основанием для зачета спорных периодов в льготный стаж при отсутствии иных объективных доказательств. Предоставление дополнительных льгот в рамках трудовых правоотношений не является безусловным основанием и не влечет автоматического права истца на досрочную пенсию.
При таких обстоятельствах оспариваемое решение пенсионного органа об отказе в установлении пенсии является законным и обоснованным.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 к ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Котельничском районе Кировской области о зачете периодов трудовой деятельности в специальный трудовой стаж и назначении досрочной трудовой пенсии оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд через Котельничский районный суд в течение месяца со дня его принятия.
Мотивированное решение изготовлено 19 февраля 2018 года.
Председательствующий Н.В. Перминова