ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-193-2018 от 05.04.2018 Шумерлинского районного суда (Чувашская Республика)

Дело № 2-193-2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

05 апреля 2018 г. г.Шумерля

Шумерлинский районный суд Чувашской Республики

В составе:

Председательствующего Сливницыной Н.В.

при секретаре Игнатьевой Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Долговой Татьяны Валерьевны, действующей в своих интересах и в интересах ФИО1, а также в интересах несовершеннолетней – ФИО4, к администрации ........................ Чувашской Республики о Признании незаконным Постановление администрации ........................№ ___________ от "___" ___________ г. «О снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации ........................» в части исключения Долгова Д.Д. из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий; признании незаконным исключение Долгова Д.Д. из списка участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" и обязании включить семью Долгова Д.Д в составе из трех человек в список молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» с очерёдностью, действующей на дату исключения из списка,

У С Т А Н О В И Л :

Долгова Т.В., действующая в интересах ФИО1, а также в интересах несовершеннолетней – ФИО4, обратилась в суд с указанным выше иском по тем основаниям, что "___" ___________ г. их семья поставлена на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий администрацией ........................ Чувашской Республики.

Письмом от "___" ___________ г. за исх. № ___________ они проинформированы о включении в список молодых семей участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей».

Весь объем необходимых для участия в подпрограмме документов ими неоднократно представлялся (администрация ........................ неоднократно запрашивала документы, в том числе повторно), как при первоначальной постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, так и в последующем при приобретении жилья в ипотеку, при рождении дочери.

Из ответа администрации ........................ от "___" ___________ г. за исх.№ ___________ им стало известно, что постановлением главы администрации ........................№ ___________ от "___" ___________ г.ФИО1 и его семья сняты с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с тем, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на каждого члена семьи, превышает учетную норму, предусмотренную по .........................

О данном факте им стало известно только после получения указанного ответа после того, как они обратились в администрацию ........................ с заявлением о предоставлении информации об очередности на государственную поддержку молодой семьи.

В дальнейшем им стало известно, что они исключены администрацией ........................ из списка молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в 2015 году, несмотря на то, что список на получение социальных выплат в 2015 году уже был утвержден "___" ___________ г. Председателем Кабинета Министров Чувашской Республики.

Считает постановление главы администрации ........................№ ___________ от "___" ___________ г. и исключение администрацией ........................ из списка молодых семей на получение социальных выплат в 2015 году незаконным по следующим основаниям.

На момент принятия решения о включении моей семьи в список участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы они соответствовали предъявляемым требованиям для включения молодой семьи - претендента на получение социальной выплаты.

Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от "___" ___________ г.№ ___________ утверждена Федеральная целевая Программа «Жилище» на 2002-2010 годы. В ее состав включена Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей».

Во исполнение условий Федеральной целевой Программы Постановлением Правительства Российской Федерации от "___" ___________ г.№ ___________ утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, которые установили порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома.

Согласно пункту 5 указанных Правил участницей подпрограммы может быть молодая семья, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от "___" ___________ г.№ ___________ «Об организации работы по реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилье» на 2002-2010 годы в Чувашской Республике» утвержден Порядок организации работы по реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилье» на 2002-2010 годы в Чувашской Республике.

Пунктом 3.1. Порядка предусмотрены аналогичные условия для участия молодой семьи в программе обеспечения жильем.

Всем указанным выше критериям ФИО1 и его семья полностью соответствовали.

В связи с тем, что срок действия Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы истек, Постановлением Правительства Российской Федерации от "___" ___________ г.№ ___________ была утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы, в состав которой включена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» на 2011-2015 годы, а также Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.

Постановлением Правительства Российской Федерации от "___" ___________ г.№ ___________ введен п.п. «е» п. 2 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, согласно которому социальная выплата может быть использована для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищных займов на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до "___" ___________ г..

Постановлением Правительства РФ от "___" ___________ г. N 889 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от "___" ___________ г. N 1050" утверждена программа «Жилище» на 2015-2020 годы, которая является фактически идентичной, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от "___" ___________ г.№ ___________ подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы и базируются на преемственности этих программ.

