ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-192/2022 от 25.01.2022 Майкопского городского суда (Республика Адыгея)

К делу

ФИО2 ГОРОДСКОЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ ФИО3

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ФИО2 городской суд Республики ФИО3 в составе: председательствующего судьи Сташ И.Х.,

при секретаре судебного заседания ФИО5,

с участием:

истца ФИО1,

представителя истца ФИО6,

представителя ответчика ФИО7,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Главному Управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике ФИО3 о защите чести, достоинства и деловой репутации и компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к Главному Управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике ФИО3 о защите чести, достоинства и деловой репутации и компенсации морального вреда.

В обоснование исковых требований указал, что решением ФИО2 городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, удовлетворены исковые требования ФИО1 к Главному Управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике ФИО3 о восстановление на работе и взыскании заработной платы за время вынужденного прогула: ФИО1 восстановлен в должности старшего государственного инспектора по маломерным судам – руководителя патрульной службы Центра государственной инспекции по маломерным судам Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике ФИО3, с взысканием в пользу ФИО1 заработной платы за время вынужденного прогула в размере 30 634,00 рублей.

Так, по инициативе ответчика фамилия истца была включена в 2020 году в Реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, на сайте Министерства юстиции Российской Федерации, и значился в указанном реестре по февраль 2021 года.

Кроме того, из ответа от ДД.ММ.ГГГГ местного отделения ДОСААФ России ФИО2<адрес>, истцу стало известно, что причиной отказа ему в трудоустройстве в ФИО2<адрес>ное отделение ДОСААФ России, послужило то обстоятельство, что он значится в списке Министерства юстиции Российской Федерации, как лицо, уволенное в связи с утратой доверия.

Таким образом, согласно доводам истца, ответчик, используя свое преимущественное положение, публично распространил, путем опубликования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте Министерства юстиции Российской Федерации, в списке лиц, уволенных в связи с утратой доверия, фамилии истца, тем самым распространил сведения, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию истца, не имевших место в действительности, причинив истцу тем самым нравственные страдания, вред его деловой репутации, оскорбив личное достоинство, в связи с чем, истец обратился суд с настоящим иском.

ФИО1 просил взыскать с Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике ФИО3 в свою пользу компенсацию морального вреда в размере 500 000,00 рублей, в связи с распространением в отношении него сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию, обязать ответчика опровергнуть указанные сведения, путем принесения публичных извинений под протокол судебного заседания и опубликования в газете «ФИО2 новости».

В судебном заседании истец ФИО1 и его представитель ФИО6 просили удовлетворить исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике ФИО3ФИО7 в судебном заседании просил отказать в удовлетворении исковых требований за необоснованностью и пропуском срока исковой давности, установленного ч.3 ст. 392 ТК РФ.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Министерства юстиции Российской Федерации, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

В соответствии с п. 3, п. 5 ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть настоящее дело.

Выслушав доводы участвующих в деле лиц, исследовав представленные доказательства и материалы дела, суд считает заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Материалами дела подтверждается, что решением ФИО2 городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, удовлетворены исковые требования ФИО1 к Главному Управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике ФИО3 о восстановление на работе и взыскании заработной платы за время вынужденного прогула: ФИО1 восстановлен в должности старшего государственного инспектора по маломерным судам – руководителя патрульной службы Центра государственной инспекции по маломерным судам Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике ФИО3, с взысканием в пользу ФИО1 заработной платы за время вынужденного прогула в размере 30 634,00 рублей.

В силу ч. 2 ст. 61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

В соответствии со ст. 152 ГК РФ, гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Опровержение должно быть сделано тем же способом, которым были распространены сведения о гражданине, или другим аналогичным способом. Сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина и распространенные в средствах массовой информации, должны быть опровергнуты в тех же средствах массовой информации. Гражданин, в отношении которого в средствах массовой информации распространены указанные сведения, имеет право потребовать наряду с опровержением также опубликования своего ответа в тех же средствах массовой информации.