Согласно федеральной целевой программе «Жилище» на 2015-2020 годы она является продолжением программы на 2011-2015 годы, в свою очередь программа на 2011-2015 годы является продолжением программы на 2002-2010 годы.

Исходя из целей и задач федеральной программы «Обеспечение жильем молодых семей» и с учетом имеющихся финансово-экономических возможностей на период ее действия предусматривается предоставление данной социальной выплаты тем участвующим в подпрограмме семьям, которые на момент включения их органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году отвечают всем установленным указанными Правилами требованиям к молодой семье.

Таким образом, лица, участвовавшие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, на 2011-2015 годы, в том случае, если они не получили соответствующую социальную выплату, в соответствии со смыслом и целями подпрограммы, становятся участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы.

Согласно изложенным выше Правилам, одним из условий получения социальных выплат является нуждаемость молодой семьи в улучшении жилищных условий, в том числе и на момент заключения кредитного договора (договора займа).

Молодые семьи-участники подпрограммы могут привлекать в целях приобретения жилого помещения собственные средства, средства материнского капитала, а также средства кредитов и займов, предоставляемых организациями и (или) физическими лицами.

Из смысла вышеуказанных правовых норм следует, что жилье, приобретаемое участниками программы, в том числе за счет заемных средств, не могло быть менее учетной нормы, установленной органами местного самоуправления, что позволяет молодой семье сохранить статус участников государственной целевой программы «Жилище».

Постановлением главы администрации ........................№ ___________ от "___" ___________ г. их семья была снята с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку общая площадь жилого помещения, приходящаяся на члена семьи, превышает учетную норму, установленную по городу Шумерля.

Однако данное обстоятельство не могло являться основанием для вынесения указанного постановления, поскольку общая площадь жилого помещения у их семьи возросла в результате приобретения в ипотеку квартиры по адресу: ........................, бульвар Юности, ........................, корпус 1, .........................

Квартира ими была приобретена за счет средств, полученных по договору целевого займа от "___" ___________ г., и ипотечного кредита от "___" ___________ г., что не исключало возможности участия в программе на 2011-2015 годы и моя семья оставалась участником данной программы, поскольку в силу вышеприведенных норм права социальная выплата используется для компенсации части затрат, произведенных молодой семьей-участником программы на приобретение жилья, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья. На тот момент они являлись участниками данной программы.

Договор целевого займа на приобретение жилья заключен "___" ___________ г. между ними и ФИО3, "___" ___________ г. года рождения на сумму 1 100 000 (один миллион сто тысяч рублей). Денежные средства переданы нам при подписании данного договора. Заемные денежные средства направлены на уплату первоначального взноса при приобретении квартиры. Остальная часть денежных средств была получена по ипотечному кредиту от "___" ___________ г. Из пункта 3.1.4 данного договора прямо следует, что из общей суммы займа 900 т.р. будет оплачена из собственных средств.

Как было указано выше федеральная целевая программа «Жилище» на 2015-2020 годы является продолжением программы на 2011-2015 годы, в свою очередь программа на 2011-2015 годы является продолжением программы на 2002-2010 годы.

Таким образом, лица, участвовавшие в подпрограмме на 2002-2010 годы, становятся участниками подпрограммы на 2011-2015 годы и на 2015-2020 годы. Одним из условий получения социальных выплат является нуждаемость молодой семьи в улучшении жилищных условий на момент заключения кредитного договора (договора займа).

На момент заключения ипотечного договора от "___" ___________ г. они жилых помещений, занимаемых по договору социального найма, либо на праве собственности, не имели. Для оплаты первоначального взноса для получения ипотечного займа были использования целевые заемные денежные средства, полученные по договору займа от "___" ___________ г.. Полученные по договору займа денежные средства были направлены на оплату общей стоимости приобретённой квартиры.

Постановлением администрации ........................№ ___________ от "___" ___________ г. их семья снята с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с обеспеченностью жильем.

Исключение администрацией ........................ их семьи из списка лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, повлекло принятие в дальнейшем очередного незаконного решения со стороны администрации ........................: исключение из списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2015 году, утвержденного "___" ___________ г. Председателем Кабинета Министров Чувашской Республики, тем самым наша семья была лишена права на получение социальных выплат в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.

Их право на участие в программе до настоящего времени не реализовано, несмотря на то, что они были в нее включены в июле 2009 года, то, что ФИО1 и его семья не воспользовалась своим правом ранее получения целевого займа (от "___" ___________ г.) и заключения ипотечного договора (от "___" ___________ г.) от их воли не зависело.

Требования законодательства, изложенные в п.п. «е» п. 2 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, введенного Постановлением Правительства Российской Федерации от "___" ___________ г.№ ___________, полностью соблюдены.

До настоящего времени не погашен ни ипотечный кредит от "___" ___________ г., ни договор целевого займа от "___" ___________ г..

Таким образом, Постановление администрации ........................ об исключении ФИО1 и его семьи из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий от "___" ___________ г. является незаконным и необоснованным.

Кроме изложенных выше обстоятельств, особое внимание необходимо обратить на то, что их семья была лишена права на получение социальных выплат уже после принятия органом исполнительной власти Чувашской Республики решения о включении нашей молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты.

Одно из требований всех указанных выше подпрограмм для получения социальных выплат (на 2002-2010 годы, на 2011-2015 годы и на 2015-2020 годы) - чтобы возраст каждого из супругов на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превысил 35 лет.

ФИО1 и его семья были включены в список молодых семей на получение социальных выплат в 2015 году, который утвержден "___" ___________ г. Председателем Кабинета Министров Чувашской Республики, то есть до достижения моим супругом 35 лет.

В соответствии с разъяснениями Минстроя России от "___" ___________ г. N28617-ВМ/05 участником подпрограммы может быть молодая семья, возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году не превышает 35 лет (то есть не достиг 36 лет).

Сводный список на 2015 год был сформирован органом исполнительной власти субъекта РФ на основании данных, поступивших от органов местного самоуправления (пункт 22 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования Приложение N3k подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы).

В утвержденном "___" ___________ г. Председателем Кабинета Министров Чувашской Республики списке отсутствовала их дочь - ФИО4, "___" ___________ г. г.р., которая не была туда включена по вине администрации .........................

То есть фактически меры государственной поддержки должны были оказаны на семью из трех человек.

Конституционный Суд РФ неоднократно в сформулированных им правовых позициях подчеркивал недопустимость произвольного отказа от выполнения государством принятых на себя публично-правовых обязательств (Постановления от "___" ___________ г. N 18-П, от "___" ___________ г. N 11-П, от "___" ___________ г. N 8-П, Определение от "___" ___________ г. N415-0 и др.).

Просит:

1) Признать незаконным Постановление администрации ........................№ ___________ от "___" ___________ г. «О снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации ........................» в части исключения семьи Долговых списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

2) Признать незаконным исключение семьи Долговых из списка участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" и обязать Ответчика включить семью Долговых в составе из трех человек в список молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» с очерёдностью, действующей на дату исключения из списка.

Истец-Долгова Т.В. в судебное заседание не явилась, представила в суд заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, требования свои поддерживает в полном объеме.

Ответчик – представитель администрации ........................ Чувашской Республики – Сотниченко Д.В. в судебном заседании требования Долговой Т.В. не признала.

Третьи лица:

Представитель Министерства финансов Чувашской Республики в судебное заседание не явился.

Представитель Министерства строительства и архитектуры Чувашской Республики в судебное заседание не явился.

Выслушав пояснения сторон, исследовав представленные в суд письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Постановлением Правительства Российской Федерации от "___" ___________ г. N 675 была утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 - 2010 годы. В ее состав была включена подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей".

Во исполнение условий Федеральной целевой программы Постановлением Правительства Российской Федерации от "___" ___________ г. N 285 были утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, которые устанавливали порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома.

Согласно пункту 5 указанных Правил участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;

б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил;

в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Пунктом 6 Правил установлено, что применительно к настоящим Правилам под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до "___" ___________ г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после "___" ___________ г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В силу статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Решением Собрания депутатов муниципального образования ........................ была установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 12 кв. м. на человека.