Под распространением сведений, порочащих честь и достоинство граждан или деловую репутацию граждан и юридических лиц, следует понимать опубликование таких сведений в печати, трансляцию по радио и телевидению, демонстрацию в кинохроникальных программах и других средствах массовой информации, распространение в сети Интернет, а также с использованием иных средств телекоммуникационной связи, изложение в служебных характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам, или сообщение в той или иной, в том числе устной, форме хотя бы одному лицу. Сообщение таких сведений лицу, которого они касаются, не может признаваться их распространением, если лицом, сообщившим данные сведения, были приняты достаточные меры конфиденциальности, с тем, чтобы они не стали известными третьим лицам.

В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что в связи с увольнением ДД.ММ.ГГГГФИО1 с должности старшего государственного инспектора по маломерным судам - руководителя патрульной службы центра государственной инспекции по маломерным судам ГУ МЧС России по Республике ФИО3, он был включен в список лиц, уволенных, в связи с утратой доверия, как лицо, уволенное за совершение коррупционного правонарушения.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", сведения о применении к лицу взыскания в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, подлежат включению в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия (далее - реестр), сроком на пять лет с момента принятия акта, явившегося основанием для включения в реестр. Реестр подлежит размещению на официальном сайте федеральной государственной информационной системы в области государственной службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Сведения о лице, к которому было применено взыскание в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения, исключаются из реестра в случаях: 1) отмены акта, явившегося основанием для включения в реестр сведений о лице, уволенном в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения; 2) вступления в установленном порядке в законную силу решения суда об отмене акта, явившегося основанием для включения в реестр сведений о лице, уволенном в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения; 3) истечения пяти лет с момента принятия акта, явившегося основанием для включения в реестр сведений о лице, уволенном в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения; 4) смерти лица, к которому было применено взыскание в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения. Включение в реестр сведений о лице, к которому было применено взыскание в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения, исключение из реестра сведений о лице, к которому было применено взыскание в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения, размещение реестра на официальном сайте федеральной государственной информационной системы в области государственной службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" осуществляются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 4 Положения о реестре лиц, уволенных в связи с утратой доверия, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 228, территориальные органы, иные территориальные подразделения федеральных государственных органов, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, территориальные подразделения уполномоченных организаций, а также организации, созданные для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, определяют должностное лицо, ответственное за направление сведений в уполномоченный государственный орган (уполномоченную организацию) в соответствии с настоящим Положением для их включения в реестр, а также для исключения из реестра сведений по основаниям, указанным в пункте 15 настоящего Положения.

В соответствии с подп. «а» п. 5, подп. «а» п. 6 Положенияо реестре лиц, уволенных в связи с утратой доверия, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 228, сведения включаются в реестр посредством их направления в уполномоченное подразделение Аппарата Правительства Российской Федерации должностным лицом федерального государственного органа - в отношении лиц, замещавших государственные должности Российской Федерации, должности федеральной государственной службы в федеральном государственном органе, в территориальном органе и ином территориальном подразделении этого федерального государственного органа, а также должности в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед указанным федеральным государственным органом (за исключением уполномоченных организаций). Сведения направляются в федеральный государственный орган должностным лицом территориального органа или иного территориального подразделения федерального государственного органа - в отношении лиц, замещавших государственные должности Российской Федерации, должности федеральной государственной службы.

В силу п. 10, п. 12 Положения о реестре лиц, уволенных в связи с утратой доверия, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 228, должностное лицо, указанное в пункте 4 настоящего Положения, направляет информацию, указанную в пункте 12 настоящего Положения, в уполномоченный государственный орган (уполномоченную организацию) в течение 10 рабочих дней со дня принятия акта о применении взыскания в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения в соответствии с пунктами 6 - 8 настоящего Положения. Для включения сведений в реестр уполномоченный государственный орган (уполномоченная организация) направляет в уполномоченное подразделение Аппарата Правительства Российской Федерации следующую информацию: а) фамилия, имя и отчество лица, к которому применено взыскание в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения; б) дата рождения лица, к которому применено взыскание в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения; в) идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), присваиваемый налоговым органом Российской Федерации, или аналог идентификационного номера налогоплательщика в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства (для иностранных лиц) - при наличии; г) страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС) - при наличии; д) номер и серия паспорта (или реквизиты заменяющего его документа) лица, к которому применено взыскание в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения; е) наименование органа (организации), в котором замещало должность лицо, к которому было применено взыскание в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения; ж) наименование должности, замещаемой на момент применения взыскания в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения; з) дата и номер (реквизиты) соответствующего акта о применении взыскания в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения; и) сведения о совершенном коррупционном правонарушении, послужившем основанием для увольнения (освобождения от должности) лица в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения, со ссылкой на положение нормативного правового акта, требования которого были нарушены.