Постановлением Правительства Российской Федерации от "___" ___________ г.№ ___________ утверждена Федеральная целевая Программа «Жилище» на 2002-2010 годы. В ее состав включена Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей».

Постановлением главы администрации ........................ от "___" ___________ г.№ ___________ФИО1 и его семья, состоящая из 2 человек, приняты на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении и включены в список лиц, имеющих право на государственную поддержку как молодая семья для получения ипотечного кредита, а впоследствии и в список молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей», изъявивших желание получить социальную выплату в 2010 году, по администрации .........................

В период действия Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы и принятых в целях ее реализации нормативных правовых актов социальная выплата семье Долговых предоставлена не была.

"___" ___________ г. на заемные средства ФИО1и Долгова Т.В., на праве общей совместной собственности приобрели квартиру, находящуюся по адресу: ........................, бульвар Юности, ........................ кор.1 ........................, общей площадью – 92 кв. м

"___" ___________ г. в семье Долговых родилась дочь - ФИО4, в связи с чем состав семьи Долговых увеличился до 3 человек.

Несмотря на это, ответчиком в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на строительство жилого дома было отказано.

Согласно ответу администрации ........................ семья ФИО1, состоящая из трех человек, не может быть признана нуждающейся в жилом помещении, поскольку площадь жилого помещения, находящегося в собственности семьи Долговых, превышает учетную норму.

Постановлением главы администрации ........................ от "___" ___________ г. N 177 семья ФИО1 исключена из списка претендентов на получение социальной выплаты по программе "Обеспечение жильем молодых семей»

В связи с тем, что срок действия Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы истек, Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 была утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, в состав которой включена подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" на 2011 - 2015 годы, а также Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.

Согласно пункту 6 Правил одним из условий участия в подпрограмме также является нуждаемость молодой семьи в улучшении жилищных условий.

В целях названных выше Правил под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 7 Правил).

Вместе с тем, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" на 2011 - 2015 годы фактически идентична утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. N 675 подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы и базируется на принципах преемственности этой подпрограммы.

Согласно федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы она является продолжением программы на 2002 - 2010 годы (раздел 1. Характеристика проблемы).

Таким образом, лица, участвовавшие в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, в том случае, если они не получили соответствующую социальную выплату, в соответствии со смыслом и целями подпрограммы, принципом преемственности, становятся участниками подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.

Из дела видно, что на момент принятия решения о включении ФИО1 и его семьи, состоящей из 2 человек, в список участников подпрограммы их семья отвечала предъявляемым требованиям для включения молодой семьи - претендента на получение социальной выплаты.

Квартира семьей Долговых была приобретена за счет средств, полученных по договору целевого займа от 10.11.2010 года, и ипотечного кредита от 07.09.2011, что не исключало возможности участия в программе на 2011-2015 годы и моя семья оставалась участником данной программы, поскольку в силу вышеприведенных норм права социальная выплата используется для компенсации части затрат, произведенных молодой семьей-участником программы на приобретение жилья, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья. На тот момент они являлись участниками данной программы.

Договор целевого займа на приобретение жилья заключен "___" ___________ г. между ними и ФИО3, "___" ___________ г. года рождения на сумму 1 100 000 (один миллион сто тысяч рублей). Денежные средства переданы нам при подписании данного договора. Заемные денежные средства направлены на уплату первоначального взноса при приобретении квартиры. Остальная часть денежных средств была получена по ипотечному кредиту от "___" ___________ г. Из пункта 3.1.4 данного договора прямо следует, что из общей суммы займа 900 т.р. будет оплачена из собственных средств.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2011 года №575 введен п.п. «е» п. 2 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, согласно которому социальная выплата может быть использована для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищных займов на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 01.01.2011 года.

Исходя из целей и задач федеральной программы «Обеспечение жильем молодых семей» и с учетом имеющихся финансово-экономических возможностей на период ее действия предусматривается предоставление данной социальной выплаты тем участвующим в подпрограмме семьям, которые на момент включения их органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году отвечают всем установленным указанными Правилами требованиям к молодой семье.

Таким образом, лица, участвовавшие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, на 2011-2015 годы, в том случае, если они не получили соответствующую социальную выплату, в соответствии со смыслом и целями подпрограммы, становятся участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы.

Согласно указанным выше Правилам, одним из условий получения социальных выплат является нуждаемость молодой семьи в улучшении жилищных условий, в том числе и на момент заключения кредитного договора (договора займа).

Молодые семьи-участники подпрограммы могут привлекать в целях приобретения жилого помещения собственные средства, средства материнского капитала, а также средства кредитов и займов, предоставляемых организациями и (или) физическими лицами.

Из смысла вышеуказанных правовых норм следует, что жилье, приобретаемое участниками программы, в том числе за счет заемных средств, не могло быть менее учетной нормы, установленной органами местного самоуправления, что позволяет молодой семье сохранить статус участников государственной целевой программы «Жилище».

Как было указано выше федеральная целевая программа «Жилище» на 2015-2020 годы является продолжением программы на 2011-2015 годы, в свою очередь программа на 2011-2015 годы является продолжением программы на 2002-2010 годы.

Таким образом, лица, участвовавшие в подпрограмме на 2002-2010 годы, становятся участниками подпрограммы на 2011-2015 годы и на 2015-2020 годы. Одним из условий получения социальных выплат является нуждаемость молодой семьи в улучшении жилищных условий на момент заключения кредитного договора (договора займа).

На момент заключения ипотечного договора от "___" ___________ г. они жилых помещений, занимаемых по договору социального найма, либо на праве собственности, не имели. Для оплаты первоначального взноса для получения ипотечного займа были использования целевые заемные денежные средства, полученные по договору займа от "___" ___________ г.. Полученные по договору займа денежные средства были направлены на оплату общей стоимости приобретённой квартиры.

Постановлением администрации ........................№ ___________ от "___" ___________ г. их семья снята с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с обеспеченностью жильем.

Исключение администрацией ........................ их семьи из списка лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, повлекло принятие в дальнейшем очередного незаконного решения со стороны администрации ........................: исключение из списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2015 году, утвержденного "___" ___________ г. Председателем Кабинета Министров Чувашской Республики, тем самым наша семья была лишена права на получение социальных выплат в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.

Их право на участие в программе до настоящего времени не реализовано, несмотря на то, что они были в нее включены в июле 2009 года, то, что ФИО1 и его семья не воспользовалась своим правом ранее получения целевого займа (от "___" ___________ г.) и заключения ипотечного договора (от "___" ___________ г.) от их воли не зависело.

Требования законодательства, изложенные в п.п. «е» п. 2 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, введенного Постановлением Правительства Российской Федерации от "___" ___________ г.№ ___________, полностью соблюдены.

До настоящего времени не погашен ни ипотечный кредит от "___" ___________ г., ни договор целевого займа от "___" ___________ г..

Таким образом, Постановление администрации ........................ об исключении ФИО1 и его семьи из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий от "___" ___________ г. является незаконным и необоснованным.

Поскольку государство, включая молодую семью в качестве участника указанной подпрограммы, и признавая тем самым ее право на получение социальной выплаты, взяло на себя определенное публично-правовое обязательство по ее социальной поддержке, то исключается произвольный отказ от него.

Данная позиция изложена в Определении Верховного суда Российской Федерации от "___" ___________ г. N 47-КГ14-8.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что правовых оснований для отказа в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на строительство жилого дома и исключении семьи ФИО1 из списка участников программы не имелось, в связи с чем исковые требования Долговой Т.В. подлежат удовлетворению

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать незаконным Постановление администрации ........................ Чувашской Республики от "___" ___________ г.№ ___________ в части снятия ФИО1 с учета граждан, нуждающихся в жилом помещении.

Включить ФИО1 с составом семьи из трех человек в список молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 г.г. с очерёдностью, действующей на дату исключения из списка.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Чувашской Республики в месячный срок со дня его оглашения.

Председательствующий Н.В. Сливницына