Согласно подп. «а», подп. «б» п. 15, п. 18 вышеуказанного Положения, сведения исключаются из реестра по следующим основаниям: отмена акта о применении взыскания в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения; вступление в установленном порядке в законную силу решения суда об отмене акта о применении взыскания в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения. Должностное лицо, указанное в пункте 4 настоящего Положения, обязано направить уведомление об исключении из реестра сведений в уполномоченный государственный орган (уполномоченную организацию) в течение 5 рабочих дней со дня наступления оснований, предусмотренных подпунктами "а" и "б" пункта 15 настоящего Положения, или со дня получения письменного заявления в соответствии с пунктами 19 и 20 настоящего Положения.

В судебном заседании представителем ответчика представлены сведения об исключении ФИО1, по вступлению в законную силу решения ФИО2 городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, из списка лиц, уволенных в связи с утратой доверия.

Таким образом, с учетом вышеуказанных положений действующего законодательства Российской Федерации и обстоятельств дела, суд критически относится к доводам искового заявления о распространении ответчиком в отношении истца сведений, порочащих его честь, достоинство и деловой репутации, путем опубликования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте Министерства юстиции Российской Федерации в списке лиц, уволенных в связи с утратой доверия, и приходит к выводу, что в рассматриваемом случае, имеет место не распространение сведений, порочащих честь и достоинство истца, а выполнение ответчиком требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", а именно обязанности по направлению сведений о ФИО1 для включения в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, со дня принятия акта о применении взыскания в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения.

Истцом не представлено доказательств незаконности действий ответчика, признанных в установленном законодательством порядке, по направлению сведений об увольнении истца для включения в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, а решением ФИО2 городского суда от ДД.ММ.ГГГГ разрешен индивидуальный трудовой спор между ФИО1 и Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике ФИО3 о восстановлении на работе и взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, при этом, в соответствии с разъяснениями, данными в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 3"О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц", не могут рассматриваться как не соответствующие действительности сведения, содержащихся в судебных решениях и приговорах, постановлениях органов предварительного следствия и других процессуальных или иных официальных документах, для обжалования и оспаривания которых предусмотрен иной установленный законами судебный порядок (например, не могут быть опровергнуты в порядке статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации сведения, изложенные в приказе об увольнении, поскольку такой приказ может быть оспорен только в порядке, предусмотренном Трудовым кодексом Российской Федерации).

Также, истцом не представлены доказательства опубликования ответчиком сведений порочащих честь и достоинство истца в печати, путем трансляции по радио и телевидению, демонстрации в кинохроникальных программах и других средствах массовой информации, распространения в сети «Интернет» на иных ресурсах, кроме как в реестре лиц, уволенных в связи с утратой доверия, в рамках исполнения ответчиком обязанности, предусмотренной Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".

Также, суд считает несостоятельным довод представителя ответчика о пропуске истцом срока исковой давности, предусмотренного ч.3 ст. 392 ТК РФ, так как данный срок применим при рассмотрении индивидуального трудового спора в рамках Трудового законодательства Российской Федерации, а в рассматриваемом случае исковые требования не обусловлены нарушением ответчиком трудовых прав истца.

В соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Главному Управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике ФИО3 о защите чести, достоинства и деловой репутации и компенсации морального вреда, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики ФИО3 через ФИО2 городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий: подпись И.Х. Сташ

УИД 01RS0-91

Подлинник находится в материалах дела

В ФИО2 городском суде РА